Авторский видеоурок заменяет множество бумажных носителей(план и раздаточный материал) и концентрирует внимание на последовательном комплексном анализе текста, включающий работу по всем разделам лингвистики, которая заканчивается серьёзной подготовкой к сочинению-рассуждению, приближенном к требованиям ОГЭ, тем самым помогает достичь важных целей урока: 1.Формирует и совершенствует навыки комплексного анализа текста.2. Углубляет представления о стилях и типах речи.3. Воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к родной природе
Муниципальное образовательное
учреждение
средняя общеобразовательная школа №12
с.Новосельское, Новокубанский район,
Краснодарский край
Комплексный анализ текста
Николая Жукова «Берёза».
Урок русского языка.
Ширина Галина Александровна,
учитель русского языка
и литературы.
Цель урока:
1.Формирование и
совершенствовани
е навыков
комплексного
анализа текста.
2. Углубление
представления о
стилях и типах
речи.
3. Воспитание
гражданско-
патриотических
чувств, любви к
Содержание.
1. Вдохновенное слово о
берёзе.
2.Комментарий и объяснение
орфограмм и пунктуации
текста.
3. Деление текста на
абзацы. Поиск основной
мысли.
4. Аргументированное
определение стиля и типа
речи .
5.Поиск и определение
изобразительно-
выразительных средств
языка.
6. Лексическая разминка.
7.Музыкальная пауза
8. Фонетическая разминка.
9. Словообразовательная
разминка.
10. Морфологическая
1. Вдохновенное слово о
берёзе.
Без берёзы не мыслю
России…
Так светла по-славянски она,
Что быть может в столетья
иные
От берёзы вся Русь рождена.
Под берёзами пели, женили,
Продавали коней на торгах,
Дорогих матерей хоронили,
Так, чтоб были берёзы в
ногах…
Они стоят, дороги отороча,
И ткут навес над тишью
рек.
О Русь моя! Берёзовая
роща,
Которую не вырубить
вовек…
Своею красотой неброской
Во всех краях, во все года,
Родные русские берёзки
Сердца пленяют навсегда.
Красивы при любой
погоде,
А пуще в солнечные дни.
В своём зелёном хороводе
Они лебёдушкам сродни:
Белы, стройны и
горделивы.
Без них и мир не так
чудесен,
И не слагается мотив….
Народ создал немало
песен,
Берёзкам русским
На полянке, на пригорке,
Под окном, среди полей
Белокурая берёзка –
Символ Родины моей.
Белый ствол, чуть поникшие
ветви,
Задушевный, задумчивый
взор.
Тихо дремлют родные
берёзы,
Украшая России простор..
Белолицая, белоствольная,
Как невеста ,горда и нежна,
Словно русская песня
раздольная,
К небесам устремилась она…
•Какая тема
объединяет все
эти стихи?
•С чем(кем)
сравнивается
берёза?
•Какая
основная
мысль
объединяет
все эти стихи?
2.Вставить и объяснить пропущенные
орфограммы,
,
препинания.
расставить и объяснить недостающие знаки
Какое русское, какое милое дер…во б…рёза! Н…
одно из д…ревьев (не) вм…щает столько нац…
ональных понятий (не) рожда…т столько образов
и сравнений. Наблюдая в лесу я понял что берёза –
это (во)истину крестьянское дерево; в ней есть всё
и бабий ситц…вый платок и побеле(н, нн)ая хата, и
ру(с, сс)кая печ… и п…л…вик и холщ…вая рубаха и
курочка ряба и даже молоко которое пьют на всей
земле. Всматриваясь в берёзовый лес в узловатые
его стволы вспоминаеш… мозолистые трудовые
крестьянские руки сноровисто делающие любую
т…ж…лую работу. А м…л…дые берё…ки тоненькие
пряменькие как (бы) на ц…почках пр…поднявшиеся
к голубому весе(н, нн)ему куполу неба напоминая
девичью красоту стройную и статную с русыми
косами светлоокую радуют глаз и вспоминае(ться,
тся) много(много ) русских имён таких же светлых и
чистых. Смотриш… на берёзу и проносятся в памят…
переливчатые деревенские песни звуки гармоники
3.Разделите текст на абзацы. Сколько
микротем получилоь?
В каком предложении выражена основная
мысль?
Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно
из деревьев не вмещает столько национальных
понятий , не рождает столько образов и сравнений.
Наблюдая в лесу, я понял ,что берёза – это воистину
крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий
ситцевый платок ,и побеленная хата, и русская печь,
и половик , и холщовая рубаха , и курочка ряба , и
даже молоко , которое пьют на всей земле.
Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его
стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые
крестьянские руки , сноровисто делающие любую
тяжёлую работу. А молодые берёзки , тоненькие,
пряменькие , как бы на цыпочках приподнявшиеся к
голубому весеннему куполу неба , напоминая
девичью красоту ,стройную и статную ,с русыми
косами , светлоокую , радуют глаз, и вспоминается
много-много русских имён , таких же светлых и
чистых. Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти
переливчатые деревенские песни, звуки гармоники,
юность , детство - и в душе любовно обнимешь это
4.Определите стиль и тип речи
(докажите своё мнение).
Какое русское, какое милое дерево берёза!
Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных
понятий , не рождает столько образов и сравнений.
Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это
воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий
ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и
половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже
молоко , которое пьют на всей земле.
Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы ,
вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские
руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу.
А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие,
как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому
весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту,
стройную и статную, с русыми косами, светлоокую,
радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён,
таких же светлых и чистых.
Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти
переливчатые деревенские песни, звуки гармоники,
юность , детство - и в душе любовно обнимешь это
5.Отметьте такие изобразительно-
выразительные средства, как эпитеты,
олицетворение, контекстуальные синонимы,
риторические восклицания.
Какое русское, какое милое дерево берёза!
Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных
понятий , не рождает столько образов и сравнений.
Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это
воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий
ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и
половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже
молоко , которое пьют на всей земле. Всматриваясь в
берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь
мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто
делающие любую тяжёлую работу.
А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие,
как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому
весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту,
стройную и статную, с русыми косами, светлоокую,
радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён,
таких же светлых и чистых.
Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти
переливчатые деревенские песни, звуки гармоники,
юность , детство - и в душе любовно обнимешь это
Эпитеты: милое
дерево, девичью
красоту, стройную и
статную, с русыми
косами, светлоокую…
Олицетворение: на
цыпочках
приподнявшиеся…
Контекстуальные
синонимы: трудовые
крестьянские руки,
стройных и статных,
светлых и чистых,
Риторические
близкое и дорогое…
восклицания: Какое
русское, какое милое
дерево берёза! А
молодые берёзки,
тоненькие и
пряменькие…
6.Лексическая
разминка.
5.Определите
лексическое значение
слов
Сноровисто - ...
Воистину -…
Сноровисто- ловко
Воистину –
действительно,
6.Найдите в тексте
вправду.
исконно русские слова с
полногласными
сочетаниями.
Дерево берёза, половик,
молоко, сноровисто,
молодые, деревенские
8.Словообразовател
ьная разминка.
А). Выберите из
последнего
предложения 3 слова,
не имеющих окончания.
К каким частям речи
принадлежат эти слова?
Б). Выберите из текста
все причастия,
произведите их
морфемный разбор.
В). Назовите способы
образования слов:
Воистину,
Побелённая,
Светлоокая.
9. Фонетическая
разминка.
Какое русское, какое
милое дерево берёза!
А). Из первого
предложения выберите
слова, в которых
количество букв и
звуков не совпадает.
Наблюдая в лесу, я понял,
что берёза – это воистину
крестьянское дерево;
Б).Из данного
предложения
выберите слово,
где все согласные
звонкие.
В).Сколько в этом
предложении звуков Й?
10.
Морфологическ
ая разминка.
А). Выберите из текста
все местоимения,
определите их разряд.
Б).Выберите все
частицы, определите их
разряд.
В). Укажите признаки
прилагательного в
причастии -
приподнявшиеся
11.Синтаксичес
кая разминка.
Смотришь на берёзу , и
проносятся в памяти
переливчатые деревенские
песни, звуки гармоники, юность ,
детство - и в душе любовно
обнимешь это дерево как самое
Сколько
тебе близкое и дорогое.
грамматических основ
входит в это
Назовите вид
предложение?
односоставных
предложений, входящих
в это сложное
Выберите из этого
предложение?
предложения три
словосочетания
с различными способами
связи.
13. Сочинение – рассуждение по
тексту Николая Жукова
«Берёза»(150-170слов).
1. Формулирование
План
собственного мнения по
проблеме.
5. Примеры из жизни.
6. Примеры из
литературы, кино и т.д.
проблемы исходного
текста.
2. Комментарий к
сформулированной
проблеме.
3. Отражение позиции
автора исходного
текста.
4. Изложение
Литература.
1.А. Дементьев «Без
берёзы не мыслю
России».
2.О.В. Чурзина, Н.В.
4.Н.А. Сенина. Русский
язык. ЕГЭ2008
Издательство «Легион»
Зюзюкина и др. В мире
художественного слова.
Издательство «Учитель»
Волгоград2008г.
3.А.Б. Малюшкин.
Комплексный анализ
текста. Издательство
«Творческий центр»
Москва2007г.
Желаем
творческих
успехов!