Конь с розовой гривой
Оценка 4.7

Конь с розовой гривой

Оценка 4.7
Видеоуроки
doc
русская литература
6 кл
15.08.2019
Конь с розовой гривой
ТЕМА урока: «Жизненные уроки героя» (рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой») Эпиграф. Сколько лет прошло! Сколько событий минуло! А я все не могу забыть бабушкиного пряника – того дивного коня с розовой гривой. В.Астафьев Цель: Помочь разобраться в идейно-нравственном содержании рассказа. Задачи: 1. Воспитывать нравственно и духовно развитого читателя. 2. Развивать читательскую культуру. 3. Развивать творческие способности, воображение учащихся. 4. Прививать любовь и внимательное отношение к слову. 5. Отрабатывать монологическую речь. Методические приемы: рассказ учителя, аналитическая беседа, работа с текстом, устное рисование, проецирование ситуации Ход урока. 1)- Приветствие. Орг. момент. - Постановка цели и задач урока. а) Разобраться в прочитанном. в) Понять, почему те события остались незабываемы. в) Какие жизненные уроки извлек герой?
конь сро зовой гривой.doc
ТЕМА урока: «Жизненные уроки героя» (рассказ В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой») Эпиграф.                                         Сколько  лет прошло! Сколько событий                                                           минуло! А я все не могу забыть                                                               бабушкиного пряника – того дивного коня                                                           с   розовой гривой.                                                                                                В.Астафьев                           Цель: Помочь разобраться в идейно­нравственном содержании рассказа. Задачи: 1. Воспитывать нравственно и  духовно развитого читателя.               2. Развивать читательскую культуру.               3. Развивать творческие способности, воображение  учащихся.               4. Прививать любовь и внимательное отношение к слову.               5. Отрабатывать монологическую речь. Методические   приемы:   рассказ   учителя,   аналитическая   беседа,   работа   с текстом, устное рисование, проецирование ситуации Ход урока. 1)­ Приветствие. Орг. момент.    ­ Постановка цели и задач урока.  а) Разобраться в прочитанном.  в) Понять, почему те события остались незабываемы.  в) Какие жизненные уроки извлек герой? 2)   Слово   учителя.   Основная   тема   многих   рассказов   В.   Астафьева   –   тема взросления, становления личности человека. Писатель показывает, как один, казалось бы, незначительный случай может повлиять на всю жизнь человека. Случай, описанный в рассказе «Конь с розовой гривой», как раз из таких. В основу рассказа легли воспоминания писателя о собственном детстве, т.е. он автобиографичен, где писатель искренне  и открыто разговаривает с детьми о самом важном и нужном. Беседа по вопросам. ­­ Что является завязкой рассказа?  (Эпизод, в котором рассказывается, как бабушка послала героя за земляникой и пообещала ему «пряник конем».) (Повесить рисунок) ­­ Исполнилась ли мечта мальчика – получить «пряник конем»? (Да, исполнилась. Это был сказочный конь: «По скобленому кухонному столу, как по огромной земле с пашнями, лугами и дорогами, на розовых копытцах скакал белый конь с розовой гривой».) ­­ Счастливое завершение истории. Но  какой ценой достался мальчику этот конь?   Почему   через   много   лет   автор   пишет…прочитать   эпиграф. Попробуем ответить вслед за автором на этот вопрос. ­­ Каким образом герой  надеется осуществить свою мечту?  (стр.102)     Обратите внимание на инверсию «трудом своим», которая выделяет слово «труд» ­ мальчик понимает, что даром ничего не дается. ­­  Найдите   в   тексте   описание   посуды   ребятишек   дяди   Левонтия   и   героя­ рассказчика.(стр.102) Битая посуда не только признак бедности, а признак отношения к вещам, к труду вообще. Такие люди сами не любят работать, и не ценят чужой труд.  ­­  Как ведут себя по дороге за земляникой ребята? Обратите внимание на глаголы, описывающие их поведение. (бросали, барахтались, дрались, плакали, дразнились, заскочили,  напластали.) Неразумное поведение. ­­ Как противопоставлены герои в эпизоде сбора ягод? «Я брал старательно», мальчик не решается идти на речку, пока не собраны ягоды, «не набрал полную посуду». «Левонтьевские» же ленивые. Старший брат «надавал пинков» брату и сестре за то, что они «жрали» ягоды. Опять используются     значимые   глаголы:   валяются,   подскочил,   взвыл,   кинулся, раздавили,  бьются. Главенство разговорно­народного языка не только в речи героев, но и в «голосе автора», как разговаривают «левонтьевские», и как о них говорит автор. ­­ Как герой оказался втянут в обман?  Санька   использует   беспроигрышный   прием   –   поддразнивает   мальчика: «Бабушки Петровны испугался!», и герой проговаривается о прянике. Санька «быстро что­то смекнул»: «Скажи уж лучше – боишься ее, и еще жадный». Герой попадается «на уду». Ему важно стало не спасовать, не струсить, не опозориться, не показаться жадным. Навалилась левонтьевская орда, и ягоды, с таким трудом собранные мальчиком, вмиг исчезли.  ­­ Какие события дальше происходили в течение этого дня? Выделите их. (стр.104) Дети зачитывают. Обратите внимание, автор не случайно показывает взаимоотношения человек­ природа, т.к. считал эти отношения показателем духовности и самым главным критерием   нравственной   оценки   человека.   Взаимоотношения   человек­ природа, человек­другие люди подчиняются одним и тем же нравственным законам. «Неразумный человек, уродуя природу, и сам несет нравственный урон»,­ писал В.Астафьев. ­­  Настала пора возвращаться домой. Мальчик понимает, что проступок не сойдет ему с рук, понимает, что виноват: «тихо плелся». А они… (стр.106) Тут Санька «помогает» герою выпутаться из этой ситуации, вернее учит его, как обмануть бабушку (что предлагает Санька?). Тяжело дается ему обман: «повздыхал», «чуть не всплакнул». Но   все   глупые   и   плохие   поступки,   совершенные   за   день,   подготовили мальчика к этому обману. Но все обошлось. Бабушка унесла туесок в подвал, еще раз похвалила меня. Выйдя на улицу, он сообщает обо всем Саньке, тот шантажирует   его   и     подталкивает   к   воровству.   Ночью   мучила   совесть: (стр.107). ­­  Найдите   описание   рыбалки,   описание   летнего   дня:   «День   был   ясный, летний». Прочитаем выразительно. Какова роль пейзажной зарисовки?  Мир   природы,   красота   и   гармония   летнего   дня   контрастирует   с   миром обмана, куда был вовлечен мальчик, которому не хватило мужества не пойти на поводу у  «левонтьевских». Стр.109­110 ­­ Какова развязка истории? Она растянута, никак не разрешается внутренний конфликт героя с самим собой,   мучительно   тянется   осознание   вины.   Герой   слышит,   как   бабушка рассказывает   о   своем   позоре   и   его   дедушке.   Что   из­за   него   она   невольно обманула покупателя. Мучительный стыд не дает Витьке показаться на глаза людям,   вызывает   мысль   о   смерти   как   единственном   спасении   от   позора. Напряжение   достигает   кульминации:   дедушка   пожалел   мальчика,   и накопившиеся слезы, слезы раскаяния, «хлынули безудержно». Дед помогает внуку выйти из невыносимого положения: «Попроси прощения…». Стр.115. ­­   Почему   бабушка   все­таки   купила   «пряник   конем»   внуку,   который   ее обманул? Стр.113 Бабушка верила в него, понимала, что он мучится и раскаивается в своих «злодеяниях». Милосердие и доброта сделали то, чего не сделало бы самое тяжелое наказание. Поэтому…эпиграф ­­ Давайте подведем итог нашей беседы. Какие жизненные уроки   получил герой?  Поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок.  Очень трудно признаться в содеянном.  Душевное раскаяние очень мучительно.  Раскаяние приносит облегчение.  Бабушка   очень   его   любила,   была   доброй   и   учила   нравственной мудрости. Домашнее   задание.   Прочитать   сборник   рассказов   В.П.   Астафьева   «Конь   с розовой гривой». Ответить на вопросы: 1. Какой рассказ особенно понравился? Чем? 2. Почему писатель дал такое название сборнику?   –   берестяная Увал  –   пологий   холм, значительную имеющий протяженность. Туесок  корзина с тугой крышкой. Бадога – длинные поленья. Заполошная  – суетливая. Шаньга  творогом, ватрушка. Заимка  –   земельный участок   вдали   от   села, –   булочка   с освоенный   (вспаханный)   его владельцем. Поскотина  –   пастбище, выгон. Яр – крутой край оврага.  Поддавшись чужому влиянию, можно совершить плохой поступок.    Очень трудно признаться в содеянном.  Душевное   раскаяние   очень мучительно.  Раскаяние облегчение.   приносит  Бабушка очень его любила, была   доброй   и   учила нравственной мудрости. Мальчика поддразнивают ­­­­­ вытряхнул  ягоды в траву ­­­­ в туесок натолкал травы, тем самым  обманул  бабушку   ­­­ украл  калачи   ­­­­   сделал обманщицей  бабушку.

Конь с розовой гривой

Конь с розовой гривой

Конь с розовой гривой

Конь с розовой гривой

Конь с розовой гривой

Конь с розовой гривой

Конь с розовой гривой

Конь с розовой гривой

Конь с розовой гривой

Конь с розовой гривой

Конь с розовой гривой

Конь с розовой гривой

Конь с розовой гривой

Конь с розовой гривой
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.08.2019