Урок комплексного применения знаний по русскому языку в
3 «Д» и в 8 «Е» классах по теме «Орфограммы в корне»
Учитель Павина А.В.
Цель урока: способствовать более прочному и осознанному усвоению понятий по темам «Правописание безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением», «Правописание безударных гласных в корне слова, не проверяемых ударением», «Правописание сомнительных согласных в корне слова», «Правописание непроизносимых согласных в корне слова», «Чередование гласных в корне слова», продолжать работу по развитию орфографической зоркости и слуха, продолжать развивать умения работать в группах, совершенствовать умения в оформлении письменных работ и отработки каллиграфического навыка, развивать речь, творческое мышление учащихся, вырабатывать умение самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях.
Цель урока будет достигаться путем решения ряда задач по формированию универсальных учебных действий.
Задачи урока:
Оборудование:
1. Пакет для самостоятельной работы в группах по теме урока.
2. Презентация по теме урока.
3. Костюмы и реквизиты для героев
Форма работы: групповая
№ |
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1. |
Организационный (2 минуты) |
Проверяем готовность класса к уроку. Обращаем внимание на «лист достижений», в котором ребята самостоятельно будут отмечать свои успехи. Проговариваются этапы урока. Для детей на доске: 1. Определение темы урока. 2. Секрет 3. Работа в группах. 4. Физкультминутка. 5. Презентация работ. 6. Подведение итогов. |
Наводят порядок на партах, проверяют всё необходимое. |
2. |
Определение темы и цели урока (5 минуты) |
На доске слова ЖЁЛУ…Ь, ПРАЗ…НИК, К…ПУСТА, МОЛ…КО. -Вставьте пропущенные буквы. Какие звуки, гласные или согласные, обозначают эти буквы? Назовите орфограммы, на которые мы должны обратить внимание при написании этих слов. -В какой морфеме пропущены буквы? -Попробуйте сформулировать тему нашего урока. Это новый для вас материал? Какие же цели мы поставим перед собой на этом уроке? (кластер) |
Дети вставляют пропущенные буквы, называют орфограммы, формулируют тему урока: «Повторение и обобщение знаний по теме «Орфограммы в корне слова»
Повторить правила правописания корневых орфограмм (перечисляют орфограммы), развитие речи, развитие каллиграфического навыка.
|
3. |
Проблемная ситуация |
Под музыку в класс неожиданно входят герои сказки А. Волкова «Волшебник Изумрудного города» Элли, Железный Дровосек, Страшила и Лев (учащиеся 8 класса). -Здравствуйте, ребята! Вы нас узнали? Я – Элли, я – Железный Дровосек, я – Страшила, я – Лев. Из какой мы сказки? (если учащиеся 3 класса затрудняются назвать втора или название сказки, герои сами называют). Мы идём к Волшебнику Гудвину. Дорога из жёлтого кирпича привела нас к вам. А знаете ли вы, зачем мы идём к Гудвину? Преодолев множество препятствий, мы уже видим купола башен Изумрудного города. Мы несём письма Волшебнику Гудвину с просьбами исполнить наши желания. Появляется злая волшебница Гингема с песней. -Вот я вас и догнала! Ничего у вас не получится! (начинает колдовать). Ну-ну! Идите-идите! Скатертью дорожка! (убегает) Появляется Гудвин со свитой. Герои обращаются к нему. - Великий и ужасный Гудвин! Мы просим тебя исполнить наши желания. О них мы написали в письмах (зачитывают письма). Гудвин передаёт письма учителю русского языка 8 класса. -Пусть великая волшебница русского языка прочтёт эти письма! Учитель читает письма и возмущается: -Как можно так безграмотно писать! Великий Гудвин, в этих письмах очень много ошибок. Скорее всего без злого колдовства тут не обошлось. В каждом письме ошибки на определённую орфограмму. Необходимо исправить ошибки и объяснить их, иначе невозможно будет исполнить желания друзей. Гудвин: -Итак, вы слышали, о чём просит вас великая волшебница! Исправьте ошибки и принесите доказательства вашей правоты, а письма перепишите заново! Даю вам на это четверть часа. Оставляю вам своих помощников (уходят). Герои: -Так вот оно – колдовство Гингемы! А вы ребята поможете нам? Учитель предлагает героям распределиться по командам вместе с помощниками, воспользоваться пакетом с заданиями для оформления правил.
|
Ответы детей.
|
4. |
Распределение ролей в группах. Работа в группах. (15 минут) |
Учитель: -Чтобы помочь нашим героям, необходимо действовать быстро и слаженно. Прочитайте вместе письмо, определите, на какую орфограмму допущены ошибки, исправьте их. В пакетах у вас есть правила, но Гингема, видимо и тут постаралась: правила рассыпались и перемешались. Выберите нужное, наклейте на лист бумаги. Когда вы исправите все ошибки, запишите слова, в которых были допущены ошибки, в тетради, запишите проверочные слова, а герои перепишут письмо без ошибок на лист бумаги. Распределите, кто какую работу будет выполнять в группе. Подготовьте ответ по плану: 1. Назовите орфограмму. 2. сформулируйте правило, оформленное на листе. 3. назовите слова +проверочные (если это необходимо) 4. предъявите переписанное письмо.
|
Дети распределяют роли и выполняют работу в группах.
|
5. |
Физкультминутка (1 минута) |
Проводят герои. |
Дети выполняют упражнения. |
6. |
Презентация работ |
Гудвин вместе со свитой и учителем русского языка 8 класса проверяют работы, заслушивают правила, опрашивают другие команды. Учитель 8 класса: -Ребята, объясните написание слов с вопросительным знаком (старшеклассники объясняют написание слов с чередующимися гласными). Гудвин хвалит детей за работу и вручает героям коробочки, где лежат их желания. Герои благодарят за помощь. Все уходят, исполняя песню. Гингема: -Как у вас всё здорово получилось! Мне так понравилась ваша работа. Возьмите меня с собой, я тоже хочу поучиться у великой волшебницы русского языка! |
Ответы детей |
7. |
Рефлексия урока (5 минут) |
Какие цели мы ставили перед собой в начале урока? Все ли цели достигнуты? Что не удалось? Понравился ли вам урок? Оцените каждый свою работу (оценочный лист) по критериям: настроение, моя работа в группе, достижение целей урока, обобщение знаний по русскому языку. |
Ответы учащихся, заполнение оценочного листа. |
9. |
Итог урока (1 минута) |
Оглашение результатов работы групп. Выявление самой активной группы и группы.
|
|
Приложение 1.
Письмо Элли.
Дарагой Гудвин!
Прашу тебя исполнить маё желание. Я хачу вернуться дамой в Канзас, где я выр?сла, со сваим другом Тотошкой!
Письмо Льва.
Виликий Гудвин!
Исполни моё жилание. Я труслив, как заиц, а хочу быть смелым, как мидведь. Дай мне, пожалуйста, смелости. Разриши мне остаться в твоей валшебной стране. Заранее спосибо! Г?рю от нетерпения стать храбрым!
Письмо Железного Дровосека.
Здраствуй, Ужастный Гудвин!
Я преодолел много опастностей, помог моим прелесным друзьям дойти до тебя. Я чуствую себя счасливым. Но для полного счастья мне не хватает серца. Прошу, помоги! Хочу просыпаться на з?ре влюблённым!
Письмо Страшилы.
Блиский и далёкий Гудвин!
Я был пугалом, которое охраняло огорот. Мой хозяин нарисовал мне глас – и я могу видеть. Потом мне нарисовали ноз – я могу чувствовать запахи. Потом мне нарисовали рот – и я могу говорить. Но никто не вл?жил в мою голову мозк. У меня к тебе прозьба – дай мне ума. Твой верный друк Страшила.
Оценочный лист
№ |
Критерий |
оценка |
1 |
Настроение |
|
2 |
Моя работа в группе |
|
3 |
Знания по русскому языку |
|
4 |
Достигнуты ли цели урока |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.