"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов

  • Презентации учебные
  • ppt
  • 07.02.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: рассмотреть следующие вопросы: Крестьянская реформа 1861 Несчастливая жизнь многомиллионного русского крестьянства после «освобождения» Жанр, композиция поэмы Массовое закабаление крестьян закончилось массовым разорением старой деревни Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документыПрезентация по литературе
Иконка файла материала komu_na_rusi.ppt
Кому на Руси жить хорошо. Н.А.Некрасов
Цель: рассмотреть следующие  вопросы:  • Крестьянская реформа 1861 • Несчастливая жизнь  многомиллионного русского  крестьянства после «освобождения» • Жанр, композиция поэмы
«освобождение»  • Массовое закабаление крестьян  закончилось массовым разорением  старой деревни • Вот почему первой реакцией на  Манифест и Положение стало  открытое сопротивление основной  массы крестьянства, выразившееся в  отказе принять эти документы
• Н. Г. Чернышевский вспоминал: « В  день объявления воли я пришел к  нему и застал в кровати. Он был  крайне подавлен; кругом на кровати  лежали разные части «Положения» о  крестьянах. «Да разве это воля!­  говорил Некрасов.­ Нет, это  чистый  обман, издевательство над  крестьянами». Так что мне пришлось  даже успокаивать его»
Кому на Руси жить хорошо • Нельзя назвать поэмой в обычном  значении слова, но это и не роман в  стихах. Это, скорее всего, народная  эпопея, впитавшая в себя наследие  русского народного былинного эпоса • Герои поэмы наделены исконно  русскими чертами характера, они  переживают народное горе и народное  счастье
Кому на Руси жить хорошо • Начало поэмы –с  знаменательными  названиями  волостей, губернии,  уезда, деревней­  приковывает  внимание читателя,  прежде всего, к  бедственному  положению народа
«Поп» • Какими художественными средствами  пользуется автор, рисуя деревенский  пейзаж? • В чем особенности авторской речи в  поэме?
«Поп» • 1. противопоставления  Возникают с первых строчек тревожные мысли о народной  судьбе, которая переходит в предчувствие надвигающейся  беды и неблагополучия. Не случайно картина заканчивается  горьким риторическим вопросом: «Какое счастье тут?» Авторская речь сливается с крестьянской • Просторечные выражения • Повторы • Краткие прилагательные • Приемы сказок • Устойчивые синтаксические формы • Малые фольклорные жанры ­  Сам автор смотрит на мир глазами народа,  думает его думами
Задание • Сопоставьте строки, где автор говорит  о весне, и стихи где она  воспринимается глазами странников­  правдоискателей • Какую роль играет в поэме описание  деревень, природы?
• Авторское описание природы, сел, деревень, через  которые идут странники, дается в неразрывном  единстве с жизнью крестьянина («жаль бедного  крестьянина»). В воображении читателя возникает  образ земли, лишенной жизни,­ «ни зелени, ни  травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным»,  «как мертвец без савана», «чернехонька»,  «печальна и нага». • Пейзаж рождает ощущение крестьянской  обездоленности, горя. • С особой силой звучит этот мотив в описании  деревни Клин­ «селенья незавидного»…. • То же самое в описании «богатого» «торгового» села  Кузьминского с его грязью, училищем, «пустым,  забитым наглухо», с избой «в одно окошечко, с  изображением фельдшера», «лавками», питейными  заведениями.
Вывод  • Вес описания – убедительное  доказательство того, что «в жизни  крестьянина, ныне свободного, бедность,  невежество, мрак». • В то же время возникает живая картина,  помогающая остро почувствовать, как  бедна, бесправна и в то же время  талантлива крестьянская Русь. • Сам облик крестьян, а тем более их  рассказы убеждают, что и после реформы  жизнь крестьянина­труженика лучше не  стала.
• Перед нами проходят крестьяне разного  возраста и положения, из разных мест­  питерский каменотес, чей облик и слова  вызывают мысль о нравственной и  физической красоте человека, любящего  труд и умеющего трудиться, белорусский  крестьянин, деревенская старуха. • Эти географические приметы раздвигают  границы действия до широких пределов.
«Крестьянка», «Демушка»,  «Трудный год»  • Подневольное  положение женщины в  семье, вечное  унижение, деспотизм  семейных отношений,  постоянная разлука с  мужем, вынужденного  уходить на заработки,  страдания матери,  потерявшей первенца,  материальная нужда;  угроза остаться  солдаткой­ самым  бесправным и  несчастным человеком.
Семинар. Народное понимание  счастья   1. Нищая, темная, забитая Россия 2. Образ Матрены Тимофеевны 3. Яким Нагой 4. Ермил Гирин 5. Савелий­богатырь Святорусский 6. Гриша Добросклонов 7.  Гаврила Афанасьевич Оболт­ Оболдуев 8. Яков верный­ холоп примерный 9. Клим Лавин 10.О двух великих грешниках 11.Песни в поэме
Вывод  • В поэме народная жизнь раскрыта в разных  проявлениях • Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском  терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, и  в разгуле, и в жажде воли. • Некрасов показал народ, сохранивший  и в тягостной, нищей, беспросветной   жизни могучие силы. Поэтому  ведущее место в поэме занимают  образы крестьян , не примиряющихся  со своим положением, протестующих  против угнетателей.
В чем счастье? • Первоначально – в богатстве. • Народный идеал счастья предполагает  человеколюбие, сострадание, братство,  добро, честь, правду, свободу. • Отвергается ложный идеал счастья  воспитанный в классовом обществе, где  все сводится к сытости, материальному  достатку, жизни для себя одного.
В чем счастье? • Народное счастье органически связано с  вопросом о путях его достижения. • Вопрос о счастье переводится из эпического  в социальный план, приобретает острое  социальное звучание. • Поиски счастливого заставили крестьян  задуматься о невозможности счастья без  изменений условий жизни народа и  поставили их перед вопросом: что делать,  чтобы счастье стала возможным