Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения дисциплины ОУД. 11 Биология
Оценка 5

Комплект контрольно-оценочных средств для оценки результатов освоения дисциплины ОУД. 11 Биология

Оценка 5
docx
02.12.2023
Комплект контрольно-оценочных средств  для оценки результатов освоения дисциплины  ОУД. 11 Биология
КОС био.ИС.,ИП.,Э ,- 72ч.docx

Частное учреждение

профессиональная образовательная организация

ТЕХНИКУМ «БИЗНЕС И ПРАВО»

 

Утверждаю
Заместитель директора
по методической работе 

___________Н.В. Бакуменко 

«28» августа 2023 г.
Рассмотрено
На заседании цикловой комиссии
общеобразовательных и гуманитарных дисциплин
Протокол № 1 «28» августа 2023 г.
Председатель комиссии  
Н.В. Бакуменко .____________
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Комплект контрольно-оценочных средств

для оценки результатов освоения дисциплины

 

ОУД. 11 Биология

Программы подготовки специалистов среднего звена:

по специальности

 

09.02.07 Информационные системы и программирование

38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет

 

 

Базовая подготовка

 

 

 

 

 

 

Белореченск 2023г.


Комплекс оценочных средств общеобразовательной дисциплины ОУД.11 «Биология» разработана на основе Приказа Минпросвещения России от 09.12.2016г. № 1547,  05.02.2018г. № 69,    «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования», утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 17 мая 2012г. №413», ФГОС СПО специальностей 09.02.07 Информационные системы и программирование, 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет  и примерной программы общеобразовательной дисциплины «Биология» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Институт развития профессионального образования» (Протокол №14 от 30 ноября 2022г.)

 

 

 

 

Разработчик:

 

Язев И.В.- преподаватель биологии и географии ЧУПОО Техникум «Бизнес и право»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО с учетом ФГОС СПО.. 4

2. Фонд оценочных средств для входного контроля.     7

3. Фонд оценочных средств для текущего контроля. 17

4. Фонд оценочных средств для рубежного контроля 42

5. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации (дифференцированный зачет) 53

 

 

 


1.     Результаты обучения, регламентированные ФГОС СОО с учетом ФГОС СПО

 

Дисциплинарные(предметные) результаты на  уровне базовой подготовке отражают:

ДРб 01 сформированность знаний о месте и роли биологии в системе научного знания; функциональной грамотности человека для решения жизненных проблем;

ДРб 02 сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических терминов и понятий: жизнь, клетка, ткань, орган, организм, вид, популяция, экосистема, биоценоз, биосфера; метаболизм (обмен веществ и превращение энергии), гомеостаз (саморегуляция), биосинтез белка, структурная организация живых систем, дискретность, саморегуляция, самовоспроизведение (репродукция), наследственность, изменчивость, энергозависимость, рост и развитие, уровневая организация;

ДРб 03 сформированность умения раскрывать содержание основополагающих биологических теорий и гипотез: клеточной, хромосомной, мутационной, эволюционной, происхождения жизни и человека;

ДРб 04 сформированность умения раскрывать основополагающие биологические законы и закономерности (Г. Менделя, Т. Моргана, Н.И. Вавилова, Э. Геккеля, Ф. Мюллера, К. Бэра), границы их применимости к живым системам;

ДРб 05  приобретение опыта применения основных методов научного познания, используемых в биологии: наблюдения и описания живых систем, процессов и явлений; организации и проведения биологического эксперимента, выдвижения гипотез, выявления зависимости между исследуемыми величинами, объяснения полученных результатов и формулирования выводов с использованием научных понятий, теорий и законов;

ДРб 06 сформированность умения выделять существенные признаки вирусов, клеток прокариот и эукариот; одноклеточных и многоклеточных организмов, видов, биогеоценозов и экосистем; особенности процессов обмена веществ и превращения энергии в клетке, фотосинтеза, пластического и энергетического обмена, хемосинтеза, митоза, мейоза, оплодотворения, развития и размножения, индивидуального развития организма (онтогенеза), борьбы за существование, естественного отбора, видообразования, приспособленности организмов к среде обитания, влияния компонентов экосистем, антропогенных изменений в экосистемах своей местности, круговорота веществ и превращение энергии в биосфере;

ДРб 07 сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего здоровья и здоровья окружающих людей, соблюдения здорового образа жизни, норм грамотного поведения в окружающей природной среде; понимание необходимости использования достижений современной биологии и биотехнологий для рационального природопользования;

ДРб 08 сформированность умения решать биологические задачи, составлять генотипические схемы скрещивания для разных типов наследования признаков у организмов, составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);

ДРб 09 сформированность умений критически оценивать информацию биологического содержания, включающую псевдонаучные знания из различных источников (средства массовой информации, научно-популярные материалы); интерпретировать этические аспекты современных исследований в биологии, медицине, биотехнологии; рассматривать глобальные экологические проблемы современности, формировать по отношению к ним собственную позицию;

ДРб 10 сформированность умений создавать собственные письменные и устные сообщения на основе биологической информации из нескольких источников, грамотно использовать понятийный аппарат биологии.

Необходимо отметить, что предметные (образовательные) результаты определяют содержание дисциплины, ее взаимосвязь с дисциплинами общепрофессионального и профессионального циклов. Сформированные результаты обучения получают развитие в процессе дальнейшего обучения и являются базовыми для формирования профессиональных компетенций.

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Использовать современные средства поиска, анализа и интерпретации информации, и информационные технологии для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие, предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере, использовать знания по финансовой грамотности в различных жизненных ситуациях.

ОК 04. Эффективно взаимодействовать и работать в коллективе и команде.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке Российской Федерации с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей, в том числе с учетом гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, применять стандарты антикоррупционного поведения.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, применять знания об изменении климата, принципы бережливого производства, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

2. Фонд оценочных средств для входного контроля

 

Входной контроль состоит из заданий, частично взятых из открытого банка ОГЭ и ВПР по билогии. На выполнение заданий входного контроля дается 1 академический час (45 минут).

 

Образовательные результаты, подлежащие проверке (элементы):

ДРб 1, ДРб 2, ДРб 3, ДРб 4, ДРб 5, ДРб 6.

ДРб 7, ДРб 8, ДРб 9, ДРб 10,

ОК 01,  ОК 04, ОК 07.

 

ВХОДНОЙ КОНТРОЛЬ: ТЕСТИРОВАНИЕ

 

Вариант 1.

(Правильные ответы выделены курсивом.)

1. В каждой живой клетке происходит обмен веществ, который представляет собой:

а) совокупность реакций образования органических веществ с использованием энергии;

б) совокупность реакций расщепления органических веществ с освобождением энергии;

в) совокупность процессов поступления веществ в клетку;

г) совокупность реакций синтеза органических веществ с использованием энергии и расщепления органических веществ с освобождением энергии.

2. Для каждого вида характерен определенный набор хромосом, который сохраняется постоянным благодаря процессам:

а) обмена веществ;

б) митоза, мейоза и оплодотворения;

в) биосинтеза белка;

г) фотосинтеза.

3. В процессе мейоза число хромосом в гаметах:

а) оказывается равным их числу в материнской клетке;

б) уменьшается вдвое по сравнению с материнской клеткой;

в) увеличивается вдвое по сравнению с материнской клеткой;

г) оказывается различным.

4. В растительной клетке из углеводов состоит:

а) плазматическая мембрана;

б) оболочка;

в) ядро;

г) цитоплазма.

5. В результате какого процесса все живое на Земле обеспечивается пищей и кислородом?

а) биосинтеза белка;

б) энергетического обмена;

в) фотосинтеза;

г) круговорота веществ.

6. О чем свидетельствует сходство клеток растений и животных?

а) об их родстве;

б) о происхождении растений от животных;

в) о происхождении животных от растений;

г) о сходстве их среды обитания.

7. Какова роль молекул АТФ в клетке?

а) обеспечивает транспорт веществ;

б) обеспечивает процессы жизнедеятельности энергией;

в) передает наследственную информацию;

г) ускоряет биохимические реакции в клетке.

8. В своей работе Г. Мендель применил метод скрещивания родительских форм, различающихся по определенным признакам, и наблюдал за появлением изучаемых признаков в ряде поколений. Как называется этот метод исследования?

а) гибридологический;

б) биохимический;

в) цитогенетический;

г) генеалогический.

9. Одно из направлений биотехнологии состоит в перестройке генотипа, что позволяет получать новые организмы с интересующими человека свойствами. Как называется это направление?

а) микробиологический синтез;

б) клеточная инженерия;

в) генетическая инженерия;

г) гибридизация соматических клеток.

10. Как называется метод окрашивания и рассматривания хромосом под микроскопом?

а) близнецовый;

б) генеалогический;

в) биохимический;

г) цитогенетический.

11. Какой из перечисленных методов используется только в селекции животных?

а) отдаленная гибридизация;

б) методы получения гетерозиса;

в) близкородственное скрещивание;

г) определение качества производителей по потомству.

12. Для изучения свойств клеток ученые помещают их на специальные питательные среды, где клетки начинают делиться и из них образуются ткани. Как называются эти методы?

а) методы гибридизации соматических клеток;

б) методы искусственного изменения генотипа;

в) методы выведения микроорганизмов, синтезирующих необходимые человеку вещества;

г) методы культивирования клеток и тканей.

13. В селекции для получения высокопродуктивных форм на клетки воздействуют рентгеновскими, ультрафиолетовыми лучами и химическими веществами. За счет этого повышается наследственная изменчивость организмов. Как называется данный метод селекции?

а) полиплоидия;

б) гетерозис;

в) экспериментальный мутагенез;

г) отдаленная гибридизация.

14. Определите среди названных эволюционных изменений идиоадаптизацию.

а) появление четырехкамерного сердца и теплокровности;

б) возникновение покровительственной окраски у кузнечика;

в) появление легочного дыхания;

г) появление многоклеточности.

15. Какой ароморфоз обусловил у млекопитающих появление:

а) легочного дыхания;

б) четырехкамерного сердца и теплокровности;

в) жаберного дыхания;

г) позвоночника.

16. Какой признак, в отличие от человекообразных обезьян, присущ только человеку:

а) трудовая деятельность;

б) четырехкамерное сердце и два круга кровообращения;

в) забота о потомстве;

г) наличие четырех групп крови.

17. Прямохождение у предков человека привело к:

а) формированию общественного образа жизни;

б) появлению S-образного изгиба позвоночника;

в) развитию головного мозга;

г) появлению речи.

18. Многие представители негроидной рассы имеют курчавые волосы. Какое значение имело это приспособление на ранних этапах формирования человеческих рас:

а) защищало от переохлаждения;

б) защищало от ультрафиолетовых лучей;

в) способствовало сохранению тепла;

г) воздушная прослойка защищала от перегрева.

19. Определенный ареал, занимаемый видом в природе, называется:

а) географическим критерием;

б) морфологическим критерием;

в) генетическим критерием;

г) экологическим критерием.

20. Определите движущие силы эволюции:

а) приспособленность организмов к среде обитания, многообразие видов;

б) наследственная изменчивость, борьба за существование, искусственнный отбор;

в) усложнение организации живых существ в ходе эволюции;

г) наследственная изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.

 

 

Вариант 2

1. Все компоненты природной среды, влияющие на состояние организмов, популяций, сообществ, называют:

а) абиотическими факторами;

б) биотическими факторами;

в) движущими силами эволюции;

г) экологическими факторами.

2. Антропогенный фактор – это:

а) воздействие на организмы, популяции, сообщества растений и животных;

б) воздействие света, воды на организмы, популяции, сообщества;

в) изменение среды обитания и самих организмов, популяций, сообществ под влиянием деятельности человека;

г) изменение среды обитания организмов в связи с изменением климатических условий.

3. Главным регулятором сезонных изменений в жизни растений и животных является изменение:

а) количества пищи;

б) длины дня;

в) влажности воздуха;

г) климата.

4. Каждый вид в природе существует в форме:

а) семейств;

б) популяций;

в) не связанных между собой особей;

г) разнородных группю.

5. Последовательное сокращение массы органического вещества от растений к каждому последующему звену пищевой цепи называется:

а) цепью питания;

б) правилом экологической пирамиды;

в) круговоротом веществ;

г) миграцией атомов.

6. Какие организмы относят к потребителям органического вещества:

а) бактерии;

б) водоросли;

в) мхи;

г) животные.

7. Главная роль растений в круговороте веществ состоит в:

а) расщеплении органических веществ;

б) использовании необходимой для круговорота солнечной энергии в процессе фотосинтеза;

в) поглощении воды из почвы;

г) выделении кислорода.

8. Ярусное расположение растений в биогеоцинозе служит приспособлением к:

а) использованию света;

б) сезонным изменениям;

в) антропогенному фактору;

г) биологическим ритмам.

9. Регулированию численности популяций способствует:

а) охрана и упорядочение промысла ряда животных;

б) наследственная изменчивость;

в) изменение продолжительности дня;

г) биологический регресс.

10. Назовите предмет изучения общей биологии:

а) строение и функции организма;

б) природные явления;

в) закономерности развития и функционирования живых систем;

г) строение и функции растений и животных.

11. Какое из утверждений правильное:

а) только живые системы построены из сложных молекул;

б) все живые системы обладают высокой степенью организации;

в) живые системы отличаются от неживых составом химических элементов;

г) в неживой природе не встречается высокая сложность организации системы.

12. На каком минимальном уровне организации жизни проявляется такое свойство живых систем, как способность к обмену веществ, энергии, информации:

а) на биосферном;

б) на молекулярном;

в) на организменном;

г) на клеточном.

13. Укажите высший уровень организации жизни:

а) биосферный;

б) биогеоценотический;

в) популяционно-видовой;

г) организменный.

14. Какой из научных методов исследования был основным в ранний период развития биологии:

а) экспериментальный;

б) микроскопия;

в) сравнительный метод;

г) метод наблюдения и описания объектов.

15. Какое из утверждений правильное:

а) все живые организмы обладают одинаково сложным уровнем организации;

б) все живые организмы обладают высоким уровнем обмена веществ;

в) все живые организмы одинаково реагируют на окружающую среду;

г) все живые организмы обладают одинаковым механизмом передачи наследственной информации.

16. Живые системы считаются открытыми потому, что они:

а) построены из тех же химических элементов, что и неживые системы;

б) они обмениваются веществом, энергией и информацией с внешней средой;

в) обладают способностью к адаптациям;

г) способны размножаться.

17. Межвидовые отношения начинают проявляться:

а) на биогеоценотическом уровне;

б) на популяционно-видовом уровне;

в) на организменном уровне;

г) на биосферном уровне.

18. Что является общим для всех известных уровней организации жизни:

а) сложность строения системы;

б) действующие на каждом уровне закономерности;

в) элементы, составляющие систему;

г) качества, которыми обладает данная система.

19. Какой из уровней жизни считается первым над организменным:

а) биосферный;

б) биогеоценотический;

в) популяционно-видовой;

г) клеточный.

20. Многие представители негроидной рассы имеют курчавые волосы. Какое значение имело это приспособление на ранних этапах формирования человеческих рас:

а) защищало от переохлаждения;

б) защищало от ультрафиолетовых лучей;

в) способствовало сохранению тепла;

г) воздушная прослойка защищала от перегрева.

Шкала оценки образовательных достижений

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

неудовлетворительно

 

3.Фонд оценочных средств для текущего контроля

Оценочные мероприятия текущего контроля (типы):

Задания, направленные на систематизацию и обобщение теоретической информации:

-         заполнение таблиц

-         разработка ленты времени

-         разработка глоссария

-         разработка ментальной карты

 

Задания, направленные на формирование или проверку знаний:

-         тест

-         оцениваемая дискуссия

-         фронтальный опрос

-         обсуждение по вопросам лекции (встречается у нас только 1 раз)

-         устные сообщения с презентацией

 

Задания, направленные на формирование практических умений и навыков

-         лабораторная работа

-         решение задач

-         практико-ориентированные расчетные задания

-         кейс на анализ информации

-         учебно-исследовательский проект

 

3.1. Оценочные средства текущего контроля по дисциплине «Биология»

Текущий контроль результатов обучения можно осуществлять различными методами и с помощью различных оценочных средств. По дисциплине «Биология» в качестве средств текущего контроля применяются задания в тестовой форме; таблицы; визуализация теоретического материала в формате ленты времени и ментальных карт; решение кейсов и другие оценочные материалы. Ниже приведем примеры некоторых из них.

3.1.1. Задания, направленные на систематизацию и обобщение теоретической информации

 

1.     Заполнение таблицы

 

Название темы

Биология как наука

Результат обучения по теме

Описывать методы исследования на молекулярном и клеточном уровне

Общие компетенции

ОК 02

 

Формулировка задания: заполните таблицу “Вклад ученых в развитие биологии”, указав ученого, временной период работы над открытием и дайте краткую характеристику открытия, используя материал лекций, учебника, иные источники информации.

 

Таблица – Вклад ученых в развитие биологии

 

Ученый

Временной период

Краткая характеристика работы ученого

 

 

 

 

 

 

Критерии оценивания задания:

“5” - таблица выполнена в полном объеме

“4” - в ходе заполнения таблицы материал отражен не полностью, имеются незначительные неточности, недочеты

“3” - в ходе заполнения таблицы материал отражен не полностью, имеются значительные неточности, недочеты

“2” - таблица отражает менее 50% материала или не выполнена

 

 

2.     Разработка ленты времени

 

 

Название темы

Онтогенез животных и человека

Результат обучения по теме

Описывать стадии онтогенеза животных и человека

Общие компетенции

ОК 02, ОК 04

 

Формулировка задания: создайте ленту времени, отражающую этапы онтогенеза отдельной группы животных или человека с краткой характеристикой. Названия стадий должны быть расположены в хронологическом порядке, оснащены кратким описанием основных изменений, приложены рисунки. Задание выполняется в малых группах (3-4 человека)

 

 

3.     Разработка ментальной карты

 

 

Название темы

Строение организма

Результат обучения по теме

Описывать строение и взаимосвязь частей многоклеточного организма

Общие компетенции

ОК 02, ОК 04

 

Формулировка задания: составьте ментальные карты по классификации тканей, органов и систем органов. В карте отразите особенности строения, функций объектов. Вы можете объединять объекты по выполняемой функции или по системе органов.

При выполнении студенты распределяются на малые группы (по 2-3 человека). Задание является профессионально-ориентированным. Студенты, обучающиеся профессии/специальности связанной с объектом изучения “Растения” разрабатывают ментальную карту по строению организма растений (группы можно разделить по отделам растений: моховидные, плауновидные, хвощевидные, папоротниковидные, голосеменные, покрытосеменные). Студенты, обучающиеся профессии/специальности связанной с объектом изучения “Животные” разрабатывают ментальную карту по строению организма животных (группы можно разделить по типам и классам животных. Типы: кишечнополостные, плоские черви, круглые черви, кольчатые черви, моллюски, членистоногие. Классы: хрящевые рыбы, лопастеперые рыбы, амфибии, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие). Студенты, обучающиеся профессии/специальности связанной с объектом изучения “Человек” разрабатывают ментальную карту по строению организма человека.

При разработке рекомендуем использовать инструменты:

https://www.mindmeister.com

https://app.mindmup.com

или другого инструмента для создания ментальных карт.

Пример части ментальной карты:

 

 

Критерии оценивания ментальной карты:

«5» - 8-9 баллов; «4» - 7 баллов; «3» - 5 баллов

 

 

3 балла

2 балла

1 балл

Содержание

Информация представлена в полном объеме

Информация представлена, но имеются неточности

Информация представлена частично

Графическое оформление карты

Многоступенчатая карта с добавлением картинок, знаков. Использование разных цветов на определенных ветвях.

Многоступенчатая карта

Простой «паучок»

Лексико-грамматическое оформление

Карта не содержит ошибок и опечаток

Карта не содержит грубых грамматических ошибок или опечаток, которые бы отвлекали внимание читателя от содержания

Карта содержит так много грубых грамматических ошибок и опечаток, что ее содержание трудно воспринимается

 

4.     Разработка глоссария

 

 

Название темы

Основные понятия генетики

Результат обучения по теме

Описывать закономерности наследственности и изменчивости

Общие компетенции

ОК 02

 

 

Формулировка задания: составьте глоссарий с определениями по теме ”Основные понятия генетика”, используя материалы лекций, учебники, словари.

 

Примерный перечень терминов:

Альтернативные признаки

Аллельные гены

Неаллельные гены

Доминантный признак

Рецессивный признак

Гомозиготный организм

Гетерозиготный организм

Генотип

Фенотип

Дигибридное скрещивание

Чистая линия

Гибрид

Наследственность

Изменчивость


3.1.2. Задания, направленные на формирование или проверку знаний

 

 

1.                 Фронтальный опрос

 

Название темы

История эволюционного учения

Результат обучения по теме

Характеризовать предпосылки и движущие силы возникновения многообразия видов

Общие компетенции

ОК 02, ОК 04

 

 

Примерный перечень вопросов к фронтальному опросу

1.     Каковы сильные и слабые стороны системы органического мира К. Линнея?

2.     Сформулируйте основные положения эволюционной теории Ж. Б. Ламарка.

3.     Перечислите предпосылки возникновения дарвинизма

4.     Перечислите основные положения синтетической теории эволюции

 

Критерии оценивания:

«5» - ответ полный, развернутый

«4» - ответ достаточно полный, но есть неточности

«3» - ответ краткий или с грубыми ошибками

«2» - ответ неверный или отсутствует

 

2. Подготовка устных сообщений с презентацией

 

Название темы

Генетика человека

Результат обучения по теме

Описывать закономерности наследственности и изменчивости

Определять возможное возникновение наследственных признаков

Общие компетенции

ОК 01, ОК 02

 

Формулировка задания: подготовьте устное сообщение и презентацию об одном наследственном заболевании из перечня. Работа выполняется в парах. В структуре сообщения и презентации необходимо отразить:

1.     Название заболевания

2.     Типизация заболевания

a.      А) геномное / генное / полигенное / хромосомное

b.     Б) аутосомно-доминантное / аутосомно-рецессивное / сцепленное с полом

3.     Сущность мутации (на клеточном уровне)

4.     Клинические проявления заболевания

5.     Частота встречаемости

6.     Диагностика

7.     Источники информации.

 

Примерный перечень наследственных заболеваний человека


1.     Синдром Энгельмана

2.     Муковисцидоз

3.     Синдром Пирсона

4.     Синдром Дауна,

5.     Синдром Клайнфельтера,

6.     Синдром Шерешевского-Тернера,

7.     Синдром Эдвардса,

8.     Синдром «кошачьего крика»

9.     Серповидноклеточная анемия

10. Нейрофиброматоз

11. Дальтонизм

12. Гемофилия

13. Фенилкетонурия


 

Чек-лист для оценки презентации

Оцените презентацию по следующим критериям:

 

Элементы содержания

Наличие

Отсутствие

1.

Титульный слайд

 

 

1.1

 Название заболевания

 

 

1.2

Сведения об авторах

 

 

2.

Дана полная типизация заболевания

 

 

3.

Показана сущность мутации

 

 

4.

Описаны клинические проявления заболевания

 

 

5.

Указана частота встречаемость

 

 

6.

Описана диагностика

 

 

7.

Указаны источники информации

 

 

8.

Соблюдение единого стиля презентации

 

 

9.

Материал был интересен

 

 

10

Материал был полезен

 

 

 

Шкала перевода баллов в отметку

12-11 баллов - «5»

10 - 8 баллов - «4»

7-6 баллов -«3»

Менее 6 баллов или отсутствие работы - «2»

 

Дополнительные сведения для преподавателя.

В целях избежание повторения тем презентаций, преподавателю рекомендуется распределить конкретные темы среди групп учащихся.

 

 

 

3. Оцениваемая дискуссия

 

Название темы

Биосфера - глобальная экологическая система

Результат обучения по теме

Описывать связь между организмом и средой его обитания

Устанавливать связь между структурами биосферы

Общие компетенции

ОК 01, ОК 02, ОК 07

 

Примерный перечень вопросов к оцениваемой дискуссии

1.     Глобальное потепление: миф или реальность? Что вам известно о данном явлении? Какие факты существования или отсутствия глобального потепления вам известны?

2.     Объясните, какие факторы ограничивают распространение жизни в атмосфере, литосфере, гидросфере.

3.     Как можно охарактеризовать исторические изменения роли человека в биосфере?

4.     В чём состоит ценность охраны биоразнообразия? Что приводит к сокращению биологического разнообразия? Почему для человечества важно не допустить обеднения биоразнообразия?

 

Критерии оценивания:

«5» – Активное участие в дискуссии. Высказывание соответствует заданной теме, характеризуется высокой информативностью и оригинальностью, аргументы подкреплены убедительными примерами.

«4» - Достаточно активное участие в дискуссии. Допускается незначительное отклонение от темы дискуссии. Высказывание носит отчасти тривиальный, поверхностный характер. Не все аргументы подкреплены примерами.

«3» – Пассивное участие в дискуссии. Высказывание характеризуется низкой информативностью, стереотипностью, не отражает полного понимания темы дискуссии. Аргументы сформулированы абстрактно. Примеры отсутствуют.

«2» - Пассивное участие в дискуссии. Высказывание не соответствует заданной теме, отсутствуют аргументы в пользу какой-либо точки зрения.

 

Дополнительные сведения для преподавателя.

Дискуссию модерирует преподаватель. В начале дискуссии он задает слушателям несколько ключевых острых вопросов, побуждая их вступить в обсуждение. Далее постепенно в ходе дискуссии обсуждаются все поставленные вопросы, участники высказывают свое мнение.

 

 

 

4. Обсуждение по вопросам лекции

 

Название темы

Жизненный цикл клетки. Митоз. Мейоз

Результат обучения по теме

Характеризовать жизненный цикл клетки

Общие компетенции

ОК 02, ОК 04

 

Примерный перечень вопросов для обсуждения

1.     Какие изменения в клетке предшествуют делению?

2.     Охарактеризуйте фазы митоза и кратко расскажите, как происходит этот процесс.

3.     В чем заключается биологическое значение митоза?

4.     Чем мейоз отличается от митоза?

5.     В чем заключается биологическое значение мейоза?

 

5. Тест

 

Название темы

Взаимодействие генов

Результат обучения по теме

Описывать закономерности наследственности и изменчивости

Определять вероятность возникновения наследственных признаков при различных взаимодействиях генов

Общие компетенции

ОК 01, ОК 02

 

 

Пример тестового задания

1.     К взаимодействиям аллельных генов не относят:

1) эпистаз, полимерию, модифицирующее действие генов

2) кооперацию, множественный аллелизм

3) сверхдоминирование, комплементарность

4) кодоминирование, промежуточное доминирование

2.     Проявление у гетерозигот признаков, детерминируемых двумя аллелями наблюдается при:

1) сверхдоминировании

2) эпистазе

3) кодоминировании

4) олимерии

3.     Наследование четвертой группы крови относят к типу взаимодействия:

1) кодоминирование

2) сверхдоминирование

3) полное доминирование

4) промежуточное доминирование

4.     Наследование шиншилловой окраски у кроликов контролируется тремя аллелями: A,a и ah. Каждая особь является носителем только двух из них. Это пример:

1) комплементарности

2) кооперации

3) множественного аллелизма

4) полимерии

5.     Появление новообразований при совместном действии двух доминантных неаллельных генов, когда в гомозиготном или в гетерозиготном состоянии развивается новый признак, наблюдается при:

1) комплементарности

2) кооперации

3) полном доминировании

4) действии генов-модификаторов

6.     Если один доминантный ген подавляет действие другого доминантного гена, то - это пример:

1) рецессивного эпистаза

2) полимерии

3) доминантного эпистаза

4) множественного аллелизма

 

Номер вопроса

Правильный ответ

1

1

2

3

3

1

4

3

5

2

6

3

 

 

 

 

3.1.3. Задания, направленные на формирование умений и навыков

 

1.     Лабораторная работа

 

При изучении дисциплины “Биология” предусмотрено выполнение лабораторных работ:

Тема 1.3. Биологически важные химические соединения: Лабораторная работа “Определение витамина С в продуктах питания”; Лабораторная работа «Гидрофильно-гидрофобные свойства липидов».

Тема 1.4. Структурно-функциональная организация клеток: Лабораторная работа «Строение клетки (растения, животные, грибы) и клеточные включения (крахмал, каротиноиды, хлоропласты, хромопласты)»; Лабораторная работа «Проницаемость мембраны (плазмолиз, деплазмолиз)».

Тема 4.5. Влияние социально-экологических факторов на здоровье человека: Лабораторная работа на выбор: «Умственная работоспособность» или «Влияние абиотических факторов на человека (низкие и высокие температуры)»

Тема 6.1. Основные методы биоэкологических исследований

Лабораторная работа на выбор по мини группам: «Влияние температуры на роста и физиологическую активность дрожжевых клеток»; «Влияние углеводов на роста и физиологическую активность дрожжевых клеток»; «Сочетанное влияние температуры и углеводов на роста и физиологическую активность дрожжевых клеток»

 

Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: микроскопы, секундомер, тонометр, лабораторная посуда (пробирки, подставки для пробирок, пинцеты, песок, ступки с пестиками, предметные и покровные стекла, стеклянные палочки, препаровальные иглы, фильтровальная бумага (салфетки), стаканы) гипертонический раствор хлорида натрия, 3%-ный раствор пероксида водорода, раствор йода в йодистом калии, глицерин, клубни картофеля, лист элодеи канадской, плод рябины обыкновенной (рябины или томата), лук репчатый, разведенные в воде дрожжи).

 

Приведем пример лабораторной работы

 

Название темы

Структурно-функциональная организация клеток

Результат обучения по теме

Различать существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы

Проводить наблюдение клеточных структур и их изменений с помощью микроскопа

Общие компетенции

ОК 01, ОК 02, ОК 04

 

Лабораторная работа «Строение растительной, животной, грибной клетки»

Цель работы: закрепить умение готовить микропрепараты и рассматривать их под микроскопом, находить особенности строения клеток различных организмов, сравнивать их между собой.

1.Вопросы для допуска к лабораторной работе.

1. Назовите основные части микроскопа и опишите их функции.

2. Что такое предметное и покровное стекла? Для чего они нужны?

3. Перечислите основные правила работы с микроскопом.

2.Проведение опытов

Оборудование и посуда

Материалы и реактивы

1. Микроскопы

1.Вода

2. Предметные и покровные стекла

2. Разведенные в воде дрожжи

3. Стеклянные палочки

3. Лук репчатый

4. Стаканы

 

5. Фильтровальная бумага (салфетка)

 

6. Стерильный шпатель

 

 

Алгоритм проведения работы

Вопросы и задания

        1. Изучение строения растительной клетки

1.1. Снять с внутренней поверхности мясистой чешуи луковицы тонкую пленку – эпидерму;

        1.2. Поместить кусочек эпидермы на предметное стекло в каплю воды;

        1.3. Накрыть объект покровным стеклом;

        1.4. Рассмотреть клетки эпидермы под различным увеличением микроскопа

Определите форму клеток,

        Найдите ядро, вакуоли, оболочку клетки.

        Зарисуйте несколько клеток эпидермы, обозначив на рисунке: цитоплазму, ядро, вакуоли, оболочку клетки

2. Изучение строения животной клетки

2.1. Провести стерильным шпателем с легким нажимом по нёбу или по деснам;

2.2. Нанести капельку слюны на предметное стекло и накрыть ее покровным стеклом;

2.3. Рассмотреть препарат при большом увеличении с прикрытой диафрагмой конденсатора.

 

Рассмотрите на кончике шпателя в капельке слюны слущенные клетки эпителия

Рассмотрите на препарате отдельные крупные плоские клетки неправильной формы. Большая часть клеток мертвые, поэтому в них хорошо заметно ядро.

        Зарисуйте несколько клеток, обозначьте ядро и цитоплазму.

3. Изучение строения клетки дрожжей (грибы)

3.1. Поместить стеклянной палочкой каплю раствора с дрожжами на предметное стекло;

3.2. Накрыть ее покровным стеклом. Если есть излишки жидкости, удалите ее с помощью фильтровальной бумаги (салфетки);

3.3. Рассмотреть препарат под микроскопом

Найдите дрожжевую клетку, рассмотреть ее форму и отдельные части.

Зарисуйте несколько клеток, сделайте подписи.

Итоговая контрольная часть лабораторной работы (выполнить письменно):

1.     Из каких основных частей состоит любая клетка?

2.     Что общего имеется в строении растительной и животной клеток?

3.     Чем различаются эти клетки?

4.     Чем объяснить, что, будучи устроенными по единому плану, клетки весьма разнообразны по форме и размерам?


2. Практико-ориентированные расчетные задания

 

Название темы

Популяция, сообщества, экосистемы

Результат обучения по теме

Описывать связь между организмом и средой его обитания

Устанавливать связь структуры и свойств экосистем

Общие компетенции

ОК 01, ОК 02, ОК 07

 

Название задания: Расчет срока исчерпания природных ресурсов

Фабула: Развитие человеческого общества невозможно без взаимодействия с природой. До некоторого времени отрицательные последствия хозяйственной и иной деятельности человека компенсировали способностью природных систем к самовосстановлению. Но к середине двадцатого столетия ситуация изменилась: окружающая природная среда уже не в состоянии компенсировать полностью последствия воздействия роста численности людей и расширения производства. Загрязнены вода, воздух, растения, выпадают кислотные дожди, эрозия выводит почвы и сельскохозяйственного оборота, полярные льды тают из-за потепления климата, исчезают многие виды животных и растений, население приобретает хронические заболевания, растёт смертность. Существующие сейчас интенсивность антропогенного воздействия ведёт нашу планету к истощению и деградации.

Задание: Оцените срок исчерпания природного ресурса, если известен уровень добычи ресурса в текущем году, а потребление ресурсов в последующие годы будет возрастать с заданной скоростью прироста ежегодного потребления. Какой природный ресурс имеет самый долгий срок исчерпаемости и какой – наименьший?

Информация, необходимая для решения:

Таблица 1

Ресурс

Запас ресурса Q, млрд. т

Добыча ресурса q, млрд т /год

Прирост объема потребления ресурса ТР, % в год

Каменный уголь

6800

3,9

2

Природный газ

280

1,7

1,5

Нефть

250

3,5

2

Железо

12000

0,79

2,5

Фосфор

40

0,023

1,8

Медь

0,60

0,008

1,7

Цинк

0,24

0,006

1,3

Свинец

0,15

0,004

2,2

Алюминий

12

0,016

1,6

Уран

300

0,2

2

Для расчета воспользоваться формулой суммы членов ряда геометрической прогрессии

,                                                                  (1)

где Q – запас ресурсов, q – годовая добыча ресурса, ТР – прирост потребления ресурса, t – число лет.

 

Логарифмирование выражения для Q дает следующую формулу для расчета срока исчерпания ресурса

                                                                        (2)

 

 

3. Решение задач

 

Название темы

Закономерности наследования

Результат обучения по теме

Описывать закономерности наследственности и изменчивости

Определять вероятность возникновения наследственных признаков при моно-, ди-, полигибридном и анализирующем скрещивании

Общие компетенции

ОК 02, ОК 04

 

Формулировка задания: решите задачи, составив схемы скрещивания

 

Задание является профессионально-ориентированным. Задачи для студентов подбираются в соответствии с объектом изучения “Растения”, “Животные” или “Человек”.

Пример задач для студентов, обучающиеся профессии/специальности связанной с объектом изучения “Человек”:

         Задача 1. У человека альбинизм и способность преимущественно владеть левой рукой – рецессивные признаки, наследующиеся независимо. Каковы генотипы родителей с нормальной пигментацией и владеющих правой рукой, если у них родился ребенок альбинос и левша?

Задача 2. У человека праворукость доминирует над леворукостью, кареглазость над голубоглазостью. Голубоглазый правша женился на кареглазой правше. У них родилось двое детей – кареглазый левша и голубоглазый правша. От второго брака этого же мужчины с кареглазой правшой родилось девять кареглазых детей, оказавшихся правшами. Определить генотипы мужчины и обеих женщин.

Задача 3. У Пети и Саши карие глаза, а у их сестры Маши – голубые. Мама этих детей голубоглазая, хотя ее родители имели карие глаза. Какой признак доминирует? Какой цвет глаз у папы? Напишите генотипы всех перечисленных лиц.

 

Критерии оценивания

“5” - все ответы верны

“4” - допущена одна ошибка

“3” - допущены 2 ошибки

“2” допущены 3 и более ошибок или работа не выполнена

 

 

4. Кейс на анализ информации

 

Название темы

Биотехнологии в медицине и фармации

Результат обучения по теме

Анализировать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий

Общие компетенции

ОК 01, ОК 02, ОК 04

 

Кейсы используются в качестве оценочного мероприятия в разделе 5 “Биология в жизни”, который является прикладным модулем и состоит из двух частей. Тема 5.17 “Биотехнологии в жизни каждого” изучаются независимо от профессий/специальностей обучающихся, тема 2 является профессионально направленной и подбираются в зависимости и профессиональной направленности.

Приведем пример кейса к Теме 5.2.1. “Биотехнологии в медицине и фармации”

Формулировка задания:

Биотехнология — комплексная наука, направленная на получение целевого продукта, с помощью биообъектов микробного, растительного и животного происхождения.

Медицинская биотехнология – отрасль, цель которой создание диагностических, профилактических и лечебных препаратов, она изучает возможности использования микроорганизмов, для получения аминокислот, витаминов, ферментов, антибиотиков, органических кислот.

Сахарный диабет – это заболевание обмена веществ, при котором в организме не хватает инсулина, а в крови повышается содержание сахара. Содержание сахара в крови необходимо для нормального функционирования клеток. Инсулин, который вырабатывает поджелудочная железа, обеспечивает проникновение глюкозы в клетки, но иногда происходит сбой выработки инсулина и клетка не получает необходимого питания, а сахар накапливается в крови. Это приводит к возникновению сахарного диабета разных типов, один из которых является инсулинозависимым. При таком типе сахарного диабета заболевший должен всю жизнь вводить себе инъекции инсулина.

По данным статистики, в 2014 г. Количество больных сахарным диабетов в Российской федерации составило 387 млн человек. По некоторым данным эта цифра каждый год увеличивается на 5%.

Задание: найдите и проанализируйте различные источники информации (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть Интернет и другие) по теме кейса. Ответьте на вопрос на основе найденных данных: С чем связан рост заболеваемости сахарным диабетом среди взрослого населения и омоложение заболевания?  Какие меры профилактики сахарного диабета можно реализовать в повседневной жизни каждому из нас? Как развивалось производство инсулина и с какими этическими нормами при этом сталкивались ученые?

 

Подготовьте устное сообщение с презентацией, в котором необходимо отразить:

1. Сахарный диабет – причины, симптомы, диагностика и лечение;

2. Распространенность сахарного диабета среди населения своего региона за последние три года, проанализировав научные публикации и статистическую отчетность (в том числе отчеты Государственного реестра сахарного диабета);

3. Распространенность сахарного диабета среди населения Российской федерации за последние три года, проанализировав научные публикации и статистическую отчетность (в том числе отчеты Государственного реестра сахарного диабета);

4. Предполагаемые причины изменения заболеваемости сахарным диабетом и их обоснование;

5. Возможные профилактические мероприятия;

4. Методы получения инсулина;

5. Отразите этические аспекты использования биотехнологий при производстве инсулина.

 

Для создания качественной презентации необходимо соблюдать ряд требований:

Общие требования

1.     Презентация должна начинаться с титульного слайда, где указывается тема, сведения об авторе и т.п.

2.     На слайдах необходимо размещать только тезисы, ключевые слова, графические материалы (схемы, рисунки, таблицы, фото и т.п.).

3.     Использовать единый стиль оформления.

4.     Количество слайдов должно быть достаточным для раскрытия темы, но не более 20-ти.

Шрифты

1.     Следует использовать стандартные, широко распространенные шрифты, такие как Arial, Tahoma, Verdana, Times New Roman, Calibri и др.;

2.     Размер шрифта для заголовков – не менее 24, для информации не менее 18.

3.     Не рекомендуется использовать разные типы шрифтов в одной презентации.

4.     Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.

5.     Не злоупотреблять прописными буквами.

Фон

1.     Желательно использовать однотонный фон неярких пастельных тонов.

2.     Для фона предпочтительны холодные тона.

Использование цвета

1.     На одном слайде рекомендуется использовать не более 3-х цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста.

2.     Для фона и текста использовать контрастные цвета.

Представление информации

1.     Рекомендуется использовать короткие слова и предложения.

2.     Минимизировать количество предлогов, наречий, прилагательных.

3.     Заголовки должны привлекать внимание аудитории.

Объем информации

Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.

 

 

4. Оценочные средства рубежного (тематического) контроля по дисциплине «Биология»

Рубежный контроль по дисциплине «Биология» проводится в форме контрольных работ на отдельных занятиях после завершения изучения первого, второго, третьего и четвертого разделов. После завершения пятого раздела рубежный контроль проводится в форме защиты кейса: представления результатов решения кейсов (выступление с презентацией). Приведем примеры заданий для каждого типа рубежного контроля.

1. Контрольная работа “Молекулярный уровень организации живого”.

В результате освоения первого раздела “Клетка – структурно-функциональная единица живого” обучающиеся смогут:

– характеризовать строение и функции основных биополимеров, клетки и ее структурных элементов;

– определять результаты изменения генетического кода в процессах матричного синтеза;

– организовывать наблюдение биологических объектов на молекулярном и клеточном уровне.

Контрольная работа представляет собой задания в тестовой форме различного уровня сложности: “низкий”, “средний” и “высокий”. В зависимости от типа и трудности задания его выполнение оценивается разным числом баллов. Выполнение каждого задания “низкого” уровня сложности оценивается 1 баллом. За выполнение заданий “среднего” уровня сложности в зависимости от полноты и правильности ответа присваивается до 2 баллов.

К заданию “высокого” уровня сложности относится решение задач. При правильном решении заданий “высокого” уровня присваивается 3 балла.

Задания всех уровней сложности проверяются автоматически.

Распределение заданий по уровням сложности представлено в следующей таблице:

 

Уровень сложности задания

Балл

Процентное содержание заданий

Тип вопросов

Низкий

1

65%

- задания с выбором одного правильного ответа

Средний

2

15 %

- множественный выбор;

- вопросы на упорядочивание или установление правильной последовательности

Высокий

3

20 %

- ситуационные задачи или вопросы предусматривающие развернутый ответ

 

Критерии оценивания рубежной контрольной работы:

 

Оценка

Процент выполнения

“отлично”

85-100%

“хорошо”

70-84%

“удовлетворительно”

50-69%

“неудовлетворительно”

менее 49%

 

1. Азотистое основание аденин в молекуле ДНК комплементарно...

1) гуанину;

2) цитозину;

3) урацилу;

4) тимину.

 

2. К пуриновым азотистым основаниям относятся...

1) аденин и гуанин;

2) гуанин и цитозин;

3) цитозин и урацил;

4) урацил и аденин.

 

3. Выберите функцию иРНК?

1) хранение генетической информации;

2) транспорт аминокислоты в рибосому;

3) входит в состав рибосом;

4) перенос генетической информацию от ДНК к рибосоме.

 

4. Клетки эукариот не содержат...

1) лизосом;

2) рибосом;

3) мезосом.;

4) комплекса Гольджи.

 

5. Клетки прокариот содержат...

1) клеточный центр;

2) эндоплазматическую сеть;

3) рибосомы и мезосомы;

4) комплекс Гольджи и лизосомы.

 

6. Какие органоиды встречаются только в растительных клетках?

1) эндоплазматическая сеть;

2) пластиды;

3) митохондрии;

4) комплекс Гольджи.

 

7. В метафазной хромосоме выделяют...

1) плечи и центросому;

2) центросому и центриоли;

3) центриоли и центромеру;

4) центромеру и плечи.

 

 

8. К автотрофам относятся...

1) вирусы;

2) хемосинтезирующие бактерии;

3) грибы;

4) паразитические бактерии.

 

9. Транскрипция – это...

1) связывание аминокислоты с тРНК;

2) перенос аминокислоты в рибосому;

3) удвоение молекулы ДНК;

4) синтез иРНК на матрице ДНК.

 

10. Если кодирующая белок часть гена содержит 6000 пар нуклеотидов, то сколько аминокислот в кодируемой молекуле белка?

1) 100;

2) 500;

3) 1000;

4) 2000.

 

11. Какие из перечисленных болезней, вызываются вирусами?

а) туберкулез и дифтерия;

б) Дифтерия и СПИД;

в) СПИД и грипп;

г) грипп и туберкулез;

 

12. В результате первого деления мейоза происходит:

а) увеличение набора хромосом;

б) уменьшение набора хромосом;

в) сохранение исходного набора хромосом.

 

13. Что происходит в анафазе II мейоза?

1) спирализация хромосом;

2) расхождение к полюсам двухроматидных хромосом;

3) расхождение к полюсам хроматид;

4) расположение хромосом в плоскости экватора клетки.

 

14. Установите соответствие

Органоид

Функция

1) рибосома

А) переваривание отмерших клеток

2) хлоропласты

Б) фотосинтез

3) лизосомы

В) синтез белка

4) центриоли

Г) образование веретена деления

Эталон: 1-В; 2-Б; 3-А; 4-Г

 

15. Выберите химические элементы клетки, которые входят в состав органических веществ:

1) кальций;

2) углерод;

3) цинк;

4) водород;

5) кислород;

6) медь;

7) азот.

 

16. Установите соответствие

Группы аминокислот

Представители

1. Нейтральные

А) глутаминовая кислота

2. Кислые

Б) лизин

3. Основные

В) аланин

Эталон: 1-В; 2-А; 3-Б

 

17. В молекуле ДНК нуклеотиды, содержащие аденин, составляют 10%. Сколько процентов в данной молекуле нуклеотидов, содержащих цитозин?

1) 10;

2) 20;

3) 30;

4) 40.

 

18. В молекуле РНК нуклеотиды, содержащие урацил, составляют – 30% и аденин – 40%. Сколько процентов адениловых нуклеотидов содержится в цепи ДНК, комплементарной той, на которой синтезировалась эта РНК?

1) 0;

2) 30;

3) 35;

4) 40.

 

19. Участок молекулы ДНК состоит из 60 пар нуклеотидов. Определите длину этого участка (расстояние между нуклеотидами в ДНК составляет 0,34 нм)

1) 20,4;

2) 24;

3) 10,2;

4) 30.

 

20. Фрагмент молекулы ДНК содержит 1230 нуклеотидных остатков. Сколько аминокислот будет входить в состав белка?

1) 205;

2) 410;

3) 408;

4) 360.

 

2. Защита кейсов: представление результатов решения кейсов.

 

Защита кейса является рубежным контролем по пятому разделу “Биология в жизни”, в результате изучения которого обучающиеся смогут:

– анализировать этические аспекты современных исследований в области биотехнологии и генетических технологий.

Для защиты кейсов обучающимся необходимо в рамках ВСР подготовить устное сообщение по результатам решения кейса с подготовкой презентаций.

 

Критерии оценивания устного сообщения:

Критерии оценивания

Баллы

1 балл

2 балла

3 балла

1. Соответствие содержания доклада заявленной̆ теме

содержание доклада лишь частично соответствует заявленной̆ теме

содержание доклада, за исключением отдельных моментов, соответствует заявленной̆ теме и в полной̆ мере её раскрывает

содержание доклада соответствует заявленной̆ теме и в полной̆ мере её раскрывает

2. Степень раскрытия темы

раскрыта малая часть темы; поиск информации проведён поверхностно; в изложении материала отсутствует логика, доступность

тема раскрыта хорошо, но не в полном объёме; информации представлено недостаточно; в отдельных случаях нарушена логика в изложении материала, не совсем доступно

тема раскрыта полностью; представлен обоснованный объём информации; изложение материала логично, доступно

3.Умение доступно и понятно передать содержание доклада в виде презентации

из представленной презентации не совсем понятна тематика исследования, детали не раскрыты

на основе представленной презентации формируется общее понимание тематики исследования, но не ясны детали

на основе представленной презентации формируется полное понимание тематики исследования, раскрыты детали

 

 

Оцените презентацию по следующим критериям:

Критерии оценивания

Баллы

0

1

2

полнота использования учебного материала

информация, используемая в презентации, не относиться к теме

информация, представленная в презентации, относится к теме, но недостаточно полно раскрывают ее содержание

презентация содержит полную и четкую информацию, достаточную для формирования представления о теме

логика  изложения материала в соответствии с планом и темой задания

материал презентации не соответствует теме, плана нет

материал презентации частично соответствует теме задания, план построен не точно

материал, приведенный в презентации полностью соответствуют теме задания и составленному плану

терминологическая и орфографическая грамотность

в презентации присутствуют орфографические ошибки, не все термины применены по существу

в презентации присутствуют орфографические ошибки, термины применены верно

в презентации отсутствуют орфографические ошибки, термины применены верно

аккуратность и оригинальность построения

презентация построена без учета композиции слайдов, без соблюдения требований к шрифтам и цветовому оформлению

презентация построена с учетом требований к оформлению, но нет единого оформления слайдов

презентация построена в полном соответствии с требованиями оформления, использован оригинальный подход к оформлению слайдов

 

Шкала перевода баллов в отметку

17-15 баллов - «5»

14 - 9 баллов - «4»

8-6 баллов -«3»

Менее 6 баллов или отсутствие работы - «2»

 

 

5. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации (дифференцированный зачет)

 

Промежуточная аттестация по дисциплине «Биология» проводится в виде дифференцированного зачета. Дифференцированный зачет включает в себя два типа заданий: тестовые вопросы, направление на проверку усвоения теоретического материала, и задачи и задания, направленные на проверку сформированности практических умений.

Часть 1 содержит 15 заданий с выбором одного верного ответа из четырех и 10 заданий с выбором нескольких верных ответов, на соответствия биологических объектов, процессов и явлений.

Часть 2 содержит 4 задачи из разных тем дисциплины и 1 практико-ориентированное задание, формируемой в соответствии с методическими рекомендациями.

В заданиях 1-15 выберите один правильный ответ:

1. ХИМИЧЕСКУЮ ОСНОВУ ХРОМОСОМЫ СОСТАВЛЯЕТ МОЛЕКУЛА

1) дезоксирибонуклеиновой кислоты

2) рибонуклеиновой кислоты

3) липида

4) полисахарида

2. КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ БОЛЕЗНЕЙ,?

1) туберкулез и дифтерия;

2) Дифтерия и СПИД;

3) СПИД и грипп;

4) грипп и туберкулез;

3. ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЛИПИДНОГО БИСЛОЯ ВАЖНЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ МОЛЕКУЛАМИ ЛИПИДОВ:

1) водородные и ионные

2) ионные и ковалентные

3) ковалентные и гидрофобные

4) только гидрофобные

4. ЧТО ПРОИСХОДИТ В АНАФАЗЕ 2го МЕЙОЗА

1) спирализация хромосом;

2) расхождение к полюсам двухроматидных хромосом;

3) расхождение к полюсам хроматид;

4) расположение хромосом в плоскости экватора клетки.

5. ДЛЯ КЛЕТОК РАСТЕНИЙ НЕ ХАРАКТЕРЕН СИНТЕЗ

1) аминокислот

2) нуклеотидов

3) гликогена

4) фосфолипидов

6. В ПРОФАЗЕ МИТОЗА ДЛИНА ХРОМОСОМЫ УМЕНЬШАЕТСЯ ЗА СЧЕТ

1) транскрипции

2) редупликации

3) денатурации

4) спирализации

7. БЛАГОДАРЯ КОНЬЮГАЦИИ И КРОССИНГОВЕРУ ПРОИСХОДИТ

1) увеличение числа хромосом вдвое

2) обмен генетической информацией между гомологичными хромосомами

3) уменьшение числа хромосом вдвое

4) увеличение числа гамет

8. ПОЛИПЕПТИДНЫЕ ЦЕПИ СИНТЕЗИРУЮТСЯ НА РИБОСОМАХ, НАХОДЯЩИХСЯ:

1) в цитозоле и модифицируются также в цитозоле

2) в цитозоле, затем модифицируются в аппарате Гольджи

3) на мембране эндоплазматического ретикулума, затем модифицируются в аппарате Гольджи

4) в цитозоле, затем модифицируются в люмене лизосомы

9. В МОЛЕКУЛЕ ДНК НУКЛЕОТИДЫ, СОДЕРЖАЩИЕ АДЕНИН, СОСТАВЛЯЮТ 10%. СКОЛЬКО ПРОЦЕНТОВ В ДАННОЙ МОЛЕКУЛЕ НУКЛЕОТИДОВ, СОДЕРЖАЩИХ ЦИТОЗИН?

1) 10;

2) 20;

3) 30;

4) 40.

10. ВСЕ РЕАКЦИИ СИНТЕЗА ОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В КЛЕТКЕ ПРОИСХОДЯТ

1) образованием молекул АТФ

2) с освобождением энергии

3) расщеплением веществ

4) использованием энергии

11. ИЗ ОДНОЙ МОЛЕКУЛЫ НУКЛЕИНОВОЙ КИСЛОТЫ В СОЕДИНЕНИИ С БЕЛКАМИ СОСТОИТ

1) митохондрия

2) хромосома

3) ген

4) хлоропласт

12. ДОЧЕРНИЕ ХРОМАТИДЫ СТАНОВЯТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМИ ХРОМОСОМАМИ ПОСЛЕ

1) спаривания гомологичных хроматид

2) обмена участками между гомологичными хромосомами

3) разделения соединяющей их центромеры

4) выстраивания хромосом в экваториальной плоскости клетки

13. ГЕНЕТИЧЕСКИЙ КОД – ЭТО:

1) набор клеточных генов

2) нуклеотидная последовательность гена

3) генетическая экспрессия

4) система записи генетической информации

14. В КАКИХ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ ОРГАНЕЛЛ САМАЯ ВЫСОКАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ Са2+

1) ядре

2) митохондриях

3) цитоплазме

4) аппарате Гольджи

15. КАКИЕ ИЗ ПЕРЕЧИСЛЕННЫХ НИЖЕ СТРУКТУР КЛЕТКИ НЕ ИМЕЮТ МЕМБРАНЫ

1) лизосомы

2) хлоропласты

3) ядрышки

4) аппарат Гольджи

 

Эталоны ответов

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

ответ

1

2

4

3

3

4

2

3

4

4

2

3

4

2

3

 

В заданиях 16-25 выберите несколько правильных ответов или установите соответствие или последовательность:

 

16. ВОССТАНОВИТЕ В ИСТОРИЧЕСКОМ ПЛАНЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ЭТАПОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ ЧЕЛОВЕКА НА БИОСФЕРУ:

1) усиление влияния на природу с коренным преобразованием части экосистем;

2) изменение экосистем через пастьбу скота, ускорение роста трав путем их выжигания и т. п.;

3) глобальное изменение всех экологических компонентов в целом в связи с неограниченной интенсификацией хозяйства;

4) сверхинтенсивная охота без резкого изменения экосистем в период становления человечества;

5) воздействие людей на биосферу лишь как обычных биологических видов.

17. ВЫБЕРИТЕ ПРОЦЕССЫ, ПРОТЕКАЮЩИЕ В ПРОФАЗЕ ПЕРВОГО ДЕЛЕНИЯ МЕЙОЗА

1) обмен участками хромосом

2) набор хромосом и число молекул ДНК в клетке – 4n4c

3) деление центромер хромосом

4) формирование веретена деления

5) выстраивание хромосом по экватору клетки

18. КАКИЕ ПРОЦЕССЫ ПРОИСХОДЯТ В КЛЕТКЕ В ПЕРИОД ИНТЕРФАЗЫ?           

1) спирализация хромосом

2) редупликация молекул ДНК

3) растворение ядерной оболочки

4) синтез белков в цитоплазме

5) синтез иРНК в ядре

19. МАЛЫЕ КРУГОВОРОТЫ УГЛЕРОДА В БИОСФЕРЕ МОГУТ ОСУЩЕСТВЛЯТЬСЯ СЛЕДУЮЩИМ ПУТЕМ:

1) углекислый газ выделяется в атмосферу в процессе фотосинтеза в дневное время, а в ночное время его часть поглощается растениями из среды;

2) углекислый газ поглощается из атмосферы в процессе фотосинтеза в дневное время, а в ночное время его часть выделяется растениями в среду;

3) углекислый газ атмосферы поглощается в процессе фотосинтеза с образованием органических веществ, а с гибелью растений и животных происходит окисление органических веществ с выделением углекислого газа;

4) углекислый газ атмосферы поглощается в процессе фотосинтеза, а при дыхании выделяется в атмосферу;

5) углекислый газ атмосферы поглощается в процессе фотосинтеза, а при сжигании органических веществ выделяется в атмосферу.

20. УКАЖИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФАЗ ОПЛОДОТВОРЕНИЯ.

1) слияние гамет, или сингамий

2) дистантное взаимодействие и сближение гамет

3) контактное взаимодействие гамет и активация яйцеклетки

21. УСТАНОВИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ СТАДИЙ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕКА, НАЧИНАЯ ОТ ЗИГОТЫ.

1) формирование четырехкамерного сердца

2) образование бластомеров

3) формирование нервной системы

4) формирование мезодермы

5) образование двухслойного зародыша

22. ВЫБЕРИТЕ ТРИ ФУНКЦИИ ПЛАЗМАТИЧЕСКОЙ МЕМБРАНЫ

1) обеспечивает поступление в клетку ионов и мелких молекул

2) обеспечивает передвижение веществ в клетке

3) отграничивает цитоплазму от окружающей среды

4) участвует в поглощении веществ клеткой

5) придает клетке жесткую форму

6) служит матрицей для синтеза иРНК

23. ВЫБЕРИТЕ ДВА ПРИЗНАКА НЕ ПОДХОДЯЩИЕ ДЛЯ ОПИСАНИЯ ТРАНСКРИПЦИИ У ЭУКАРИОТ

1) образование полинуклеотидной цепи

2) соединяются нуклеотиды, содержащие дезоксирибозу

3) матрицей служит молекула ДНК

4) происходит в ядре

5) удвоение молекулы ДНК

24. УСТАНОВИТЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ПРОЦЕССОВ ЭМБРИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ ЖИВОТНЫХ:

1) закладка зачаточных органов зародыша

2) направленные перемещения клеток и их дифференцировка

3) развитие нервной пластинки

4) слияние яйцеклетки и сперматозоида и образование зиготы

5) формирование многоклеточного однослойного зародыша

25. УПОРЯДОЧИТЕ ИСКОПАЕМЫЕ ФОРМЫ ЧЕЛОВЕКА ПО ВРЕМЕНИ СУЩЕСТВОВАНИЯ, НАЧИНАЯ С САМОЙ ДРЕВНЕЙ ФОРМЫ:

1) Человек умелый

2) Кроманьонцы

3) Неандертальцы

4) Человек прямоходящий

5) Австралопитек

Эталоны ответов

№ задания

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

ответ

5,4,2,1,3

1,4

2,4,5

3,4,5

2,3,1

2,5,4,3,1

1,3,4

2,5

4,5,2,3,1

5,1,4,3,2

 

В заданиях 26-30 решите задачи:

 

Задание 26. Задача № 1. Определите, какая окраска цветков будет у растений гороха, полученных от самоопыления гомозиготных родительских форм с красными и с белыми цветками, а также от их скрещивания между собой.0

Решение. Обе родительские формы гомозиготны, поэтому запись скрещиваний будет следующей:

– от самоопыления: 1) Р: АА × АА; 2) P: аа × аа;

– от перекрестного опыления: Р: АА × аа.

Гомозиготные формы дают единственный тип гамет, и поэтому при их слиянии будет получен единственный тип потомков: 1) F1 все AA; 2) F1 все аа;3) F1 все Aa.

Ответ. 1. Красноцветковые гомозиготные растения дают только формы с красными цветками. 2. Все потомки растений с белыми цветками будут белоцветковыми (они всегда гомозиготны). 3. Все растения от скрещивания красноцветковых гомозиготных с белоцветковыми будут красноцветковыми (доминантный фенотип), но гетерозиготными по генотипу.

 

Задание 27. Задача № 2. На ребенка с I группой крови в роддоме претендуют две родительские пары:

– 1 пара: мать с I, отец с IV группой крови;

– 2 пара: мать со II, отец с III группой крови.

Какой паре принадлежит ребенок?

Решение. Ребенок с I гр. крови по генотипу – I°I°. Такое сочетание аллелей возможно только в случае, если гаметы и отца, и матери будут содержать аллели I°. Следовательно, эта комбинация генов могла осуществиться только при зачатии ребенка в случае второй пары, когда мать и отец гетерозиготы. Запишем схему скрещивания:

Р: I A I° ♀×I B I° ; G: 0,5I A + 0,5I°; G: 0,5I B + 0,5I°; => F1: 0,25 I°I°.

Очевидно, что первая супружеская пара претендовать на этого ребенка не может, т. к. у нее могут быть дети только со II и III группами крови:

Р: I°I° × I A I B; F1: 50% IA I° и 50%IB I° (у детей II и III гр. крови соотв.).

Ответ. Ребенок принадлежит второй паре супругов.

 

Задание 28. Задача № 3. Определите средний размер листочков у белого клевера, полученного от скрещивания геторозиготных растений с листочками 10 и 7 мм соответственно.

Решение. Определяем генотипы и записываем скрещивание:

Р: V ba v × V by v; определяем гаметы: G: 0,5V ba + 0,5v; G: 0,5V bу + 0,5v; получаем потомков: F1: 0,25V baV by; 0,25V ba v; 0,25 V by v; 0,25vv.

Ответ. Получено 4 типа фенотипов и генотипов в равных соотношениях. Из них для первого будет характерна сверхдоминантность (средний размер листочков 18 мм).

 

Задание 29. Задача № 4. Проанализируйте характер передачи рецессивного, частично сцепленного с полом, наследственного заболевания от матери к потомкам.

Решение. P:X аX а X AY A больна F1: X AX а X aY A F2:X AX а ; X аX а ; X AY A ; X aY A больна

Ответ. Болезнь передается от матери через детей и проявляется только у внучек.

 

Задание 30. Из элементов сообщества (полевка, зерно злаков, филин, хорек) составьте пищевую цепь и на основании правила экологической пирамиды определите, сколько нужно зерна, чтобы в лесу вырос один филин массой 2,5 кг.

Ответ:

В итоговой работе представлены задания, относящиеся к трем уровням сложности: “низкий”, “средний”, “высокий”. В зависимости от типа и трудности задания его выполнение оценивается разным числом баллов. Выполнение каждого задания “низкого” уровня сложности оценивается 1 баллом. За выполнение заданий “среднего” уровня сложности в зависимости от полноты и правильности ответа присваивается до 2 баллов.

К заданию “высокого” уровня сложности относится решение ситуационных задач. За выполнение заданий “высокого” уровня в зависимости от полноты и правильности ответа присваивается до 3-х баллов.

Задания “низкого” и “среднего” уровней сложности проверяются автоматически. Ответы на задания “высокого” уровня проверяются в ручном режиме.

Распределение заданий по уровням сложности представлено в следующей таблице:

 

Уровень сложности задания

Балл

Процентное содержание заданий

Тип вопросов

Низкий

1

50%

- задания с выбором одного правильного ответа

Средний

2

33%

- множественный выбор;

- вопросы на упорядочивание или установление правильной последовательности

Высокий

3

17 %

- задачи, предусматривающие развернутый ответ

 

Критерии оценивания итоговой письменной работы:

 

Оценка

Процент выполнения

“отлично”

85-100%

“хорошо”

70-84%

“удовлетворительно”

50-69%

“неудовлетворительно”

менее 49%

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Частное учреждение профессиональная образовательная организация

Частное учреждение профессиональная образовательная организация

Комплекс оценочных средств общеобразовательной дисциплины

Комплекс оценочных средств общеобразовательной дисциплины

СОДЕРЖАНИЕ 1. Результаты обучения, регламентированные

СОДЕРЖАНИЕ 1. Результаты обучения, регламентированные

Результаты обучения, регламентированные

Результаты обучения, регламентированные

ДРб 07 сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего…

ДРб 07 сформированность умения применять полученные знания для объяснения биологических процессов и явлений, для принятия практических решений в повседневной жизни с целью обеспечения безопасности своего…

Необходимо отметить, что предметные (образовательные) результаты определяют содержание дисциплины, ее взаимосвязь с дисциплинами общепрофессионального и профессионального циклов

Необходимо отметить, что предметные (образовательные) результаты определяют содержание дисциплины, ее взаимосвязь с дисциплинами общепрофессионального и профессионального циклов

Фонд оценочных средств для входного контроля

Фонд оценочных средств для входного контроля

В процессе мейоза число хромосом в гаметах: а) оказывается равным их числу в материнской клетке; б) уменьшается вдвое по сравнению с материнской клеткой; в) увеличивается…

В процессе мейоза число хромосом в гаметах: а) оказывается равным их числу в материнской клетке; б) уменьшается вдвое по сравнению с материнской клеткой; в) увеличивается…

Одно из направлений биотехнологии состоит в перестройке генотипа, что позволяет получать новые организмы с интересующими человека свойствами

Одно из направлений биотехнологии состоит в перестройке генотипа, что позволяет получать новые организмы с интересующими человека свойствами

В селекции для получения высокопродуктивных форм на клетки воздействуют рентгеновскими, ультрафиолетовыми лучами и химическими веществами

В селекции для получения высокопродуктивных форм на клетки воздействуют рентгеновскими, ультрафиолетовыми лучами и химическими веществами

Многие представители негроидной рассы имеют курчавые волосы

Многие представители негроидной рассы имеют курчавые волосы

Главным регулятором сезонных изменений в жизни растений и животных является изменение: а) количества пищи; б) длины дня; в) влажности воздуха; г) климата

Главным регулятором сезонных изменений в жизни растений и животных является изменение: а) количества пищи; б) длины дня; в) влажности воздуха; г) климата

Ярусное расположение растений в биогеоцинозе служит приспособлением к: а) использованию света; б) сезонным изменениям; в) антропогенному фактору; г) биологическим ритмам

Ярусное расположение растений в биогеоцинозе служит приспособлением к: а) использованию света; б) сезонным изменениям; в) антропогенному фактору; г) биологическим ритмам

Какой из научных методов исследования был основным в ранний период развития биологии: а) экспериментальный; б) микроскопия; в) сравнительный метод; г) метод наблюдения и описания объектов

Какой из научных методов исследования был основным в ранний период развития биологии: а) экспериментальный; б) микроскопия; в) сравнительный метод; г) метод наблюдения и описания объектов

Какой из уровней жизни считается первым над организменным: а) биосферный; б) биогеоценотический; в) популяционно-видовой; г) клеточный

Какой из уровней жизни считается первым над организменным: а) биосферный; б) биогеоценотический; в) популяционно-видовой; г) клеточный

Задания, направленные на формирование или проверку знаний: - тест - оцениваемая дискуссия - фронтальный опрос - обсуждение по вопросам лекции (встречается у нас только 1…

Задания, направленные на формирование или проверку знаний: - тест - оцениваемая дискуссия - фронтальный опрос - обсуждение по вопросам лекции (встречается у нас только 1…

Описывать методы исследования на молекулярном и клеточном уровне

Описывать методы исследования на молекулярном и клеточном уровне

Результат обучения по теме

Результат обучения по теме

Студенты, обучающиеся профессии/специальности связанной с объектом изучения “Животные” разрабатывают ментальную карту по строению организма животных (группы можно разделить по типам и классам животных

Студенты, обучающиеся профессии/специальности связанной с объектом изучения “Животные” разрабатывают ментальную карту по строению организма животных (группы можно разделить по типам и классам животных

Графическое оформление карты

Графическое оформление карты

Альтернативные признаки Аллельные гены

Альтернативные признаки Аллельные гены

Задания, направленные на формирование или проверку знаний 1

Задания, направленные на формирование или проверку знаний 1

Название темы Генетика человека

Название темы Генетика человека

Синдром «кошачьего крика» 2.

Синдром «кошачьего крика» 2.

Шкала перевода баллов в отметку 12-11 баллов - «5» 10 - 8 баллов - «4» 7-6 баллов -«3»

Шкала перевода баллов в отметку 12-11 баллов - «5» 10 - 8 баллов - «4» 7-6 баллов -«3»

Как можно охарактеризовать исторические изменения роли человека в биосфере? 2

Как можно охарактеризовать исторические изменения роли человека в биосфере? 2

Обсуждение по вопросам лекции

Обсуждение по вопросам лекции

Пример тестового задания 1.

Пример тестового задания 1.

Если один доминантный ген подавляет действие другого доминантного гена, то - это пример: 1) рецессивного эпистаза 2) полимерии 3) доминантного эпистаза 4) множественного аллелизма

Если один доминантный ген подавляет действие другого доминантного гена, то - это пример: 1) рецессивного эпистаза 2) полимерии 3) доминантного эпистаза 4) множественного аллелизма

При изучении дисциплины “Биология” предусмотрено выполнение лабораторных работ:

При изучении дисциплины “Биология” предусмотрено выполнение лабораторных работ:

Приведем пример лабораторной работы

Приведем пример лабораторной работы

Микроскопы1.Вода 2. Предметные и покровные стекла2

Микроскопы1.Вода 2. Предметные и покровные стекла2

Изучение строения животной клетки 2

Изучение строения животной клетки 2

Название темы Популяция, сообщества, экосистемы

Название темы Популяция, сообщества, экосистемы

Информация, необходимая для решения:

Информация, необходимая для решения:

Логарифмирование выражения для

Логарифмирование выражения для

Задача 2. У человека праворукость доминирует над леворукостью, кареглазость над голубоглазостью

Задача 2. У человека праворукость доминирует над леворукостью, кареглазость над голубоглазостью

Кейсы используются в качестве оценочного мероприятия в разделе 5 “Биология в жизни”, который является прикладным модулем и состоит из двух частей

Кейсы используются в качестве оценочного мероприятия в разделе 5 “Биология в жизни”, который является прикладным модулем и состоит из двух частей

Задание: найдите и проанализируйте различные источники информации (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть

Задание: найдите и проанализируйте различные источники информации (научная и учебно-научная литература, средства массовой информации, сеть

Общие требованияПрезентация должна начинаться с титульного слайда, где указывается тема, сведения об авторе и т

Общие требованияПрезентация должна начинаться с титульного слайда, где указывается тема, сведения об авторе и т

Представление информации 1

Представление информации 1

Контрольная работа представляет собой задания в тестовой форме различного уровня сложности: “низкий”, “средний” и “высокий”

Контрольная работа представляет собой задания в тестовой форме различного уровня сложности: “низкий”, “средний” и “высокий”

Критерии оценивания рубежной контрольной работы:

Критерии оценивания рубежной контрольной работы:

Клетки эукариот не содержат... 1) лизосом; 2) рибосом ; 3) мезосом

Клетки эукариот не содержат... 1) лизосом; 2) рибосом ; 3) мезосом

Транскрипция – это... 1) связывание аминокислоты с тРНК; 2) перенос аминокислоты в рибосому; 3) удвоение молекулы

Транскрипция – это... 1) связывание аминокислоты с тРНК; 2) перенос аминокислоты в рибосому; 3) удвоение молекулы

Установите соответствие

Установите соответствие

Основные В) аланин

Основные В) аланин

Фрагмент молекулы ДНК содержит 1230 нуклеотидных остатков

Фрагмент молекулы ДНК содержит 1230 нуклеотидных остатков

Соответствие содержания доклада заявленной̆ теме содержание доклада лишь частично соответствует заявленной̆ теме содержание доклада, за исключением отдельных моментов, соответствует заявленной̆ теме и в полной̆ мере…

Соответствие содержания доклада заявленной̆ теме содержание доклада лишь частично соответствует заявленной̆ теме содержание доклада, за исключением отдельных моментов, соответствует заявленной̆ теме и в полной̆ мере…

Оцените презентацию по следующим критериям:

Оцените презентацию по следующим критериям:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.12.2023