КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для оценки освоения образовательных результатов МДК 02.03 Математическое моделирование программы подготовки специалистов среднего звена 09.02.07 Информационные системы и программирование

  • docx
  • 01.12.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КОС экзамен.docx

2 Эмблема(прозр фон)

Министерство образования Самарской области

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Самарской области

«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ  КОЛЛЕДЖ»       

 

 

УТВЕРЖДЕН

приказом ГАПО СО «ТМК»

от  16.02.2024г.

 

 

                                                                       

 

 

КОМПЛЕКТ ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

для оценки освоения образовательных результатов

 

МДК 02.03 Математическое моделирование

 

программы подготовки специалистов среднего звена

 

09.02.07 Информационные системы и программирование

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти, 2024


 ОДОБРЕНО

методической комиссией

по специальности

09.02.07 Информационные

 системы и программирование

Председатель МК 

___________ /                             /

  (подпись)                       (Ф.И.О.)        

Протокол от  _________   2024г. №__

 

 

 

Составитель:

Игнатьева Е.С., преподаватель ГАПОУ СО «ТМК»,

Рожнова Г.И., преподаватель ГАПОУ СО «ТМК».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

Комплект оценочных средств предназначен для проверки результатов освоения МДК 02.03 Математическое моделирование и входит в состав фонда оценочных средств программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ)по специальности 09.02.07 Информационные системы и программирование, реализуемой в ГАПОУ СО «ТМК».

Комплект оценочных средств разработан в соответствии с  рабочей программой по МДК 02.03 Математическое моделирование.

Настоящий комплект оценочных материалов предназначен для проведения аттестационных испытаний по учебной дисциплине в форме тестирования.  Итоговая оценка за экзамен включает оценку за тест и оценку за восемь практических работ по дисциплине МДК 02.03 Математическое моделирование.

Полный комплект контрольно-оценочных материалов включает два варианта тестов по 20 вопросов, направленных на проверку сформированности всей совокупности образовательных результатов, заявленных во ФГОС и рабочей программе МДК 02.03 Математическое моделирование.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образовательные результаты освоения учебной МДК 02.03 Математическое моделирование, подлежащие проверке.

 

Умение 1 Использовать основные численные методы решения математических задач.

Практические задания на проверку умения 1:

1. Составление математической модели задачи.

2. Нахождение  кратчайшего расстояния.

3. Решение простейших однокритериальных задач.

4. Решение задач линейного программирования симплекс–методом»

5. Нахождение начального решения транспортной задачи

6. Графический метод решения задач нелинейного программирования

7. Нахождение кратчайших путей в графе.

8. Построение прогнозов

9. Принятие решений в условиях определенности, в условиях риска, в условиях неопределенности.

10. Выбор оптимального решения с помощью дерева решений

 

Знание 1 Модели процесса разработки программного обеспечения; основные принципы процесса разработки программного обеспечения; основные подходы к интегрированию программных модулей; основы верификации и аттестации программного обеспечения.

Теоретические вопросы на проверку знания 1:

1 Основные понятия: модель, моделирование, классификация видов моделирования и математических моделей.

2. Понятие решения. Множество решений, оптимальное решение. Показатель эффективности решения.

3. Математические модели, принципы их построения, виды моделей.

4. Задачи: классификация, методы решения, граничные условия.

5. Вычислительный эксперимент.

6. Пакеты прикладных программ для исследования математических моделей.

7. Общий вид и основная задача линейного программирования. Симплекс-метод.

8. Транспортная задача. Методы нахождения начального решения транспортной задачи. Метод потенциалов.

9. Общий вид задач нелинейного программирования. Графический метод решения задач нелинейного программирования. Метод множителей Лагранжа.

10. Основные понятия динамического программирования: шаговое управление, управление операцией в целом, оптимальное управление, выигрыш на данном шаге, выигрыш за всю операцию, аддитивный критерий, мультипликативный критерий.

11. Простейшие задачи, решаемые методом динамического программирования.

12. Методы хранения графов в памяти ЭВМ. Задача о нахождении кратчайших путей в графе и методы ее решения.

13. Задача о максимальном потоке и алгоритм Форда–Фалкерсона.

14. Системы массового обслуживания: понятия, примеры, модели.

15. Основные понятия теории марковских процессов: случайный процесс, марковский процесс, граф состояний, поток событий, вероятность состояния, уравнения Колмогорова, финальные вероятности состояний.

16. Схема гибели и размножения.

17. Метод имитационного моделирования. Единичный жребий и формы его организации.

18. Понятие прогноза. Количественные методы прогнозирования: скользящие средние, экспоненциальное сглаживание, проектирование тренда. Качественные методы прогноза.

19. Предмет и задачи теории игр. Основные понятия теории игр: игра, игроки, партия, выигрыш, проигрыш, ход, личные и случайные ходы, стратегические игры, стратегия, оптимальная стратегия.

20. Антагонистические матричные игры: чистые и смешанные стратегии.

21. Методы решения конечных игр: сведение игры mxn к задаче линейного программирования, численный метод – метод итераций.

22. Область применимости теории принятия решений. Принятие решений в условиях определенности, в условиях риска, в условиях неопределенности.

23. Критерии принятия решений в условиях неопределенности. Дерево решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УМР

__________/Назайкинская И.В./

«___»_______________2024г.

 

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

ПО

МДК 02.03 Математическое моделирование

для обучающихся 4 курса по специальности

09.02.07 Информационные системы и программирование

2027– 2028  учебный год

 

Теоретические вопросы:

1 Основные понятия: модель, моделирование, классификация видов моделирования и математических моделей.

2. Понятие решения. Множество решений, оптимальное решение. Показатель эффективности решения.

3. Математические модели, принципы их построения, виды моделей.

4. Задачи: классификация, методы решения, граничные условия.

5. Вычислительный эксперимент.

6. Пакеты прикладных программ для исследования математических моделей.

7. Общий вид и основная задача линейного программирования. Симплекс-метод.

8. Транспортная задача. Методы нахождения начального решения транспортной задачи. Метод потенциалов.

9. Общий вид задач нелинейного программирования. Графический метод решения задач нелинейного программирования. Метод множителей Лагранжа.

10. Основные понятия динамического программирования: шаговое управление, управление операцией в целом, оптимальное управление, выигрыш на данном шаге, выигрыш за всю операцию, аддитивный критерий, мультипликативный критерий.

11. Простейшие задачи, решаемые методом динамического программирования.

12. Методы хранения графов в памяти ЭВМ. Задача о нахождении кратчайших путей в графе и методы ее решения.

13. Задача о максимальном потоке и алгоритм Форда–Фалкерсона.

14. Системы массового обслуживания: понятия, примеры, модели.

15. Основные понятия теории марковских процессов: случайный процесс, марковский процесс, граф состояний, поток событий, вероятность состояния, уравнения Колмогорова, финальные вероятности состояний.

16. Схема гибели и размножения.

17. Метод имитационного моделирования. Единичный жребий и формы его организации.

18. Понятие прогноза. Количественные методы прогнозирования: скользящие средние, экспоненциальное сглаживание, проектирование тренда. Качественные методы прогноза.

19. Предмет и задачи теории игр. Основные понятия теории игр: игра, игроки, партия, выигрыш, проигрыш, ход, личные и случайные ходы, стратегические игры, стратегия, оптимальная стратегия.

20. Антагонистические матричные игры: чистые и смешанные стратегии.

21. Методы решения конечных игр: сведение игры mxn к задаче линейного программирования, численный метод – метод итераций.

22. Область применимости теории принятия решений. Принятие решений в условиях определенности, в условиях риска, в условиях неопределенности.

23. Критерии принятия решений в условиях неопределенности. Дерево решений.

Практические задания

1. Составление математической модели задачи.

2. Нахождение  кратчайшего расстояния.

3. Решение простейших однокритериальных задач.

4. Решение задач линейного программирования симплекс–методом»

5. Нахождение начального решения транспортной задачи

6. Графический метод решения задач нелинейного программирования

7. Нахождение кратчайших путей в графе.

8. Построение прогнозов

9. Принятие решений в условиях определенности, в условиях риска, в условиях неопределенности.

10. Выбор оптимального решения с помощью дерева решений

 

Преподаватель                               Е.С. Игнатьева

Согласовано на заседании МК

по специальности

09.02.07 Информационные

 системы и программирование

Протокол №  от «   »                 2024г.

_______________/                                       /

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНОЧНЫЕСРЕДСТВА

ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРОМЕЖУТОЧНОЙ  АТТЕСТАЦИИ

ПО

МДК 02.03 Математическое моделирование

 


 

Форма комплекта преподавателя (с вариантами ответов и весом каждого ответа)

государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Самарской области

«ТОЛЬЯТТИНСКИЙ МАШИНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ  КОЛЛЕДЖ»

МДК 02.03 Математическое моделирование

 

Специальность   «09.02.07 Информационные системы и программирование»

гр. ИС40-1                 2027 – 2028 учебный год

Вариант 1

Блок А

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

Р

Инструкция по выполнению заданий №  1-2: соотнесите содержание столбца 1 с содержанием столбца 2. Запишите в соответствующие строки бланка ответов букву из столбца 2, обозначающую правильный ответ на вопросы столбца 1. В результате выполнения Вы получите последовательность букв. Например,

№ задания

Вариант ответа

1

1-В,2-А,3-Б

1

Целевая функция                                 Направляющий вектор

1)                                        а)

2)                                        б)

3)                                     в)

1) - в)

2) – а)

3) – б)

 

1

2

Уравнение                                            График функции                       

1)                                          а) гипербола      

2)                                                 б) эллипс

3)                                          в) окружность

1) - б)

2) – а)

3) – в)

 

1

Инструкция по выполнению заданий № 3 - 15: выберите букву, соответствующую правильному варианту ответа, и запишите ее в бланк ответов. 

3

Математическое моделирование это средство для

а)    изучения свойств реальных объектов в рамках поставленной задачи 

б)   упрощения поставленной задачи 

в)   поиска физической модели 

г)    принятия решения в рамках поставленной задачи

а

1

4

Как называется замещаемый моделью объект?

а)    копия 

б)   оригинал

в)   шаблон 

г)    макет 

б

1

5

Что такое математическая модель?

а)    точное представление реальных объектов, процессов или систем, выраженное в математических терминах и сохраняющее существенные черты оригинала 

б)   точное представление реальных объектов, процессов или систем, выраженное в физических терминах и сохраняющее существенные черты оригинала 

в)   приближенное представление реальных объектов, процессов или систем, выраженное в математических терминах и сохраняющее существенные черты оригинала

г)    приближенное представление реальных объектов, процессов или систем, выраженное в физических терминах и сохраняющее существенные черты оригинала 

в

1

6

В каком случае задача математического программирования является линейной?

а)    если ее целевая функция линейна

б)   если ее ограничения линейны

в)   если ее целевая функция и ограничения линейны

г)    нет правильного ответа

в

1

7

Транспортная задача линейного программирования называется закрытой, если:

а)    суммарные запасы равны суммарным потребностям

б)   суммарные запасы больше суммарных потребностей

в)   суммарные запасы меньше суммарных потребностей

г)    целевая функция ограничена

а

1

8

При построении опорного плана транспортной задачи методом северо-западного угла первой подлежит заполнению

а)    клетка, расположенная в левом верхнем углу таблицы планирования

б)   клетка, расположенная в правом верхнем углу таблицы планирования

в)   клетка с минимальным значением тарифа

г)    клетка с максимальным значением тарифа

а

1

9

Первым шагом алгоритма метода потенциалов является:

а)    нахождение первого псевдоплана

б)   нахождение первого условно-оптимального плана

в)   нахождение первого опорного плана

г)    нахождение первого базисного решения

в

1

10

Транспортная задача

 

50

60+b

200

100+a

7

2

4

200

3

5

6

Будет закрытой, если

а) a=30, b=40

б) a=30, b=20

в) a=30, b=5

г) a=30,b=10

б

1

11

Максимальное значение целевой функции

а) 18

б) 19

в)10

г) 6

а

1

12

Объектом моделирования может быть

а) материальный объект

б) природное явление

в) процесс

г) рецепт на получение лекарства

а

1

13

Какой из этапов математического моделирования должен проводиться перед остальными?

а) численное решение

б)  постановка экономической проблемы и её качественный анализ

в)  математический анализ модели

г)  подготовка исходной информации

д) построение математической модели

а

1

14

Целевая функция двойственной задачи будет…

а)  на минимум

б)  постоянной

в) любой

г)  на максимум

а

1

15

Если в транспортной задаче количество положительных поставок равно n+m-1, где где n – количество поставщиков, m – количество потребителей, то такая задача является:

а) вырожденной

б) невырожденной

в) выраженной

б

1

Блок Б

№ п/п

Задание (вопрос)

Эталон ответа

Р

Инструкция по выполнению заданий №  16 - 20: в соответствующую строку бланка ответов запишите краткий ответ на вопрос, окончание предложения или пропущенные слова.

16

Решение, которое предпочтительнее других называется _______________ решением.

оптимальным

1

17

_____________задачи решаются «простым перебором».

обратные

1

18

Решение системы X=(x1,x2,..,xn), при котором функция F принимает свое наибольшее или наименьшее значение называется ______________.

оптимальным

1

19

Задача линейного программирования, если система ограничений состоит лишь из одних неравенств называется ______________.

стандартная

1

20

Направление возрастания целевой функции называется _______________ вектором.

направляющим

1

 

 

 

 

 

 

 

 

БЛАНК

ОЦЕНОЧНОГО ЛИСТА

по МДК 02.03 Математическое моделирование

специальность «09.02.07 Информационные системы и программирование»

 

 

Обучающегося:   4                   ИС40-1     ___________________________          ___________

                                      курса                       №  группы                             Фамилия И.О.                                                   подпись

___________________

      № варианта

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

            Номера задач, рейтинг задач и варианты ответов на задачи

 

Рейтинг

рез. тест.

ΣР

Оценка за тест

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примечание: При проверке теста номер неправильного ответа обводится кружком, а ниже указывается номер правильного ответа.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Оценки за практические работы

Оценка ПР

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ОЦЕНКИ ЗА ЭКЗАМЕН

Оценка за тест

Оценка за ПР

Оценка за экзамен

 

 

 


ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ТЕСТИРОВАНИЯ

 

Оценка

Критерии

«Отлично»

17-20   баллов

«Хорошо»

14-16   баллов

«Удовлетворительно»

8-13  баллов

«Неудовлетворительно»

0-7   баллов

 

 

ПАРАМЕТРЫ ОЦЕНКИ ЗА ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ

Оценка

Критерии

«Отлично»

Не менее 50% оценок «5» за лабораторные работы

«Хорошо»

Не менее 50% оценок «5» и «4» за лабораторные работы

«Удовлетворительно»

Не менее 50% оценок «4» и «3» за лабораторные работы

«Неудовлетворительно»

Имеется хотя бы одна оценка «2» за лабораторные работы

 

Примечание: Оценка за экзамен выводится как среднее арифметическое оценок за тестирование и лабораторные работы

 

__________________________________                                 ___________                      

Игнатьева Е.С.                                                                          подпись                                         

 

_____ ____________2024г.


ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ

Критерии оценки за выполнение теста

Оценка

Критерии

«Отлично»

85-100% правильных  ответов.

«Хорошо»

70-84% правильных ответов.

«Удовлетворительно»

40-69% правильных  ответов.

«Неудовлетворительно»

39% и менее правильных ответов.

 

 

Критерии оценки за выполнение практического занятия

Оценка

Критерии

«Отлично»

Показал полное знание технологии выполнения задания.

Продемонстрировал умение применять теоретические знания/правила выполнения/технологию при выполнении задания.

Уверенно выполнил действия согласно условию задания.

«Хорошо»

Задание в целом выполнил, но допустил неточности.

Показал знание технологии/алгоритма выполнения задания, но недостаточно уверенно применил их на практике.

Выполнил норматив на положительную оценку.

«Удовлетворительно»

Показал знание общих положений, задание выполнил с ошибками.

Задание выполнил на положительную оценку, но превысил время, отведенное на выполнение задания.

«Неудовлетворительно»

Не выполнил задание.

Не продемонстрировал умения самостоятельного выполнения задания.

Не знает технологию/алгоритм выполнения задания.

Не выполнил норматив на положительную оценку.

 

 

 

 


Лист актуализации  комплекта контрольно-оценочных средств 

 

Дата актуализации

Результаты актуализации

Фамилия И.О. и подпись лица, ответственного за актуализацию