Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Николаевский-на-Амуре промышленно-гуманитарный техникум»
КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ
ПО МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМУ КУРСУ
01.02 Русский язык с методикой преподавания
Программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности СПО
44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Углубленный уровень подготовки
г. Николаевск-на-Амуре
2022 г.
Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», программы междисциплинарного курса 01.02 Русский язык с методикой преподавания.
Разработчик:
КГБОУ СПО НПГТ, преподаватель филологических дисциплин С. В. Попова
Эксперты от работодателя[1]:
__________________________________________________________________
место работы, занимаемая должность, инициалы, фамилия
Одобрено на заседании предметно-цикловой комиссии ________________________________________________________ Протокол №____________ от «_____» _________________ 20___г. Председатель ПЦК ___________________ /___________________/ |
Одобрено Методическим советом Протокол №________ от «_____» ____________________ 20____г. |
Содержание
№ |
Наименование |
Страницы
|
1. |
Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств междисциплинарного курса 01.02. «Русский язык с методикой преподавания» |
4 |
2. |
Оценка освоения междисциплинарного курса 01.02. «Русский язык с методикой преподавания» |
7 |
2.1. |
Формы и методы оценивания |
7 |
2.2. |
Перечень заданий для оценки освоения МДК |
7 |
2.3. |
Типы заданий |
10 |
|
Лист согласования. Дополнения и изменения к комплекту контрольно-оценочных средств на учебный год |
35 |
1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств
Контрольно-оценочные средства (далее – КОС) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся по программе междисциплинарного курса 01.02 Русский язык с методикой преподавания, углубленного уровня подготовки. КОС включают контрольно-оценочные материалы для проведения текущего контроля, промежуточной аттестации, итогового контроля и в форме дифференцированного зачета.
КОС разработаны на основании:
1. Программы подготовки специалистов среднего звена по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»;
2. Программы междисциплинарного курса 01.02 Русский язык с методикой преподавания.
В результате освоения программы междисциплинарного курса 01.02 Русский язык с методикой преподавания обучающийся должен обладать предусмотренными ФГОС по специальности (профессии) СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», углубленный уровень, следующими умениями и знаниями:
У1. Соблюдать нормы и правила в устной и письменной речи, каллиграфически писать.
У 2. Находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам.
У 3. Определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
У 4. Использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по русскому языку и литературному чтению, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся.
У 5. Использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе.
У 6. Проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения.
У 7. Оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки.
У 8. Анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их.
У 9. Анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств, поставленным целям и задачам.
У 10. Осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам.
З 1. Содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности, и методика их преподавания (русский язык).
3 2. Особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников.
З 3. Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования.
З 4. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы.
З 5. Воспитательные возможности урока в начальной школе.
З 6. Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках по русскому языку.
З 7. Основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе.
З 8. Требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников.
З 9. Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников.
З 10. Основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета успеваемости обучающихся.
З 11. Педагогические и гигиенические требования к организации обучения на уроках.
З 12. Логику анализа уроков.
З 13. Виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению.
2. Оценка освоения междисциплинарного курса 01.02. «Русский язык с методикой преподавания»
Предметом оценки освоения МДК 01.02. Русский язык с методикой преподавания являются умения и знания.
Контроль и оценка этих дидактических единиц осуществляются с использованием следующих форм и методов: устный опрос, тестирование, практическая работа, кейс-задания, контрольная работа, ответы на вопросы билета.
Оценка освоения МДК предусматривает сочетание накопительной системы оценивания и проведения дифференцированного зачета по МДК 01.02. Русский язык с методикой преподавания.
№№ заданий |
Проверяемые результаты обучения (У и З) |
Тип задания |
Возможности использования |
№№ 1,2,3,4, 5, 6
|
У1. Соблюдать нормы и правила в устной и письменной речи, каллиграфически писать. |
1. Устный опрос 2. Тестирование 3. Практическая работа 4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета |
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание.
|
№№ 1,3,4,5, 6 |
У2. Находить и использовать методическую литературу и др. источники информации, необходимой для подготовки к урокам. |
1. Устный опрос 3. Практическая работа 4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета |
текущий контроль; промежуточная аттестация итоговое оценивание;
|
№№ 4,5, 6
|
У3. Определять цели и задачи урока, планировать его с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. |
4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета |
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание;
|
№№ 4,5, 6
|
У4. Использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках по литературному чтению, строить их с учетом особенностей учебного предмета, возраста и уровня подготовленности обучающихся. |
4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета |
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание;
|
№№ 4,5, 6
|
У5. Использовать технические средства обучения (ТСО) в образовательном процессе. |
4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета |
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание; |
№№ 4,5, 6
|
У6. Проводить педагогический контроль на уроках по всем учебным предметам, осуществлять отбор контрольно-измерительных материалов, форм и методов диагностики результатов обучения. |
4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета |
текущий контроль; промежуточная аттестация итоговое оценивание; |
№№ 4,5, 6
|
У7. Оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся на уроках по всем учебным предметам, выставлять отметки. |
4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета |
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание; |
№№ 4,5, 6
|
У8. Анализировать процесс и результаты педагогической деятельности и обучения по всем учебным предметам, корректировать и совершенствовать их. |
4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета |
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание; |
№№4,5, 6
|
У9. Анализировать уроки для установления соответствия содержания, методов и средств поставленным целям и задачам. |
4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета
|
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание; |
№№ 1,2,3,4,5, 6
|
У10. Осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении уроков по всем учебным предметам. |
1. Устный опрос 2. Тестирование 3. Практическая работа 4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета |
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание; |
№№ 1,2, 3,4,5, 6
|
З1. Содержание основных учебных предметов начального общего образования в объеме, достаточном для осуществления профессиональной деятельности, и методика их преподавания. |
1. Устный опрос 2. Тестирование 3. Практическая работа 4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета |
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание; |
№№ 4, 5, 6
|
З2. Особенности психических познавательных процессов и учебной деятельности младших школьников.
|
4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета
|
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание; |
№№ 4,5, 6
|
З3. Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования.
|
4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета
|
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание; |
№№ 1,2, 3,4,5, 6
|
З4. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы. |
1. Устный опрос 2. Тестирование 3. Практическая работа 4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета |
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание; |
№№ 1,2, 3,4,5,6
|
З5. Воспитательные возможности урока в начальной школе. |
1. Устный опрос 2. Тестирование 3. Практическая работа 4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета |
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание; |
№№ 4,5, 6
|
З6. Методы и приемы развития мотивации учебно-познавательной деятельности на уроках литературного чтения. |
4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета
|
текущий контроль; промежуточная аттестация итоговое оценивание; |
№№ 4,5, 6 |
З7. Основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе. |
4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета
|
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание; |
№№ 4,5, 6
|
З8. Требования к содержанию и уровню подготовки младших школьников. |
4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета
|
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание; |
№№ 4,5, 6
|
З9. Методы и методики педагогического контроля результатов учебной деятельности младших школьников.
|
4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета
|
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание; |
№№ 4,5, 6
|
З10. Основы оценочной деятельности учителя начальных классов, критерии выставления отметок и виды учета. |
4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета
|
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание; |
№№ 4,5, 6
|
З11. Педагогические и гигиенические
требования к организации обучения |
4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета
|
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание; |
№№ 4,5, 6
|
З12. Логику анализа уроков.
|
4. Кейс - задания 5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета
|
текущий контроль; промежуточная аттестация; итоговое оценивание; |
№№ 5, 6
|
З13. Виды учебной документации, требования к ее ведению и оформлению. |
5. Контрольная работа 6. Ответы на вопросы билета |
промежуточная аттестация; итоговое оценивание. |
2.3.Типы заданий
Задание № 1. Устный опрос
1.1. Тема: «Введение в методику преподавания русского языка»
· По каким признакам различают речь и язык?
· Из каких разделов состоит современный русский язык?
· Что является предметом изучения каждого раздела современного русского языка?
· Назовите единицы языка от наименьшей к наибольшей.
· Что такое язык нации? Как вы понимаете роль родного языка в жизни отдельного человека и в жизни целого общества?
· Что входит в содержание начального обучения русскому языку?
· Как распределен материал разделов русского языка по годам обучения?
· В чем особенность лингвистических понятий, изучаемых в начальной школе?
1.2. Тема: «Методика обучения грамоте»
· Почему современный метод обучения грамоте является звуковым?
· Почему современный метод обучения грамоте является аналитико-синтетическим?
· Назовите основные принципы современного метода обучения грамоте.
· Назовите этапы анализа в процессе изучения нового звука.
· Назовите этапы анализа в процессе изучения нового звука.
· Назовите этапы синтеза в процессе изучения новой буквы.
· Перечислите способы организации выделения нового звука.
· Назовите периоды обучения грамоте.
· Сформулируйте цели подготовительного периода обучения грамоте.
· Какими понятиями овладевают первоклассники на первой ступени подготовительного периода обучения грамоте?
· Сформулируйте цели основного периода обучения грамоте.
· Какими знаниями овладевают первоклассники на основном этапе обучения грамоте?
· По какому принципу располагаются буквы в учебных книгах?
· По какому принципу составляются слоговые таблицы?
· Каково назначение различных материалов, помещенных в учебных книгах?
· Какова последовательность изучения нового звука и буквы?
Задание № 2. Тест
2.1. Тема: «Методика изучения орфографии»
1. Орфография – это:
а) раздел науки о языке, регулирующий правила письма;
б) раздел методической науки об обучении русскому языку;
в) раздел русского языка, посвященный культуре письменной речи.
2. Орфография опирается на законы:
а) лингвистики;
б) психологии;
в) психолингвистики.
3. К принципам русской орфографии НЕ относится:
а) морфологический;
б) фонетический;
в) морфонематический;
г) словообразовательный.
4. В начальной школе НЕ изучаются правила правописания:
а) безударных гласных в корне;
б) разделительные ь и ъ;
в) не с причастиями;
г) не с глаголами.
5. Фонематическому принципу русского письма соответствуют правила:
а) парные согласные в корне слова;
б) правописание предлогов с существительными;
в) правописание окончаний прилагательных;
г) безударные гласные в корне слова.
6. К пунктограммам, изучаемым в начальной школе, НЕ относятся:
а) знаки конца предложения;
б) выделительные знаки;
в) запятая перед союзами а, но.
7. Орфографическая зоркость - это:
а) умение заметить ошибкоопасное место;
б) умение правильно написать слово с орфограммой;
в) умение грамотно писать.
8. Орфографическое умение - это:
а) умение заметить орфограмму;
б) умение проверить слово с орфограммой;
в) умение грамотно выполнить орфографическое действие.
9. Орфографическое правило - это:
а) определение порядка выполнения графического действия;
б) умение составлять алгоритм орфографических действий;
в) инструкция для выбора правильного знака на письме.
10. В орфограмме выделяют три важнейших признака:
а) опознавательный признак орфограммы;
б) признак, помогающий выбрать нужное правило;
в) признак, определяющий тип словообразования;
г) признак, указывающий на лексическое значение;
д) признак, определяющий написание.
11. Орфографическим навыком называют:
а) сформированность умений переключения с одного задания на другое;
б) автоматическое умение со слуха выбрать правильный орфографический образ написания;
в) сформированность узнавания орфограмм.
12. Формирование орфографического действия включает:
а) рукодвигательный навык;
б) интеллектуальный (аналитико-синтетический) навык;
в) каллиграфический навык.
13. Этапы формирования орфографического действия имеют следующий порядок:
а) ориентировочный этап, мотивационный этап, этап операционный (исполнительский), этап самопроверки;
б) мотивационный этап, ориентировочный этап, этап самопроверки, этап операционный (исполнительский);
в) мотивационный этап, ориентировочный этап, этап операционный (исполнительский), завершающий этап (самопроверка).
14. Методика изучения орфографического правила включает:
а) опознавательный этап анализа (найти, определить орфограмму), выборочный этап анализа (выбрать правило, которое надо применить в данном случае), синтетический этап (применить выбранное правило, определив необходимые и достаточные признаки орфограммы);
б) каллиграфический и фонематический этапы;
в) мотивационный этап, ориентировочный этап, этап операционный (исполнительский), завершающий этап (самопроверка).
15. Алгоритмом решения орфографической задачи называют:
а) воспроизведение по памяти точной формулировки орфографического правила;
б) точное «пошаговое» предписание действий;
в) заучивание памятки-инструкции.
16. К методам обучения орфографии относятся:
а) диктанты;
б) списывание;
в) сочинение;
г) письмо по памяти;
д) изложение.
17. Алгоритм изучения орфографического правила должен включать:
а) описание действий изучения правил;
б) порядок последовательных действий обнаружения орфограмм;
в) порядок последовательных действий подбора и проверки написания орфограммы.
2.2. Тема: «Морфология»
1.Выберите ряд, в котором верно указано, как изменяются имена существительные:
А) по временам, числам, родам;
Б) по родам, падежам и числам;
В) по лицам и числам;
Г) по родам, падежам, числам и лицам;
Д) по числам и падежам.
2. Назовите ряд, в котором верно перечислены разряды имен существительных по значению:
А) относительные, притяжательные, качественные;
Б) конкретные, отвлеченные, собирательные, вещественные;
В) неопределенные, отрицательные, возвратные;
Г) повелительные, условные, изъявительные;
Д) переходные, действительные, страдательные.
3. Выберите и отметьте существительные мужского рода:
А) проныра, задира, ябеда, соня;
Б) шоссе, метро, такси, радио;
В) шампунь, тюль, какаду, кофе;
Г) Миссисипи, Тарту, Гималаи, леди;
Д) семя, стремя, время, знамя.
4. Назовите ряд, в котором все слова имеют форму только множественного числа.
А) шахматы, чернила, ножницы, поле;
Б) масло, нефть, студенчество, крупа;
В) листва, деньги, молодежь;
Г) дрожжи, сани, хлопоты, прятки;
Д) любовь, брюки, пальцы, воздух.
5. Укажите ряд слов, в котором только разносклоняемые имена существительные:
А) темя, знамя, время, путь;
Б) бюро, пальто, кофе, жюри;
В) армия, санаторий, волнение;
Г) такси, кафе, радио, маэстро;
Д) леди, кашне, кино, шоссе.
6. Укажите правильный вариант пропущенных букв: по тусклой зыб.., приказ о возвращени.., о человеческой фантази.., в лунном сиянь.., держать ногу в стремен.., в горах Швейцари.., к Мари.. Петровн…
А) –и, -и, -и, -е, -и, -и, -и, -е;
Б) –е, -и, -и, -и, -е, -и, -е, -е;
В) –и, -и, -и, -и, -и, -и, -и, -е;
Г) –е, -е, -и, -и, -и, -и, -и, -е;
Д) –е, -е, -е, -е, -и, -и, -и, -е.
7. Укажите правильный вариант пропущенных букв: звоноч..к, бубенч..ки, реч..нка, горош..к, реч..нька, пальч..ки, листоч..к:
А) –и, -и, -о, -ы, -е, -и, -и;
Б) –и, -е, -ё, -и, -и, -е, -и;
В) –е, -и, -о, -е, -е, -и, -е;
Г) –и, -и, -ё, -и, -и, -и, -и;
Д) –е, -е, -о, -е, -и, -е, -е.
8. От каких слов можно образовать существительные с суффиксом –щик:
А) обида, разведать, камень;
Б) поднос, автомат, заказ;
В) буфет, переводить, резать;
Г) переписать, возить, подряд;
Д) угон, барабан, кровля.
9. В каком слове перед суффиксом пишется ь?
А) пон..чик;
Б) стекол..щик;
В) камен..щик;
Г) барабан..щик;
Д) табун..щик.
10. Назовите ряд, в котором пол- пишется через дефис с последующим существительным:
А) пол..зарплаты, пол..часа, пол..беды;
Б) пол..круга, пол..суток, пол..тарелки;
В) пол..города, пол..минуты, пол..дома;
Г) пол..Москвы, пол..арбуза, пол..литра;
Д) пол..дыни, пол..метра, пол..километра.
11. Назовите ряд, в котором верно указано, как изменяются имена прилагательные:
А) по родам, падежам, числам;
Б) по родам, падежам, числам и лицам;
В) по лицам, временам, числам;
Г) по лицам и числам;
Д) по лицам, числам и родам.
12. Определите, в каком варианте верно указаны разряды прилагательных: греческий профиль, золотой перстень, бесконечный разговор, мамин плащ, заячий тулуп, сырой картофель.
А) относительное, относительное, качественное, притяжательное, относительное, качественное;
Б) притяжательное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, относительное;
В) качественное, качественное, относительное, относительное, притяжательное, притяжательное;
Г) относительное, качественное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное;
Д) притяжательное, относительное, качественное, притяжательное, притяжательное, качественное.
13. Какое прилагательное не имеет краткой формы:
А) плохой;
Б) хороший;
В) снежный;
Г) маленький;
Д) дорогой.
14. Какое прилагательное не имеет степеней сравнения:
А) снежный;
Б) хороший;
В) плохой;
Г) маленький;
Д) дорогой.
15. Выберите вариант без ь на конце:
А) спряч.., картеч.., проч..;
Б) печ.., мыш.., рож..;
В) знаеш.., поеш..те, сходиш..;
Г) навзнич.., настеж.., наотмаш..;
Д) хорош.., могуч.., свеж…
16. Укажите верный вариант написания –н- и –нн- в словосочетаниях: лун..ый блеск, будь благословен..а, румян..ый закат, небеса туман..ы, шерстян..ой шарф, деревян..ый дом, лебедин..ый крик, лекцион..ые занятия, утрен..яя роса, ветрен..ый день, песчан..ый берег.
А) –н-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-,-нн-, -нн-, -н-;
Б) –нн-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -н-, -нн-, -нн-, -н-, -н-;
В) –нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-;
Г) –н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, -н-, –н-, -н-, -н-, -н-;
Д) –н-, -н-, -н-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -нн-, -н-, -н-, -нн-.
17. Укажите простую форму превосходной степени прилагательного:
А) самый интересный;
Б) острее;
В) наивысший;
Г) жарче;
Д) наиболее верный.
18. Определите, в каком варианте не пишется раздельно:
А) купили машину совсем (не)дорогую;
Б) (не)ожиданное известие;
В) (не)умолчны звуки весенней капели;
Г) далеко (не)удачный ответ;
Д) дороги сделались (не)проезжими.
19. Укажите словосочетание, в котором прилагательное пишется с суффиксом –ск-:
А) низ..ий домик;
Б) близ..ое знакомство;
В) немец..ий город;
Г) дерз..ая эпиграмма;
Д) француз..ий язык.
20. Укажите сложное прилагательное, которое пишется слитно:
А) (пепельно)русый оттенок;
Б) (притворно)скромный взгляд;
В) (прекрасно)душное настроение;
Г) (юго)восточный регион;
Д) (культурно)историческое наследие.
21. Укажите разряды числительных: два, двое, одна вторая, второй, двести двадцать пять, двадцать второй:
А) количественное, собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое;
Б) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, количественное;
В) количественное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, собирательное;
Г) собирательное, дробное, порядковое, количественное, порядковое, порядковое;
Д) количественное, собирательное, порядковое, количественное, порядковое, дробное.
22. Назовите ряд, в котором верно перечислено, с какими словами употребляются собирательные числительные:
А) девушки, собаки, дом, ученицы, молоток;
Б) ученики, котята, ножницы, сани, дети, мы;
В) баран, школа, яблоки, деревья;
Г) училище, лодка, гвоздь, кошка;
Д) учитель, арбуз, сумка, забор.
23. Назовите ряд, в котором верно указано, какими частями речи являются слова: удвоить, второй, вдвое, двойка, дважды, двойной, двумя, по двое?
А) глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное, наречие;
Б) числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное, наречие, глагол;
В) наречие, глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное;
Г) глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, числительное, числительное, наречие;
Д) глагол, числительное, наречие, существительное, наречие, прилагательное, числительное, числительное.
24. Определите верный вариант, в каких словах пишется ь у количественных числительных 11, 8, 30, 80, 60, 20, 800, 600?
А) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемсот, шестьсот;
Б) одиннадцать, восемь, тридцать, восемдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот;
В) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот;
Г) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестсот;
Д) одиннадцать, восемь, тридцать, восемьдесят, шестьдесят, двадцать, восемьсот, шестьсот.
25. Назовите ряд, в котором верно указано, как склоняется числительное 90:
А) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяностами, девяностах;
Б) девяносто, девяносто, девяносте, девяносте, девяноста, девяноста;
В) девяносто, девяноста, девяносту, девяносто, девяностом, девяносте;
Г) девяносто, девяноста, девяноста, девяносто, девяноста, девяноста;
Д) девяносто, девяносты, девяностам, девяносто, девяноста, девяноста.
26. Назовите ряд, в котором верно указано, как склоняется числительное 50:
А) пятьдесят, пятьидесяти, пятидесятею, пятьдесят, пятьюдесяти, пятидесяти;
Б) пятьдесят, пятидесяти, пятидесяти, пятьдесят, пятьюдесятью, пятидесяти;
В) пятьдесят, пятидесяти, пятидесятю, пятьдесяти, пятьдесятью, пятидесяти;
Г) пятьдесят, пятидесятей, пятидесятям, пятьдесят, пятьдесят, пятьдесят;
Д) пятьдесят, пятьидесяти, пятидесятям, пятьдесят, пятьюдесятью, пятидесятях.
27. Как склоняются числительные 100 и 40:
А) сто, сорок; ста, сорока; сту, сорока; ста, сорока; ста, сорока; ста, сорока;
Б) сто, сорок; ста, сорока; стам, сорокам; ста, сорока; ста, сорока; ста, сорока;
В) сто, сорок; ста, сорока; ста, сорока; ста, сорока; стами, сороками; ста, сорока;
Г) сто, сорок; ста, сорока; ста, сорока; сто, сорок; ста, сорока; ста, сорока;
Д) сто, сорок; ста, сорока; ста, сорока; сто, сорок; стами, сороками; стах, сороках.
28. Как склоняется числительное 645:
А) числительное не склоняется;
Б) склоняется только последнее слово;
В) склоняются все части числительного;
Г) склоняется только первое слово;
Д) склоняются две последние части.
29. Какую форму имеет числительное семьсот шестьдесят восьмой в творительном падеже?
А) семьсот шестьдесят восьмому;
Б) семьюстами шестьюдесятью восемью;
В) семьсот шестьюдесятью восьмым;
Г) семьсот шестьдесят восьмым;
Д) семьсот шестьдесят восьмых.
30. Как склоняются простое порядковое числительное:
А) как дробное числительное;
Б) как собирательное числительное;
В) как имя существительное 3 склонения;
Г) как местоимение;
Д) как имя прилагательное.
31. Какие местоимения относятся к притяжательным:
А) всякий, таков, тот, вас;
Б) ты, сам, самый, каждый;
В) иной, другой, себя, свой;
Г) свой, их, его, этот;
Д) мой, твой, наш, свой.
32. Какой разряд местоимений включает только одно слово:
А) неопределенное;
Б) определительное;
В) притяжательное;
Г) возвратное;
Д) отрицательное.
33. Укажите, в каком примере ни пишется раздельно:
А) (ни) чей;
Б) (ни) чему;
В) (ни) за что;
Г) (ни) что;
Д) (ни) сколько.
34. Укажите слова с частицей не:
А) н..о чем не жалеть;
Б) н..за что н..про что;
В) н..от кого не ждал;
Г) н..кому написать;
Д) н..с кем договориться.
35. Определите слово с дефисным написанием:
А) кого..же нет;
Б) кое..какой товар;
В) не было ни..у..кого;
Г) пришел ни..с..чем;
Д) рассказать кое..про..кого.
36. Определите правильный вариант написания: Это был н…кто иной, как маршал. Он н…от кого н…ждал одобрения. Н…кто другой н…мог это сделать.
А) не кто иной; ни от кого не ждал; никто другой;
Б) никто иной; ни от кого не ждал; никто другой;
В) не кто иной; ни от кого не ждал; некто другой;
Г) не кто иной; не от кого не ждал; не кто другой;
Д) никто иной; ни от кого не ждал; не кто другой.
37. Определите наклонение глаголов: спойте, сходил бы, напишу:
А) условное, повелительное, изъявительное;
Б) изъявительное, условное, повелительное;
В) повелительное, условное, изъявительное;
Г) изъявительное, повелительное, условное;
Д) условное, изъявительное, повелительное.
38. Какие глаголы относятся к разноспрягаемым:
А) гнать, дышать, держать, слышать;
Б) брить, стелить;
В) бежать, хотеть;
Г) видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, смотреть, вертеть;
Д) все глаголы на –уть.
39. Какие глаголы являются безличными:
А) горевать, ночевать, бушевать;
Б) улыбается, умывается, одевается;
В) бродить, предупредить, дерзить;
Г) шелестеть, говорить, устремить;
Д) нездоровится, взгрустнулось, дышится.
40. Назовите постоянные признаки глагола:
А) время, лицо, род;
Б) вид, число, время;
В) вид, спряжение, переходность;
Г) спряжение, лицо, число;
Д) наклонение, спряжение, время.
41. Выберите вариант с суффиксом –ова- в глаголах:
А) доказ..вать, испыт..вать;
Б) доклад..вать, запис..вать;
В) врач..вать, гор..вать;
Г) след..вать, завид..вать;
Д) воспит..вать, использ..вать.
42. Выберите причастие, образованное от глагола II спряжения:
А) кача..мый волной;
Б) извива..щийся змеей;
В) ла..щий пес;
Г) бре..щийся утром;
Д) дыш..щий еле-еле.
43. Укажите вариант с одной –н- в причастии:
А) снегом окропле..ые;
Б) заряже..а отрицательно;
В) озаре..ый солнцем;
Г) занесе..ые метелью;
Д) окрыле..ые мечтой.
44. Укажите предложение с деепричастием несовершенного вида:
А) Отшумев, замолчала листва.
Б) Напившись чаю, Василий уселся против огня.
В) Старик отошел, понурив голову.
Г) Обогнув высокий мыс, пароход вошел в залив.
Д) Лиственницы смиренно сторонились, давая дорогу.
45. В каком варианте обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, не обособляется:
А) Широко разинув пасть медведь зарычал.
Б) Покорившись необходимости переждать ненастье я занялся патронами.
В) Ребята слушали экскурсовода разинув рот.
Г) Приблизившись к хвойному лесу егерь спустил его с поводка.
Д) Птенец взъерошивал перышки с жадностью проглотив червячка.
46. Укажите наречие с буквой –а на конце:
А) запрост.. одолеть,
Б) накрепк.. прибить,
В) изредк.. смотреть,
Г) уйти влев..,
Д) насух.. вытереть.
47. Укажите наречие, которое пишется через дефис:
А) разделить (по)ровну,
Б) запеть (по)тихоньку,
В) оказаться не (по)вкусу,
Г) называть (по)именно,
Д) оставить (по)прежнему.
48. Укажите наречия образа действия:
А) быстро, верхом, вдруг,
Б) вчера, утром, днем,
В) вверх, вниз, всюду,
Г) нарочно, назло, незачем,
Д) слишком, надвое, очень.
49. Определите, в каком варианте не пишется Ь:
А) открыть настеж..,
Б) уйти проч..,
В) выйти замуж..,
Г) сплош.. усыпано,
Д) мчаться вскач…
50. Укажите вариант с двумя –нн-:
А) женщина раздраже..а,
Б) поступать ветре..о,
В) смотреть растеря..о,
Г) беше..о сопротивляться,
Д) море взволнова..о.
51. Укажите верный ответ в определении морфологических признаков выделенного слова:
А) прибывший на место службы - действительное причастие настоящего времени;
Б) снята с учета - глагол прошедшего времени;
В) скрытая от посторонних - имя прилагательное;
Г) вернув книгу - деепричастие совершенного вида.
52. Выберите, в каком случае НЕ пишется слитно:
А) (не) располагая сведениями;
Б) (не) перебивая друга;
В) (не) видя дороги;
Г) (не) взирая на лица.
53. Определите, в каком предложении наречие употреблено для обозначения образа действия:
А) От страха он отчаянно крикнул.
Б) Вчера мы встречались с одноклассниками.
В) Недалеко расположилась мелководная бухта.
Г) Там мы собрались устроить привал.
54. В каком из выделенных слов О не является окончанием:
А) платье красиво;
Б) написал красиво;
В) сделано отцом;
Г) солнце село.
Задание № 3. Практическая работа
3.1. Тема: «Методика проведения различных видов изложения»
1. Оцените тексты для изложений с точки зрения требований к ним.
2. Подумайте, в каком классе и для какого вида изложения можно использовать
каждый из этих текстов. Обоснуйте ответ.
3. Спланируйте беседу по содержанию и словарную работу.
4. Составьте план текстов.
5. Подумайте, какую орфографическую подготовку необходимо провести перед написанием каждого из этих текстов.
Слониха заболела.
В цирке жила маленькая слониха по кличке Лили. Простудилась Лили. У нее ангина. Лечили слониху чаем с малиной. Делали уколы. Дуров кутал больную попонами. Наташа Дурова дружила с Лили. Скоро слониха поправилась. Наташа рада, что подружка здорова.
Хозяюшка.
Ушла мама на работу. Тамара хозяйкой осталась. Убрала девочка комнату. Вынесла цыплятам корм.
Села Тамара с книжкой под березами. Вдруг наседка закричала. Это коршун цыпленка схватил. Налетела наседка на врага, клюнула его в голову. Бросил коршун цыпленка, на наседку летит. Тамара закричала. Бежит девочка на коршуна, книжкой машет. Взмахнул разбойник крыльями. Только его и видели.
Кошка и котята
У кошки шесть котят. Они живут на печке. Слепые котята пищат, плачут, ищут мать. Мать кормит их своим молоком. Скоро глаза у котят откроются. Котята подрастут. Мать научит их ловить мышей. Они сами будут находить себе пищу.
Подземная школа
Шли бои за Севастополь. Через линию фронта пробрался к своим Валерик Волков. Отца Валерика застрелили фашисты. Что делать с мальчиком, когда вокруг стреляют? Комиссар отвез Валерика в Севастополь.
Над городом ревут самолеты, на улицах рвутся снаряды. Все школьные здания разбиты. Школу перевели в штольню. Здесь дети живут и учатся. Учительница Клавдия Васильевна днем и ночью с ними. Накормит вечером ребят, уложит спать. А сама садится проверять тетрадки.
Валерик учился отлично. Он помогал товарищам, заботился о малышах. Однажды зашел он в соседнюю штольню. Там помещался госпиталь. Валерик стал после уроков помогать санитарам. То раненых напоит, то за бинтами сбегает.
Так привыкал мальчик к тяжелой жизни в городе- герое.
Высотный теремок
Шел я по лесу и вижу терем в семь этажей. Это была старая береза. В ней семь дупел, одно выше другого. Из дупла первого этажа выглянула утка. Есть такие утки, которые вьют гнезда в дуплах. Во втором этаже поселился черный дятел. А в третьем жил дятел пестрый. Выше еще четыре этажа.В каждом квартира. А в квартирах стрижи. Прямо сказочный теремок, только высотный.
3.2. Тема: «Фонетика, графика, орфоэпия»
Задание 1. Определите количество букв и звуков в каждом слове. Объясните их несовпадение. Выполните фонетико-графический разбор двух слов.
Край, стал, сталь, краями, семья, семя, сильный, смелые, пенка, пенька, бьются, приехать, мой, моя, касса, бюро.
Задание 2. Перепишите, располагая слова по алфавиту, учитывая не только первую букву, но и все последующие.
Портрет, тетрадь, комбайн, веранда, бригада, воин, солдат, фигура, бюро, авангард, гарнизон, даль, история, лесник, слева, направо, брошюра, парашют, жюри, расчет, Маньчжурия, рассчитать, цыган, цапля, форма, щавель, юннаты, яблочко, экзамен, юла, ясень, чествовать, чувствовать, чересчур, фарфор, турист, филология, грамматика.
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы.
Разр...дить обстановку, р...птать
на судьбу, ув...дание красоты, разв.. .вающиеся флаги, др...жать от холода,
ч...столюбивые мечты, м...лодушный поступок, разр...дить лес, пос...дел у
костра,прим...рять кроссовки; к...вычки, в...н...грет, тр...нсп...рант,
см...тение, иде.логия, инт...лл...генция, пр...в...легия, об...яние,
лаб...ринт; распол...гался недалеко, изл...жить план, это его не к...сается,
встать ни свет ни з...ря, вск...чить на ск...куна, обм...кнуть кисть в краску,
заг...рать на берегу моря, зар...внять яму.
Задание 4. Расставьте ударение.
Августовский, брала, генезис, договор, досуг, жалюзи, корысть, менеджмент, мозги, позвонит, приданое, пурпур, сливовый, среда, согнутый, творог, хвоя, алфавит, петля, усугубить, реформировать, квартал, ходатайство, каталог, мизерный, кухонный, обеспечение, сироты, мышление.
Задание 5. Разделите данные слова на две
группы:
1. Согласный звук в позиции перед е произносится мягко.
2. Согласный звук в позиции перед е произносится твердо.
Агрессия, аксессуары атеизм, генетика, Гете, депрессия, десант, иглотерапия,
игрек, интервью, инертный, компьютер, конгресс, корнет, кофе, лекция, менеджер,
метрополитен.
Задание 6. Разделите приведенные слова на три группы в зависимости от варианта
произношения чн:
1. Слова, в которых произносится чн;
2. Слова, в которых произносится шн;
3. Слова, допускающие оба варианта произношения.
Античный, библиотечный, булочный, восточный, вечно, горчичник, подсолнечник,
вторично, единичный, убыточный, перечница, лавочник, конечно, копеечный,
Кузьминична, лихорадочный, мелочность, научный.
Задание 7. Найдите в тексте и выпишите непроверяемые безударные гласные в корне, приставки пре- и при-, приставки, оканчивающиеся на з- и с-, непроизносимые согласные, н- и нн- в прилагательных и причастиях.
Среди великих изобретений былых времен, окончательно выделивших род людской из приниженного состояния, наибольшую роль сыграла письменность. Именно по книгам, как по ступенькам, поднимался человек в свою нынешнюю высоту. Таким образом, не только великолепную материальную часть современного мира, даже не святыни искусств, а книгу надо считать опорным камнем фундамента цивилизации.
Книга – это кристаллический, плотно упакованный в страницы, наш многовековой опыт, делающий бессмертным род людской на земле. Только благодаря книге накопленные знания обретают могущество лавины, способной с тысячелетнего разгона преодолеть любое препятствие на столбовой дороге прогресса.
Книга есть верный, бескорыстный и наиболее сведущий друг. Она самый терпеливый учитель, готовый десятки раз повторять недоступную сразу мысль, прежде чем её освоит неопытный или ленивый разум. Не всякая пачка исписанной второпях бумаги достойна стать книгой. Люди бывают пристрастны, бесчестны, несовершенны в своих увлечениях, и опять только книга может научить нас безошибочно распознавать добро и зло, истину и ложь, красоту и безобразие (150 слов, по Л.М. Леонову).
Критерии оценивания (задания №№ 1-3):
При оценке ответа учитывается:
а) полнота и правильность ответа;
б) степень осознанности понимания изученного;
в) уровень речевого оформления;
г) умение применять теоретические знания на практике.
«5» - обучающийся полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры; излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
«4» - обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для отметки «5», но допускает 1 - 2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1 - 2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
«3» - обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести примеры; излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Отметка «2» ставится, если обучающийся обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Отметка («5», «4», «3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки обучающегося отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т.е. за сумму ответов, данных обучающимся на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы обучающегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Задание № 4. Кейс-задание
4.1. Тема: «Методика изучения языковых понятий».
Составьте конспект урока объяснения грамматического понятия по данному языковому материалу:
Как хорош весенний лес! Лучи солнышка разбудили лесных жителей. Они запели, затрещали, наполнили все чудесными звуками. В зелени листвы спряталась сторожка лесника. Идешь по тропинке и кажется тебе, что скрылся под травинкой сказочный старичок-лесовичок.
4.1. Сформулируйте тему урока, определите цель и задачи урока; выделите УУД, которые можно формировать, укажите методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки к уроку, обоснуйте выбор учебника русского языка из имеющихся вариативных УМК и соблюдение санитарно-гигиенических норм.
4.2. Составьте конспект урока по заданной теме на основе технологии проблемно-диалогового обучения по схеме: педагогическая деятельность учителя; учебная деятельность ученика, выделите этапы урока и формируемые УУД.
4.3. Подберите задания для осуществления педагогического контроля по заданной теме, выделив разные уровни дифференциации заданий (для учеников, имеющих трудности в обучении, для одаренных детей), оцените процесс и возможные результаты деятельности учащихся на уроке.
4.4. Выберите языковой материал для проведения фонетико-графического, морфемного, морфологического (три части речи) анализа слов; предложение для синтаксического разбора. Обоснуйте выбор.
4.5. Выполните данные виды анализа языкового материала.
4.2. Тема: «Методика изучения орфографии»
1. Пользуясь различными способами правки, отметьте ошибки.
2. Назовите ошибки, типичные для всех учеников и для каждого в отдельности. Укажите причину.
3. Спланируйте работу над ошибками.
Работа №1.
Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли по реке, на кустах. Кругом тишина и прохлада. Птицы щебечут в чаще деревьев. Среди палей поузкой дорожке идет группа ребят. Это пионеры. Вожатый Игорь Ушаков ведет отряд в колхоз Дубки. Ребята спишат наколхозные паля. Своей работой помогут колхозникам собрать уражай.
Работа №2.
Над лесом взошло солнце. Лучи ево заиграли по рике, на кустах. Кругом тишина и прохлада. Птицы щебечут в чаще диревьев. Среди полей по уской дорошке идет группа ребят. Это пеонеры. Вожатый Игорь Ушаков ведет отряд в калхоз Дубки. Ребята спешат на колхозные поля. Своей работой помогут колхозникам собрать уржай.
Работа №3.
Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли пореке, на кустах. Кругом тишина и прохлада. Птицы щебечут в чаще деревев. Среди полей по узкой дорожке идет группа ребят. Это пионеры. Вожатый игорь ушаков ведет отряд в колхоз дубки. Ребята спешат на колхозные поля. Своей работой помогут колхозникам собрать урожай.
Работа №4.
Над лесом взошло солнце. Лучи его заиграли по реке, на кустах. Кругом тишына и прахлада. Птицы щебечут в чяще деревьев. Среди палей по узкой дорожке идет група ребят. Это пионеры. Вожатый Игорь Ушаков ведет отряд в колхоз Дубки. Ребята спишат на колхозные поля. Сваей работой помогут колхозникам собрать урожай.
Задание №5. Контрольная работа.
5.1. Тема: «Процесс работы над литературным произведением в начальных классах»
1. Дайте определение понятий: разночтение, комбинированное чтение, первичное восприятие, эмоционально-оценочная беседа, стилистический анализ, проблемный анализ, анализ развития действия, анализ художественных образов, анализ образа героя, частичный пересказ, творческий пересказ, словесное иллюстрирование, музыкальное иллюстрирование.
2. Дополните высказывания:
2.1. В обобщающей формулировке этапы работы над произведением выглядят следующим образом:…
2.2. На этапе первичного синтеза учащихся необходимо познакомить с конкретным…произведения, его сюжетной… на основе целостного…текста; выяснить степень эмоционального …произведения.
2.3. На этапе анализа устанавливаются причинно-следственные ... в развитии, выясняются …поведения действующих лиц и черты их характера, раскрывается… произведения, проводится анализ …средств.
2.4. На этапе вторичного синтеза обобщаются существенные …действующих лиц, сопоставляются герои и дается оценка их …, выясняется …произведения, дается …художественного произведения.
2.5. Работа над литературным произведением ведется от … ознакомления с фактическим …через анализ действующих лиц и …их поведения к обобщению и выделению…
2.6. Первичному восприятию художественного произведения должна предшествовать … работа, а после вторичного синтеза необходимо проведение работ…характера.
2.7. Основными задачами подготовительной работы являются: расширение … учащихся о явлениях и событиях, изображенных в произведении; сообщение…сведений и обеспечение …восприятия текста; знакомство с жизнью писателя и его …, подготовка детей к эмоциональному … произведения.
2.8. В целях обеспечения … восприятия литературного произведения работу начинают с …его целиком (исключение составляют деловые статьи, которые можно читать и анализировать по…).
2.9. Вслед за первым … проводится беседа, которая помогает выяснить, какое … произвело произведение на детей, и заинтересовать их в …текста, что создает условия для …работы на уроке.
2.10. Если первое знакомство с произведением проводится без …работы или путем чтения детьми…, то перед этим учащимся дается … в виде несложного задания, которое помогает проконтролировать целостность восприятия.
2.11. Важным моментом в подготовке детей к первичному восприятию текста является …, позволяющая организовать целенаправленное … или чтение художественного произведения. установка дается в форме …или…
2.12. Вслед за первичным восприятием проводится эмоционально-оценочная беседа…, вопросы которой должны быть прежде всего направлены на выявление …отклика на прочитанное, затем на проверку понимания детьми общего …текста.
2.13. Вопросы беседы на этапе анализа должны быть целенаправленны и ставиться в определенной системе. Наряду с вопросами по …содержанию должны присутствовать вопросы … и …характера.
2.14. Выборочное чтение позволяет сочетать работу над формированием навыков …и … чтения и умений работать с…
2.15. Словесное …текста имеет большое значение для развития … воображения учащихся, помогает воссоздать жизненные …, изображенные в произведении.
2.16. Составление плана произведения способствует …и…пониманию содержания текста, помогает выделить основную …, установить …событий и взаимосвязь между ними.
2.17. Выяснение …- конечная цель …литературного произведения.
2.18. В рамках стилистического анализа толковаться должны не слова, а … и работа над словом должна быть направлена на уяснение детьми …произведения, мыслей и …писателя, которые воплощаются в подборе …, в ритме …, в каждой художественной детали.
2.19. Для …анализа выбираются те слова и выражения, которые помогают лучше понять… смысл произведения и в то же время наиболее выразительны и точны.
3. Выберите из предложенных позиций те, которые отвечают заданному признаку.
3.1. Укажите обобщенные формулировки этапов работы над литературным произведением:
1. проверка домашнего задания;
2. вступительная беседа;
3. первичный синтез;
4. анализ произведения;
5. анализ художественных образов;
6. вторичный синтез;
7. музыкальное иллюстрирование;
8. пересказ.
3.2. Выберите из перечисленных приемов синтетические виды работы с текстом:
языковой анализ;
1. пересказ;
2. словесное иллюстрирование;
3. проблемный анализ;
4. анализ развития действия;
5. слушание музыки;
6. эмоционально-оценочная беседа;
7. драматизация.
3.3. Укажите этапы первичного синтеза:
1. проверка домашнего задания;
2. установка на восприятие;
3. эмоционально-оценочная беседа;
4. первичное восприятие;
5. музыкальное иллюстрирование;
6. рассматривание картин;
7. подготовка к восприятию;
8. разночтение.
3.4. Укажите виды работ, которые используются при подготовке к первичному восприятию текста:
1. рассматривание иллюстрации;
2. рассказ учителя;
3. прослушивание музыки;
4. пересказ;
5. словесное рисование;
6. викторина;
7. обсуждение этической ситуации;
8. разночтение.
4. Соотнесите формулировки задач с этапами работы над литературным произведением:
Задачи |
Этапы работы |
1. Выяснение мотивов действующих лиц. 2. Сопоставление героев и их поступков. 3. Выяснение эмоционального воздействия произведения. |
а) первичный синтез; б) анализ; в) вторичный синтез. |
4.3. Соотнести формулировки вопросов с видами анализа:
Вопросы |
Виды анализа |
1. Что случилось с Аней? Куда она попала? 2. О какой черте характера говорит такой поступок? 3. Как вы думаете, Таня была трусихой или нет? 4. Как поэт называет березку и что он хочет этим сказать? |
а) проблемный; б) стилистический; в) художественных образов; г) развития ситуации. |
4.4. Соотнесите формулировки задач с этапами работы над литературным произведением:
Задачи |
Этапы работы |
1. Выяснение идейной направленности произведения; 2. Ознакомление с содержанием произведения; 3. Раскрытие композиции произведения. |
а) первичный синтез; б) анализ; в) вторичный синтез |
5.2. Тема: «Лексикология»
Задание 1. Найдите в данных предложениях слова, употребленные в несвойственном им значении. Объясните лексическое значение этих слов
1. Этот фильм – настоящий бестселлер.
2. При поездке за границу я не хожу по магазинам и рынкам, а предпочитаю экскурсионный шоп-тур, потому что хочу познакомиться с достопримечательностями страны.
3. Китайская экономика за последние годы пережила настоящую стагнацию: темпы роста производства были очень высокими.
4. Коттоновые брюки, сшитые из шерстяной ткани, мнутся гораздо меньше льняных.
5. Эмигрант – это иностранец, прибывший в какую-либо страну на постоянное жительство.
Задание 2. Выберите из слов в скобках необходимые (с учетом лексической сочетаемости)
Вариант 1. (Облокотиться, опереться) спиной, заклятый (друг, враг), вороной (конь, цвет), стоимость (высокая, дорогая), цена (низкая, дешевая), играть (значение, роль), (оказывать, производить) впечатление, отъявленный (лодырь, умница), обречен (на успех, на провал), неминуемый (успех, провал), (наступила, началась) война.
Вариант 2. Утолить (жажду, голод, печаль, страх), плеяда (талантливых ученых, сквернословящих хулиганов), стая (ворон, зайцев, волков), глубокая (старость, юность, ночь), ранний (вечер, день, утро), оказать (помощь, внимание, содействие), одержать (победу, поражение, успех, удачу).
Задание 3. Выберите тот из паронимов, который уместен в предложенном словосочетании
Вариант 1. Продлить (абонент, абонемент), (архитекторский, архитектурный) коллектив, (будняя, будничная) одежда, (ветреный, ветряной) человек, (впечатлительное, впечатляющее) зрелище, (гарантийная, гарантированная) зарплата, (глинистая, глиняная) ваза, осиное (гнездо, гнездовье).
Вариант 2. (Голосистые, голосовые) связки, (гречишное, гречневое) поле, (двухгодичный, двухгодовалый) жеребенок, (деревянная, древесная) кора, (лобная, лобовая) атака, (луковичный, луковый) привкус, (луковичная, луковая) форма куполов, (националистический, национальный) костюм, (снискать, сыскать) уважение.
Задание 4. Употребление в речи логически излишних слов называется плеоназмом. Укажите неуместно употребленные однокоренные слова, замените их синонимами:
1) Писатель писал роман в послевоенные годы.
2) Лесник знает в своем лесничестве каждое деревце.
3) Герои-подпольщики вели себя героически.
4) Илюша говорил, что случился этот случай на зимой.
5) Пилот вынужден был совершить вынужденную посадку.
6) Активисты активно участвуют в работе.
Задание 5. Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за свое поведение перед определенным лицом, обществом»:
а) совесть;
б) долг;
в) стыд;
г) благородство.
Задание 6. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»:
а) порядочный;
б) гуманный;
в) преданный;
г) добрый.
Задание 7. В каком варианте лексическое значение слова
указано неверно:
а) дискуссия —
спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе;
б) имитация — воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание;
в) аналогия — противоположность чему-либо;
г) привилегия — преимущественные права, льготы.
Задание 8. В
каком из словосочетаний прилагательное употреблено в прямом значении:
а) черное платье;
б) черная душа;
в) черный вторник;
г) черные мысли.
Задание 9.
Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?
В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа:
а) площадь;
б) вокзал;
в) собралась;
г) густая.
Задание 10.
Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?
Летний вечер тих и ясен; посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно-красен, и реки блестят извивы:
а) летний;
б) дремлют;
в) бледно-красен;
г) блестят.
Задание 11.
Какое из приведенных слов имеет омонимы:
а) идиллия;
б) брак;
в) линейка;
г) давление.
Задание 12.
В каком варианте пары слов не являются синонимами:
а) деликатный —
тактичный;
б) вульгарный — корыстный;
в) чуткий — отзывчивый;
г) гуманный — человечный.
Задание 13.
Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»:
а) печаль;
б) смятение;
в) праздник;
г) блаженство.
Задание 14.
В каком предложении нет антонимов:
а) Книга учит
различать добро и зло.
б) Корень учения горек, да плод его сладок.
в) Недруг поддакивает, а друг спорит.
г) Ученье способно и украшать, и утешать.
Задание 15.
Какое слово относится к лексике ограниченного употребления:
а) бежать;
б) четыреста;
в) гипотенуза;
г) время.
Задание 16.
Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике:
а) клевый;
б) классный;
в) крутой;
г) отличный.
Задание 17. Определите,
в каком варианте значение фразеологизма указано неверно:
а) считать ворон
— бездельничать;
б) в час по чайной ложке — медленно;
в) тертый калач — опытный (о человеке);
г) седьмая вода на киселе — близкие родственники.
Задание 18.
Какой фразеологизм не соответствует значению «много»:
а) куры не клюют;
б) семь пятниц на неделе;
в) тьма тьмущая;
г) хоть пруд пруди.
Задание 19.
В каком предложении не используется фразеологизм:
а) Он, как мне
кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я
лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях
победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с
ним никому не удавалось найти общий язык.
Задание 20.
Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных:
а) раскрыть
карты;
б) попасть впросак;
в) смотреть сквозь пальцы;
г) камень преткновения.
Критерии оценивания (задания №№4-5):
-умение применять теоретические знания на практике, уровень речевого оформления;
-понимание сущности процессов обучения и воспитания на уроках русского языка и литературного чтения в объеме программы начальной школы;
-планирование урока с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
-правильность и точность определения дидактической и воспитательной целей урока, планирования результатов учебной деятельности и способов их достижения;
-обоснованность структуры урока: последовательное расчленение учебного материала на законченные в смысловом отношении части, наличие взаимосвязи частей (этапов) друг с другом;
-разнообразие видов и форм работы в рамках изучаемой темы;
-отбор и применение оптимального сочетания методов изучения нового материала;
-продуманность системы повторения и закрепления изученного материала;
-оптимальность домашнего задания;
-целесообразность применения ИКТ;
-эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные.
Задание № 6. Ответы на вопросы билета.
Задание № 5.1. Произведите каллиграфическое списывание с печатного текста; проведите комплексный анализ текста в рамках требований к УУД по русскому языку учащихся начальных классов:
Вариант 1.
1. Спишите текст каллиграфическим почерком, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы:
(В)весе…ем л…су
Мы (в)весе…ем л…су. Зорко оглядываюсь (по)ст…ронам и замеч…ю что(то) розовато(синее). Бегу п…смотреть.
Это р…спустился цв…ток м…дуницы. На толстом з…леном стебл… кр…сую(ться,тся) отдельные цв…точки, похож…е на крошечные кувш…нчики. Верхние (из)них нежно(розовые), а те, что пониже, - л…ловые.
Выходим на (не)большую п…лянку. Вокру… нее толпятся молодые бере…ки. Пос…редине с…неет, как продолговатое зеркало, весе…яя лужа. Она полна (до)краев пр…зрачной сн…говой в…ды.
Я заглядываю (в)воду. Она так чиста, что на дне отчетливо виден каждый прошл…годний листок, каждая (за)т…нувшая веточка.
Как хорош… кругом!
(По Г. Скребицкому)
2. Сформулируйте название орфограмм, встречающихся в тексте, приведите примеры.
3. Найдите и подчеркните в предложениях главные члены, укажите, чем они выражены.
4. Выполните синтаксический разбор предложения:
На толстом з…леном стебл… кр…суются отдельные цв…точки, похож…е на крошечные кувш…нчики.
5. Выпишите из текста слова, в которых звуков больше, чем букв (не менее 5).
6. Выпишите из текста слова, в которых звуков меньше, чем букв (не менее 3).
7. Составьте слого-звуковые схемы-модели слов: выход…м, оглядываюсь.
8. Затранскрибируйте слова: заглядываю, (до)краев.
9. Выполните фонетический разбор слова: бере…ки.
10. Выполните орфографический разбор слова: т…лпятся.
11. Выполните морфологический разбор слова: красу(ються,ются).
12. Выполните разбор слов по составу: заглядываю, прошл…годний, р…спустился, цветочки.
Вариант 2
1. Спишите текст каллиграфическим почерком, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы:
Последняя льдина
Ле… на реке тронулся. Б…льшая грязная льдина п…плыла вни… (по) течению. Речка вышла и… б…рего…, и льдину пон…сло (в)луга.
Ра… около льдины вынырнул ч…рный зв…рек и зале… (на)нее. Это был крот. Льдина задела одним своим кра…м сухой холм…к. Крот соск…чил на него и живо з…рылся (в)землю. Льдину гнало в лес. Она наехала на пень и застр…ла. Тут на ней, как на остр…вке, с…брались зв…рьки. Это были л…сные мыш…, мал…нький зайчишка, др…жащие (от)страха и хол…да. Зверьки жались дру… к другу. Б…да у них была общ…я.
(По В. Бианки)
2. Сформулируйте название орфограмм, встречающихся в тексте, приведите примеры.
3. Найдите и подчеркните в предложениях главные члены, укажите, чем они выражены.
4. Выполните синтаксический разбор предложения:
Ра… около льдины вынырнул ч…рный зв…рек и зале… (на)нее.
5. Выпишите из текста слова, в которых звуков больше, чем букв (не менее 5).
6. Выпишите из текста слова, в которых звуков меньше, чем букв (не менее 3).
7. Составьте слого-звуковые схемы-модели слов: наехала, пень.
8. Затранскрибируйте слова: понесло, остр…вке.
9. Выполните фонетический разбор слова: ч…рный.
10. Выполните орфографический разбор слова: др…жащие.
11. Выполните морфологический разбор слова: лесные (мыши)
12. Выполните разбор слов по составу: зарылся, соск…чил, мал…нький, зв…рек.
Вариант 3.
1. Спишите текст каллиграфическим почерком, раскрывая скобки и вставляя пропущенные орфограммы:
Шкатулка пр…снулась
Как(то) ос…нью, поз…ней ночью, в старом и гулком доме р…здался стекля…ый перел…вающийся звон, будто кто(то) уд…рял мал…нькими м…лоточками по колокольчикам. Из этого чудес…ного звона возникла и пол…лась м…лодия…
Это неожида…о проснулась после многолетнего сна и заиграла шк…тулка. (В) первую минуту мы испугались. Оч…видно, в шкатулке соск…чила какая(нибудь) пруж…на.
Шкатулка играла долго, то останавл…ваясь, то снова наполняя дом таинстве…ым звон…м. И даже ходики притихли (от)изумления.
Шкатулка проиграла все свои песни, зам…лчала, и как мы (ни)бились, но заст…вить ее снова играть мы (не)могли (по К.Паустовскому).
2. Сформулируйте название орфограмм, встречающихся в тексте, приведите примеры.
3. Найдите и подчеркните в предложениях главные члены, укажите, чем они выражены.
4. Выполните синтаксический разбор предложения: Из этого чудес…ного звона возникла и пол…лась м…лодия…
5. Выпишите из текста слова, в которых звуков больше, чем букв (не менее 5).
6. Выпишите из текста слова, в которых звуков меньше, чем букв (не менее 3).
7. Составьте слого-звуковые схемы-модели слов: ночью, молоточками
8. Затранскрибируйте слова: пруж…на, звон…м.
9. Выполните фонетический разбор слова: ос…нью.
10. Выполните орфографический разбор слова: таинстве…ым.
11. Выполните морфологический разбор слова: звук…м.
12.Выполните разбор слов по составу: маленькими, стекля…ый, ходики, испугались.
Критерии оценивания:
-овладение основными лингвистическими основами методики преподавания русского языка, операционным составом графических действий при письме строчных и заглавных букв и их соединений с другими буквами:
-соответствие письменного текста нормам каллиграфического начертания букв и их соединений, соблюдение гигиенических требований к положению тетради, ручки, к правильной посадке;
-орфографическая и пунктуационная грамотность написания текста;
-эффективность применения теоретических знаний при выполнении практических заданий и грамматических разборов в соответствии с требованиями начальной школы, умение применять теоретические знания на практике:
- моделирование звукового состава слова с отражением в модели качественной характеристики звука;
-построение слого-звуковых схем;
-группировка слов с разным соотношением количества звуков и букв;
-проведение фонетического анализа слова в соответствии с установленным алгоритмом;
-определение наличия орфограмм в тексте;
-анализ грамматических признаков имени существительного, имени прилагательного, глагола;
-установление морфемного состава слова и способов его образования;
-характеристика предложения по интонации, по структуре, по наличию главных и второстепенных членов, с применением общепринятых графических обозначений.
«5» - ставится в том случае, если обучающийся глубоко изучил учебный материал, последовательно и исчерпывающе отвечает на поставленные вопросы, а при выполнении практической работы не допускает ошибок.
«4» - ставится в том случае, если обучающийся знает теоретический материал, а при выполнении практической работы допускает незначительные 1-2 ошибки.
«3» - ставится при условии, если обучающийся знает основной материал, а при выполнении практической работы допускает ошибки в 3—6 заданиях.
«2» - ставится в том случае, если обучающийся не смог достаточно полно и правильно ответить на поставленные вопросы, при выполнении практической работы допущены ошибки более, чем в 6 заданиях.
Задание № 5.2 (практическое)
Спроектируйте конспект урока в соответствии с требованиями к организации и содержанию урока в рамках ФГОС НОО:
Варианты:
1. В.Г.Горецкий и др. Азбука.Ч.1, стр. 20-21.
2. В.Г.Горецкий и др. Азбука.Ч.1, стр. 24-25.
3. В.Г.Горецкий и др. Азбука.Ч.1, стр. 28-29.
4. В.Г.Горецкий и др. Азбука.Ч.1, стр. 32-33.
5. В.Г.Горецкий и др. Азбука.Ч.1, стр. 36-37.
6. В.Г.Горецкий и др. Азбука.Ч.1, стр. 40-41.
7. В.Г.Горецкий и др. Азбука.Ч.2, стр. 10-11.
8. В.Г.Горецкий и др. Азбука.Ч.2, стр. 16-17.
9. В.Г.Горецкий и др. Азбука.Ч.2, стр. 24-25.
10. В.Г.Горецкий и др. Азбука.Ч.1, стр. 30-31.
11. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. Ч1, стр.10-14.
12. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. Ч1, стр.15-19.
13. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. Ч1, стр.29-31.
14. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. Ч2, стр.4-7.
15. В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. Ч2, стр.18-21.
16. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 2 кл. Ч1, стр.32-34
17. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 2 кл. Ч1, стр.35-38.
18. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 3 кл. Ч1, стр.64-65.
19. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 3 кл. Ч1, стр.152-156
20. Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий. Литературное чтение. 4 кл. Ч1, стр.41-63
Критерии оценивания:
-умение применять теоретические знания на практике, уровень речевого оформления;
-понимание сущности процессов обучения и воспитания на уроках русского языка и литературного чтения в объеме программы начальной школы;
-планирование урока с учетом особенностей учебного предмета, возраста, класса, отдельных обучающихся и в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами;
-правильность и точность определения дидактической и воспитательной целей урока, планирования результатов учебной деятельности и способов их достижения;
-обоснованность структуры урока: последовательное расчленение учебного материала на законченные в смысловом отношении части, наличие взаимосвязи частей (этапов) друг с другом;
-разнообразие видов и форм работы в рамках изучаемой темы;
-отбор и применение оптимального сочетания методов изучения нового материала;
-продуманность системы повторения и закрепления изученного материала;
-оптимальность домашнего задания;
-осуществление междисциплинарных связей, включение смежных видов искусств (на уроках чтения);
-целесообразность применения ИКТ;
- эффективный поиск необходимой информации; использование различных источников, включая электронные.
«5» - если обучающийся обнаруживает знание дидактики предмета; урок разработан в соответствии с требованиями к школьному образованию, правильно определены дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме; весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, продуманы оптимальные средства ее достижения; определен тип урока; применяется оптимальное сочетание методов изучения нового материала; продумана система повторения и закрепления изученного материала; найдено оптимальное место домашнему заданию; конспект урока оформлен аккуратно, орфографически и пунктуационно грамотно.
«4»- если обучающийся обнаруживает знание дидактики предмета; урок разработан в соответствии с требованиями к школьному образованию, правильно определены дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме; весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, для каждой части определяется конкретная цель, продуманы оптимальные средства ее достижения; определен тип урока; применяется оптимальное сочетание методов изучения нового материала; продумана система повторения и закрепления изученного материала; найдено оптимальное место домашнему заданию; однако допускает единичные ошибки, отдельные погрешности в речевом оформлении конспекта.
«3»- если обучающийся обнаруживает знание дидактики предмета; урок разработан в соответствии с новыми требованиями к школьному образованию, правильно определены дидактические и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме; весь материал урока расчленяется на законченные в смысловом отношении части, но излагает материал недостаточно полно и допускает неточности в определении понятий или при формулировке правил, заданий, вопросов; не может сформулировать вывод, сделать обобщение; нарушает последовательность в изложении материала, при оформлении конспекта допускает речевые и грамматические ошибки.
«2»- если обучающийся обнаружил незнание дидактики предмета; неправильно определяет дидактические и воспитательные цели урока, нарушает структуру урока, при формулировке определений, правил и вопросов искажает их смысл, излагает материал беспорядочно и неуверенно, отсутствуют выводы и обобщения, при оформлении конспекта допускаются речевые и орфографические ошибки.
Лист согласования
Дополнения и изменения к комплекту КОС на учебный год
Дополнения и изменения к комплекту КОС на __________ учебный год по МДК 01.02 Русский язык с методикой преподавания.
В комплект КОС внесены следующие изменения:
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Дополнения и изменения в комплекте КОС обсуждены на заседании
ПЦК______________________________________________________________
«_____» ____________ 20_____г. (протокол № _______).
Председатель ПЦК ________________ /___________________/
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.