Цель: рассмотреть следующие вопросы:
Крестьянская реформа 1861
Несчастливая жизнь многомиллионного русского крестьянства после «освобождения»
Жанр, композиция поэмы
Массовое закабаление крестьян закончилось массовым разорением старой деревни
Вот почему первой реакцией на Манифест и Положение стало открытое сопротивление основной массы крестьянства, выразившееся в отказе принять эти документыПрезентация по литературе
komu_na_rusi.ppt
"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов
Кому на Руси жить хорошо.
Н.А.Некрасов
"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов
Цель: рассмотреть следующие
вопросы:
• Крестьянская реформа 1861
• Несчастливая жизнь
многомиллионного русского
крестьянства после «освобождения»
• Жанр, композиция поэмы
"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов
«освобождение»
• Массовое закабаление крестьян
закончилось массовым разорением
старой деревни
• Вот почему первой реакцией на
Манифест и Положение стало
открытое сопротивление основной
массы крестьянства, выразившееся в
отказе принять эти документы
"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов
• Н. Г. Чернышевский вспоминал: « В
день объявления воли я пришел к
нему и застал в кровати. Он был
крайне подавлен; кругом на кровати
лежали разные части «Положения» о
крестьянах. «Да разве это воля!
говорил Некрасов. Нет, это чистый
обман, издевательство над
крестьянами». Так что мне пришлось
даже успокаивать его»
"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов
Кому на Руси жить хорошо
• Нельзя назвать поэмой в обычном
значении слова, но это и не роман в
стихах. Это, скорее всего, народная
эпопея, впитавшая в себя наследие
русского народного былинного эпоса
• Герои поэмы наделены исконно
русскими чертами характера, они
переживают народное горе и народное
счастье
"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов
Кому на Руси жить хорошо
• Начало поэмы –с
знаменательными
названиями
волостей, губернии,
уезда, деревней
приковывает
внимание читателя,
прежде всего, к
бедственному
положению народа
"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов
«Поп»
• Какими художественными средствами
пользуется автор, рисуя деревенский
пейзаж?
• В чем особенности авторской речи в
поэме?
"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов
«Поп»
• 1. противопоставления
Возникают с первых строчек тревожные мысли о народной
судьбе, которая переходит в предчувствие надвигающейся
беды и неблагополучия. Не случайно картина заканчивается
горьким риторическим вопросом: «Какое счастье тут?»
Авторская речь сливается с крестьянской
• Просторечные выражения
• Повторы
• Краткие прилагательные
• Приемы сказок
• Устойчивые синтаксические формы
• Малые фольклорные жанры
Сам автор смотрит на мир глазами народа,
думает его думами
"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов
Задание
• Сопоставьте строки, где автор говорит
о весне, и стихи где она
воспринимается глазами странников
правдоискателей
• Какую роль играет в поэме описание
деревень, природы?
"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов
• Авторское описание природы, сел, деревень, через
которые идут странники, дается в неразрывном
единстве с жизнью крестьянина («жаль бедного
крестьянина»). В воображении читателя возникает
образ земли, лишенной жизни, «ни зелени, ни
травки, ни листа», «лежит под небом пасмурным»,
«как мертвец без савана», «чернехонька»,
«печальна и нага».
• Пейзаж рождает ощущение крестьянской
обездоленности, горя.
• С особой силой звучит этот мотив в описании
деревни Клин «селенья незавидного»….
• То же самое в описании «богатого» «торгового» села
Кузьминского с его грязью, училищем, «пустым,
забитым наглухо», с избой «в одно окошечко, с
изображением фельдшера», «лавками», питейными
заведениями.
"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов
Вывод
• Вес описания – убедительное
доказательство того, что «в жизни
крестьянина, ныне свободного, бедность,
невежество, мрак».
• В то же время возникает живая картина,
помогающая остро почувствовать, как
бедна, бесправна и в то же время
талантлива крестьянская Русь.
• Сам облик крестьян, а тем более их
рассказы убеждают, что и после реформы
жизнь крестьянинатруженика лучше не
стала.
"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов
• Перед нами проходят крестьяне разного
возраста и положения, из разных мест
питерский каменотес, чей облик и слова
вызывают мысль о нравственной и
физической красоте человека, любящего
труд и умеющего трудиться, белорусский
крестьянин, деревенская старуха.
• Эти географические приметы раздвигают
границы действия до широких пределов.
"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов
«Крестьянка», «Демушка»,
«Трудный год»
• Подневольное
положение женщины в
семье, вечное
унижение, деспотизм
семейных отношений,
постоянная разлука с
мужем, вынужденного
уходить на заработки,
страдания матери,
потерявшей первенца,
материальная нужда;
угроза остаться
солдаткой самым
бесправным и
несчастным человеком.
"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов
Семинар. Народное понимание
счастья
1. Нищая, темная, забитая Россия
2. Образ Матрены Тимофеевны
3. Яким Нагой
4. Ермил Гирин
5. Савелийбогатырь Святорусский
6. Гриша Добросклонов
7. Гаврила Афанасьевич Оболт
Оболдуев
8. Яков верный холоп примерный
9. Клим Лавин
10.О двух великих грешниках
11.Песни в поэме
"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов
Вывод
• В поэме народная жизнь раскрыта в разных
проявлениях
• Для поэта мужик велик во всем: и в своем рабском
терпении, в своих вековых страданиях, в грехах, и
в разгуле, и в жажде воли.
• Некрасов показал народ, сохранивший
и в тягостной, нищей, беспросветной
жизни могучие силы. Поэтому
ведущее место в поэме занимают
образы крестьян , не примиряющихся
со своим положением, протестующих
против угнетателей.
"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов
В чем счастье?
• Первоначально – в богатстве.
• Народный идеал счастья предполагает
человеколюбие, сострадание, братство,
добро, честь, правду, свободу.
• Отвергается ложный идеал счастья
воспитанный в классовом обществе, где
все сводится к сытости, материальному
достатку, жизни для себя одного.
"Кому на Руси жить хорошо". Н.А. Некрасов
В чем счастье?
• Народное счастье органически связано с
вопросом о путях его достижения.
• Вопрос о счастье переводится из эпического
в социальный план, приобретает острое
социальное звучание.
• Поиски счастливого заставили крестьян
задуматься о невозможности счастья без
изменений условий жизни народа и
поставили их перед вопросом: что делать,
чтобы счастье стала возможным
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.