Комплексный анализ текста на примере стихотворения Р. Рождественского «Равнодушным»

  • Презентации учебные
  • pptx
  • 17.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Презентация подготовлена к занятию по теме "Комплексный анализ текста". В содержание презентации включены: цели занятия, план проведения занятия, текст стихотворения "Равнодушным", вопросы и задания к комплексному анализу текста. Перечислены задания для работы с компьютером. Отражена коллективная работа и работа в группах.Презентация подготовлена к занятию по теме "Комплексный анализ текста". В содержание презентации включены: цели занятия, план проведения занятия, текст стихотворения "Равнодушным", вопросы и задания к комплексному анализу текста. Перечислены задания для работы с компьютером. Отражена коллективная работа и работа в группах.
Иконка файла материала Комплексный анализ текста на примере стихотворения Р.pptx
Комплексный  анализ текста на  примере  стихотворения Р.  Рождественского  «Равнодушным» Преподаватель ГБПОУ  «КТК» Бергалеева Т.С.
«Комплексный анализ текста»;  - развивать аналитические умения при  Цели: - обобщить и углубить знания по теме:  самостоятельной работе с текстом,  развивать устную  и письменную  речь, навыки исследовательской  работы;
Равнодушным. Роберт Рождественский. Равнодушные любых профессий религий  и языков, представители древних  династий  и беспородные, будьте прокляты, ныне, и присно, и во веки веков! Я желаю вам абсолютно  искренне:  будьте прокляты!
В час, когда земля  примеривается  к новой войне, когда ломятся склады от  бомб и ракеты в небо  вгрызаются, "Наше дело маленькое... ­  шепчете вы, ­  Мы ­ в стороне... Мы не вмешиваемся  ни во что... Нас не касается..."
Я не знаю, как взбудоражить вас  в недрах ваших квартир, чем растревожить, какими такими дустами? Но знаю, что, если завтра погибнет мир, он погибнет только по вашей вине, равнодушные! И за то, что вы равнодушны к стонам чужим и словам, я желаю яростно, желаю истово и  навязчиво, чтобы сделалось  лично вам, персонально вам
сегодня же  больно по­настоящему!  Я хочу, чтобы вы  оставались самими собой, но чтоб в каждой клетке  вашего тела темно и разбойно колыхалась боль, клокотала боль, извивалась боль! Чтоб ­  молчать было больно! И чтобы ­  стонать было больно!..
Я желаю, чтоб в ваших глазах пошатнулся свет, чтоб наполнились ужасом  ваши секунды и месяцы. И чтоб вы кричали:  "Спасите!!" ­  а люди в ответ пожимали плечами: "Мы ни во что не  вмешиваемся..."
Я хочу,  чтоб судьба стояла у ваших  дверей и смотрела бы, усмехаясь, что с вами делается... И да сбудется  это проклятье как можно скорей!  Пока есть время. Пока еще мир живет и  надеется.
1.Работа в группах: а) Определите тему текста, его стиль,  докажите принадлежность текста к  данному стилю; б) Определите главную мысль текста, в  каких предложениях она выражена?
в) Найти   выразительные  средства языка,  которые помогают  передать авторское  отношение к  равнодушным  (риторическое  обращение, анафора,  перечисление,  синонимический ряд,  инверсия, градация).
г). Сгруппировать виды орфограмм, которые  есть в этом тексте (написание сложных слов,  правописание наречий, правописание приставок,  личные окончания глаголов) д) Сгруппировать виды пунктограмм, которые  есть в этом тексте (сложное предложение, знаки  препинания при обращении, обособление  деепричастия, знаки препинания при прямой  речи).
Работа с компьютером (индивидуально,  в парах):    • Найти синоним – фразеологизм к слову  «равнодушный»  • Найти толкование слова «династия» • Найти толкование слова «присно» • Найти толкование слова «недра» • Найти толкование слова «дуст»
•     Выделенное слово замените стилистически     нейтральным «…ракеты в небо вгрызаются» •  Замените фразеологизм «во веки веков»  нейтральным словом – синонимом •  Найдите нейтральное слово – синоним к слову  «взбудоражить» •  Найдите нейтральное слово – синоним к слову  «клокотала» •  Найдите нейтральное слово – синоним к слову  «колыхалась»
Индивидуальная работа с последующей проверкой:  1. Выпишите из текста  сложное слово, разберите его по  составу.  2. Выпишите слова, иллюстрирующие правило:  «Правописание приставок на з­ и с­»  3. Выпишите из текста наречие с приставкой по­,  графически объясните его правописание.  4. Выпишите из текста деепричастие, объясните его  образование.  5. В третьем абзаце найдите предложение с  сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью,  подчеркните грамматические основы.
6.Найдите сложное бессоюзное предложение, подчеркните в нём  грамматические основы. 7. Определите вид следующего предложения, подчеркните в нём  грамматические основы: «Я хочу, чтоб судьба стояла у ваших дверей  и смотрела бы, усмехаясь, что с вами делается...»  8. Определите вид следующего предложения, подчеркните в нём  грамматические основы: «В час, когда земля примеривается к новой  войне, когда ломятся склады от бомб и ракеты в небо вгрызаются,  «Наше дело маленькое…­ шепчете вы, ­ Мы – в стороне… Мы не  вмешиваемся ни во что… Нас не касается…». 9. В третьем абзаце найдите предложения с прямой речью, составьте  схемы этих предложений.  10. Из текста выпишите 3 словосочетания с разными видами связи  (согласование, управление, примыкание).
Рефлексия.  Свободный микрофон:  Согласны ли вы с мнением поэта? Сравнение с откликами в Интернете