При традиционном контроле знаний учащихся обычно трудно достичь ожидаемого результата (объективности оценки, её индивидуализации), а программированный контроль с помощью тестовых программ позволяет корректировать знания учащихся в процессе диалога с компьютером. Программированный тестовый контроль на уроках русского языка в классах с таджикским языком обучения может быть осуществлён с учётом способностей каждого учащегося, что предполагает дифференцированную подачу суммы знаний для их усвоения.
Саидов С., статья 2.doc
Компьютерное тестирование
эффективный измеритель
проверки знаний обучаемых
С. Саидов, кандидат педагогических наук,
учитель русского языка и литературы
Применение компьютера в обучении обеспечивает оптимизацию этого
процесса, повышает эффективность аудиторной и внеаудиторной работы
учащихся. В преподавании неродного языка даёт возможность полнее
реализовывать дидактический принцип наглядности в обучении, осуществлять
обучение с учётом индивидуальных способностей учащихся, максимально
использовать аналитические и имитативные способности учащихся, полнее
мобилизовывать их внутренние резервы, создавать условия для контроля за
формированием речевых навыков и умений, обеспечивать самоконтроль. По
мнению ведущих учёных, интерес учителей к компьютерным технологиям
обусловлен "поиском решений таких проблем, как моделирование ситуаций
общения, воссоздание среды общения, компьютерное тестирование"[1, c. 25].
В данной статье мы попытаемся описать возможности компьютерных
технологий в осуществлении контролирующих функций учителя.
Одной из задач современной методики преподавания русского языка как
неродного является разработка системы объективного и независимого
контроля. Помимо своей основной функции тестирование может ещё служить
средством диагностики трудностей языкового материала для учащихся,
мерой определения уровня обученности и способом прогнозирования
успешности или неудач обучения. Заложенные в тестировании возможности
быть орудием научного познания, объективации результатов обучения и
повышения эффективности обучения русскому языку могут быть
реализованы при условии широкого знакомства учителя c методическими,
психологическими и лингвистическими принципами тестирования и
овладении его приёмами.
Обратная связь на уроке, позволяющая выявлять уровень владения
речевыми навыками и умениями школьников, осуществляется обычно по тем,
при
проведении
результатам промежуточной и итоговой проверок знаний, навыков и умений
учащихся в устной и письменной форме. Тестирование позволяет
индивидуализировать процесс контроля, определить качество знаний всех
обучаемых одновременно, получить объективную картину усвоения учебного
материала и сделать контроль более экономичным по времени.
Чтобы успешно провести тестирование с помощью компьютерных программ,
учитель должен обладать знаниями о психофизиологических особенностях
учащихся. Это знания о силе и лабильности нервной системы, типе
восприятия и памяти каждого школьника,
характеристики
работоспособности, исходного и текущего уровня знаний, познавательных
умений, навыков и мотивации готовности к изучению данного материала,
которые демонстрируют учащиеся на обычных занятиях.
Программированный тестовый контроль можно использовать на
различных этапах урока: при проверке домашнего задания, объяснении нового
материала, для закрепления и систематизации знаний, при повторении
пройденных
контроля.
Тест это "наиболее экономная с точки зрения времени форма контроля,
с помощью которой можно оценить коммуникативные умения в
диалогической и монологической речи, выявить уровень владения лексикой
русского языка, сообразительность, остроумие школьника" [5, c. 18].
Следовательно, значение тестового контроля трудно переоценить, особенно
при выявлении коммуникативных навыков и умений школьников. В связи с
этим на уроке целесообразно увеличить количество коммуникативных
(репродуктивных и творческих) упражнений.
Контроль с помощью
компьютера уместно использовать не только на занятиях по русскому языку,
но и на дополнительных уроках с отстающими, при подготовке к зачётам и
экзаменам.
По мнению О.И. РуденкоМоргун, соавтора мультимедиа учебника "1С:
Репетитор. Русский язык", "тестирование не только контролирует, оценивает
и выявляет конкретные ошибки учащихся, но и определяет причины этих
ошибок, т.е. ставит диагноз, а на основе его даются рекомендации,
позволяющие ликвидировать пробелы в знаниях" [6, c. 171]. Следовательно,
это вид даёт возможность учителю оптимально организовать учебный процесс,
интенсифицировать и индивидуализировать его, сделать более гибким.
Одной из важнейших задач программированного обучения является
индивидуализация массового (группового) обучения, которая позволяет
итогового каждому учащемуся продвигаться по изученному материалу свойственным
ему темпом.
Формирование твёрдых знаний, умений, способностей невозможно без
систематического контроля учащихся и оценки их познавательной
деятельности, которые осуществляются в процессе повседневного знакомства
учителя с результатами работы учащихся на занятиях и дома.
Перед составлением компьютерной программы учителю нужно
определить ту совокупность знаний, умений и навыков, которыми должны
овладеть школьники в результате изучения конкретных темы. Вопросы в
тестах должны быть чёткими, конкретными, такими, которые потребовали бы
от учащегося не только запоминания учебного материала, но и его
осмысления. В организации многочисленных видов тестовых заданий можно
опираться на изученные учениками учебные тексты из стабильных учебников.
Учёные Т. Нестерова, В. Плоткин подразделяют тесты на:
1) тестыописания; 2) тестыразличения; 3) тесты соотнесения; 4) тесты
подстановки; 5) конструктивные тесты.
Первые три вида тестов можно использовать при введении новой
грамматической темы. Учитель сообщает законченную главу нового
материала дозу учебной информации и предлагает учащимся ответить на
некоторые вопросы, чтобы определить активность слушающих и процент
усвоения данной дозы информации. Программа с тестом заранее вводится в
компьютер. Когда на мониторах учащихся появятся вопросы, все приступают
к ответам. Каждый ответ компьютер фиксирует, а после окончания работы на
мониторах высвечиваются результаты опроса индивидуальные в виде
оценок, а на компьютере учителя, кроме этого, будет указан процент
правильных ответов, свидетельствующий о степени усвоения школьниками
данной информации.
При таком способе контроля оценка усвоения является объективной.
Здесь у учащихся нет возможности списать или подсмотреть друг у друга
правильные ответы на вопросы, так как варианты тестов разные. Этот способ
индивидуальной оперативной работы является неплохим стимулом для
повышения внимания учащихся при объяснении учителем нового
грамматического материала.
В тестахопознаниях учащемуся задаются вопросы, требующие от него
альтернативного ответа: "да" или "нет", "является" или "не является",
"относится" или "не относится". Одна из альтернатив и является эталонной. Так при изучении жизни и творчества русского поэта и писателя М.
Лермонтова в 9 классе с таджикским языком обучения можно предложить
такую работу.
Тест № 1
Выберите правильный ответ.
1. М. Лермонтов в детстве увлекался музыкой, прекрасно рисовал,
свободно владел иностранными языками.
а) да б) нет
2. Поэт считал Сибирь своей поэтической родиной и воспевал в своей
лирике её природу.
а) да б) нет
3. М. Лермонтов – автор драмы «Маскарад», повести «Княгиня
Лиговская».
а) да б) нет
В тестахразличениях учащийся должен выбрать один или несколько
ответов из предложенного задания. Все верные и неверные ответы обучаемых
фиксируются компьютером, и на их основе выставляется оценка.
Этот вид теста можно эффективно использовать при обобщении романа
«Герой нашего времени» М. Лермонтова.
Тест № 2
Выберите правильный ответ
1. Главный герой романа М. Лермонтова «Герой нашего времени»
а) Онегин б) Ленский
в) Печорин г) Дубровский
2. Действие в романе происходит
а) в Москве б) в Сибири
в) на Кавказе г) в Средней Азии
3. Повесть М. Лермонтова, не вошедшая в роман «Герой нашего
времени»
а) «Бэла» б) «Княгиня Лиговская»
в) «Княжна Мери» г) «Фаталист» В тестахсоотнесениях школьникам предлагается найти общность или
различие в изученных языковых/речевых объектах, причём эти свойства
фигурируют в самом задании.
В тестахподстановках могут быть задания разнообразного вида: это и
пропущенный словесный текст, или контролируемые слова. Получив задание,
учащийся должен воспроизвести в памяти и заполнить пропущенные места в
задании. Этот вид теста уместно использовать при проверке усвоенных
материалов. В свою очередь этот вид работы позволяет включать интересные
задания и упражнения.
Такой вид тестирования можно предложить после изучения учащимися
стихотворения М. Лермонтова «Смерть Поэта».
Тест № 3
Закончите предложения и запишите их.
1. В январе 1837 года, когда на дуэли погиб Пушкин, ... .
2. Михаил Лермонтов написал гневное стихотворение «Смерть
Поэта», чтобы … .
3. Вместе со славой стихотворение принесло поэту опалу, потому что
… .
4. Чтобы избавиться от ненавистного поэта, … .
5. 15 июля 1841 года состоялась дуэль между Лермонтовым и …,
которая … .
Конструктивный тест в этом аспекте намного сложнее, так как в нём нет
подсказок. Эти тесты требуют от учащихся самостоятельного ответа, без
вариантов ответа, на основе знаний по изученной теме.
Преимущество программированного контроля заключается в том, что
компьютерная программа позволяет в определенной мере осуществлять
дифференцированный подход, так как дополнительные вопросы помогают
слабоуспевающим учащимся успешно ответить на основные вопросы. Они
также эффективны и для самопроверки учащихся, пропустивших занятия по
данной теме и изучивших её самостоятельно.
Повышение эффективности обучения с помощью компьютера и
применения контрольных тестов так же достигается при последовательном
испытании на каждом уровне обучения. Такой вид контроля называется тест
лестница. При организации контроля знаний учащихся при помощи компьютерных
программ должны учитываться и психологопедагогические требования:
1) адекватность теста, т.е. полное соответствие содержащегося в тексте
вопроса (задания) уровню деятельности и содержанию изученного
учебного материала;
2) общепонятность теста, т.е. чёткая прямолинейная формулировка
задания, понятная каждому обучающемуся;
3) простота составленных тестов, т.е. наличие в одном тестовом
вопроснике только одной задачи одного уровня;
4) надёжность теста, т.е. устойчивость последовательных результатов
тестовой проверки одного и того же испытуемого;
5) однозначность теста, т.е. отсутствие расхождений в оценках и
качестве выполнения тестовых заданий разными учениками.
Таким образом, при традиционном контроле знаний учащихся обычно
трудно достичь ожидаемого результата (объективности оценки, её
индивидуализации), а программированный контроль с помощью тестовых
программ позволяет корректировать знания учащихся в процессе диалога с
компьютером. Программированный тестовый контроль на уроках русского
языка может быть осуществлён с учётом способностей каждого учащегося,
что предполагает дифференцированную подачу суммы знаний для их
усвоения.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Габай Т. В. Автоматизированная обучающая система с очки зрения
психолога//Психологические
проблемы
компьютерного обучения: Сб. науч. трудов. М., 1985. с. 2532.
психологофизические
и
2. Готская И. Возможности ЭВТ в реализации индивидуального
подхода в обучении//Дидактические основы компьютерного обучения
(межвузовский сборник научных трудов). Л., 1989. с.140147.
3. Гусейнова Т. В., Шабурова Д. Х. Русский язык: Учебник для 9го
класса средней школы с таджикским языком обучения (экспериментальный).
– Душанбе: СООО «ПолиграфЦентр». 2007. 192 с.
4. Нестерова Т., Плоткин В. Автоматизированный контроль знаний
(психологопедагогические аспекты)//Дидактические основы компьютерного
обучения: Межвуз. сб. науч. трудов). Л., 1989. с. 5468. 5. Программа по русскому языку для общеобразовательных школ с
таджикским языком обучения (211 классы). Душанбе, 2008. 124 с.
6. РуденкоМоргун О. И. Компьютерные технологии в проблемном
обучении языку//Язык, сознание, коммуникация: Сб. статей /Отв. ред.
В.В.Красных, А.И.Изотов. М., 1999. Вып.9. с. 171172.
7. Талызина Н. Ф. Психологопедагогические основы автоматизации
учебного процесса//Психологические и психологофизические проблемы
компьютерного обучения: Сб. науч. трудов. М., 1985. с. 1125.
8. Тичжуан Юй
Методические основы лингводидактического
тестирования по РКИ с помощью компьютерных технологий (в условиях
китайского языкового вуза): Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 2008. 21 с.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.