КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОУД.10 ЭКОЛОГИЯ по специальности 38.02.07 «Банковское дело»
Оценка 4.6

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ОУД.10 ЭКОЛОГИЯ по специальности 38.02.07 «Банковское дело»

Оценка 4.6
pdf
04.05.2020
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ  ОУД.10 ЭКОЛОГИЯ  по  специальности 38.02.07 «Банковское дело»
!!!КОС Экол БД.pdf

Министерство образования, науки и молодежной политики Краснодарского края 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

 «Горячеключевской технологический техникум»

 

 

 

 

 

 

 

КОМПЛЕКТ

КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

ОУД.10 ЭКОЛОГИЯ

 

по  специальности 38.02.07 «Банковское дело»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Горячий Ключ

2018


Рассмотрена   

Методическим объединением СПО

Руководитель

 

__________ М.А. Пукова

 

«___»  _____________ 201__ г.

 

 

Рассмотрена  на заседании педагогического совета  

протокол № ________

 

от «___»  _____________ 201__ г.

 

 

 

 

 

Утверждена   

Директор ГБПОУ КК ГТТ

 

 

 

___________ Ю.И. Демин

 

«___»  _____________ 201__ г.

 

 

 


Разработчик:                                     Мамай С.С. преподаватель ГБПОУ КК ГТТ

 

                                                                                                                                  _____________________                   подпись

Рецензенты:                

(внешняя рецензия)

ДемьянченкоН.В.,к.э.н., доцент кафедры менеджмента Краснодарского филиала РЭУ им. Г.В. Плеханова

                                     

             

  

подпись

                           

Шевченко О.П., к.э.н., доцент кафедры

                                                                                              менеджмента ФГБОУ ВО КубГАУ            

                           

  подпись

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.    Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств          

2.    Комплект контрольно-оценочных средств             

3.    Организация контроля и оценки уровня освоения программы УД         

4.    Пакет экзаменатора            

 

                              

1. ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

1.1. Общие данные

Контрольно-оценочные средства (КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу дисциплины «Экология».

КОС включают контрольные материалы для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

КОС разработан на основании:

 - основной профессиональной образовательной программы по специальности

38.02.07 «Банковское дело» и рабочей программы учебной дисциплины ОУД.10 Экология.

 

2. Результаты освоения учебной дисциплины  

 

Освоение содержания учебной дисциплины «Экология» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

− устойчивый интерес к истории и достижениям в области экологии; − готовность к продолжению образования, повышению квалификации в из- бранной профессиональной деятельности, используя полученные экологические знания;

− объективное осознание значимости компетенций в области экологии для человека и общества;

− умения проанализировать техногенные последствия для окружающей среды, бытовой и производственной деятельности человека;

− готовность самостоятельно добывать новые для себя сведения экологической направленности, используя для этого доступные источники информации;

− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития;

− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в команде по решению общих задач в области экологии; метапредметных:

− овладение умениями и навыками различных видов познавательной деятельности для изучения разных сторон окружающей среды;

− применение основных методов познания (описания, наблюдения, эксперимента) для изучения различных проявлений антропогенного воздействия, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере;

− умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства их достижения на практике;

− умение использовать различные источники для получения сведений эко- логической направленности и оценивать ее достоверность для достижения поставленных целей и задач; предметных:

− сформированность представлений об экологической культуре как условии достижения устойчивого (сбалансированного) развития общества и природы, экологических связях в системе «человек—общество — природа»;

− сформированность экологического мышления и способности учитывать и оценивать экологические последствия в разных сферах деятельности;

− владение умениями применять экологические знания в жизненных ситуациях, связанных с выполнением типичных социальных ролей;

− владение знаниями экологических императивов, гражданских прав и обязанностей в области энерго- и ресурсосбережения в интересах сохранения окружающей среды, здоровья и безопасности жизни;

− сформированность личностного отношения к экологическим ценностям, моральной ответственности за экологические последствия своих действий в окружающей среде;

− сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры.

 

2. КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

 

2.1. Теоретические задания для устного и письменного контроля.

 

Примерные темы индивидуальных проектов (рефератов, докладов):

 

1.    Возможности управления водными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

2.    Возможности управления лесными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

3.    Возможности управления почвенными ресурсами в рамках концепции устойчивого развития.

4.    Возобновляемые и невозобновляемые ресурсы: способы решения проблемы исчерпаемости.

5.    Земельный фонд и его динамика под влиянием антропогенных факторов.

6.    История и развитие концепции устойчивого развития.

7.    Окружающая человека среда и ее компоненты: различные взгляды на одну проблему.

8.    Основные экологические приоритеты современного мира.

9.    Особо неблагоприятные в экологическом отношении территории России:

возможные способы решения проблем.

10.                        Особо охраняемые природные территории и их значение в охране природы.

11.                        Популяция как экологическая единица.

12.                        Причины возникновения экологических проблем в городе.

13.                        Причины возникновения экологических проблем в сельской местности.

14.                        Проблемы водных ресурсов и способы их решения (на примере России).

15.                        Проблемы почвенной эрозии и способы ее решения в России.

16.                        Проблемы устойчивости лесных экосистем в России.

17.                        Система контроля за экологической безопасностью в России.

18.                        Современные требования к экологической безопасности продуктов питания.

19.                        Среда обитания и среды жизни: сходство и различия.

20.                        Структура экологической системы.

21.                        Структура экономики в рамках концепции устойчивого развития.

22.                        Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации.

23.                        Энергетические ресурсы и проблема их исчерпаемости.

24.                        Особо охраняемые природные территории России.

25.                        Особо охраняемые природные территории Владимирской области.

26.                        Международные организации охраны природы.

27.                        Альтернативные источники энергии.

28.                        Экологически чистый транспорт.

29.                        Демографическая ситуация в России. 30. Здоровый образ жизни. Вредные привычки.

 

 

2.3. Практические работы

 


ВВЕДЕНИЕ

 

1.       Что такое экология как научная дисциплина? 

2.       Опишите разделы экологических наук. Задачи экологии.

 

РАЗДЕЛ 1.ЭКОЛОГИЯ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА

 

ТЕМА 1.1 ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.       Дайте краткую характеристику и опишите, что является предметом изучения общей экологии?

2.       Опишите экологические законы Б. Коммонера

 

ТЕМА 1.2 СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.      Дайте краткую характеристику и опишите, что является предметом изучения социальной экологии?

2.      Понятие «экологический кризис», критерии и оценки. 

 

ТЕМА 1.3 ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.      Дайте краткую характеристику и опишите, что является предметом изучения прикладной экологии?

2.      Возможные способы решения глобальных экологических проблем

 

 

РАЗДЕЛ            2.         СРЕДА           ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И         ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

 

ТЕМА 2.1 СРЕДА ОБИТАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.       Естественная и искусственная среды обитания человека?

2.       Окружающая человека среда и ее компоненты

 

 

ТЕМА 2.2 ГОРОДСКАЯ СРЕДА 

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.       Экологическая безопасность материалов, используемых в строительстве жилых домов и нежилых помещений? 

2.       Описать взаимодействие города с природной средой.

 

ТЕМА 2.3 ЭКОЛОГИЯ УРБАНИЗИРОВАННЫХ                 ТЕРРИТОРИЙ

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.      Что такое урбанизация?

2.      Опишите экологические проблемы урбанизированных территорий.

 

 

ТЕМА 2.4 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННЫХ И БЫТОВЫХ

ОТХОДОВ В ГОРОДЕ

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.      Опишите сроки разложения мусора и отходов (не менее 10 отходов).

2.      Как и в городе нужно сортировать мусор?

 

ТЕМА 2.5 СЕЛЬСКАЯ СРЕДА

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.      Генетически модифицированные продукты питания.

2.      Какие пути решения экологических проблем сельского хозяйства.

 

РАЗДЕЛ 3. КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 

ТЕМА 3.1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Описать представления о возможных путях развития цивилизации: биоцентризм, антропоцентризм и устойчивое развитие.

 

ТЕМА 3.2. «УСТОЙЧИВОСТЬ И РАЗВИТИЕ»

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Изобразить структуру и состав индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП). Определение ИРЧП.

 

ТЕМА 3.3. МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В СФЕРЕ ЭКОЛОГИИ

 

Вопросы для самоконтроля

 

1. Участие России в международном экологическом сотрудничестве.

 

 

РАЗДЕЛ 4. ОХРАНА ПРИРОДЫ

 

 

ТЕМА 4.1 ПРИРОДООХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.      История охраны природы в России.

2.      Дать определение понятиям: заповедники, заказники, национальные парки, памятники природы.

 

ТЕМА 4.2 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ КРИЗИСЫ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИТУАЦИИ

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.      Привести примеры экологических кризисов (не менее 2).

2.      Опишите нормативные документы законы и законодательные акты, регулирующие правовые вопросы в области природоохранной деятельности

 

ТЕМА 4.3 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИИ

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.      Написать сочинение на тему: Экологические проблемы нашего города.

2.      Что такое экологический мониторинг и экспертиза?

 

 

ТЕМА 4.4 ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ И ИХ ОХРАНА

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.      Классификация природных ресурсов по их исчерпаемости и возобновимости.

2.      Виды антропогенного загрязнения природных ресурсов.

 

ТЕМА 4.5 СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ

СРЕДЫ

 

Вопросы для самоконтроля

 

1.      Система мероприятий управления качеством окружающей среды.

2.      Понятие нормы состояния экосистемы.

 

 

Практическое занятие №1

 

Цель работы: научиться выявлять антропогенные изменения в экосистемах

Ход работы

1.                       Прочитайте о видах растений и животных, занесенных в Красную книгу: исчезающие, редкие, сокращающие численность по вашему региону.

2.                       Какие вы знаете виды растений и животных, исчезнувшие в вашей местности.

3.                       Приведите примеры деятельности человека, сокращающие численность популяций видов. Объясните причины неблагоприятного влияния этой деятельности, пользуясь знаниями по биологии. 4. Сделайте вывод: какие виды деятельности человека приводит к изменению в экосистемах.

 

Редкие животные,  растения, занесенные в Красную книгу (примеры). Влияние человека на окружающую среду

Воздействие человека на животных выражается как в прямом преследовании и нарушении структуры популяции, так и в перемене мест их обитания. В последнее время к общим изменениям условий обитания добавился такой мощный фактор, как загрязнение природной среды. Очень часто прямое преследование (охота) сопровождалось изменением ландшафта. Человек своей деятельностью сильно влияет на животный мир, вызывая увеличение численности одних видов, сокращение других и гибель третьих. Это воздействие должна быть прямым и косвенным. 

Прямое воздействие испытывают промысловые животные, которых добывают ради меха, мяса, жира и т.д. В результате численность их снижается, отдельные виды исчезают. Так же к прямым воздействиям человека на животных относят их гибель от ядохимикатов, и отравления выбросами промышленных предприятий. 

Косвенное влияние человека на животных проявляется из-за изменения среды обитания при вырубке лесов (черный аист), распашке степей (степной орел, дрофа и стрепет), осушении болот (дальневосточный аист), сооружении плотин (рыба), строительство городов, применении пестицидов (красноногий аист) и т.д. В XX в прямое преследование стало причиной гибели видов в 28 % случаев, а косвенное в 72 % случаев. Полное или почти полное истребление животных в результате неумеренной и нерегламентированной добычи было довольно широко распространено в прошлом. Первой документально засвидетельствованной жертвой преследования человеком был гигантский голубь - дронт.

 

Практическая   работа № 2

 

Цель: описать жилище  человека, изучить экологичность наиболее популярных строительных и отделочных материалов, вопросы грамотного и взвешенного их выбора, узнать, какие цветы можно держать у себя дома и почему, изучить наиболее опасные бытовые приборы и методы защиты от электромагнитного излучения.

На качество среды в жилище влияют: Наружный воздух; продукты неполного сгорания газа;вещества, возникающие в процессе приготовления пищи; вещества, выделяемые мебелью, книгами, одеждой и т. д.; продукты табакокурения; бытовая химия; комнатные растения;соблюдение санитарных норм проживания. 

В современном доме используются самые разнообразные материалы на основе природных, синтетических и композитных веществ, сочетание которых может пагубно влиять на здоровье человека. В воздухе среднестатистической квартиры одновременно присутствует более 100 летучих химических веществ, относящихся к различным классам химических соединений, причем некоторые из них могут обладать высокой токсичностью. Самую большую опасность для здоровья человека представляют бензол, формальдегид и диоксид азота, основные источники токсичных веществ, попадающих в атмосферу дома, - вовсе не загазованный уличный воздух, а некачественные строительные и отделочные материалы.

Опишите жилище человека как искусственную экосистему, заполнив таблицу:

Элемент дома

Вредные факторы

Методы устранения этих факторов

Отделка, интерьер

 

 

мебель

 

 

растения

 

 

кухня

 

 

спальня

 

 

кабинет

 

 

Бытовые приборы, ЭВМ

 

 

вода

 

 

 

Приложение №1

Материалы, использующиеся при строительстве и отделочных работах в доме.

Название материала

Степень вредного воздействия на организм человека

Дерево

Экологически чистый материал

Железная арматура 

Экологически чистый материал

Стекло

Экологически чистый материал

Краска масленая

Токсическое воздействие тяжелых металлов  и органических растворителей

Древесностружечные         плиты

Формальдегид, обладающий мутагенными свойствами 

Пластик

Содержат тяжелые металлы, вызывающие необратимые изменения в организме человека

Линолеум

Хлорвинил и пластификаторы могут вызвать отравления

Бетон

Источник радиации

Поливинилхлорид

Может вызвать отравления

Обои         с         моющим

покрытием

Источник стирола, вызывающего головную боль, тошноту,  спазмы и потерю сознания

 

Приложение №2

Стены из бетона, шлакобетона, полимербетона – источник радиации, способной провоцировать новообразования. Радий и торий постоянно разлагаются с .выделением радиоактивного газа радона.

  Снижает содержание радона в воздухе регулярное проветривание комнат. Выделение радона уменьшается благодаря штукатурке и плотным бумажными обоям. 

Бетонные плиты поглощают влагу из стен. Сухость воздуха вызывает неприятные ощущения, заболевания верхних дыхательных путей, ведет к ломкости волос и шелушению кожи, увеличению статического электричества.

  Потому необходимы увлажнители. Можно повесить сосуды с водой на батареи, установить аквариумы, которые еще успокаивают нервы и развивают эстетические чувства.

 Линолеум, служит источником ароматических углеводородов, которые в избыточном количестве вызывают аллергические реакции, повышенную утомляемость, ухудшение иммунитета.

  Врачи рекомендуют использовать линолеумные покрытия только там, где человек бывает нечасто. Лучше использовать деревянный пол – теплый и экологически чистый.

  Синтетические ковровые покрытия лучше заменить на изделия из натуральной шерсти и хлопка, бамбуковые циновки. 

Мебель из ДСП многие годы источает формальдегиды и фенолы, которые вызывают раздражение слизистой и кожи, обладают канцерогенным (вызывающим рак) и мутагенным (способным вызвать непредсказуемую мутацию генов) эффектами. Такая мебель негативно воздействует на репродуктивную функцию человека, опасна для центральной нервной системы и печени.

  Нужно заменять на мебель из натурального дерева или уменьшить выделение токсических веществ с помощью краски на алкидной основе.

  лучше использовать дома водно-дисперсионные краски или отделывать дерево натуральным маслом или воском.

Потолки лучше всего покрывать побелкой. Она и «дышит» неплохо, и влагу впитывает.

Электроприборы

Наши квартиры "нашпигованы" электроприборами. Создаваемое ими электромагнитное поле негативно воздействует на кровеносную, иммунную, эндокринную и другие системы органов человека. Конечно же, постоянное длительное воздействие ЭМП выше перечисленных источников на человека в течение жизни приводит к появлению различного рода заболеваний, преимущественно сердечно-сосудистой и нервной систем организма человека. В последние годы в числе отдаленных последствий часто называются онкологические заболевания.   

  Не садиться близко к экрану телевизора или персонально компьютера.

Убрать электрический будильник или телефонный автоответчик от изголовья постели.

  Дешевый и эстетический способ уменьшить влияние вредных факторов - завести комнатные цветы. Они поглощают углекислоту и некоторые вредные вещества, выделяют кислород, оказывают бактерицидное действие, увлажняют воздух.

Приложение № 3

Как улучшить электромагнитную обстановку в доме?

  Выключайте из розеток все неработающие приборы - шнуры питания под напряжением создают электромагнитные поля.                     

  Размещайте приборы, включающиеся часто и на продолжительное время (электропечь, СВЧ-печь, холодильник, телевизор, обогреватели), на расстоянии не менее полутора метров от

мест продолжительного пребывания или ночного отдыха, особенно детей.                                                 

  Если ваш дом оснащен большим количеством электробытовой техники, старайтесь включать одновременно как можно меньше приборов.

  Помещение, где работает электробытовая техника, чаще проветривайте и делайте влажную уборку - это снижает статические электрические поля.

Кухня . Кухня перенасыщена электромагнитными полями, которые накладываются друг на друга, не оставляя хозяевам никаких шансов найти "тихий уголок". Только абсолютно здоровый человек может позволить себе несколько раз в день окунаться в такую электромагнитную "ванну".  Спальня. Ни в коем случае в изголовье кровати не должна находиться розетка! А уж тем более с вечно воткнутым в нее шнуром от бра.

 Кабинет.  Главная ошибка - круглосуточно вставленные в розетки шнуры питания. Работающий и неработающий, но включенный в розетку электроприборы дают практически одинаковое излучение. Если же сделать заземление, то, как уверяют специалисты, излучения упадут в 5-10 раз. 

Вода. Серьезную опасность для здоровья населения представляет химический состав воды. В природе вода никогда не встречается в виде химически чистого соединения. Методами химического анализа определили качество питьевой воды. Загрязненная вода, попадая в наш организм, вызывает 70-80 % всех известных болезней, на 30% ускоряет старение. Из-за употребления токсичной воды развиваются различные заболевания. Повышенная жесткость воды является одной из причин заболеваемости населения мочекаменной, почечнокаменной, желчнокаменной болезнью, холециститом Недостаток фтора в организме приводит к развитию кариеса зубов. Недостаток йода в воде и пище - основная причина заболевания населения тиреотоксикозом. 

Флора жилища.  На протяжении всего эволюционного развития человек неразрывно связан с растительным миром. Современный человек часто оторван от природы, поэтому необходимо окружить себя растениями, которые, активно вбирая все вредное, еще и вырабатывают кислород и благоприятно воздействуют на человека своим биополем. На помощь может прийти уникальное растение, способное превратить пустыню в оазис - циперус. Он сам очень любит влагу, поэтому горшок с ним ставят в поддон с водой. Водно-газовый обмен в помещении улучшают антуриум, маранта, и монстера. Хлорофитум, плющ алоэ являются высокоэффективными очистителями воздуха.  Многие комнатные растения обладают фитонцидными свойствами. В помещении, где находятся, например, хлорофитум в воздухе содержится значительно меньше микробов. А частицы тяжелых металлов, которые тоже есть в наших квартирах, поглощают аспарагусы. Герань не только мух отгоняет, но и дезинфицирует и дезодорирует воздух. Кустик комнатной розы поможет вам избавиться от излишней усталости и раздражительности. 

 

Практическая работа № 3, 4

 

Цель: закрепить и углубить  знания  по методике решения  задач по экологии качественных  и с химическим содержанием, помочь студентам разобраться в разнообразии направлений устойчивого развития современного общества, найти ответы на вопросы  о  защите природы и использовать эти знания в жизни.

Задача 1.

В стратосфере на высоте 20 -30 км находится слой озона O3, защищающий Землю от мощного ультрафиолетового излучения Солнца. Если бы не "озоновый экран" атмосферы, то фотоны большой энергии достигли бы поверхности Земли и уничтожили на ней все живое. Подсчитано, что в среднем на каждого жителя Санкт-Петербурга в воздушном пространстве над городом приходится по 150 моль озона. Сколько молекул озона и какая его масса приходится в среднем на одного петербуржца?  

Дано:                                                                Решение: √(O3)=150 моль                             1) Вычислим число молекул озона: 

                                                                     (O3) = N/Na , отсюда N(O3) = (O3)·Na                 

       Найти:                                             N(O3) = 150 моль · 6,02·1023молекул/моль = 9,03·1025 молекул

N(O3) = ?                                       2) Вычислим массу озона:

m(O3) = ?                                         (O3) = m/M , отсюда m(O3) = (O3)·M                                                                       m(O3) = 150 моль·48 г/моль = 7200 г = 7,2 кг

 

Ответ: N(O3) = 9,03·1025 молекул, m(O3) = 7,2 кг.

 

Задача 2 

Установлено, что за вегетационный период дерево, имеющее 10 кг листьев, может обезвредить без ущерба  для  него свыше 500 г сернистого газа  и  250 г хлора. Рассчитайте, какое количество указанных  газов может  обезвредить  одно  такое  дерево.

Дано:                                                                Решение: √(O3)=150 моль                             1) Вычислим число молекул озона: 

                                                                     (O3) = N/Na , отсюда N(O3) = (O3)·Na                 

       Найти:                                             N(O3) = 150 моль · 6,02·1023молекул/моль = 9,03·1025 молекул

N(O3) = ?                                       2) Вычислим массу озона: m(O3) = ?                                         (O3) = m/M , отсюда m(O3) = (O3)·M                                                                                 m(O3) = 150 моль·48 г/моль = 7200 г = 7,2 кг

 

Ответ: N(O3) = 9,03·1025 молекул, m(O3) = 7,2 кг.       Решая эту задачу, учащиеся узнают о роли растений в обезвреживании ядовитых газов. Подобные факты еще раз убеждают их в необходимости сохранения каждого дерева  и  мобилизуют на активное участие в озеленении своего  города

 

Задача 3. В питьевой воде были обнаружены следы вещества, обладающего общетоксическим и наркотическим действием. На основе качественного и количественного анализов этого вещества было установлено, что это производное фенола и массовые доли элементов в нем равны: 55% С, 4,0% Н, 14,0% О, 27% Cl. Установите молекулярную формулу вещества. Составьте уравнения реакции его получения, укажите возможные причины попадания этого вещества в среду.

Задача 4. В некоторых леспромхозах рубку деревьев ведут следующим образом: через каждые 10 или 12 лет вырубают 8-10% общей массы всех стволов. Рубки стараются проводить зимой по глубокому снегу. Почему такой способ рубки является самым безболезненным для леса?

Ответ. Постепенное изреживание леса создает лучшие условия для оставшихся деревьев. При глубоком снежном покрове не повреждается подрост и подлесочные растения.

Задача 5 Массовый характер приобретает отравление водоплавающих птиц в Европе и Северной Америке свинцовой дробью. Утки проглатывают дробинки, как гастролиты – камушки, способствующие перетиранию пищи в желудке. Всего шесть дробинок среднего размера могут стать причиной смертельного отравления кряквы. Меньшие порции отрицательно влияют на размножение. Какие последствия для популяции уток и для человека могут иметь такие явления?

Ответ. Случаи смертельного отравления и нарушения размножения уток могут повлиять на численность популяции, т.е. произойдет сокращение численности. Для человека использование таких уток в пищу чревато отравлением свинцом, который попадает в его организм. А, как известно, свинец обладает высокотоксичным воздействием на организм человека.

Задача 6. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы их высадки. В чем причина данных явлений?

Ответ. Мусор, оставленный на строительной площадке, хотя и засыпанный слоем почвы, резко снижает ее водопроницаемость. По этой причине и в связи с механическими препятствиями для развития корней зеленые насаждения растут плохо.

 

Практическая работа № 5

 

1. Цели:  

  Образовательные: закрепить знания о структуре экосистем, научить составлять описание природных и искусственных экосистем, объяснять различия между ними и их значение; 

  Развивающие: продолжить развитие умений логически мыслить, обобщать, делать выводы, проводить аналогии; содействовать развитию самостоятельности, пробуждать их творческие способности.

  Воспитательные:  способствовать в ходе урока экологическому воспитанию студентов.

2.              Обеспечение занятия: инструкции для студентов, тестовые задания, дидактические, мультимедийные презентации.

3.              Порядок выполнения:  

3.1.  Отработка терминов и понятий.

3.2.  Выполнение работы, решение заданий.

3.3.  Выполнение тестового задания. Оборудование: учебник, таблицы Ход работы.  

Задание 1. Изучить описание природной экосистемы и распределить обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной экосистемы.

Биоценоз лиственного леса характеризуется не только видовым разнообразием, но и сложной структурой. Растения, обитающие в лесу, различаются но высоте их наземных частей. В связи с этим в растительных сообществах выделяют несколько «этажей», или ярусов. Первый ярус — древесный —составляют самые светолюбивые виды — дуб, липа. Второй ярус включает менее светолюбивые и более низкорослые деревья — грушу, клен, яблоню. Третий ярус состоит из кустарников лещины, бересклета, калины и др. Четвертый ярус — травянистый. Такими же этажами распределены и корпи растений. Ярусность наземных растений и их корней позволяет лучше использовать солнечный свет и минеральные запасы почвы. В травяном ярусе в течение сезона происходит смена растительного покрова. Одна группа трав, называемая эфемерами, — светолюбивые. Это медуница, хохлатка, ветреница; они начинают рост ранней весной, когда нет листвы на деревьях и поверхность почвы ярко освещена. Эти травы за короткий срок успевают образовать цветки, дать плоды и накопить запасные питательные вещества. Летом па этих местах под покровом распустившихся деревьев развиваются теневыносливые растения. Кроме растений в лесу обитают : в почве — бактерии, грибы, водоросли, простейшие, круглые и кольчатые черви, личинки насекомых и взрослые насекомые. В травяном и кустарниковом ярусах сплетают свои сети пауки. Выше в кронах лиственных пород обильны гусеницы пядениц, шелкопрядов, листоверток, взрослые формы жуков листоедов, хрущей. В наземных ярусах обитают многочисленные позвоночные — амфибии, рептилии, разнообразные птицы, из млекопитающих — грызуны (полевки, мыши), зайцеобразные, копытные (лоси, олени), хищные — лисица, волк. В верхних слоях почвы встречаются кроты.

Задание 2. Изучите агроценоз пшеничного поля и распределите обитателей леса на 3 группы (продуценты, консументы, редуценты). Составить 3 цепи питания характерные для данной агроэкосистемы.

Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий. Кроме полевок и других грызунов, здесь встречаются зерноядные и хищные птицы, лисы, трясогузка,  дождевые  черви, жужелицы, клоп вредная черепашка, тля, личинки насекомых, божья коровка, наездник. Почву населяют дождевые черви, жуки, бактерии и грибы, разлагающие и минерализующие солому и корни пшеницы, оставшиеся после сбора урожая. 

Задание 3. Дайте оценку движущим силам, формирующим природные и агроэкосистемы.

Внесите следующие утверждения в таблицу:

       действует на экосистему минимально,

       не действует на экосистему,

       действие направлено на достижение максимальной продуктивности.

 

 

Природная экосистема

Агроэкосистема

Естественный отбор

 

 

Искусственный отбор

 

 

 

Задание 4. Оценить некоторые количественные характеристики экосистем. (больше, меньше)

 

Природная

Агроэкосистема

Видовой состав

 

 

Продуктивность

 

 

 Сделать вывод о мерах, необходимых для создания устойчивых искусственных экосистем.

 

 

 

3. ОРГАНИЗАЦИЯ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ УРОВНЯ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Критерии оценки ответа в устной или письменной форме:

 «5» - полное изложение полученных знаний в устной  или письменной форме, в соответствии с требованиями учебной программы; правильное определение специальных понятий; владение терминологией; полное понимание материала; умение обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры; последовательное и полное с точки зрения технологии выполнения работ изложение материала.

 «4» - изложение полученных знаний в устной  или письменной форме, удовлетворяющее тем же требованиям, что и для оценки «5»; наличие несущественных терминологических ошибок, не меняющих суть раскрываемого вопроса, самостоятельное их исправление; выполнение заданий с небольшой помощью преподавателя.

 «3» - изложение полученных знаний неполное; неточности в определении понятий или формулировке технологии или структуры; недостаточно глубокое и доказательное обоснование своих суждений и приведение своих примеров; непоследовательное изложение материала.

 

Критерии оценки качества выполнения практических работ:

Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

 

Отметка «4». Практическая работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Студенты  используют указанные преподавателем источники знаний, включая страницы учебника, таблицы из приложения к учебнику, страницы из справочных сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежности в оформлении результатов работы.

 

 Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи преподавателя или хорошо подготовленными и уже выполнивших на «отлично» данную работу студентов. На выполнение работы затрачивается много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Студенты показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с формулами, допускают ошибки в вычислениях/

 

Отметка «2»  выставляется в том случае, когда студенты не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны преподавателя и хорошо подготовленных студентов неэффективны по причине плохой подготовки.

 

Выполнение тестовых заданий.

 

Критерии оценок теста

Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки 

балл (отметка)

вербальный аналог

95 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 94

4

хорошо

60 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 60

2

неудовлетворительно

 

 

 

 

 


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Краснодарского края «Горячеключевской технологический техникум» Дифференцированный зачёт

Специальность 38.02.07 «Банковское дело»

РАССМОТРЕНО:

Методическим  объединением  СПО ___________ Пукова М.А.

«29» августа 2018 г.

ОУД.10 ЭКОЛОГИЯ 

УТВЕРЖДЕНО:  

Зам по УПР «ГТТ»

 

_______Бутурлим О.А.

«___»__________2018 г.

                 

Тест № 1

 

 

1.  Экология - наука, изучающая:

а. влияние загрязнений на окружающую среду;

б. влияние загрязнений на здоровье человека;

в. влияние деятельности человека на окружающую среду;

г. взаимоотношения организмов с окружающей их средой обитания (в том числе многообразие взаимосвязей их с другими организмами и сообществами)

 

2.  Экологические знания – это:

а. знания о структуре окружающей человека живой природы

б. знания о технологических схемах очистки выбросов

в. важное условие понимания людьми своей неразрывной связи с настоящим и будущим человечества г. знания о работе живого покрова Земли в его биосферной целостности

 

3.  Организация рационального природопользования возможна при:

а. осознании человеком себя частью Природы б. умении взаимодействовать с остальными ее частями

в. избавлении Природы от человеческого воздействия

г. понимании законов Природы д. организации жизни в соответствии с законами Природы

 

4. Биоценоз – это:

а. совокупность растительных организмов

б. совокупность животных организмов на разнородных участках растительности

в. совокупность живых организмов, населяющих участок среды обитания с однородными условиями жизни

г. совокупность животных организмов на однородных участках растительности

 

5. Популяция – это:

а. совокупность особей, между которыми происходит скрещивание

б. совокупность особей нескольких видов, населяющих определенное пространство

в. совокупность особей одного вида, скрещивающихся между собою и дающих потомство того же вида

г. совокупность особей одного вида в пределах разнородных участков

д.  совокупность особей нескольких видов, находящихся в разнородных условиях

обитания

 

6. Основной критерий оценки экологической ситуации – это:

а. показатели состояния агроэкосистемы

б. показатели состояния промышленных экосистем

в. показатели, характеризующие устойчивые природные связи 

г.  показатели среды жизни человека, обеспечивающих разные стороны его

потребностей

д. показатели состояния здоровья человека и популяции

 

7.  Понятие «среда обитания» - это:

а. все силы и явления природы, происхождение которых прямо не связано с

жизнедеятельностью ныне живущих организмов 

б. силы и явления природы, связанные своим  происхождением с жизнедеятельностью

ныне живущих организмов

в. сумма жизненно необходимых факторов среды

г. совокупность абиотических и биотических факторов отдельного организма или биоценоза в целом, влияющих на рост и развитие

 

8.  Экологические факторы подразделяются на:

а. биотические

б. селекция

в. антропогенные г. абиотические

д. средообразующие

 

9.      К биотическим факторам относятся:

а. средообразующие

б. топические (вытаптывание, охлестывание, затенение и т.д.)

в. физические

г. трофические (паразитизм, борьба, симбиоз, конкуренция)  д. селекция е. генеративные (половой отбор, забота о потомстве, опыление и др.)

 

10.  Антропогенные факторы – это:

а. все факторы, связанные с деятельностью человека, оказывающие влияние на природу

б. ксенобиотики

в. компоненты внешней среды, прямо воздействующие на живую природу

г. компоненты внешней среды, косвенно воздействующие на живую природу

 

11.  Экологическая система – это:

а. совокупность организмов одного вида

б. сочетание факторов неживой природы на однородной территории

в. совокупность организмов разных видов

г. совокупность организмов и окружающей среды

д. совокупность различных видов растений, животных и микроорганизмов, взаимодействующих друг с другом и с окружающей их средой таким образом, что вся эта совокупность может сохраняться неопределенно долгое время

 

12.  Антропогенная экосистема – это:

а. экосистема, состав, структура и функции которой в значительной мере определяются человеком

         б.вариант      использования      земли      для      производства      растениеводческой      и

животноводческой продукции

в. форма взаимоотношений между организмами и условиями среды

г. совокупность различных видов живых существ, изменяющих свои свойства с

изменением условий среды

д. группировка растений, животных и микроорганизмов, сохраняющих свои свойства

неопределенно долгое время

 

13. Трофические уровни – это:

а. уровни накопления биомассы

б. уровни общей схемы передачи энергии и вещества от продуцентов к

консументам (детритофагам) 1 порядка и т.д.

в. уровни накопления энергии

г. пирамида биомасс

 

14. Сохранению экосистем способствуют взаимоотношения:

а. пищевые

б. конкуренция

в. взаимопомощь

г. хищничество

д. паразитизм

е. симбиоз

ж. все вышеприведенные ответы верны

 

15.  Устойчивость экосистем – это:

а. результат многочисленных взаимодействий различных биотических и абиотических

условий

б. биологическое многообразие

в. очень тонкое взаимодействие лимитирующих факторов

г. все вышеприведенные ответы верны

 

16.  Различия между экосистемами на Земле в основном обусловлены:

а. различиями в средней температуре и средней норме осадков

б. разницей видов растений и животных, составляющих экосистему

в. неравномерностью распределения питательных веществ биогеохимическими

циклами

г. различными солями, растворенными в водных источниках

д. присутствием или отсутствием человека

 

 

17. Принцип, по которому изобилие или недостаток того или иного неживого элемента экосистемы может затормаживать рост популяции вида, это:

а. пороговый эффект

б. принцип сдерживающего фактора

в. диапазон устойчивости

г. закон энтропии

д. принцип распределения видов

 

18. Принципиальное воздействие человека на круговорот углерода заключается в:

а. выращивании культур, продуктивность которых возрастает при поглощении

углекислого газа

б. сжигании углеродсодержащих видов ископаемого топлива и уничтожении лесов

в. увеличении выноса питательных веществ с сельскохозяйственных угодий

г. росте населения и выделении большого количества углекислого газа

д. снижении эффективности фотосинтеза

 

19. В тех районах Земли, где испарение превосходит осадки, наиболее вероятный биом – это:

а. влажный тропический лес

б. листопадный лес

в. саванна

г. пустыня

д. заболоченные земли

 

20. Биосфера – это:

а. область жизни, включающая наряду с организмами и среду их обитания

б. тонкая пленка жизни на земной поверхности, в значительной мере определяющая

«лик Земли»

в. сфера жизни

г. оболочка земли, состав, структура и энергетика которой определяются совокупной деятельностью живых организмов

 

21. Гидросфера – это:

а. совокупность всех водных объектов земного шара

б. мировой океан

в. речной сток

г. компонент неживой материи

д. почвенные и подземные воды

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

 

22. Основные функции атмосферы – это:

а. обеспечение жизни живых существ 

б. рассеивание атомов, метеоритов, космической пыли

в. терморегуляция организма живых существ г. климатообразование д. экранирование планеты от коротких УФЛ

 

23. Литосфера – это:

а. самый верхний слой твердой оболочки Земли

б. верхняя часть земной коры

в. поверхностно-лежащие минерально-органические образования

г. верхняя твердая оболочка земли, располагающаяся на мантии

д. продукт взаимодействия организмов и материнских пород

 

24. Факторы, влияющие на формирование почвы:

а. несколько из вышеприведенных ответов верны

б. климат в. растения г. животные

д. гравитационное поле Земли

е. возраст страны

 

25. Динамическое равновесие в биосфере, как огромной экосистеме, поддерживается благодаря:

а. уравновешиванию в системе «биотический потенциал – сопротивление среды»

б. преобладанию биотического потенциала

в. превышению критической численности популяций

г. наличию тонких и точных механизмов, обеспечивающих равновесие в системе

 

 

 

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение  Краснодарского края «Горячеключевской технологический техникум» Дифференцированный зачёт

Специальность 38.02.07 «Банковское дело»

РАССМОТРЕНО:

Методическим  объединением  СПО ___________ Пукова М.А.

«29» августа 2018 г.

ОУД.10 ЭКОЛОГИЯ

УТВЕРЖДЕНО:  

Зам по УПР «ГТТ»

 

_______Бутурлим О.А.

«___»__________2018 г.

                 

                 

Тест № 2

 

1. Цель экологизации образования:

а. сформировать экологическое мышление б. привить чувство ответственности за состояние природы в. быть сопричастным к делу улучшения экологической обстановки в РБ

г. заниматься строительством очистных сооружений

д. осваивать региональное планирование землепользования

 

2. Усложнение зависимости человека от законов природы связано с:

а. увеличением потребления энергии б. расширением возможности воздействия на окружающую среду

в. совершенствованием технологических процессов

г. экономией природных ресурсов

д. ростом населения планеты

 

3. Биогеоценоз – это:

а. экосистема, охватывающая разнородные участки растительности

б. наземная экосистема в границах одного участка растительности

в. экосистема участков, подлежащих лесоразработкам

г. однородный участок экосистемы

д.  сложная природная система

 

4.  Экологическая ниша включает:

а. положение вида относительно экологических факторов

б. совокупность живых организмов и условий среды

в. пространство, занимаемое организмом

г. отношение организмов к условиям среды

д. функциональную роль организма в экосистеме

 

5.  Аутэкология – это раздел экологии, изучающий:

а. взаимоотношения отдельных особей (видов) с окружающей средой

б. влияние факторов среды на группу организмов

в. функционирование организмов различных видов

г. функционирование организмов одного вида

д.  функционирование популяций

 

6. Среда, как одно из основных понятий в экологии – это:

а. совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, любая деятельность человека, находящиеся вне рассматриваемого объекта или субъекта и необязательно непосредственно контактирующих с ним

б. совокупность сил и явлений природы, ее вещество и пространство, любая деятельность человека, находящиеся вне рассматриваемого объекта или субъекта и непосредственно контактирующих с ним

в. комплекс природных сил и явлений, с которыми организм находится в прямых или косвенных взаимоотношениях

г. совокупность естественных и измененных деятельностью человека факторов живой

и неживой природы

 

7. Экологические факторы – это:

а. элементы среды обитания, либо условия, которые для конкретных видов или их сообществ небезразличны и вызывают у них приспособительные реакции

б. отдельные свойства живой природы

в. отдельные свойства неживой природы

г. водная среда

 

8.  К абиотическим факторам относятся:

а. разведение

б.интродукция

в. средообразующие г. физические д. химические

 

9.  К антропогенным факторам относятся:

а. истребление (охота, рыболовство, лесозаготовка, заготовка лекарственного сырья)

б. трофические

в. разведение (приручение животных, возделывание растений) г. интродукция (переселение вида за границу ареала)

д. средообразующие

е. селекция (создание нового вида путем отбора, скрещивания и воспитания)

 

10. Закон лимитирующих факторов – это:

а. «правило оптимума»

б. «закон минимума»

в. принцип, характеризующий реакцию организмов на действие экофакторов

г. даже единственный фактор за пределами своего оптимума приводит к стрессовому состоянию организма, а за пределами устойчивости – к его гибели

 

11. По виду источника энергии экосистемы подразделяются на:

а. естественные

б. автотрофные

в. антропогенные

г. гетеротрофные

 

12. Биотическая структура экосистем – это

а. различные организмы

б. факторы окружающей среды

в. совокупность организмов и факторов окружающей среды

г. пути взаимодействия разных категорий организмов

д. продуценты

 

13. Количество биомассы на каждом последующем после первого трофическом уровне уменьшается на:

а. 10%

б. 50%

в. 70%

г. 90-99%

д. не изменяется

 

14. Основные факторы, определяющие размещение на Земле биомов:

а. солнечная радиация

б. соленость почв

в. химический состав почвы

г. температура и количество осадков

д. другие эдафические факторы

 

15. Доля солнечной энергии, достигающая Земли и поглощаемая растениями с тем, чтобы стать источником энергии для всей экосистемы, составляет:

а. около 34%, остальное отражается облаками и снегом

б. около 66%, остальное поглощается океаном

в. между 1% и 10% в зависимости от сезона

г. между 1,  остальное отражается или поглощается виде тепла

д. около 100%, только незначительная часть отражается облаками

 

16. Процесс фотосинтеза:

а. превращает углекислый газ и воду в присутствии солнечного света в кислород и глюкозу

б. превращает кислород и глюкозу в присутствии солнечного света в углекислый газ и

воду

в. осуществляется организмами, известными как продуценты или автотрофы

г. важен для растений, но не важен для других организмов

д. несколько положений из вышеприведенных верны

 

17. Чистая первичная продуктивность экосистемы – это:

а. разница между энергией, поглощенной растениями и использованной животными

б. количество энергии, остающееся в конце пищевой цепи экосистемы

в. величина, на которую энергия, затраченная в процессе фотосинтеза, превышает энергию, затраченную растениями при дыхании

г. величина, на которую энергия, производимая зелеными растениями, превышает

энергию, потребляемую консументами

          д.    численность    приплода    животных,     поддерживаемая    зелеными    растениями

экосистемы

 

18. Изменения в составе атмосферы в результате антропогенной деятельности вызывают беспокойство из-за того, что:

а. изменения, возможно, воздействуют на биогеохимические циклы

б. изменения, возможно, влияют на температуру Земли

в. многие растения адаптировались к определенному составу атмосферы

г. такие изменения привели к краху прошлых цивилизаций

д. экосистемы не смогут адаптироваться к атмосферным изменениям

 

19. Процесс эвтрофикации в озерах представляет собой:

а. естественный процесс, который в результате антропогенной деятельности часто

прерывается или приостанавливается

б. процесс, происходящий только в озерах вблизи сельскохозяйственных угодий

в. комплекс химических изменений, не влияющих на жизнь в озере

г. изменение видового состава, не влияющее на химический состав воды в озере

д. естественный процесс, часто ускоряемый деятельностью человека

 

20.  Биосфера включает в свой состав:

а. гидросферу

б. атмосферу

в. литосферу (зону выветривания)

г. живые организмы

д. все вышеприведенные ответы верны

 

21.  Атмосфера – это:

а. газообразная оболочка земли, состоящая из смеси различных газов

б. состав постоянных и переменных компонентов

в. газовая среда Земли, вращающаяся вместе с планетой

г. смесь азота и кислорода с примесями

д. газовая среда, обеспечивающая возможность длительного поддержания жизни в

ограниченном пространстве

е. несколько из вышеприведенных ответов верны

 

22. Загрязнение атмосферы влияет на: 

а. способность растений усваивать углекислый газ б. способность растений выделять кислород

в. направление господствующих ветров

г. состояние климата д. выпадение осадков, содержащих серную и азотную кислоту

 

23. Почва – это:

а. верхняя часть земной коры

б. органо-минеральное образование в результате совокупной деятельности организмов, материнской породы, климата, рельефа местности

в. геохимический барьер для загрязнений

г. поверхностные горизонты горных пород

д. самый верхний слой литосферы

 

24. Границы биосферы:

а. 50 км в атмосфере, 20 км в литосфере, 15 км в гидросфере

б. 20-25 км в атмосфере, 2-3 км в литосфере, по дну океана

в. 10 км в атмосфере, 14 км в литосфере, 200 м в гидросфере

г.  до мезосферы, на глубину сверхглубоких скважин, наиболее глубоких впадин

 

25. «Биотический потенциал экосистемы» - это:

а. скорость размножения

б. совокупность всех живых организмов

в. отдельные биоценозы

г. приспособляемость, пополнение половозрелого состава популяции за счет

потомства, устойчивость, сопротивляемость и др. 

д. вся совокупность факторов, способствующих увеличению численности вида

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению Реализация учебной дисциплины предполагает наличие учебного кабинета:   

   

Оборудование учебного кабинета:

-    рабочие столы -  и стулья для студентов;

-    рабочий стол и стул для - преподавателя;

-    доска классная; 

-    комплекты учебно-наглядных пособий. 

 

Технические средства обучения: 

-    компьютеры, 

-    мультимедиа-система для показа презентаций;

-    калькуляторы для расчетов. 

   

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень         рекомендуемых       учебных        изданий,        Интернет-ресурсов, дополнительной литературы 

 

Для студентов Основная

Экология. 10-11 классы. Чернова Н.М., Галушин В.М., Константинов В.М. Учебник. Базовый уровень. Вертикаль. ФГОС. 2015г.

Хван Т.А. Экологические основы природопользования: учебник для СПО/Т.А. Хван, М.В.Шинкина.-5-е изд., перераб.и доп.-М.: Издательство Юрайт, 2015.

 

Дополнительная:

Валова В.Д. Экология. — М., 2012. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. — М., 2014. Константинов В.М., Челидзе Ю.Б. Экологические основы природопользования. – М.: 2016.

Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. – М.: 2015 

Марфенин Н.Н. Экология и концепция устойчивого развития. — М., 2013.  Трушина Т.П. Экологические основы природопользования. – Ростов н/Д, 2014

 

Для преподавателей

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего об- разования». 

Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 № 1645 «О внесении из- менений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.2012 № 413 “Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования”». 

Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образовании». 

Аргунова М.В. Методические рекомендации к преподаванию курса «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011. 

Аргунова М.В., Колесова Е.В. Практикум по курсу «Экология Москвы и устойчивое развитие». — М., 2011. 

Марфенин Н.Н. Руководство по преподаванию экологии в рамках концепции устойчивого развития. — М., 2012

 

Интернет-ресурсы www.ecoculture.ru (Сайт экологического просвещения). www. ecocommunity. ru (Информационный сайт, освещающий проблемы экологии России).

www.ecologysite.ru (Каталог экологических сайтов).

 

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Горячий Ключ 2018

Горячий Ключ 2018

СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 2

СОДЕРЖАНИЕ 1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств 2

ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ

ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ

Примерные темы индивидуальных проектов (рефератов, докладов): 1

Примерные темы индивидуальных проектов (рефератов, докладов): 1

Демографическая ситуация в России

Демографическая ситуация в России

ВВЕДЕНИЕ 1. Что такое экология как научная дисциплина? 2

ВВЕДЕНИЕ 1. Что такое экология как научная дисциплина? 2

Экологическая безопасность материалов, используемых в строительстве жилых домов и нежилых помещений? 2

Экологическая безопасность материалов, используемых в строительстве жилых домов и нежилых помещений? 2

Вопросы для самоконтроля 1

Вопросы для самоконтроля 1

Система мероприятий управления качеством окружающей среды

Система мероприятий управления качеством окружающей среды

В современном доме используются самые разнообразные материалы на основе природных, синтетических и композитных веществ, сочетание которых может пагубно влиять на здоровье человека

В современном доме используются самые разнообразные материалы на основе природных, синтетических и композитных веществ, сочетание которых может пагубно влиять на здоровье человека

Снижает содержание радона в воздухе регулярное проветривание комнат

Снижает содержание радона в воздухе регулярное проветривание комнат

Помещение, где работает электробытовая техника, чаще проветривайте и делайте влажную уборку - это снижает статические электрические поля

Помещение, где работает электробытовая техника, чаще проветривайте и делайте влажную уборку - это снижает статические электрические поля

Найти:

Найти:

Задача 6. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы…

Задача 6. При благоустройстве территории новостроек можно нередко наблюдать следующее: в таких местах часто образуются застойные лужи, плохо растут зеленые насаждения, особенно в первые годы…

Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий

Его растительность составляют, кроме самой пшеницы, еще и различные сорняки: марь белая, бодяк полевой, донник желтый, вьюнок полевой, пырей ползучий

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме

Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Основной критерий оценки экологической ситуации – это: а

Основной критерий оценки экологической ситуации – это: а

Экологическая система – это: а

Экологическая система – это: а

Устойчивость экосистем – это: а

Устойчивость экосистем – это: а

Биосфера – это: а. область жизни, включающая наряду с организмами и среду их обитания б

Биосфера – это: а. область жизни, включающая наряду с организмами и среду их обитания б

а. уравновешиванию в системе «биотический потенциал – сопротивление среды» б. преобладанию биотического потенциала в. превышению критической численности популяций г. наличию тонких и точных механизмов, обеспечивающих…

а. уравновешиванию в системе «биотический потенциал – сопротивление среды» б. преобладанию биотического потенциала в. превышению критической численности популяций г. наличию тонких и точных механизмов, обеспечивающих…

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Аутэкология – это раздел экологии, изучающий: а

Аутэкология – это раздел экологии, изучающий: а

По виду источника энергии экосистемы подразделяются на: а

По виду источника энергии экосистемы подразделяются на: а

Процесс фотосинтеза: а. превращает углекислый газ и воду в присутствии солнечного света в кислород и глюкозу б

Процесс фотосинтеза: а. превращает углекислый газ и воду в присутствии солнечного света в кислород и глюкозу б

Атмосфера – это: а. газообразная оболочка земли, состоящая из смеси различных газов б

Атмосфера – это: а. газообразная оболочка земли, состоящая из смеси различных газов б

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

Для преподавателей Федеральный закон от 29

Для преподавателей Федеральный закон от 29
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020