Методическая разработка "Сказки Салтыкова - Щедрина"

  • Презентации учебные
  • pdf
  • 16.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка "Сказки Салтыкова-Щедрина." представляет собой структурированный и информативный материал посвящённый анализу сказок Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина. В презентации подробно рассматриваются особенности, жанровые характеристики, темы и проблематика его сказок, а также их связь с народными и литературными традициями.
Иконка файла материала Сказки Салтыкова-Щедрина .pdf

 

 МИХАИЛ ЕВГРАФОВИЧ 

САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН 

1826 – 1889  (63 г.) 

 

Сказки 

для детей изрядного возраста  

©  Балабанова Л.И

Особенности жанра сказки  

Сказкаодин из самых популярных фольклорных жанров. Этот вид устного повествования имеет многовековую историюСказка    -    один    из    видов    народной    повествовательной литературы: произведение в прозе или - реже - в стихах, в котором    идет    речь    о    вымышленных    событиях,    иногда фантастического характера.

 

Народная и литературная сказка  

Народная сказка - одна из самых древних и распространенных форм устного творчества у всех народов, отражающая их воззрения, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт.

По своему содержанию народные сказки весьма разнообразны: богатырские, бытовые, сказки о животных и т. п.

Народная и литературная сказка  

Литературные  сказки (авторские) многие писали использовали народные сказочные мотивы или создавали свои оригинальные сказки. 

 Широко известны сказки А. С. Пушкина, П. П. Ершова, М. Е. Салтыкова – Щедрина и др.      Из иностранных «сказочников» - датский писатель Андерсен, немецкие писатели братья Гримм, французский Шарль Перро и др.

 

Сходство и различие народных и литературных сказок

Отличия:

Народные сказки

Литературные сказки

1. Форма устного народного творчества  2. Использование устойчивых, повторяющихся мотивов фабулы

1. Форма литературного авторского творчества  2. Переосмысление традиционных сказочных мотивов или создание собственного оригинального сюжета.

Сходство и различие народных и литературных сказок

Черты сходства:

*       В   сказках   идет   речь   о   вымышленных   событиях,   иногда фантастического характера;

*       Сказка преследует либо поучительные цели, либо «сказывается» для     развлечения     слушателей,     в     сатирических     сказках разоблачаются       недостатки       

общественного       устройства, высмеиваются частные и общественные пороки.

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина 

это особая категория его сатирических произведений. Создаются сказки на протяжении 1880 – 1886 годов и имеют подзаголовок: «для детей изрядного возраста».

 связаны не только с фольклорной традицией, но и с сатирической литературной сказкой XVIII—XIX веков

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина  

К сказкам М.Е. Салтыков-Щедрин обратился не только потому, что требовалось обходить цензуру, которая вынуждала писателя обращаться к эзопову языку, но и в целях просвещения народа в привычной и доступной для него форме.

 

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина  

 В жанровом отношении сказки сходны с русской народной сказкой. 

 В них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приемы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы.

 Вместе с тем М.Е. Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует» их.

 

 

Общие  и отличительные черты сказок Салтыкова-Щедрина с русскими народными сказками.

Сказки Салтыкова-Щедрина

    Сказки русского народа

Общие черты

Зачин

Сказочный сюжет

Фольклорные выражения

Народная лексика

Сказочные персонажи

Концовка

Отличительные черты

Сатира

Сарказм

Смешение категорий добра и зла

Нет положительного героя

Уподобление человека животному

Юмор

Гипербола

Победа добра над злом

Положительный герой

Очеловечивание животных

 

М.Е. Салтыков - Щедрин использует следующие элементы народных сказок:

 

переосмысление традиционных образов

животных;    

в   основу   конфликта   ряда   сказок   положены  

народные  пословицы, например; использование поэтической традиции народных

сказок    об Иванушке   -  дурачке

 писатель показывает внутреннее родство 

социалистической морали с глубинными основами христианской народной культуры, народную веру в торжество правды и добра.

 

 

Каковы объекты сатиры  СалтыковаЩедрина?

                        Условно    все    сказки    можно разделить на      4 группы:

1.    сатира на правительственные круги и господствующее сословие

2.   


сатира на обывательски настроенную либеральную интеллигенцию

3.    сказки о народе бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность; 4. сказки, обличающие бездуховность,  эгоистическую мораль и утверждающие христианские социалистические идеалы.

 

Основные  темы сказок

Народ и самодержавие.

Народ и господствующие классы.

Народ и буржуазная обывательская интеллигенция. Тема власти

Тема интеллигенции

Тема народа

Тема общечеловеческих пороков

 

Проблематика

Художественные особенности

Самодержавие и угнетенный народ 

Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)

Отношения мужика и барина 

Гротеск (переплетение фантастики и реальности)

Положение народа 

Эзопов язык (иносказание и метафоричность)

Подлость буржуазии 

Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)

Трусость обывателя 

Обличение через отрицание

(показ дикости и бездуховности)

Правдоискательство 

Гиперболизация

Основная  проблематика сказок  

Новаторство  в сказках  М.Е. Салтыкова-Щедрина


 используя традиционные приемы, автор намеренно отступает от традиции. Вводит  в повествование общественно-политическую лексику, канцелярские обороты, французские слова. В сказки попадают эпизоды современной общественной жизни. Происходит смешение стилей, создающее комический эффект, и соединение сюжета с проблемами современности.  обогатив сказку новыми сатирическими приемами, М.Е. Салтыков-Щедрин превратил ее в орудие социально-политической сатиры.

 

О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин?  

 

   

«Дети изрядного возраста» должны возмужать  и  перестать быть детьми.