Комплексный анализ текста Николая Жукова "Берёза"
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Комплексный анализ текста Николая Жукова "Берёза"

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Видеоуроки
ppt
русский язык
8 кл—9 кл
16.01.2017
Авторский видеоурок заменяет множество бумажных носителей(план и раздаточный материал) и концентрирует внимание на последовательном комплексном анализе текста, включающий работу по всем разделам лингвистики, которая заканчивается серьёзной подготовкой к сочинению-рассуждению, приближенном к требованиям ОГЭ, тем самым помогает достичь важных целей урока: 1.Формирует и совершенствует навыки комплексного анализа текста.2. Углубляет представления о стилях и типах речи.3. Воспитание гражданско-патриотических чувств, любви к родной природе

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

кат Берёза.ppt
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №12 с.Новосельское, Новокубанский район, Краснодарский край Комплексный анализ текста Николая Жукова «Берёза». Урок русского языка. Ширина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы.
Цель урока: 1.Формирование и совершенствовани е навыков комплексного анализа текста. 2. Углубление представления о стилях и типах речи. 3. Воспитание гражданско- патриотических чувств, любви к
Содержание. 1. Вдохновенное слово о берёзе. 2.Комментарий и объяснение орфограмм и пунктуации текста. 3. Деление текста на абзацы. Поиск основной мысли. 4. Аргументированное определение стиля и типа речи . 5.Поиск и определение изобразительно- выразительных средств языка. 6. Лексическая разминка. 7.Музыкальная пауза 8. Фонетическая разминка. 9. Словообразовательная разминка. 10. Морфологическая
1. Вдохновенное слово о берёзе. Без берёзы не мыслю России… Так светла по-славянски она, Что быть может в столетья иные От берёзы вся Русь рождена. Под берёзами пели, женили, Продавали коней на торгах, Дорогих матерей хоронили, Так, чтоб были берёзы в ногах…
Они стоят, дороги отороча, И ткут навес над тишью рек. О Русь моя! Берёзовая роща, Которую не вырубить вовек…
Своею красотой неброской Во всех краях, во все года, Родные русские берёзки Сердца пленяют навсегда. Красивы при любой погоде, А пуще в солнечные дни. В своём зелёном хороводе Они лебёдушкам сродни: Белы, стройны и горделивы. Без них и мир не так чудесен, И не слагается мотив…. Народ создал немало песен, Берёзкам русским
На полянке, на пригорке, Под окном, среди полей Белокурая берёзка – Символ Родины моей. Белый ствол, чуть поникшие ветви, Задушевный, задумчивый взор. Тихо дремлют родные берёзы, Украшая России простор.. Белолицая, белоствольная, Как невеста ,горда и нежна, Словно русская песня раздольная, К небесам устремилась она…
•Какая тема объединяет все эти стихи? •С чем(кем) сравнивается берёза? •Какая основная мысль объединяет все эти стихи?
2.Вставить и объяснить пропущенные орфограммы, , препинания. расставить и объяснить недостающие знаки Какое русское, какое милое дер…во б…рёза! Н… одно из д…ревьев (не) вм…щает столько нац… ональных понятий (не) рожда…т столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу я понял что берёза – это (во)истину крестьянское дерево; в ней есть всё и бабий ситц…вый платок и побеле(н, нн)ая хата, и ру(с, сс)кая печ… и п…л…вик и холщ…вая рубаха и курочка ряба и даже молоко которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес в узловатые его стволы вспоминаеш… мозолистые трудовые крестьянские руки сноровисто делающие любую т…ж…лую работу. А м…л…дые берё…ки тоненькие пряменькие как (бы) на ц…почках пр…поднявшиеся к голубому весе(н, нн)ему куполу неба напоминая девичью красоту стройную и статную с русыми косами светлоокую радуют глаз и вспоминае(ться, тся) много(много ) русских имён таких же светлых и чистых. Смотриш… на берёзу и проносятся в памят… переливчатые деревенские песни звуки гармоники
3.Разделите текст на абзацы. Сколько микротем получилоь? В каком предложении выражена основная мысль? Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял ,что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок ,и побеленная хата, и русская печь, и половик , и холщовая рубаха , и курочка ряба , и даже молоко , которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу. А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие , как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту ,стройную и статную ,с русыми косами , светлоокую , радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён , таких же светлых и чистых. Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это
4.Определите стиль и тип речи (докажите своё мнение). Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко , которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу. А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён, таких же светлых и чистых. Смотришь на берёзу, и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это
5.Отметьте такие изобразительно- выразительные средства, как эпитеты, олицетворение, контекстуальные синонимы, риторические восклицания. Какое русское, какое милое дерево берёза! Ни одно из деревьев не вмещает столько национальных понятий , не рождает столько образов и сравнений. Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; в ней есть всё : и бабий ситцевый платок, и побеленная хата, и русская печь, и половик, и холщовая рубаха, и курочка ряба, и даже молоко , которое пьют на всей земле. Всматриваясь в берёзовый лес ,в узловатые его стволы , вспоминаешь мозолистые, трудовые крестьянские руки , сноровисто делающие любую тяжёлую работу. А молодые берёзки , тоненькие, пряменькие, как бы на цыпочках приподнявшиеся к голубому весеннему куполу неба , напоминая девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую, радуют глаз, и вспоминается много-много русских имён, таких же светлых и чистых. Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это
Эпитеты: милое дерево, девичью красоту, стройную и статную, с русыми косами, светлоокую… Олицетворение: на цыпочках приподнявшиеся… Контекстуальные синонимы: трудовые крестьянские руки, стройных и статных, светлых и чистых, Риторические близкое и дорогое… восклицания: Какое русское, какое милое дерево берёза! А молодые берёзки, тоненькие и пряменькие…
6.Лексическая разминка. 5.Определите лексическое значение слов Сноровисто - ... Воистину -… Сноровисто- ловко Воистину – действительно, 6.Найдите в тексте вправду. исконно русские слова с полногласными сочетаниями. Дерево берёза, половик, молоко, сноровисто, молодые, деревенские
7.Музыкальная пауза.
8.Словообразовател ьная разминка. А). Выберите из последнего предложения 3 слова, не имеющих окончания. К каким частям речи принадлежат эти слова? Б). Выберите из текста все причастия, произведите их морфемный разбор. В). Назовите способы образования слов: Воистину, Побелённая, Светлоокая.
9. Фонетическая разминка. Какое русское, какое милое дерево берёза! А). Из первого предложения выберите слова, в которых количество букв и звуков не совпадает. Наблюдая в лесу, я понял, что берёза – это воистину крестьянское дерево; Б).Из данного предложения выберите слово, где все согласные звонкие. В).Сколько в этом предложении звуков Й?
10. Морфологическ ая разминка. А). Выберите из текста все местоимения, определите их разряд. Б).Выберите все частицы, определите их разряд. В). Укажите признаки прилагательного в причастии - приподнявшиеся
11.Синтаксичес кая разминка. Смотришь на берёзу , и проносятся в памяти переливчатые деревенские песни, звуки гармоники, юность , детство - и в душе любовно обнимешь это дерево как самое Сколько тебе близкое и дорогое. грамматических основ входит в это Назовите вид предложение? односоставных предложений, входящих в это сложное Выберите из этого предложение? предложения три словосочетания с различными способами связи.
12. Музыкальная пауза.
13. Сочинение – рассуждение по тексту Николая Жукова «Берёза»(150-170слов). 1. Формулирование План собственного мнения по проблеме. 5. Примеры из жизни. 6. Примеры из литературы, кино и т.д. проблемы исходного текста. 2. Комментарий к сформулированной проблеме. 3. Отражение позиции автора исходного текста. 4. Изложение
Литература. 1.А. Дементьев «Без берёзы не мыслю России». 2.О.В. Чурзина, Н.В. 4.Н.А. Сенина. Русский язык. ЕГЭ2008 Издательство «Легион» Зюзюкина и др. В мире художественного слова. Издательство «Учитель» Волгоград2008г. 3.А.Б. Малюшкин. Комплексный анализ текста. Издательство «Творческий центр» Москва2007г.
Желаем творческих успехов!
скачать по прямой ссылке