Конфликты в школе. Педагог как субъект деятельности. Конфликты в педагогическом коллективе

  • docx
  • 18.03.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала _Конфликты в школе. Педагог как субъект деятельности. Конфликты в педагогическом коллективе.docx

Т. 4. Конфликты в школе. Педагог как субъект деятельности. Конфликты в педагогическом коллективе

Педагог как субъект деятельности. Психотравмирующие факторы работы педагога.

Особенности педагогической деятельности, ее творческий характер, сложность структуры и многообразие задач, которые приходится решать педагогу, предопределяют необходимость и выдвигают требование к учителю как субъекту педагогической деятельности.

Категория субъектности традиционно характеризуется в следующих терминах: активность, самостоятельность, инициативность, осознанность. Важным моментом в понимании сущности субъектности является сопоставление с категорией "адаптация". Так, при адаптации (в частности, к профессиональной деятельности) человек лишь приспосабливается к требованиям профессии, пассивно накапливает необходимые знания, качества, приобретает умения. Выступая же в качестве субъекта деятельности, человек активно ориентируется в профессиональной деятельности, осознает ее структуру, особенности, самостоятельно планирует и организует ее, осознает свои трудности и активно ищет пути их преодоления, постоянно нацелен на профессиональное саморазвитие.

Таким образом, учитель как субъект педагогической деятельности – это педагог, способный не только освоить деятельность, но и творчески ее преобразовать, а также самореализоваться в ней. Иными словами, когда "человек из объекта, на который влияют обстоятельства, превращается в субъекта, "господствующего" над ними" (В. А. Сластёнин).

В. А. Сластёнин предлагает анализировать категорию "субъектность педагога" через категорию "позиция педагога".

Позиция педагога – это система тех интеллектуальных, волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру, педагогической действительности и педагогической деятельности, в частности, которые являются источником его активности. Она определяется, с одной стороны, теми требованиями, ожиданиями и возможностями, которые предъявляет и предоставляет ему общество, а с другой стороны, действуют внутренние, личные источники активности – влечения, переживания, мотивы и цели педагога, его ценностные ориентации, мировоззрение, идеалы.

В позиции педагога проявляется его личность, характер социальной ориентации, тип гражданского поведения и деятельности.

Социальная позиция педагога вырастает из той системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций, которые были сформированы еще в общеобразовательной школе. В процессе профессиональной подготовки на их базе формируется мотивационно-ценностное отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности. Мотивационно-ценностное отношение к педагогической деятельности в самом широком ее понимании в конечном итоге выражается в направленности, составляющей ядро личности учителя.

Социальная позиция педагога во многом определяет и его профессиональную позицию. Однако здесь нет какой бы то ни было прямой зависимости, поскольку воспитание всегда строится на основе личностного взаимодействия. Именно поэтому педагог, четко осознавая, что он делает, далеко не всегда может дать развернутый ответ, почему он поступает так, а нс иначе, нередко вопреки здравому смыслу и логике. Никакой анализ не поможет выявить, какие источники активности возобладали при выборе педагогом той или иной позиции в сложившейся ситуации, если он сам объясняет свое решение интуицией. На выбор профессиональной позиции педагога оказывают влияние многие факторы. Однако решающими среди них являются его профессиональные установки, индивидуально-типологические особенности личности, темперамент и характер.

Л. Б. Ительсон дал характеристику типичных ролевых педагогических позиций. Педагог может выступать в качестве:

         – информатора, если он ограничивается сообщением требований, норм, воззрений и т.д. (например, надо быть честным);

         – друга, если он стремится проникнуть в душу ребенка;

         – диктатора, если он насильственно внедряет нормы и ценностные ориентации в сознание воспитанников;

         – советчика, если использует осторожное уговаривание;

         – просителя, если он упрашивает воспитанника быть таким, "как надо", опускаясь порой до самоунижения, лести;

         – вдохновителя, если он стремится увлечь (зажечь) воспитанников интересными целями, перспективами.

В. А. Сластёнин считает, что каждая из этих позиций может давать положительный и отрицательный эффект в зависимости от личности воспитателя. Однако всегда дают отрицательные результаты несправедливость и произвол; подыгрывание ребенку, превращение его в маленького кумира и диктатора; подкуп, неуважение к личности ребенка, подавление его инициативы.

Эмоциональное выгорание педагогов обусловливается, прежде всего, индивидуально-личностными особенностями.

Это, во-первых, наличие рассогласования в ценностно-мотивационной сфере учителя, в частности, невозможность реализации в профессиональной деятельности жизненных смыслообразуюших ценностей и значимых свойств личности, типов поведения и предпочтительного образа действий; во-вторых, высокий уровень нейротизма – эмоциональной неустойчивости личности как психодинамической характеристики. Эти особенности являются системными детерминантами возникновения и развития эмоционального выгорания педагогов, среди них: неумение контролировать эмоциональное состояние; неразвитость навыков моделирования значимых для достижения цели условий; программирования своих действий; недостаточная гибкость саморегуляции.

С увеличением стажа работы и возраста педагога, возрастанием учебной нагрузки, неизбежно происходит накопление усталости, нарастание тревожных переживаний, снижение настроения, и поведенческие срывы. Эти клинико-психологические проявления лежат в основе психологического феномена «выгорания» в виде эмоциональной и интеллектуальной истощенности, редуцированной работоспособности и депрессивных переживаний это, по мнению педагогов, обусловливает стрессогенный характер профессиональной деятельности и влияет на физическое и психическое здоровье. Понятно, что определенные личностные характеристики можно назвать факторами риска в плане появления эмоционального выгорания.

Эмоциональные нагрузки в педагогической деятельности возникают не время от времени, а постоянно, при определении меры поощрения и наказания, решении конфликтных ситуаций, выборе методов и приемов обучения, воспитания и т.д. Каждодневная работа педагога сопровождается большой нервно-психической нагрузкой, так как время ставит перед ним новые трудноразрешимые задачи без достаточного времени на обдумывание или расчет наиболее удачного решения. У каждого педагога возникают ситуации, встреча с которыми или ожидание которых имеет сильную эмоциональную окраску, и которых он стремиться избежать.

Таким образом, постоянная психическая напряженность педагогов во многом обусловлена особенностями самой профессиональной деятельностью.

  Конфликты в педагогическом коллективе: классификации, функции, причины.

Основные причины педагогических конфликтов К объективным причинам, которые приводят к этим конфликтам относят такие противоречия, как: между системой воспитания и образования в обществе; ценностями, которые культивирует школа/семья и ценностями, которые складываются в окружающей среде; между педагогическим коллективом и семьей; между традициями и новациями в системе обучения и воспитания. К субъективным причинам конфликтов относят следующие: индивидуальные личностные особенности учителя, например, бескомпромиссность, директивность и тому подобное; контрольно-оценочная деятельность, которая переносится на межличностные отношения; неумение учитывать индивидуальные особенности личностей в процессе работы с ними. Педагогические конфликты могут быть открытыми и скрытыми. Например, в начальной школе большинство конфликтов, которые развиваются между ребенком и взрослым протекают от лица ребенка и имеют скрытый характер, потому что к открытому противостоянию он попросту не готов. Это может вылиться в переживания по поводу нарушений отношений с родителями или учителем, из-за невозможности предпринять какие-либо действия (что может привести к нарушению его здоровья или успешности деятельности), но при этом никаких конфликтных действий относительно значимых для него людей он не предпринимает. А вот подростки уже более склонны к социальным конфликтам и быстрому переносу возникших противоречий в область активных конфликтов.

Классификация школьных конфликтов и их причины

Школьный конфликты можно представить в виде основных источников, которых всего три: организация учебно-воспитательного процесса (организационные конфликты); межличностные отношения в системе «учитель и ученик» (конфликты взаимоотношений); конфликтогенные личности (отдельные учителя или отдельные ученики). Организационные причины подразделяются на следующие: нецелесообразное составление расписания (отвечающее удобству учителя, а не учеников); плохо подобранный состав учителей, работающих на одной параллели; плохо стыкующиеся программы и требования; учебная перегрузка учеников; плохой режим работы школы/плохая организация питания/уроков физкультуры и тому подобное. Также стоит рассматривать возрастные школьные периоды, в которых наиболее часто возникают конфликты между учителями и учениками. Это может происходить из-за объективных особенностей детского развития или ввиду недостаточно продуманной организационно-педагогической школьной деятельности. К этому можно отнести переход из начальной в среднюю школу — в этот период часто обнаруживается несовпадение требований, методик и подходов, которые используются педагогами в этих сегментах. Также внутренние конфликты часто возникают в 1-м классе, когда ребенку сложно адаптироваться к школьным условиям, 9-м, когда возникает усиленная тревожность из-за дальнейших перспектив в обучении и 11-м классе — в нем остро ощущается неготовность подростка к взрослой жизни и самостоятельности.

Также стоит учитывать факт существования конфликтогенных личностей, которые способны генерировать вокруг себя повышенную конфликтность, внося в собственные социальные связи элемент своей внутренней противоречивости (неустроенности). При учете, что профессия педагога на сегодняшний день находится среди самых психологически неустойчивых — учителей можно отнести к группе людей, чувствительных к конфликту/конфликтным формам реагирования на разные ситуации. То же самое можно отнести и к детям. Они являются носителями социальных конфликтов ввиду критического возраста или высокой личной тревожности и склонности к агрессивному реагированию. То есть, любой школьный конфликт между учителем и учеником необходимо анализировать на трех уровнях: с точки зрения объективных особенностей организации школьного учебно-воспитательного процесса; с точки зрения социально-психологических особенностей учительского коллектива, класса, а также конкретных межличностных отношений, развивающихся между педагогом и учеником; с точки зрения возрастных, половых, а также индивидуально-психологических особенностей участников конфликта. Можно считать, что конфликт разрешен продуктивно, если имеются реальные объективные и субъективные изменения в условиях и в организации всего школьного процесса, системе коллективных норм/правил, а также в психологических установках лиц, участвующих в конфликте относительно друг друга и их готовности к конструктивному поведению в следующих конфликтах.

  Особенности педагогических конфликтов между учителями и родителями учеников.

Причины возникновения конфликтов между учителями и родителями

Чем могут быть недовольны родители:

      стилем преподавания: слишком жесткий, чересчур либеральный, «не тому учите»;

      взаимодействием по организации домашней работы: «слишком много задаете, на уроке ничего не объясняете, приходится делать работу вместе с ребенком или вместо него»;

      заниженными оценками: «двойки только по вашему предмету, вы портите ребенку успеваемость, Насте вы за стихотворение поставили пять, а моему тройку»;

      завышенными требованиями к подготовке ребенка;

      общим отношением учителя к ребенку: «вы не любите моего Степу, вот и наговариваете всякого».

В основе конфликтов учителей и родителей — неудовлетворенность последних обучением и воспитанием детей и отношением учителя к ребенку.

И все же гораздо хуже конфликтных родителей равнодушные мамы и папы. Недовольство родителей означает — им не все равно, что происходит с их детьми. А вот достучаться до безразличных часто невозможно.

Энергию, которую щедро производят конфликтные родители, можно направить в мирное русло, если суметь превратить их в союзников

Как распознать конфликт

К конфликтам между учителями и родителями может привести следующее поведение родителей:

      проявление агрессии к учителям и другим родителям;

      истеричные и недовольные высказывания в сторону учителей и руководства школы;

      постоянные придирки к учителю и отрицательная оценка его работы;

      навязывание своей точки зрения, втягивание других родителей и учеников в конфликт, создание группировок, противостоящих школе;

      завышенное мнение о способностях своего ребенка;

      отсутствие внимания к ребенку;

      перекладывание ответственности за воспитание ребенка на школу.

Со стороны учителя конфликтную ситуацию создают:

      игнорирование мнения и просьб родителей, их интересов при управлении классом;

      использование конфиденциальной информации во вред отдельным ученикам и их родителям;

      отсутствие интереса к личностям учеников и родителей;

      некомпетентность учителя в преподавании своего предмета;

      пренебрежительное отношение к ученикам и умышленное занижение оценок — из-за поведения или несогласия с точкой зрения учителя;

      попадание под влияние отдельных родителей в ущерб интересам остальных.

Если какой-то из перечисленных пунктов касается вас, возможно, претензии родителей имеют под собой основания.

Действия педагога для предупреждения конфликтных ситуаций

Зная причины недовольства, можно своевременно распознать зарождающийся конфликт учителя и родителя ученика и не допустить инцидента. Необходимо чутко реагировать на изменение атмосферы в классе, потому что именно от своих детей родители узнают о том, что творится в школе. Вероятность конфликта с родителем снижается, если учитель:

      проявляет уважение к личности ученика и его мнению, даже если оно противоречит его собственному;

      не использует авторитарные методы воспитания («потому что я так сказал»), а объясняет свою точку зрения;

      владеет методиками снижения внутреннего напряжения.

В общении с родителями:

      не заостряйте внимания на эмоциональном состоянии противоположной стороны;

      не обвиняйте родителей в плохом воспитании детей, не критикуйте их, особенно в присутствии детей и других родителей;

      не возлагайте всю ответственность за воспитание детей только на них;

      разговаривайте не свысока, а на равных;

      включайте их в жизнь класса;

      постарайтесь заглушить свои эмоции и ориентироваться на решение проблемы.

 Коммуникативная культура педагога.

Коммуникация – процесс обмена информацией между людьми. Каждый из нас постоянно становится участником этого процесса. Он обеспечивает индивидуальное выживание человека и его взаимодействие с окружающими. Коммуникация настолько привычна для нас, что, кажется, не должна вызывать никаких проблем. Однако многие из нас сталкивались с тем, что не понимают своего собеседника или не могут убедить его в правильности своей позиции. Почему это происходит? Большинство людей слушать не любят и не умеют. Типичной является ситуация, когда люди слышат, что говорит собеседник, но не слушают его, думая о своем, занимаясь своими делами. Или перебивают его, стремясь сообщить что-то более важное и интересное.

Слышать и слушать - не одно и то же. Умение хорошо слушать- важнейший фактор эффективного общения. Этому важно и нужно учиться.

Коммуникативная культура педагога – это культура его профессионально-педагогического общения с другими субъектами учебно-воспитательного процесса. Необходимым уровнем коммуникативной культуры следует признать такой, который позволяет педагогу позитивно воспринимать своих подопечных и коллег и обеспечивает безусловное достижение целей воспитания и обучения.

Коммуникативная культура как важнейшая составляющая педагогической компетентности, обеспечивающая педагогу успешность профессиональной деятельности, во многом способствует не только передаче информации, но и созданию благоприятной психологической атмосферы, налаживанию отношений с коллегами или друзьями. Она может быть представлена как активность педагога, направлена на других людей и, прежде всего, на учащихся, их чувства, мотивы, поступки. Коммуникативная деятельность выражается через жесты, мимику, слова и побуждается соответствующими мотивами: познать учащихся как субъектов учебно- познавательной деятельности, осуществить индивидуальное и/или групповое, коллективное взаимодействие, сотрудничество и сотворчество.

Из чего же складывается коммуникативная культура учителя?

В ее основе - личностные качества, ценностные ориентации, установки, проявляющиеся в отношении к людям, а также техника общения - владение речью, мимикой, жестами, движениями, приемами воздействия на другого человека, приемами саморегуляции, создания рабочего творческого самочув ствия.

Существуют коммуникативные качества личности, которые составляют основу педагогического общения. К ним относятся:

1) характеристики речи: четкая дикция, выразительность;

2) личностные особенности: общительность, открытость, умение слушать и чувствовать людей.

Основу коммуникативной культуры педагога составляет общительность - устойчивое стремление к контактам с людьми, умение быстро установить контакты. Наличие у педагога общительности является показателем достаточно высокого коммуникативного потенциала. Общительность как свойство личности включает в себя, по мнению исследователей, такие составляющие, как:

- коммуникабельность - способность испытывать удовольствие от процесса общения;

- социальное родство - желание находиться в обществе, среди других людей;

- альтруистические тенденции - эмпатия как способность к сочувствию, сопереживанию и идентификация как умение переносить себя в мир другого человека.

Серьезные препятствия во взаимодействии учителя и ученика создают:

- невыразительная речь;

- дефекты речи (особенно при объяснении нового материала);

- необщительность;

- замкнутость;

- погруженность в себя (при установлении контакта с учеником, нахождении индивидуального подхода к нему).

Педагогическая деятельность предполагает общение постоянное и длительное. Поэтому педагоги с неразвитой коммуникабельностью быстро утомляются, раздражаются и не испытывают удовлетворения от своей деятельности в целом.

В коммуникативной культуре педагога проявляется уровень его нравственной воспитанности. Ученики прежде всего высоко ценят интеллигентность и деликатность учителя, т.е. его умение быть вежливым, корректным, щадить самолюбие учеников, сочувствовать им, быть искренним, незлопамятным.

Высокий уровень развития коммуникативной культуры педагога предполагает наличие у него экспрессивных (выразительность речи, жестов, мимики, внешнего облика) и перцептивных (умение понять состояние ученика, установить с ним контакт, составить его адекватный образ и т.д.) способностей.

Овладеть технологической стороной коммуникативной культуры (техникой общения) можно с помощью специальных упражнений. Наиболее эффективны упражнения, составляющие часть коммуникативного тренинга педагога.

Все еще господствующая в современной школе дисциплинарно-аффективная стратегия взаимодействия основана на жестком подчинении поведения и действий педагогу, на неукоснительном соблюдении этой линии, ставящей требовательность в основу всех применяемых методов воздействия.

Идея сотрудничества, диалога, партнерства во взаимоотношениях обучаемого и обучающегося - одна из основных в педагогике последних лет.

Многие педагоги не осознают коммуникативную задачу как компонент педагогического процесса, хотя в реальной деятельности неосознанно решают ее. Коммуникативные задачи являются инструментальными компонентами педагогического взаимодействия.

Задание 2

менталитет педагога - образ мыслей, совокупность умственных навыков, духовных установок и нравственных потребностей, характеризующих педагогов; субкультура педагогов как социально-профессионального сообщества.

профессиональная деформация -  когнитивное искажение, психологическая дезориентация личности, формирующаяся из-за постоянного давления внешних и внутренних факторов профессиональной деятельности, и приводящая к формированию специфически-профессионального типа личности.

моббинг - форма психологического насилия в виде травли сотрудника в коллективе, как правило, с целью его последующего увольнения.

боссинг – вертикальный моббинг в отношении работника, исходящий от руководителя, как правило, поддерживается другими сотрудниками. Основные причины: некомпетентность в сфере управления, самоутверждение за счет подчиненных, склонность к интригам.

коммуникативная культура совокупность знаний, умений и коммуникативных качеств личности, оказывающая успешное воздействие на учащихся и позволяющая наиболее эффективно организовывать процесс обучения и воспитания и регулировать коммуникативную деятельность в процессе решения педагогических задач.

2. Причины напряженности профессиональной деятельности педагогов обусловлены как объективными, так и субъективными факторами.

          К объективным факторам относятся такие условия деятельности, как загруженность рабочего дня, жесткие временные рамки деятельности, снижение результатов труда, неудовлетворительные жилищные условия, низкая заработная плата. Помимо этого, на плечи учителя возложено множество общественных нагрузок.

          К субъективным факторам, негативно влияющим на деятельность педагога, относятся индивидуальные особенности человека, препятствующие установлению общения с учащимися и коллегами, недостаток опыта работы, неудовлетворенность профессиональным ростом, неопределенность или недостаток ответственности, другие личностные качества.

 


 

Скачано с www.znanio.ru