Один философ сказал: «тот, кто умеет управиться с конфликтами путем их признания и регуляции, берет под свой контроль ритм истории…»
(Г. Дарендорф)
Конфликты и конфликтные ситуации. Пути их разрешения
Что такое конфликт?
Конфликт- ( от лат. conflictus- столкновение) это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.
Могут быть:
Конструктивными- способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные)
Деструктивными – препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие)
Плюсы и минусы конфликта
Плюсы
-конфликт вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях
Дает возможность увидеть скрытые отношения
Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение
Пересмотр своих взглядов на привычное
Способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом
Минусы
Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям
Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально-психологического климата
Ухудшение качества работы-сложное восстановление деловых отношений
Представление о победителях или побежденных как о врагах
Временные потери- на 1 мин. Конфликта приходиться 12 мин. После конфликтных переживаний.
Причины возникновения конфликтов
Конфликтогены-слова, действия , поступки, могущие привести к конфликту. ( например , неучтивое обращение не всегда приводит к конфликту, думаем что «сойдет»)- На слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом.
Формула конфликта:
конфликтная ситуация
( накопившиеся противоречия)+
повод (инцидент)= «последняя капля»=конфликт.
Причины возникновения межличностных конфликтов
1. Конкуренция- люди, стремятся к одной цели , но находятся в ситуации конкуренции ( борьба за первенство)
Столкновение разных жизненных принципов ( Кот Леопольд- гуманист и мелкие пакостники- мыши)
Психологическая несовместимость (неуживчивость темпераментов и характеров)
Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений).
От скуки ( Том и Джерри, Ну Погоди)
«Конфликтный человек»
Холерик- обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт , но и быстро «остывает».
Флегматик- трудно доступен для убеждения, трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта
Меланхолик долго помнит и переживает обиду
Сангвиник- легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта
1.Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпримете:
а) избегаю вмешиваться в ссору;
б) я могу вмешаться, встать на сторону потерпевшего, кто прав;
в) всегда вмешиваюсь и до конца отстаиваю свою точку зрения.
2. На собрании вы критикуете руководство за допущенные ошибки:
а) никогда;
б) да, но в зависимости от моего личного отношения к нему;
в) всегда критикую за ошибки.
3. Ваш непосредственный начальник излагает свой план работы, который вам кажется нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше:
а) если другие меня поддержат, то да;
б) разумеется, я буду поддерживать свой план; в) ни за что не соглашусь с «плохим» планом и до последнего буду защищать свой.
4. Представьте, что рассматривается предложение, в котором коллега, которого Вы не слишком высоко цените, высказывает очень интересную мысль. Ваши действия:
а) поддержу это предложение; б) специально промолчу; в) стану критиковать, сказав что-то прямо противоположное.
Подсчитать: Ответ «А»- 4 очка, «Б»-2 очка, «В»- 0.
Тест : Конфликтная ли вы личность?
11-16 очков. Не конфликтный человек. Вы тактичны. Не любите конфликтов, даже если можете их сгладить, легко избегаете критические ситуации. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им потребуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе в глазах других?
6-10 очков. Умеренно конфликтный. Но, о вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на ваши служебные или личные отношения. И за это вас уважают.
0-5 очков. Склонен к конфликтам. Вы ищете повод для споров, большинство из которых излишни, мелочны. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если не правы. Вы любитель поскандалить. А может за вашим поведением скрывается комплекс неполноценности????
Результат теста : Конфликтная ли вы личность?
1. Соперничество- стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому;
2. Избегание- нет ни активности, ни желания сотрудничать, уклонение от конфликта, стремление выйти из конфликта, не решая его;
3. Приспособление- отсутствие активности при явном желании сотрудничать, понижение своих стремлений и принятие позиции оппонента;
4. Сотрудничество- участники ситуации при ходят к альтернативе, полностью удовлетворяющей интересы обеих сторон;
5. Компромисс – взаимная уступка, частичное удовлетворение интересов обеих сторон конфликта.
Способы разрешения конфликта по К.У. Томасу
Предварительно мы проводили диагностику «Стили поведения в конфликтных ситуациях по К.У. Томасу». В анкетировании приняли участие 17 педагогов. Результаты, я вам выдала. Давайте теперь посмотрим, какую оптимальную стратегию поведения в конфликте вы выбрали для себя?
Доминирование стратегийКомпромисс – 41%.Приспособление – 29%.Избегают конфликтных ситуаций и возможностей их решения – 29% педагогов.Сотрудничество – 6%.
Соперничество – 6%.
У 6% педагогов доминируют сразу избегание и компромисс (набрано одинаковое количество баллов) и еще у 6% доминируют сотрудничество и избегание (также по этим показателям набрано одинаковое количество баллов).
Нет однозначно плохих или хороших стратегий, каждая из них может быть хороша для конкретной ситуации. Давайте рассмотрим один из вариантов поведения в конфликте при сотрудничестве.
Способы поведения в конфликте при сотрудничестве ( Мы делили апельсин..)
1. Дипломатия- вы стараетесь рассудить, кому апельсин нужнее.
2. Компромисс- чистите апельсин и делите поровну.
3. Воля судьбы. Тянете жребий.
4 Конструктивный поиск- узнать кому и зачем нужен апельсин ( кого-то мучает жажда-сок, кто-то хочет есть- мякоть, кому –то кожура для цукатов, а третьему косточки для дерева)
Приемы общения помогают в разрешении конфликтов.Упражнение «Другими словами»
Задание: перефразировать не констуктивные раздражающие и обидные высказывания «Вы должны…» , «Это Ваша обязанность…», «С Вами невозможно разговаривать..», «Вы безответственный человек.. » на конструктивные.
Например: «Вы должны принести мне тетрадь»
- «Я была бы рада, если бы Вы принесли мне тетрадь».
Ответы «Другими словами»
1 Он должен заботиться обо мне.
2. Ты не должна была ходить на ту вечеринку.
3.Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала.
4.Ты должна была предвидеть возможные трудности
5.Меня заставили.
6.Он- упрямый осел.
7.Он меня унизил.
8.Прекрати меня злить!
9. Ты должна мне дать программу, книгу….
1. Мне хочется, чтобы он заботился обо мне.
2. Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку.
3. Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны.
4.Мне хотелось, чтобы ты предвидела возможные трудности.
5. Я не сумела отказаться.
6. Я не смог его убедить.
7. Мне было неприятно.
8.Я начинаю злиться.
9. Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу.
Как обойти конфликт
Ответить улыбкой ( не с сарказмом и иронией)
Использовать «Я –утверждение»- концентрируем свое внимание на том , что мы чувствуем и способность о этом сказать своему сопернику, вместо «Ты –утверждения», которое подрывает и ведет к углублению конфликта (вместо « Вы должны принести мне книгу»- « Я была бы рада, если бы Вы принесли мне книгу»)
Способность и умение прощать!!!- значит «отпустить» свой гнев и не собираться мстить.
Упражнение «Согласие»
Найти в словах партнера ЧТО-ТО с чем можно согласиться. («Вы совсем с ума сошли!»-»Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди»
«Прекратите разговаривать со мной в таком тоне!»- «Бывает, что мой тон, кажется обидным для собеседника»..
Ответы «Согласие»
1.Ты совсем с ума сошла!
2. Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обстоятельства!
3. Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!
4. На нашей работе- по настоящему работаю только я!
1. Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди.
2 Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать.
3. Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника.
4 Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу.
Притча «Солнце и ветер».
Солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее . Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.
Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее. Тогда за дело взялось солнце. «Смотри,- сказало оно ветру- я буду действовать по- иному, ласково». И действительно, солнце начало нежно пригревать путешественнику спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял. Так солнце победило, действуя по доброму, с любовью.
Рефлексия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.