КОНФУЦИАНСТВО, этико-политическое учение в Китае. Основы конфуцианства были заложены в 6 в. до нашей эры Конфуцием. Конфуцианство объявляло власть правителя (государя) священной, дарованной небом, а разделение людей на высших и низших ("благородных мужей" и "мелких людишек") всеобщим законом справедливости. Не китайцы- не люди, с ними можно вести себя как угодно.
В основу социального устройства конфуцианство ставило нравственное самоусовершенствование и соблюдение норм этикета ("ли").
Главными звеньями управления страной считались справедливые приказы и любовь к народу, почтительное отношение к традициям и уважение к ученым, почитание мудрых и привлечение к государственным делам способных людей, а мерилом правления - справедливость и мир.
В эпоху Хань (206 г. до н. э. v 220 г. н. э.) конфуцианство окончательно утвердилось в Китае и заняло господствующее положение. В 136 г. до н. э. император У-ди (140-87 гг. до н. э.) провозгласил конфуцианство официальной доктриной, а философ Дун Чжуншу (180-115, или 179-104 гг. до н. э.) предложил запретить другие учения и объявить конфуцианство единственным истинным учением, которому должны неукоснительно следовать все подданные государства. После этого конфуцианство оставалось господствующей доктриной и идеологией в Китае на протяжении свыше двух тысяч лет (до буржуазной Синьхайской революции 1911 г.).
Человек, наделенный Небом определенными этическими качествами, должен поступать в согласии с ними и с высшим моральным законом (дао), а также совершенствовать эти качества посредством образования.
(«Обучай лишь того, кто узнав про один угол, сам узнает о других трех»)
Целью самосовершенствования является достижение уровня благородного мужа (цзюнь-цзы) v этот уровень не зависит от социального происхождения, а достигается благодаря воспитанию в себе высоких нравственных качеств и культуры. Благородный муж должен прежде всего обладать жэнь гуманностью, человечностью и любовью к людям. В основе жэнь лежит принцип чего не желаешь себе, того не делай другим. Внешне жэнь проявляется в справедливом отношении к окружающим, в верности, наличии чувства долга и искренности.
Особое место в учении Конфуция занимает концепция сяо сыновней почтительности, уважения к родителям и к старшим вообще. Сяо считается не только основой жэнь и связанных с ним добродетелей, но и самым эффективным методом управления страной (страна это большая семья).
Религиозные представления и народные верования Конфуций считал суеверием. Его почти не интересовали проблемы космогонии, он уделял мало внимания учению о духах и потустороннем мире
(Не ведая еще, что такое жизнь, как можно знать, что такое смерть?; Не умея служить людям, как можно служить духам?).
Но наряду с этим Конфуций выступал за сохранение существующих обычаев и настаивал на тщательном и скрупулезном выполнении обрядов и церемоний, из которых особо выделял обряд жертвоприношения предкам как важнейший способ выражения к ним почтения.
Он считал, что путем точного соблюдения традиций, освященных древностью, можно вернуться к изначальным истокам и таким образом достичь возрождения золотого века и вновь построить общество гармонии и справедливости.
Конфуцианство (кит. трад. 儒學, упр. 儒学, пиньинь rúxué, палл. жусюэ) — китайское этико-политическое учение, приписываемое Конфуцию (551—479 до н. э.).
В Китае это учение известно под названием 儒 или 儒家 (то есть «Школа ученых»)
Это имя возникло в конце XVI века в трудах европейских миссионеров, которые таким образом на латинском языке (лат. Confucius) передали сочетание Кун Фу-цзы ( кит. упр. 孔夫子 , пиньинь: Kǒngfūzǐ), хотя чаще используется имя 孔子 (Kǒngzǐ) с тем же значением «Учитель [из рода/по фамилии] Кун».
Подлинное его имя Цю 丘 (Qiū), дословно «Холм», второе имя — Чжун-ни (仲尼Zhòngní), то есть «Второй из глины». В древних источниках это имя приводится как указание на место его рождения: в пещере в недрах глиняного священного холма, куда его родители совершали паломничество. Произошло это в 551 г. до н. э. близ современного города Цюйфу ( кит. упр. 曲阜 , пиньинь: Qūfù) в провинции Шаньдун.
Формируется и культ поклонения Конфуцию, который стал почитаться как первоучитель человечества. В 174 г. император Гао-цзу уже лично посетил могилу Конфуция на его родине в Цюйфу (провинция Шаньдун) и принес на ней в жертву быка.
Через 50 лет в честь Конфуция был воздвигнут храм. В 267 г. императорским указом предписывалось приносить в столице и на родине Конфуция четырежды в год в жертву овцу, свинью и быка. В 555 г. предписывалось сооружение в каждом городе, где размещалась резиденция представителя власти, храма в честь Конфуция.
Потомки Конфуция по прямой линии получили наследственный княжеский титул, а старший в роду должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом.
В начале ХХ в. род Конфуция насчитывал 20-30 тысяч членов; он существует и поныне.
Конфуцианский канон складывался постепенно и распадается на два набора текстов: «Пятикнижие» и «Четверокнижие». Второй набор окончательно стал каноническим уже в рамках неоконфуцианства в XII веке. Иногда эти тексты рассматриваются в комплексе (《四書五經》Sìshū Wŭjīng). С конца XII века стало публиковаться и «Тринадцатикнижие» (《十三經》shísānjīng).
Если у вас есть недостатки, не бойтесь избавляться от них.
Изучай прошлое, если хочешь предвидеть будущее.
В этой жизни за плохими новостями всегда следуют хорошие новости.
С уст человека могут срываться острые стрелы, ранящие душу, и огненные мечи, оставляющие шрам на сердце. Крепко подумай,
прежде чем что-либо сказать.
Учение без размышления — напрасно, размышление без учения — опасно.
В Лунь юй: «Мастер преподает ученикам: культуру, поведение, верность и веру» Как только человек осознает это правило, он встает на «небесный путь». В данном случае «путь» является переводом термина «Дао», который стал ключевым не только в даосизме, но и в конфуцианстве.
В период укрепления имперской государственности, при династии Тан (唐, 618—907 гг.) в Китае происходили существенные изменения в области культуры, всё бóльшее влияние в государстве приобретала новая — буддийская религия (佛教 fójiào), ставшая важным фактором в политической и экономической жизни.
Это потребовало и существенной модификации конфуцианского учения. Инициатором процесса стал выдающийся политический деятель и учёный Хань Юй (韓愈 Hán Yù, 768—824 гг.). Деятельность Хань Юя и его учеников привела к очередному обновлению и преобразованию конфуцианства, которое в европейской литературе получило название неоконфуцианства. Историк китайской мысли Моу Цзунсань (англ.)русск. полагал, что разница между конфуцианством и неоконфуцианством такая же, как и между иудаизмом и христианством.
образов дракона и змея: разное количество лап (у змея — четыре, у дракона — две).В Библии короля Якова слова «змей», «дракон» и «Дьявол» используются как синонимы
символа верхнего мира (птицы) и символа нижнего мира (змеи)
Скульптура дракона в Сингапуре
Скульптура западного дракона в Любляне, Словения
Китайский дракон (龍, лун) — в китайской мифологии и культуре символ мужского начала (ян) и китайской нации в целом. В отличие от европейского дракона, китайский представляет доброе начало. В честь дракона установлен ежегодный праздник драконьих лодок.
Даосизм почти никогда не был официальной религией — скорее представлял собой движение народных масс, одиноких практиков и отшельников
В определенной степени возрождение даосизма обязано росту популярности техники ци гун, которая непосредственно восходит к даосской внутренней алхимии. Даосизм в современном виде представляет собой религию с пышным внешним слоем (обряды, ритуалы, храмы) и эзотерическим внутренним содержанием, включающим в себя техники для совершенствования тела, ума и духа.
Даосизм – буквально «Школа Дао». (Дао – «путь»). Это составная часть философско-религиозной триады (буддизм, конфуцианство, даосизм). Китайцы применяют на практике все три учения в зависимости от жизненной ситуации.
В рамках личной жизни китаец исповедует даосизм,
но когда дело касается общественных норм поведения, он становится конфуцианцем,
а столкнувшись с неприятностями и жизненными невзгодами, обращается к буддизму махаяны.
Графически концепцию даосизма выражает тайцзи (в некоторых источниках – Тай Ши) – символ единого предела.
Оформился только во II веке, но многочисленные свидетельства говорят, что даосизм возник существенно раньше, во всяком случае в V — III веках до н. э.
Основными источниками даосизма послужили мистические и шаманские культы царства Чу и других «варварских» государств на юге Китая
«школа Пути и благодати» (дао дэ цзя)
основателем даосизма считается
древнекитайский мудрец Лао-цзы
В возрасте 160 лет, перед самой своей
смертью, Лао-цзы написал книгу, состоящую
из 5000 иероглифов и послужившую
источником вдохновения для создания
Дао дэ цзин, или «Книги Пути и Добродетели».
Лао-цзы (Лаоцзы), который обычно изображается с персиком бессмертия в своей руке, жил в VI веке до нашей эры и был современником Конфуция. Хотя именно Лао-цзы считается основателем даосизма, возможно, ряд его заповедей был сформулирован одним из легендарных императоров Хуанди, или «Желтым императором».
Имя Лао-цзы, означающее «старый» или «старый ребенок», восходит к древней легенде, повествующей о странных обстоятельствах рождения этого мудреца.
Однажды ночью, в 666 году до н. э., некая женщина испытала столь сильное потрясение при виде падающей звезды, что забеременела. Спустя шестьдесят два года она родила седовласого сына, который с первого дня своего появления на свет уже мог говорить. Это был Лао-цзы. Темы звезды - предвестницы какого-либо события и в легендах других народов мира.
природа сама себя создает, сама себя упорядочивает и имеет свое собственное духовное начало. Любая сила и любое движение в природе есть проявление этой духовности. Постижение природы и ее постоянной деятельности более полезно, чем стремление к познаниям, поскольку человек никогда не сможет обрести абсолютное знание. И даже самые мудрые из нас вряд ли смогут раскрыть тайну происхождения Вселенной.
Умозрительная доктрина даосов зиждется на постулате о Восьми Столпах, которые суть ветви даосской философии и практики. Причем основной акцент делается на здоровье, долголетии, лечебно-оздоровительных упражнениях и гармоничных отношениях, что неоспоримо доказывает практическую направленность данных философских построений.
Отпечатки пальцев как средство выявления преступников впервые были использованы в Великобритании в 1901 году. Но даосы значительно раньше увидели в отпечатках пальцев человека индикатор его характера и потенциальных наклонностей.
Фэн-шуй (кит. трад. 風水, упр. 风水 , пиньинь: fēngshuǐ — дословно «ветер и вода»), иногда называемый геомантией — даосская практика символического освоения пространства.
Создан для того, чтобы рационально обустроить пространство для поклонения императору!
«За утратой Пути (дао) следует благодать (дэ). За утратой благодати следует гуманность. За утратой гуманности следует должная справедливость. За утратой должной справедливости следует благопристойность. Благопристойность [означает] ослабление верности и благонадежности, а также начало смуты»
Современная банкнота Загробного банка на миллиард долларов с изображением Нефритового императора.
отдавать деньги преисподней живым людям как подарок (даже в шутку) — это может восприниматься как пожелание смерти
Печь для сжигания жертвенных денег, Тайбэй
Ин Чжэн вступил на престол семилетним мальчиком. В Китае, раздираемом войнами между семью царствами, шел 252 год до нашей эры. Самым сильным из семи китайских царств уже тогда было царство Цинь, быть может потому, что в качестве главной идеологии оно избрало не конфуцианский гуманизм с его братскими добродетелями и человеколюбием, а легизм – совершенную теорию восточного деспотизма. Считают, что он не умер, а спит в гробу, который плавает в пещере в природном ртутном озере.
Будда не делает различий ни в каком виде, вне зависимости от веры, убеждений, добра или зла с точки зрения морали, животной или человеческой жизнью, но он принимает всех одинаково, с равной теплотой.
Будда – не создатель, но спаситель, который, будучи наполнен состраданием, занимается своей работой
Тридцать три бога (Траястримша, санскр. Trāyastriṃśa, пали:Tāvatiṃsa , тиб. sum.cu.rtsa.gsum.pa) — в буддизме — точнее, 33 собрания богов - одно из местопребываний богов (дэвов), под ним находится мир Четырёх Небесных Королей, над ними находятся Небеса Ямы.
Мир тридцати трёх дэвов — широкая плоская площадка на вершине горы Сумеру, наполненная дворцами и садами. Правитель этого мира — Шакра, господин богов. Помимо самих тридцати-трёх богов, которые владеют соответствующими секторами неба, в этом мире живут много других богов и фантастических существ
Существа этого мира размером 1,500 футов и живут 36,000,000 лет
Буддизм является ответвлением индуизма. Он был основан Сиддхартхой Гаутамой, индийским подвижником, около 500 г. до н. э. Когда Гаутама достиг прозрения, он стал Буддой, что на санскрите означает Просветленный. Последователи Будды стремятся достичь нирваны — идеального состояния отрешенности от страданий мира — путем медитации и добродетельного поведения, сообразного восьмиступенному пути-методу, разработанному Буддой.
Буддисты верят, что есть всего четыре священные истины: жизнь есть страдание; страдание порождается желаниями; отрешение от желаний означает избавление от страданий; отрешение от желаний достигается следованием «восьмиступенному пути». Они также верят, что при переселении их душ из тела одного животного в тело другого животного в длительной цепи реинкарнаций их прошлые преступления и страдания, называемые кармой, постепенно забываются. Сакральные тексты буддистов известны под названием Священные тексты Лотоса.
Для многих китайцев буддизм — чуждая религия, чей мистицизм кажется им не заслуживающим доверия. Они считают реинкарнацию бессмысленной, а целибат жречества неестественным. Алтари, горящие свечи, скульптуры и другие атрибуты буддийских храмов, ставящие их в один ряд с западноевропейскими церквями, совсем не впечатляют последователей Конфуция, не расположенных к религиозным предрассудкам.
Буддизм признает божественные сущности других религий, а выбор божества для поклонения оставляет за верующим.
Буддисты стремятся к спасению всех без исключения живых существ, подразумевающем безграничное сострадание и любовь к ним.
Они создали большое количество полезных вегетарианских блюд, способствующих улучшению здоровья китайцев.
Буддийские монахи развили в китайцах привычку к чаепитию, а чай во многих отношениях благотворен для здоровья. Они также разработали ряд стилей кун-фу, или боевых искусств для самообороны, которые сейчас служат основой для поддерживающих форму физических упражнений
Будда утверждал, что его Учение не является божественным откровением, а получено им через медитативное созерцание собственного духа и всех вещей. Учение не является догматом, и результаты зависят от самого человека.
В отличие от монотеистических религий (иудейство, христианство, ислам), в буддизме нет ни всемогущего Бога-творца или Бога-личности, ни вечной души.
Из мифологии брахманизма и индуизма вошли в Буддийскую мифологию боги (Брахма, Индра, Вишну, Ганеша и др.), демоны, драконы и др.
Лама́ (тиб. བླ་མ་, вайли: bla ma) — в тибетском буддизме — религиозный учитель
Начиная с XVII века вплоть до 1959 года Далай-ламы имели титул правителя Тибета, руководя страной из тибетской столицы Лхасы.
«Далай» означает в монгольском языке «океан», «лама» (bla ma) в тибетском эквивалентно санскритскому «гуру» и имеет значение «учитель».
(Далай-лама I 1391—1474)
Пагода в Хух-хото
Пагода, или ступа, индийского происхождения, и отмечает то место, где святые люди, или Sharira (санскр.), были преданы земле. Пагоды сооружались в честь религиозных деятелей как символ добрых предзнаменований. Они служили и как сторожевые башни.
Дворец Потала (тиб. : པོ་ཏ་ལ, кит. 布达拉宫) в городе Лхаса в Тибете — царский дворец и буддийский храмовый комплекс, являлся основной резиденцией Далай-Ламы, вплоть до того как Далай-Лама XIV, после вторжения Китая в Тибет в 1959, вынужденно покинул страну и получил политическое убежище в Индии (Дарамсала).
Собачки Фу (собаки Фу, Fu Dogs) или Небесные Львы Будды
Правая собачка Фу изображается "мужской", с полуоткрытым ртом, одна передняя лапа покоится на шаре, который часто является резным, как открытые решетчатые ворота, и представляет собой одновременно небеса и Буддийский Закон. Левая собачка Фу изображается "женской", ее рот закрыт, а лапа покоится на небольшом предмете, который олицетворяет землю. Чаще всего роль предмета выполняет детеныш.
Буддисты верят в то, что в древности на острове Куси (Хайато) жили особые люди, которые одевались, чтобы быть похожими на собак и лаяли как псы, чтобы охранять императоров.
Так же существует представления, что собаки происходят непосредственно от своих предков: львов, охраняющих буддистские храмы. Некоторые из этих животных изображены с открытой пастью, другие же с закрытой, к тому же последние часто изображаются с рогом на голове. Именно те, у которых рот закрыт, а на голове есть рог явяются собако-львами, другие же, с открытой пастью, представляют собой изображения львов. Традиция ставить вместе изображения и льва, и собако-льва возникла в период Хейн (794-1185). До этого, в период Нара, всегда изображались только два льва.
Тибетские собачки, разводимые тибетскими ламами, символизировали Вен Шу - существо, восседающее на льве. В буддизме священный лев имеет важное значение. А так как лювов в Китае не было, то это животное стали олицетворять собаки, напоминающие льва - пекинес, ши-тцу, чау-чау. Они стали религиозными символами. Изображения таких собак устанавливали перед входом в храмы для защиты от злых духов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.