краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Минусинский медицинский техникум»
Конкурс инсценированной военной песни
"Песни великого подвига"
Подготовили:
преподаватели ММТ
Нижегородцева
Ольга Александровна и
Краськова Инна Романовна
Минусинск, 2019
Пояснительная записка
Название работы: Конкурс инсценированной военной песни «Нас песня к Победе вела».
Номинация работы: Методическое обеспечение патриотического воспитания молодежи.
Актуальность
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения. Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно.
Необходимость возрождения патриотического воспитания сегодня является одной из приоритетных задач воспитательной работы нашего техникума. Патриотическое воспитание должно осуществляться на основе качественно нового представления о статусе воспитания с учётом отечественных традиций, национально-региональных особенностей, достижений современного педагогического опыта.
В свете рассматриваемой проблемы для нас одним из важных моментом воспитательного процесса является формирование нравственности и гражданско-патриотической культуры школьников.
Краткое тематическое содержание: конкурс инсценированной военной песни «Нас песня к Победе вела» был проведен в рамках проекта, посвященного 70-ти летию Победы в Великой Отечественной войне. В конкурсе приняли активное участие преподаватели и студенты техникума, они с интересом отнеслись к проводимому мероприятию.
Область применения
Внеаудиторное мероприятие в рамках проекта, посвященного 70-ти летию Победы в Великой Отечественной войне, «Память сильнее времени».
Цель: создание условий для реализации творческой активности молодежи в направлении патриотического воспитания и привлечение общественного внимания к проблемам духовного становления молодежи.
Задачи:
- формирование у молодежи активной гражданской позиции, воспитание в духе патриотизма и любви к Родине;
- популяризация военно-патриотической песни;
- формирование нравственных чувств и эстетических потребностей молодежи через работу над уровнем репертуара;
- выявление и поддержка талантливых студентов, реализация творческих возможностей, развитие лучших традиций художественного творчества.
Формы и методы реализации конкурса:
- использование аудио- и видео аппаратуры (композиции «Начало войны», «Священная война», «Минута молчания», песни военных лет);
- исполнение песен военной тематики, созданных в период Великой Отечественной войны и в послевоенное время;
- театрализация исполнения военных песен: сценическое воплощение образов, эмоциональность, выразительность, актёрское мастерство, драматургия в исполнении номера, костюмы.
Условия реализации:
- Сотрудничество кураторов групп.
- Достаточное количество материала для выбора песни всеми участниками конкурса.
- Творческая атмосфера.
Материально-техническое обеспечение:
- видео- и аудио аппаратура
- проектор
- экран
- аудиозаписи
- видеофрагменты военных лет
Ожидаемые результаты:
1. Углубленное знание обучающимися истории отечественной военной песни и кинематографа.
2. Более глубокое понимание военно-исторических событий прошлого нашей Родины.
3. Развитое чувство гордости и патриотического отношения к своему Отечеству, уважения и благодарности к предыдущим поколениям.
4. Осознанная социально-гражданская позиция.
Полученные результаты:
Положение
о проведении конкурса инсценированной военной песни
"Песни великого подвига"
1. Цели и задачи:
Целью конкурса является создание условий для реализации творческой активности молодежи в направлении патриотического воспитания и привлечение общественного внимания к проблемам духовного становления молодежи.
Воспитательные и творческие задачи конкурса:
- формирование у молодежи активной гражданской позиции, воспитание в духе патриотизма и любви к Родине;
- популяризация военно-патриотической песни;
- формирование нравственных чувств и эстетических потребностей молодежи через работу над уровнем репертуара;
- выявление и поддержка талантливых студентов, реализация творческих возможностей, развитие лучших традиций художественного творчества.
Конкурсные требования:
· Музыкальное сопровождение участников обеспечивается участниками в виде качественной фонограммы CD-R диски, Flesh носители или инструментального сопровождения с аккомпаниатором.
· Продолжительность номеров до 5-и минут.
· Количество участников в номере – от нескольких человек до группы в целом.
· Тематика исполняемых произведений – песни периода Великой Отечественной войны, для участников конкурса необходимо подтвердить свое участие и предоставить в оргкомитет наименование песенной композиции выбранной из предложенных.
· Обязательное условие – исполняемые номера должны быть театрализованы и могут сопровождаться презентацией военной тематики.
2. Критерии оценок:
· Выраженность патриотической тематики конкурса.
· Качество вокального исполнения, исполнительская культура и мастерство.
· Театрализация: сценическое воплощение образов, эмоциональность, выразительность, актёрское мастерство, драматургия в исполнении номера, костюмы.
· Внешний вид участников обязательно должен соответствовать тематике конкурса.
3. Место проведения
Конкурс проводился 7 мая 2019 года в актовом зале «Минусинского медицинского техникума».
4. Награждение
По решению жюри конкурса участники награждаются:
• грамотами в номинациях
Перед началом конкурса звучат песни военных лет.
Ход мероприятия
Слайд 1 презентации к конкурсу (электронное приложение)
Ведущий 1.
Сегодня будет день воспоминаний,
И в сердце тесно от высоких слов.
Сегодня будет день напоминаний,
О подвиге и доблести отцов.
От песен сердцу было тесно:
Она вела на смертный бой.
Чтобы громить врага под эту песню,
Защищая Родину собой.
Ведущий 2. Добрый день! Здравствуйте, дорогие студенты, преподаватели, сотрудники и гости «Минусинского медицинского техникума»! Мы рады видеть Вас на нашем празднике, конкурсе инсценированной военной песни «Песни великого подвига», мы вспомним вместе с вами песни военных лет, песни, которые помогали нашим защитникам идти в бой, переживать разлуку с близкими, потерю товарищей, согревали сердца и вселяли веру в скорую победу. Написанные в годы тяжелых испытаний, песни наполняли жизнь солдата, звали весь народ к борьбе во имя победы.
Там,
где переходы и завалы,
Рваная колючка на столбах,
Умирали наши запевалы
С недопетой песней на губах.
Ведущий 3. 9 мая 2018 года в 73-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и безмерное мужество народа. Все яснее вырисовывается всемирно-историческое значение нашей Победы, значение всенародного боя с фашизмом, как удивительно точно и емко сказал поэт: “Не ради славы, ради жизни на земле”.
Ведущий 4.
Много лет нашей славной Победе,
Снова мирный рассвет, тишина…
И неслышно идет по Планете
Возвращенная людям весна!
Много лет нашей славной Победе,
Много лет, как убита война!
И победно идет по Планете!
Завоеванная весна!
Ведущий 1. Сегодня у нас проходит конкурс военной песни. И как принято на любом конкурсе должно быть жюри. Сегодняшний конкурс будут оценивать … (представление жюри).
На фоне композиции «Начало Великой Отечественной войны» звучат слова
(электронное приложение к конкурсу)
Ведущий 2.
В сорок первом, в сорок памятном году
Из гнезда фашистского Берлина -
Всей земле, всем людям на беду
Хлынула железная лавина.
Ведущий 3.
Распорола небосвод ракета
Над водой качнулся сноп огня,
Первый залп войны! И рикошетом
Сто осколков брызнули в меня.
Ведущий 4.
Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Слайд 2
Ведущий 1.
Пламя ударило в небо! - ты помнишь, Родина?
Тихо сказала: "Вставайте на помощь..." - Родина.
Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина.
Просто был выбор у каждого: я или Родина.
Звучит песня “Священная война”.
(На фоне песни звучат слова) (электронное приложение к конкурсу)
Слайд 3
Ведущий 2. Великая Отечественная война… 1418 дней и ночей бушевал огонь войны, убивая людей и уничтожая все, что было создано их трудом. 27 миллионов сыновей и дочерей потеряла наша страна. Нет семьи, которой бы не коснулась война.
Ведущий 3. Сегодняшнее мероприятие мы посвящаем всем, благодаря кому мы живем под мирным небом, нашим отцам, дедам и прадедам. Пусть звучат знакомые и не очень знакомые стихи, проза, песни, рожденные войной, в память не вернувшихся и в честь живых.
Слайд 4
Ведущий 4.
Кто сказал, что надо бросить
Песни на войне?
После боя сердце просит
Музыки вдвойне!
Слайд 5
Ведущий 1. Песни были необходимы солдатам на войне. И в походе, и на привале, и даже в бою они вдохновляли бойцов. В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.
Слайд 6
Ведущий 2. Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Иногда старшина даже требовал, чтобы солдаты знали строевые песни, как личное оружие. Говорилось, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.
Слайд 7
Ведущий 3.
Был отступленья путь
Солдатский горек,
Как горек хлеба поданный кусок…
Людские души обжигало горе,
Плыл не в заре, а в зареве восток.
Рев взрывов над ячейкой одиночной
Других сводил, а нас не свел с ума.
Не каждому заглядывали в очи
Бессмертье и история сама.
Слайд 8
Ведущий 4. Между боями, в часы отдыха солдаты пели песни. Любимой песней солдат была песня “Катюша” композитора Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Эта песня написана в конце 30-х годов, когда еще никто не думал о войне. Весна, цветущие сады, любовь и верность… “Катюша” олицетворяла все самое лучшее в жизни – все, что пытался разрушить беспощадный фашист. Поэтому песня эта стала столь популярной, и не только в нашей стране. Мелодия “Катюши” стала гимном итальянских партизан.
Слайд 9
Ведущий 1. Песня о Катюше оказалась настолько дорога всем и каждому, что на ее мелодию неоднократно сочинялись новые слова. Песня становилась еще ближе, еще нужнее.
Ведущий 2.
Все мы любим милую “Катюшу”,
Любим слушать как она поёт
Из врага выматывает душу,
А друзьям отваги придаёт…!
А сейчас мы предлагаем спеть знаменитую “Катюшу” всем вместе! (Слова песни на столах) (электронное приложение к конкурсу)
Ведущий 3. Мы никогда не забудем наших мужественных героев, тех, кто принес нам Великую Победу.
Ведущий 4.
Сколько вас, безымянных хлопцев
В годы те полегло.
На высотах или в окопах
Солнце юности вашей зашло.
Офицеры или солдаты,
С орденами и без наград.
Не вернулись в родные хаты
К матерям и любимым назад.
Слайд 10
Ведущий 1.
Эта песня стала теми дорогими воспоминаниями о мирной жизни, которые каждый солдат свято хранил в глубине своего сердца. И каждый сражался за Родину, за свой «синий платочек», за возвращение того чудесного мирного времени.
В исполнении студентов 211 группы звучит песня “Синий платочек” (слова М. А. Максимова, музыка Е. Петербургского).
Слайд 11
Ведущий 2. Под Москвой и под Сталинградом, в осажденном Ленинграде и на Курской дуге не умолкала боевая песня, потому что она крепила армейскую сплоченность и фронтовую дружбу.
Я бы с песни начал свой рассказ,
С той, которая на всех фронтах звучала.
В холод, в стужу, столько раз
Эта песня нас в землянках согревала.
Если песня, значит рядом друг,
Значит, смерть отступит, забоится.
И, казалось, нет войны вокруг,
Если песня над тобой кружится.
В исполнении студентов 11 группы звучит песня “Закаты алые” (авторы Наталия и Виталий Осошник)
Слайд 12
Ведущий 3. Говорят, что у войны не женское лицо. Сколько их юных, хрупких девочек на своих плечах под свист пуль и разрывы снарядов с поля боя, спасали, возвращали к жизни в полевых медсанбатах и тыловых госпиталях.
«Сестричка, сестра, сестрица", - так ласково называли бойцы фронтовых медсестер.
Горел закат солдатской кровью!
Мы, устояли до конца.
А медсестра с такой любовью
Спасала старого бойца.
Худая, юная девчонка
В окопах, на передовой...
Глаза её как у ребёнка,
С какой-то искоркой живой.
В исполнении студентов 112 группы звучит песня “Вальс фронтовой медсестры” (музыка песни Д. Тухманова, стихи В. Харитонова)
Слайд 13
Ведущий 4.
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий советский народ.
Выходил он, свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну.
Сокрушая железо и камень,
Он врага беспощадно разил,
Над Берлином победное знамя –
Знамя правды своей водрузил.
Слайд 14
Ведущий 1. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма всего советского народа.
Маршал И.Х.Баграмян писал: “У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, и всегда песня достигала своей благородной цели”.
Ведущий 2.
Военные тропинки и дороги
Сводили, разлучали очень многих.
Кого на час, на день и навсегда
На расстояния и на года.
Слайд 15
Ведущий 3.
Для моряка Черноморского флота
И для танкиста и для пилота
В редкие очень минуты привала
Песня “Смуглянка” часто звучала.
Ведущий 4.
О смуглянке – молдаванке
На привале песню пели,
У костра, а кто на танке
Щи да кашу с хлебом ели.
Ведущий 1.
Партизанские отряды
Под откос состав пускали,
А потом, собравшись рядом,
Запевали на привале.
В исполнении студентов 111 группы звучит песня “Смуглянка” (Стихи Я. ШВЕДОВА, музыка А. НОВИКОВА).
Слайд 16
Ведущий 2. Чем дальше уходит от нас та военная пора, тем больше волнуют и трогают до слез лирические песни. Стоит снова зазвучать нехитрому напеву, как сами собой возникают в памяти слова песни «Ах, эти тучи в голубом». Эта песня проникнута той особой задушевностью, которая звучала в песнях композиторов 40-х годов.
На сцену приглашается 112 группа с песней «Ах, эти тучи в голубом» (музыка Александра Журбина и слова Петра Синявского).
Слайд 17
Ведущий 3.
Не все имена погибших известны.
Сколько их, безымянных могил!
У братских могил нет заплаканных вдов,
сюда ходят люди покрепче.
На братских могилах не ставят крестов,
Но разве от этого легче?
К ним кто-то приносит букеты цветов,
И вечный огонь зажигают...
В исполнении студентов 11 группы звучит песня “Журавли” (слова Р. Гамзатова, музыка Я. Френкеля).
Слайд 18
Ведущий 4.
То грустная, то вольная, как ветер,
То грозная, зовущая на бой,
Подруга - песня! Нет нигде на свете
Другой такой подруги дорогой!
Пешим ходом и в грузовике,
Жарким днем и зимнею порошей
Мы ее носили в вещмешке
Самой легкой драгоценной ношей.
Слайд 19
Ведущий 1.
Лирическая песня пробуждала лучшее в человеке. Песня веселая, жизнерадостная поднимала настроение бойцу, не позволяла пасть духом, затосковать.
Ведущий 2. Песни – как люди: у каждого своя судьба, своя биография. Одни умирают, едва появившись на свет, никого не растревожив. Другие вспыхнут ярко, но очень скоро угаснут. И лишь немногие долго живут и не старятся. Тем и дороги нам эти немногие, такие разные и непохожие, близкие и далекие.
Слайд 20
Ведущий 3. Все песни, что были написаны до войны, и те, что родились в дни Великой Отечественной войны, были адресованы сердцу человека, отстаивавшего или отстаивающего честь и независимость своей Родины с оружием в руках. Как создавались эти песни? Каждая по-своему. Но есть у них нечто общее - были они написаны как стихи для чтения, а потом, переложенные на музыку, стали песнями.
В исполнении студентов 111 группы звучит песня “Лизавета” (Поэт Евгений Долматовский и композитор Никита Богословский)
Ведущий 4. Песни военных лет по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердца на привале, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто остался у станков и в поле.
Слайд 21
Ведущий 1.
«Отец,
расскажи о прошедшей войне,-
Просил я, играя погоном. -
Как ты по Берлину скакал на коне
С казачьим лихим эскадроном».
Ведущий 2.
Достав
из кармана расшитый кисет,
Цигарку скрутив очень скоро
Отец обстоятельный дал мне ответ,
Как бился с фашистскою сворой,
Как фрицы убили лихого коня,
Как шел сквозь военные грозы…
И
долго стояли в глазах у меня
Скупые отцовские слезы.
Ведущий 3.
«Отец,
расскажи о прошедшей войне, -
Просил меня сын мой однажды. -
Тебя из Афгана везли на броне,
Представлен ты к ордену дважды».
Ведущий 4.
Достав
из платочка осколки гранат,
Где я их храню постоянно,
Я сыну сказал, что есть город Герат –
Жемчужина Афганистана.
Ведущий 1.
И
там, защищая Афганский народ,
Мы с «духами» насмерть сражались…
С
отцом помянули погибший мы взвод
И крепко друг к другу прижались.
На сцену приглашается 211 группа с песней «Обычный автобус» (известная армейская песня неизвестного автора).
Ведущий 2. Пришло мирное время, но шрамы той войны остались в каждом городе и селе. Невозможно забыть те великие бедствия, которые война принесла нашей стране, нашему народу. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину.
В исполнении студентов 311 группы звучит песня “Песнь о солдате» (Автор текста: Агашина Маргариты, композитор Мигуля Владимир).
Слайд 22
Ведущий 3.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май.
Слайд 23
Ведущий 4.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда в военной буре огневой
Судьбу решая будущих столетий,
Вы бой вели, священный бой.
Слайд 24
Ведущий 1.
Еще тогда нас не было на свете,
Когда с победой вы домой пришли,
Солдаты Мая, слава вам навеки
От всей души, от всей земли.
В исполнении девушек 311 группы звучит песня «Кино идет …» (электронное приложение к конкурсу)
Ведущий 2. Когда война закончилась, Победу праздновали и песней, и пляской, и чем еще могли!.. Мирное время - какое счастье, какая радость! Но Победа — это не только радость, но и скорбь. Сколько матерей плакало по сыновьям, сколько жен не дождалось мужей, павших за свободу и честь родной земли. Мы знаем, какой ценой была завоевана Победа, и всегда будем помнить тех, кто отдал жизнь за Родину. А песни тех далеких лет мы поем и сейчас, потому что они помогают нам стать сильнее, мужественнее, человечнее.
Слайд 25
Ведущий 3.
Прояснились пасмурные дали,
На душе и радость и покой.
Вы такой еще весны не знали,
Никогда не видели такой.
Ведущий 4.
За нее почти четыре года
провели в невиданных боях.
Шли в огонь и ледяную воду
в нелюдимых северных краях.
Ведущий 1.
Позади лишенья и невзгоды,
Впереди счастливый мирный труд.
Мужество солдата все народы
в легендарных песнях воспоют.
Ведущий 2.
Пусть над нами голубеют дали,
На душе и радость и покой.
Мы не забудем, как Вы
в сраженьях жарких добывали
Мир и счастье для страны родной.
Слайд 26
Ведущий 3. Песня “День Победы” была написано много лет спустя после окончания войны, к юбилею Победы над фашистской Германией. Давид Тухманов вспоминает: “Хотелось, чтобы песня будила воспоминания о прощальных перронах военных лет, чтобы радость Победы не заглушила горечь великих утрат”. Она достигла своей цели.
Давайте все вместе споем песню “День Победы (слова песни лежат на столах). (электронное приложение к конкурсу)
Слайд 27
Ведущий 4.
Спасибо вам, ветераны –
Солдаты минувшей войны,
За ваши тяжелые раны,
За ваши тревожные сны.
Ведущий 1.
Бились отважно и стойко с врагами
Вы за Отчизну свою
Вечная слава и вечная память
Живущим и павшим в жестоком бою!
Ведущий 2.
Слава вам, храбрые,
Слава, бесстрашные!
Вечную славу поет вам народ.
Доблестно жившие, смерть сокрушившие
Память о Вас никогда не умрет!
Слайд 28
Ведущий 3.
Люди!
Покуда сердца стучатся, — помните!
Какою ценой завоёвано счастье, — пожалуйста,
Помните!
Слайд 29, 30
Ведущий 4. Благодарное человечество всегда будет помнить о мужестве и подвигах защитников Отечества. Светлая память героям, отдавшим жизнь за свободу и независимость нашей Родины. Объявляется минута молчания.
(На фоне композиции «Минута молчания») (электронное приложение к конкурсу)
Слайд 31
Ведущий 1. В преддверии праздника Победы, мы от всей души хотим пожелать нашим ветеранам счастья, добра и мирного неба над головой!
Победа!
Славная Победа!
Какое счастье было в ней!
Пусть будет ясным вечно небо.
И травы будут зеленей!
Слайд 32
Ведущий 2. Вот и подошел к концу наш праздник, посвященный песням о войне, посвященный памяти тех, кто отдал свои жизни за наше будущее. Но есть память, которой не будет конца, - это ваша память.
Ведущий 3. Просим жюри подвести итог конкурса и огласить результаты. Пока жюри подводит итоги нашего конкурса, мы хотели бы задать несколько вопросов зрителям нашего праздника о песнях.
Назовите песню, посвященную русской девушке. Ее имя дали советские бойцы знаменитой ракетной установке (Катюша).
Эта песня о птицах, которые мешают спать солдатам. Название. (Соловьи).
В какой песне любовно поется о женском головном уборе? Ее пела Клавдия Шульженко («Синий платочек»).
Эта песня стала главной песней Великой Отечественной войны, гимном советского народа в борьбе против фашистов. («Священная война»)
Используемые источники:
Интернет ресурсы:
Любимые песни военных лет (песни, рассказы, фотодокументы) – “Советский композитор” - 1987.
Литература:
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.