комплексное применение

  • docx
  • 29.05.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала urok_kompleksnogo_primeneniya_znaniy_po_russkomu_yazyku_v_3_klasse.docx

Урок комплексного применения знаний по русскому языку в

3 «Д» и в 8 «Е» классах по теме «Орфограммы в корне»

 

Учитель Павина А.В.

 

Цель урока: способствовать более прочному и осознанному усвоению понятий по темам  «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением», «Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых ударением», «Правописание сомнительных согласных в корне слова», «Правописание непроизносимых согласных в корне слова», «Чередование гласных в корне слова», продолжать работу по развитию орфографической зоркости и слуха, продолжать развивать умения работать в группах, совершенствовать умения в оформлении письменных работ и отработки каллиграфического навыка,  развивать речь, творческое мышление учащихся, вырабатывать умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.

 

Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.

 

Задачи урока:

  1. В сфере личностных УУД:
    • Формировать учебно–познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новых поставленных задач;
    • Развивать способность к самооценке на основе успешности учебной деятельности;
    • Воспитывать интерес к изучению русского языка.
  2. В сфере регулятивных УУД:
    • Научить принимать и сохранять учебную задачу;
    • Формировать навык планирования своей деятельности в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
    • Развивать самостоятельность при выполнении поставленных задач, умение оценивать правильность выполнения действий.
  3. В сфере познавательных УУД:
    • Научить детей применять ранее полученные знания для выполнения учебных заданий;
    • Развивать речевые навыки при устных высказываниях;
    • Развивать навык поиска разнообразных способов решения задач.
  4. В сфере коммуникативных УУД:
    • Развивать навык использования речевых средств для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
    • Воспитывать культуру речи, доброжелательное отношение к мнению других;
    • Формировать договорные отношения при решении общих задач в совместной деятельности.
    • Формировать разновозрастные отношения.

 

Оборудование:

1.      Пакет для самостоятельной работы в группах по теме урока.

2.      Презентация по теме урока.

3.      Костюмы и реквизиты для героев

Форма работы: групповая

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

Организационный

(2 минуты)

Проверяем готовность класса к уроку.

Обращаем внимание на «лист достижений», в котором ребята самостоятельно будут отмечать свои успехи.

Проговариваются этапы урока.

Для детей на доске:

1.       Определение темы урока.

2.       Секрет

3.       Работа в группах.

4.       Физкультминутка.

5.       Презентация работ.

6.       Подведение итогов.

Наводят порядок на партах, проверяют всё необходимое.

2.

Определение темы и цели урока

(5 минуты)

На доске слова ЖЁЛУ…Ь, ПРАЗ…НИК, К…ПУСТА, МОЛ…КО.

-Вставьте пропущенные буквы. Какие звуки, гласные или согласные, обозначают эти буквы? Назовите орфограммы, на которые мы должны обратить внимание при написании этих слов.

-В какой морфеме пропущены буквы?

-Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

Это новый для вас материал?

Какие же цели мы поставим перед собой на этом уроке? (кластер)

 

 

Дети вставляют пропущенные буквы, называют орфограммы, формулируют тему урока: «Повторение и обобщение знаний по теме «Орфограммы в корне слова»

 

Повторить правила правописания корневых орфограмм (перечисляют орфограммы), развитие речи, развитие каллиграфического навыка.

 

3.

Проблемная ситуация

Под музыку в класс неожиданно входят герои сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» Элли, Железный Дровосек, Страшила и Лев (учащиеся 8 класса).

-Здравствуйте, ребята! Вы нас узнали? Я – Элли, я – Железный Дровосек, я – Страшила, я – Лев. Из какой мы сказки? (если учащиеся 3 класса затрудняются назвать втора или название сказки, герои сами называют). Мы идём к Волшебнику Гудвину. Дорога из жёлтого кирпича привела нас к вам. А знаете ли вы, зачем мы идём к Гудвину?

Преодолев множество препятствий, мы уже видим купола башен Изумрудного города. Мы несём письма Волшебнику Гудвину с просьбами исполнить наши желания.

Появляется злая волшебница Гингема с песней.

-Вот я вас и догнала! Ничего у вас не получится! (начинает колдовать). Ну-ну! Идите-идите! Скатертью дорожка!

(убегает)

Появляется Гудвин со свитой. Герои обращаются к нему.

- Великий и ужасный Гудвин! Мы просим тебя исполнить наши желания. О них мы написали в письмах (зачитывают письма).

Гудвин передаёт письма учителю русского языка 8 класса.

-Пусть великая волшебница русского языка прочтёт эти письма!

Учитель читает письма и возмущается:

-Как можно так безграмотно писать! Великий Гудвин, в этих письмах очень много ошибок. Скорее всего без злого колдовства тут не обошлось. В каждом письме ошибки на определённую орфограмму. Необходимо исправить ошибки и объяснить их,  иначе невозможно будет исполнить желания друзей.

Гудвин:

-Итак, вы слышали, о чём просит вас великая волшебница! Исправьте ошибки и принесите доказательства вашей правоты, а письма перепишите заново! Даю вам на это четверть часа. Оставляю вам своих помощников (уходят).

Герои:

-Так вот оно – колдовство Гингемы! А вы ребята поможете нам?

Учитель предлагает героям распределиться по командам вместе с помощниками, воспользоваться пакетом с заданиями для оформления правил.

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Распределение ролей в группах.

Работа в группах. (15 минут)

Учитель:

-Чтобы помочь нашим героям, необходимо действовать быстро и слаженно. Прочитайте вместе письмо, определите, на какую орфограмму допущены ошибки, исправьте их. В пакетах у вас есть правила, но Гингема, видимо и тут постаралась: правила рассыпались и перемешались. Выберите нужное, наклейте на лист бумаги. Когда вы исправите все ошибки, запишите слова, в которых были допущены ошибки, в тетради, запишите проверочные слова,  а герои перепишут письмо без ошибок на лист бумаги. Распределите, кто какую работу будет выполнять в группе. Подготовьте ответ по плану:

1. Назовите орфограмму.

2. сформулируйте правило, оформленное на листе.

3. назовите слова +проверочные (если это необходимо)

4. предъявите переписанное письмо.

 

 

 

 

Дети распределяют роли и выполняют работу в группах.

 

 

 

 

 

5.

Физкультминутка

(1 минута)

Проводят герои.

Дети выполняют упражнения.

6.

Презентация работ

Гудвин вместе со свитой и учителем русского языка 8 класса проверяют работы, заслушивают правила, опрашивают другие команды.

Учитель 8 класса:

-Ребята, объясните написание слов с вопросительным знаком (старшеклассники объясняют написание слов с чередующимися гласными).

Гудвин хвалит детей за работу и вручает героям коробочки, где лежат их желания. Герои благодарят за помощь. Все уходят, исполняя песню.

Гингема:

-Как у вас всё здорово получилось! Мне так понравилась ваша работа. Возьмите меня с собой, я тоже хочу поучиться у великой волшебницы русского языка!

Ответы детей

7.

Рефлексия урока

(5 минут)

Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Все ли цели достигнуты? Что не удалось? Понравился ли вам урок? Оцените каждый свою работу (оценочный лист) по критериям: настроение, моя работа в группе, достижение целей урока, обобщение знаний по русскому языку.

Ответы учащихся, заполнение оценочного листа.

9.

Итог урока

(1 минута)

Оглашение результатов работы групп. Выявление самой активной группы и группы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1.

 

 

Письмо Элли.

 

Дарагой Гудвин!

Прашу тебя исполнить маё желание. Я хачу вернуться дамой в Канзас, где я выр?сла, со сваим другом Тотошкой!

 

Письмо Льва.

Виликий Гудвин!

Исполни моё жилание. Я труслив, как заиц, а хочу быть смелым, как мидведь. Дай мне, пожалуйста, смелости. Разриши мне остаться в твоей валшебной стране. Заранее спосибо! Г?рю от нетерпения стать храбрым!

 

Письмо Железного Дровосека.

Здраствуй, Ужастный Гудвин!

Я преодолел много опастностей, помог моим прелесным друзьям дойти до тебя. Я чуствую себя счасливым. Но для полного счастья мне не хватает серца. Прошу, помоги! Хочу просыпаться на з?ре влюблённым!

 

 

Письмо Страшилы.

Блиский и далёкий Гудвин!

Я был пугалом, которое охраняло огорот. Мой хозяин нарисовал мне глас – и я могу видеть. Потом мне нарисовали ноз – я могу чувствовать запахи. Потом мне нарисовали рот – и я могу говорить. Но никто не вл?жил в мою голову мозк. У меня к тебе прозьба – дай мне ума. Твой верный друк Страшила.

 

 

 

Оценочный лист

 

Критерий

оценка

1

Настроение

2

Моя работа в группе

3

Знания по русскому языку

4

Достигнуты ли цели урока