«Комплект заданий по теме «Гидросфера»»
Шешукова Татьяна Александровна
2022 г.
Пояснительная записка
Дидактическая разработка «Комплект заданий по теме «Гидросфера» включает задания по географии, направленные на формирование естественнонаучной грамотности. Работа состоит из десяти вопросов по теме «Гидросфера» для 6 класса. Все вопросы решаются на основе работы с текстами «Значение и состав гидросферы» и «Соленость Мирового океана». Вопросы направлены на проверку развития компетентностей: способность давать научное объяснение природному явлению, умение применять научные исследования для анализа учебной ситуации, понимание особенностей естественнонаучного исследования, преобразование одной формы представления в другую.
На выполнение работы отводится 45 минут.
В конце работы представлены характеристика заданий и система оценивания, имеется шкала перевода баллов в оценки.
Задание «Значение и состав гидросферы»
Прочитайте текст:
Вода играет большую роль в природе и нашей жизни. Все живое состоит из воды и органических веществ. Море явилось первой ареной жизни на Земле. Благодаря огромным массам океанических вод происходит общее планетарное формирование климата, неизменным остается газовый состав атмосферы. Океан способен постоянно накапливать тепло и отдавать его разным участкам суши в холодный период года. Влияние океанических течений способствует некоторому охлаждению суши жарким летом и обогреву в зимние холода. Вода является богатейшим источником энергии – это гидроэнергия рек, энергия приливов, геотермальная и термоядерная энергия. Благодаря воде в природе возникают интереснейшие и самые разнообразные явления, такие, как радуга, гало, сулой, венцы, «шепот звезд» и другие.
Океанические экосистемы стали богатейшим источником ценных морепродуктов и морских видов рыбы, морские воды и мелководный шельф стали важнейшим источником минеральных ресурсов. С поверхности Мирового океана испаряется в виде пара колоссальное количество пресной воды, которая постоянно пополняет гидросферу планеты. Воды морей и океанов активно очищают атмосферный воздух от пылевых частиц и вредных примесей, поставляя в атмосферу одновременно более половины всего насыщенного кислорода.
На мелководном морском шельфе находятся огромные разведанные запасы топливных ресурсов: нефти, газового конденсата и природного газа. На морских и океанических побережьях находятся лучшие курортные зоны планеты, хорошо развита туристическая и оздоровительная инфраструктура.
В состав гидросферы входят: Мировой океан, включающий в себя океаны, моря, заливы, проливы; воды суши, к которым относят реки, озера, ледники, подземные воды, болота; вода в атмосфере.
Вопрос 1.
Выберите все утверждения о роли воды в развитии хозяйства:
1. На шельфе добывают нефть, газ.
2. Вода является первой ареной жизни на Земле.
3. Воды морей и океанов активно очищают атмосферный воздух.
4. На побережьях развита туристическая и оздоровительная инфраструктура.
5. Вода является богатейшим источником энергии – это гидроэнергия рек, энергия приливов, геотермальная и термоядерная энергия.
Вопрос 2.
Объясните, как Мировой океан формирует климат Земли.
Вопрос 3.
Изобразите информацию о составе гидросферы графически.
Вопрос 4.
Рассмотрите рисунок. Расскажите, какая проблема Мирового океана изображена на рисунке, каковы последствия этой проблемы? Предложите свои меры по устранению этой проблемы. |
Вопрос 5.
Найдите соответствие:
1. Река |
А. Часть океана, отделенная от него сушей или подводными возвышениями. |
2. Озеро |
Б. Неширокое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами материков или островов. |
3. Залив |
В. Водный поток, текущий в выработанном им углублении. |
4. Море |
Г. Замкнутый водоем, образовавшийся на поверхности суши в природном углублении. |
5. Течение |
Д. Искусственные озера. |
6. Водохранилище |
Е. Многолетнее скопление льда на суше. |
7. Ледник |
Ж. Часть океана, моря или другого водоема, вдающаяся в сушу. |
8. Пролив |
З. Перемещение водных масс в океане под действием ветра. |
Задание «Соленость Мирового океана».
Прочитайте текст.
В природе практически не встречается вода, не содержащая разных растворенных веществ. Количество растворенного в воде вещества определяет важнейшее свойство воды – соленость, которая измеряется в промилле (‰) – это одна тысячная доля числа. Средняя соленость Мирового океана – 35 ‰, т.е. в одном литре воды содержится 35 грамм солей (твердых веществ).
В водах Океана растворены соединения почти всех химических элементов. Главное место среди них занимают натрий и хлор – более 85 %. Из этих двух элементов состоит поваренная соль, которая и придает воде соленый вкус. А горький привкус добавляют соли магния. Кроме того, в очень малых количествах обнаружены алюминий, медь, серебро и даже золото. Купание в морской воде очень полезно для здоровья.
В поверхностных океанических водах соленость изменяется от экватора к полюсам. В экваториальных и умеренных широтах она понижена, в тропических повышена, а в полярных наименьшая. Соленость снижается там, где выпадает много осадков, малое испарение, активно происходит таяние льда, и крупные реки приносят много пресной воды.
Вопрос 6.
Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.
Соленость 37 ‰ (промилле) означает, что содержание солей в 1 литре воды:
1) 3,7 грамм
2) 37 грамм
3) 370 грамм
4) 3700 грамм
Вопрос 7.
Найдите на карте Красное и Балтийское моря.
Запишите свой ответ на вопрос.
Почему в Красном море соленость воды больше (42 ‰), чем в Балтийском море (10 ‰)?
Вопрос 8.
Из перечисленных ниже химических элементов, отметьте два, которые составляют большую часть от всех растворенных в водах океана веществ.
1) Натрий
2) Барий
3) Магний
4) Золото
5) Хлор
Вопрос 9.
Укажите верные утверждения:
1. Средняя соленость вод Мирового океана составляет 35 промилле.
2. К водам суши относят заливы, озера, реки, ледники.
3. К водам Океана относят моря, заливы, проливы.
4. Аравийское море является частью Индийского океана.
5. Купание в морской воде вредит здоровью, т.к. в ней содержаться такие химические элементы как натрий, хлор, магний.
6. Пресными называются воды, соленость которых не более 10%.
Вопрос 10.
Какой процесс показан на рисунке? Подпишите все части этого процесса.
Ответ:
Процесс________________________________________
1______________________________________________
2______________________________________________
3______________________________________________
4______________________________________________
5______________________________________________
Характеристики заданий и система оценивания
Вопрос 1 · Содержательная область: науки о Земле · Компетентность: интерпретация данных и их использование для получения выводов · Контекст: местный · Уровень сложности: средний · Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов · Объект оценки: применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления · Максимальный балл: 2
Система оценивания: 2 балла: выбраны ответы 1,4,5 (в любом порядке) 1 балл: одна ошибка 0 баллов: 2 и более ошибки |
Вопрос 2 · Содержательная область: науки о Земле · Компетентность: интерпретация данных и их использование для получения выводов · Контекст: процессы и явления в неживой природе · Уровень сложности: высокий · Формат ответа: задание с развернутым ответом · Объект оценки: применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления · Максимальный балл: 2 Содержание ответа:
Океан способен постоянно накапливать тепло и отдавать его разным участкам суши в холодный период года. Влияние океанических течений способствует некоторому охлаждению суши жарким летом и обогреву в зимние холода. 2 балла: выбраны оба утверждения, дан ответ своими словами близкий к тексту 1 балл: выбрано любое из двух утверждений 0 баллов: любой другой текст, ответа нет. |
Вопрос 3 · Содержательная область: науки о Земле · Компетентность: интерпретация данных, преобразование одной формы представления в другую · Контекст: местный · Уровень сложности: высокий · Формат ответа: схематическое изображение информации · Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы · Максимальный балл: 3 Система оценивания:
3 балла: в схеме отображены все части гидросферы 2 балла: в схеме допущены 1-2 ошибки 1 балл: допущены 3-4 ошибки 0 баллов: схема составлена не верно, ответа нет |
Вопрос 4 · Содержательная область: науки о Земле · Компетентность: интерпретация данных и их использование для получения выводов · Контекст: экологические проблемы · Уровень сложности: высокий · Формат ответа: задание с развернутым ответом · Объект оценки: применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления, выдвигать объяснительные гипотезы · Максимальный балл: 2 Система оценивания:
В ответе озвучена экологическая проблема загрязнения Океана бытовым мусором. Последствия: попадание токсических веществ в воду, гибель морских обитателей, образование «мусорных» островов и др. Предложены свои пути решения экологических проблем. 2 балла: раскрыты полностью вопросы 1 балл: дан верный ответ на любой из вопросов 0 баллов: ответа нет.
|
Вопрос 5 · Содержательная область: науки о Земле · Компетентность: интерпретация данных и их использование для получения выводов · Контекст: процессы и явления в природе · Уровень сложности: средний · Формат ответа: задание на соответствие · Объект оценки: применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления · Максимальный балл: 2 Система оценивания: 2 балла: выбраны соответствия: 1В, 2Г, 3Ж, 4А, 5З, 6Д, 7Е, 8Б 1 балл: допущены 1-3 ошибки 0 баллов: допущены 4 и более ошибок, ответа нет |
Вопрос 6 Содержательная область: науки о Земле Компетентность: научное объяснение явлений Контекст: глобальный Уровень сложности: низкий Формат ответа: задание с выбором одного верного ответа Объект оценки: применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления. Максимальный балл: 1
Система оценивания: 1 балл: выбран ответ 2 (37 гр.) 0 баллов: выбран другой вариант ответа, ответ не выбран. |
Вопрос 7 · Содержательная область: науки о Земле · Компетентность: интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов · Контекст: глобальный · Уровень сложности: высокий · Формат ответа: задание с развернутым ответом · Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы Максимальный балл: 2
Система оценивания: Даны ответы: 1. Красное море находится в тропических широтах. Балтийское – в умеренных. 2. В Балтийское море впадают реки, а в Красное нет. 2 балла: верно записаны все элементы ответа 1 балл: верно записан один элемент ответа 0 баллов: все элементы ответа записаны неверно, или ответ отсутствует |
Вопрос 8 · Содержательная область: науки о Земле · Компетентность: применение естественнонаучных методов исследования · Контекст: глобальный · Уровень сложности: средний · Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов · Объект оценки: анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы · Максимальный балл: 2
Система оценивания: 2 балла: выбраны ответы 1, 5 (в любом порядке) 1 балл: допущена 1 ошибка 0 баллов: допущены 2 ошибки, ответа нет |
Вопрос 9 · Содержательная область: науки о Земле · Компетентность: интерпретация данных и их использование для получения выводов · Контекст: местный · Уровень сложности: средний · Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов · Объект оценки: анализировать, применять полученные знания для получения результата · Максимальный балл: 2 Система оценивания: 2 балла: выбраны ответы 1,3,4,6 (в любом порядке) 1 балл: допущены 1-2 ошибки 0 баллов: допущено 3 и более ошибок, ответа нет. |
Вопрос 10 · Содержательная область: науки о Земле · Компетентность: интерпретация данных и их использование для получения выводов · Контекст: окружающая среда · Уровень сложности: средний · Формат ответа: задание с выбором нескольких верных ответов · Объект оценки: применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления · Максимальный балл: 2 Система оценивания: 2 балла: дан ответ «Круговорот воды в природе», 1- испарение, 2- образование облаков, 3- выпадение осадков на суше, 4- просачивание в грунт воды, поступление воды в реки, 5- сток вод в Океан 1 балл: назван правильно процесс, обозначены 1-3 этапа (любые) 0 баллов: процесс не назван, независимо от того сколько обозначено этапов. |
Шкала перевода баллов в оценки
Всего: 12 баллов
5-7 баллов- оценка «3»
8-10 баллов – оценка «4»
11-12 баллов – оценка «5»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.