III Всероссийский дистанционный конкурс
среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий
Духовное и нравственное воспитание
«Конфликт и пути его решения»
Урмиева Эмине Рустемовна, учитель английского языка,
МБОУ «Нижнегорская школа-лицей№1»
Нижнегорского района Республики Крым
Нижнегорский, 2022 г.
1. Пояснительная записка
Данная методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на формирование таких личностных качеств обучающихся, как умение выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие
отношения с одноклассниками, а в будущем с коллегами по работе; создавать благоприятный микроклимат в своей собственной семье; находить пути выхода из конфликтных ситуаций путем их конструктивного решения.
1.1. Тематическое направление: духовное и нравственное воспитание.
1.2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора
(актуальность).
Тема «Конфликт и пути его решения» для воспитательного мероприятия выбрана не случайно, так как одной из актуальных проблем современного общества является проблема конструктивного сотрудничества и взаимодействия. В настоящее время конфликтология приобретает все большее практическое значение. Являясь активным участником конфликта, человек понимает, что нельзя избавиться от конфликтов вообще, что бесконфликтное состояние невозможно.
Также актуальность выбранной темы обусловлена требованиями к
личностным результатам в обновлённом ФГОСе: «В воспитании обучающихся подросткового возраста приоритетом является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся и прежде всего ценностных отношений: к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности, как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества; к самим себе как хозяевам своей
судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за собственное будущее. Данный ценностный аспект человеческой жизни чрезвычайно важен для личностного развития обучающегося, так как именно ценности во многом определяют его жизненные цели, поступки, повседневную жизнь». [ 1, c.1089].
1.3. Целевая аудитория воспитательного мероприятия:
14-15 лет, 9 класс.
1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы
классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность). Процесс работы над воспитательным мероприятием является частью деятельности классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательном учреждении в соответствии с ФГОС и Стратегией развития воспитания в РФ. Преемственность заключается во взаимодействии всех участников воспитательного процесса: учащихся, их родителей, классного руководителя, учителей-предметников, социального педагога, психолога, завуча по воспитательной работе, инспектора ПДН.
1.5. Цель, задачи и планируемые результаты воспитательного мероприятия.
Цель: Учиться предотвращать и разрешать конфликты.
Задачи: Дать характеристику понятия «конфликт».
Рассмотреть природу конфликта.
Познакомиться с методами выхода из конфликта.
Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности.
Планируемые результаты:
Личностные: применение приобретённых знаний и умений в дальнейшей жизни; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.
Метапредметные: Регулятивные УУД: умение самостоятельно определять цель классного часа, ставить и формулировать новые задачи в познавательной деятельности; умение оценивать результаты деятельности, собственные возможности ее решения;
Познавательные УУД: умение результативно мыслить и работать с информацией из рассказа учителя, из материала презентации, личного опыта общения; самостоятельное выполнение творческих заданий;
Коммуникативные УУД: умение слушать и понимать высказывания собеседников; умение организовывать и осуществлять сотрудничество со сверстниками, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; умение оформлять свои мысли в устной речи.
1.6. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.
Основным видом деятельности в подростковом возрасте является общение. Выбранная нами форма организации воспитательного мероприятия – интерактивный тренинг - позволяет учитывать этот фактор, а также психологические особенности учащихся данного возраста и реализовывать системно - деятельный подход в образовании.
Разнообразные виды деятельности делают его интересным и актуальным для всех участников воспитательного процесса, способствуют развитию коммуникативных, регулятивных и познавательных навыков и умений.
1.7. Педагогическая технология / методы / приемы, используемые для достижения планируемых результатов.
Для достижения планируемых результатов были использованы следующие педагогические технологии: информационно – коммуникационная, технология развития критического мышления, здоровьесберегающие технологии; групповые технологии.
Методы формирования сознания: беседа, пример, объяснение.
Приемы воспитания: «акцент на лучшее», «ломка стереотипов», «истории о себе», «общаться по правилам».
1.8. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия (кадровые, методические, материально-технические, информационные и др.).
Кадровые ресурсы: Для беседы с учащимися был приглашён инспектор по делам несовершеннолетних.
К методическим ресурсам относятся
Материально-техническая база: мультимедийная доска, ноутбук, колонки.
Информационные ресурсы: одним из основных источников получения информации является Интернет.
1.9. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.
Данная методическая разработка может быть использована не только как воспитательное мероприятие для учащихся 9-11-ых классов, но и в качестве воспитательного тренинга на родительском собрании. Может быть выбран другой онлайн-тест на конфликтность, а также тема может быть расширена другими типами конфликтов и способами их решения.
2. Основная часть.
2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.
1. Учитель выбирает тему и готовит материалы по выбранной теме.
2. Учитель просит учащихся класса найти в различных источниках информации высказывания великих людей о доброте, искусстве общения. (Тема мероприятия детям неизвестна).
3. Учащиеся заранее проходят онлайн-тестирование, запоминают свои результаты: https://onlinetestpad.com/ru/test/408-konfliktnyj-li-vy-chelovek
4. Учитель приглашает инспектора ПДН, родителей учащихся класса, замдиректора по воспитательной части, школьного психолога, социального педагога на мероприятие.
5. Перед мероприятием учащиеся делятся на группы (4 участника в каждой группе).
2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия
(конспект интерактивного тренинга).
Учитель: Ребята, посмотрите на картинку и скажите, о чём мы будем говорить сегодня? (слайд №1)
Учитель: Правильно. Мы поговорим о конфликтах и о конфликтных ситуациях. Очень скоро вы вступите во взрослую жизнь, окажетесь в новом коллективе, где нужно будет найти новых друзей, самостоятельно решать проблемы и выходить из различных конфликтных ситуаций.
Поэтому наш классный час я назвала «Конфликт и пути его решения» (слайд №2) (Эпиграф к теме записан на доске и на слайде:
«Сильный человек предъявляет требования к себе, слабый человек предъявляет требования к другим». Конфуций).
Дети читают эпиграф.
Учитель: Согласны ли вы с изречением Конфуция? (Ученики выражают своё мнение).
Учитель: Наша цель сегодня: Учиться предотвращать и разрешать конфликты. (слайд №3)
- Какие задачи мы должны будем решить? (слайд №4:
l Дать характеристику понятия «конфликт».
l Рассмотреть природу конфликта.
l Познакомиться с методами выхода из конфликта.
l Вырабатывать умения конструктивно вести себя во время конфликта, разрешая его справедливо, без нанесения ущерба обществу и личности.)
l - Итак, что же такое конфликт? (слайд№5: Словарная работа:
Конфликт - (от лат. соnflictus — столкновение) - трудноразрешимое
противоречие, связанное с противоборством и острыми эмоциональными переживаниями. Конфликт прекратится, если стороны удовлетворены выигрышем (или проигрышем) или признают, что продолжение столкновения бессмысленно.)
- Почему возникают конфликты? (слайд№6: возможные ответы детей: у людей разная точка зрения на одну и ту же проблему и т.п.).
- Разногласия могут приводить к конфликтным ситуациям.
Давайте составим спайдерграмму со словом конфликт. (На доске рисуется спайдерграмма со словом «Конфликт» в центре. Учащиеся называют свои возможные ассоциации с этим понятием, а учитель всё фиксирует вокруг ядра. Начинаем со слова «разногласие», записываем по часовой стрелке,
Учитель: И все это вызывает негативные эмоции, наносит вред здоровью
Между кем могут возникать конфликты? (ответы учащихся)
- Верно. Типов конфликтов множество, но для вашего возраста наиболее частые конфликтные ситуации – это между взрослыми и детьми и между сверстниками. Что, на ваш взгляд, является наиболее частой причиной конфликта? (ответы учащихся)
Давайте рассмотрим причины конфликтов (слайд№7)
- Нам, взрослым, хочется лучше понимать вас - детей. Помогите нам понять ваши проблемы. В группах обсудите следующие ситуации, закончите предложения (слайд№8:
l 1. Нам не нравится, что взрослые…
l 2. Нас огорчает, что взрослые…
l 3. Если бы я был взрослым, то…
l 4. Я понимаю родителей, потому что…)
Учитель: Что же могут сказать родители в ответ? (Родители парируют детям).
- Ребята, мы с вами с первого класса, и за все годы у нас не было конфликтов. Я вас считаю неконфликтными детьми. Это подтверждают и результаты онлайн-теста. (слайд№9)
Вы знаете свои результаты. Посмотрите на таблицу и определите ваш стиль поведения в конфликтной ситуации (слайд№10)
- Как выдумаете, какой стиль поведения помогает максимально без- болезненно выйти из конфликта? – (Ответ: сотрудничество).
- А теперь проверим себя еще раз (слайд№11: упражнение «Облака» (Закройте глаза и поднимите руку те, кто никогда никого не обзывал обидным словом)).
- Конечно, очень тяжело порой себя контролировать, но мы должны работать над собой, над самообладанием, подавлением агрессии.
Ребята, а как вы себя успокаиваете, если вдруг вам приходится нервничать?
(ответы учащихся)
Порой мы сами бываем инициаторами конфликта. Что советуют нам психологи (слайды №12-13:
q Говори только о своих чувствах, а не о промахах других.
q Говори четко и ясно, чтобы собеседник мог понять, какой смысл ты вкладываешь в свои слова.
q «Уход от проблемы» ).
Если ты понимаешь, что бы ты ни сказал, это оскорбит или ранит собеседника, откажись от продолжения разговора. Это лишь кажется, что ты бежишь от сложностей. На самом деле иногда этот вариант может быть самым уместным в конфликтной ситуации.
Извинись! Извиниться не просто, но это возможный способ прекратить конфликт. Попробуй произнести следующие фразы: «Мне очень жаль, что так вышло, извини!», «Я совсем не хотел, чтобы так получилось!» q Переговоры: Давай обсудим ситуацию.
q Компромисс.
Обычно он вытекает из переговоров. Но для этого необходимо желание обеих сторон. Можно предложить своему оппоненту:
«Я сделаю это, а ты сделай вот это»,
«Я уступаю тебе в этом, а ты уступи мне в том».
Практическое занятие
Группа получает задание с описанием конфликта, после обсуждения предлагает свое решение.
Ситуация 1: Родители не хотят отпускать вас на вечеринку,на которую вы очень хотите пойти. Как убедить родителей отпустить вас?
Ситуация 2: Из-за того, что вы всё время сидите в Интернете и не выполняете домашнее задание, родители отключили Интернет. Как быть в подобной ситуации?
Ситуация 3: Ваш друг разбил ваш мобильный телефон. Что делать? Вы переживаете, что вам «достанется» от родителей, но и с другом не хочется ссориться.
- Иногда мы можем оказаться втянутыми в конфликт. Ребята, наверное, каждый из вас был в подобной ситуации. Как вы с этим справляетесь?
(ответы учащихся)
Вот что советуют психологи в этом случае (слайд№14)
Памятка «Учимся жить без конфликтов»
¡ 1. Не говори сразу со взвинченным, возбужденным человеком.
¡ 2. Если предстоит сказать что-то неприятное, постарайся создать доброжелательную атмосферу, отметь заслуги человека, его хорошие дела.
¡ 3.Сбивай агрессию неожиданными приёмами. Сделай комплимент («В гневе вы еще красивее... Ваш гнев гораздо меньше, чем я ожидал, вы так хладнокровны в острой ситуации...»).
¡ 3. Постарайся посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».
¡ 4. Не скрывай доброго отношения к людям, чаще высказывай одобрение, не скупись на похвалу.
¡ 5. Умей заставить себя молчать, когда тебя задевают в мелкой ссоре, будь выше мелочных разборок!
- К сожалению, конфликты из словесных перепалок могут приобретать более серьёзную форму, ведущую к правонарушениям. Чем это может закончиться для обеих сторон? Послушаем инспектора по делам несовершеннолетних, лейтенанта полиции И.И.И. (выступление инспектора).
- Всегда полезно обращаться к великим людям, к их жизненному опыту. (слайд №15: Умные мысли:
q Доброта – это то, что может услышать глухой и увидеть слепой.(Марк Твен)
q Принцип «око за око» оставит весь мир слепым. (Махатма Ганди)
q Оскорбления – это доводы неправых. (Жан-жак Руссо)
q Упрямство и чрезмерный пыл в споре —вернейший признак глупости.
(М.Монтень)
q Я всегда старался не раздражаться и уступать в ссоре, чем и достигал умиротворения, а потом уже в спокойном состоянии дело улаживалось само собой. Почти всегда приходится жалеть, что ссора не была прекращена вначале. (Л.Н. Толстой))
- Ребята, какие мудрые изречения великих людей вы подготовили для нашего классного часа? (Ответы учащихся).
Учитель: Можно ли жить без конфликтов? (Ответы учащихся).
В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами, пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое, и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт разгорелся, нужно уметь из него выйти.
Учитель: Чему же мы научились сегодня? Как мы можем предотвращать и разрешать конфликты? Вернёмся к нашей спайдерграмме (составляли в начале мероприятия). Заменим эти слова антонимами. ( Дети называют антонимы к существительным, описывающим конфликт, учитель записывает их над этими словами цветным мелом (маркером)).
Разногласие – сотрудничество
Непонимание – понимание, толерантность, терпимость
Спор – согласие
Ругань – похвала
Ссора – компромисс
Драка – спокойствие
Война – мир
Учащиеся: В жизни нужно всегда
придерживаться этих качеств, чтобы не допускать конфликтных ситуаций или
безболезненно выходить из них.
1. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (для 5-9 классов образовательных организаций). Москва, 2021, 1089с.
2.Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю.
Шведова. – М. : Азбуковник, 2000. – 940 с.
3.Базыкина С. Конфликты в школе — можно ли их избежать? // Воспитание школьников, 1997. –№ 2. – 45с.
4.Фесенко О. П., Колесникова С. В. Практикум по конфликтологии, или
Учимся разрешать конфликты. Учебное пособие / под ред. Фельдштейн Д. И.
М.: НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, Флинта
2015, 128 с.
5. https://onlinetestpad.com/ru/test/408-konfliktnyj-li-vy-chelovek
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.