Презентация подготовлена к занятию по теме "Комплексный анализ текста". В содержание презентации включены: цели занятия, план проведения занятия, текст стихотворения "Равнодушным", вопросы и задания к комплексному анализу текста. Перечислены задания для работы с компьютером. Отражена коллективная работа и работа в группах.Презентация подготовлена к занятию по теме "Комплексный анализ текста". В содержание презентации включены: цели занятия, план проведения занятия, текст стихотворения "Равнодушным", вопросы и задания к комплексному анализу текста. Перечислены задания для работы с компьютером. Отражена коллективная работа и работа в группах.
Комплексный
анализ текста на
примере
стихотворения Р.
Рождественского
«Равнодушным»
Преподаватель ГБПОУ
«КТК»
Бергалеева Т.С.
«Комплексный анализ текста»;
- развивать аналитические умения при
Цели:
- обобщить и углубить знания по теме:
самостоятельной работе с текстом,
развивать устную и письменную
речь, навыки исследовательской
работы;
Равнодушным. Роберт Рождественский.
Равнодушные
любых профессий
религий
и языков,
представители древних
династий
и беспородные,
будьте прокляты,
ныне, и присно,
и во веки веков!
Я желаю вам абсолютно
искренне:
будьте прокляты!
В час,
когда земля
примеривается
к новой войне,
когда ломятся склады от
бомб
и ракеты в небо
вгрызаются,
"Наше дело маленькое...
шепчете вы,
Мы в стороне...
Мы не вмешиваемся
ни во что...
Нас не касается..."
Я не знаю,
как взбудоражить вас
в недрах ваших квартир,
чем растревожить,
какими такими дустами?
Но знаю,
что, если завтра
погибнет
мир,
он погибнет
только по вашей вине,
равнодушные!
И за то, что вы равнодушны
к стонам чужим и словам,
я желаю яростно, желаю истово и
навязчиво, чтобы сделалось
лично вам,
персонально вам
сегодня же
больно
понастоящему!
Я хочу, чтобы вы
оставались
самими собой,
но чтоб в каждой клетке
вашего тела
темно и разбойно
колыхалась боль,
клокотала боль,
извивалась боль!
Чтоб
молчать было больно!
И чтобы
стонать было больно!..
Я желаю,
чтоб в ваших глазах
пошатнулся свет,
чтоб наполнились ужасом
ваши секунды и месяцы.
И чтоб вы кричали:
"Спасите!!"
а люди в ответ
пожимали плечами:
"Мы ни во что не
вмешиваемся..."
Я хочу,
чтоб судьба стояла у ваших
дверей
и смотрела бы, усмехаясь,
что с вами делается...
И да сбудется
это проклятье
как можно скорей!
Пока есть время.
Пока еще мир живет и
надеется.
1.Работа в группах:
а) Определите тему текста, его стиль,
докажите принадлежность текста к
данному стилю;
б) Определите главную мысль текста, в
каких предложениях она выражена?
в) Найти
выразительные
средства языка,
которые помогают
передать авторское
отношение к
равнодушным
(риторическое
обращение, анафора,
перечисление,
синонимический ряд,
инверсия, градация).
г). Сгруппировать виды орфограмм, которые
есть в этом тексте (написание сложных слов,
правописание наречий, правописание приставок,
личные окончания глаголов)
д) Сгруппировать виды пунктограмм, которые
есть в этом тексте (сложное предложение, знаки
препинания при обращении, обособление
деепричастия, знаки препинания при прямой
речи).
Работа с компьютером (индивидуально,
в парах):
• Найти синоним – фразеологизм к слову
«равнодушный»
• Найти толкование слова «династия»
• Найти толкование слова «присно»
• Найти толкование слова «недра»
• Найти толкование слова «дуст»
•
Выделенное слово замените стилистически
нейтральным «…ракеты в небо вгрызаются»
• Замените фразеологизм «во веки веков»
нейтральным словом – синонимом
• Найдите нейтральное слово – синоним к слову
«взбудоражить»
• Найдите нейтральное слово – синоним к слову
«клокотала»
• Найдите нейтральное слово – синоним к слову
«колыхалась»
Индивидуальная работа с последующей проверкой:
1. Выпишите из текста сложное слово, разберите его по
составу.
2. Выпишите слова, иллюстрирующие правило:
«Правописание приставок на з и с»
3. Выпишите из текста наречие с приставкой по,
графически объясните его правописание.
4. Выпишите из текста деепричастие, объясните его
образование.
5. В третьем абзаце найдите предложение с
сочинительной, подчинительной и бессоюзной связью,
подчеркните грамматические основы.
6.Найдите сложное бессоюзное предложение, подчеркните в нём
грамматические основы.
7. Определите вид следующего предложения, подчеркните в нём
грамматические основы: «Я хочу, чтоб судьба стояла у ваших дверей
и смотрела бы, усмехаясь, что с вами делается...»
8. Определите вид следующего предложения, подчеркните в нём
грамматические основы: «В час, когда земля примеривается к новой
войне, когда ломятся склады от бомб и ракеты в небо вгрызаются,
«Наше дело маленькое… шепчете вы, Мы – в стороне… Мы не
вмешиваемся ни во что… Нас не касается…».
9. В третьем абзаце найдите предложения с прямой речью, составьте
схемы этих предложений.
10. Из текста выпишите 3 словосочетания с разными видами связи
(согласование, управление, примыкание).
Рефлексия.
Свободный микрофон:
Согласны ли вы с мнением поэта?
Сравнение с откликами в Интернете