Комплексы упражнений по фонетике.
Упражнение № 1
Прочитайте данные слова. Какой звук обозначен сочетанием букв сч, зч? Какой еще буквой он обозначается? Запишите слова в алфавитном порядке. Какие звуки обозначает в этих словах буква д?
Подписчик, песчаный, считать, щедрый, рассказчик, указчик, возчик, счетовод.
Упражнение № 2
Найдите в каждой паре предложений слова, которые состоят из одних и тех же звуков.
1 |
Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ, и бледен. |
Князь для белочки потом Выстроил хрустальный дом, Караул к нему приставил И притом дьяка заставил Строгий счет орехам весть. |
2 |
Лещ лежал в сырой траве между плетей ежевики. |
Неуклюжие постройки клетки лепились к домам, сходясь вверху черепичными крышами так близко, что от неба оставалась лишь узкая щель, и на улице, даже днем, было темно. |
3 |
И тут краб каким-то незаметным боковым, чисто крабьим движением вильнул вбок, где лежала большая плоская зелено-белая глыба. |
Кабинет был огромный, чистый, светлый, с высокими окнами на детский парк.
|
Упражнение № 3
Посчитайте, какое количество раз встречается звук [с] в представленных предложениях?
Через поле и лесок Он бежит по проводам.
Подается голосок. Скажешь здесь, а слышно там.
Упражнение № 4
Найдите в данном тексте слова, в которых количество букв и количество звуков различаются. Разделите эти слова на 2 столбика. В одном пропишите слова, где количество букв больше, чем количество звуков; в другом, где количество звуков больше, чем количество букв.
Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.
Верилось и с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнёт её, срежет плугом носа.
Но проходили минуты, прошёл час, другой, а отблеск далёкой луны всё бежал и бежал перед теплоходом, без усилий опережая напряжённо работающую машину.
И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл её, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия. (В. Астафьев).
Упражнение № 5
Укажите слова с мягким согласным [т`]. В словах компьютер, термин, темп определите количество звуков, охарактеризуйте каждый из них.
Пастель, термин, Амстердам, темп, Данте, компьютер.
Упражнение № 6
Запишите слова в два столбика. В первом столбике слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук, во второй столбик слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука. В словах полет, скамья, ругаться, длинная определите количество звуков, охарактеризуйте каждый из них.
Петли, полет, скамья, язык, ругаться, блистающий, льет, (с) дядей, мясо, воркование, весь, длинная, вести, уходя, влево, опустился, любить, слушают, молодая.
Упражнение № 7
Сделайте полный фонетический разбор следующих слов: подножки, мужественным, узнавшие.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.