Понятие «грамматика» (от греч. «запись») определяется как раздел языкознания, который изучает грамматический строй языка, а также закономерности построения правильных речевых конструкций на этом языке. Грамматика языка – это стройная система, формировавшаяся на протяжении веков и развивающаяся до сих пор. Свое начало грамматическая наука берет в индийской языковедческой традиции, а после совершенствуется на основе античной языковой традиции. В 19-20 вв. грамматика языка существенно преобразилась, развивая все новые и новые направления.
МОУ «СОШ с. Ново – Захаркино
Духовницкого района Саратовской области»
КОНКУРС
" ГРАММАТИЧЕСКИЙ
ЧАЙ "
КАЗАКОВА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА
учитель начальных классов I квалификации
МОУ «СОШ с. Ново – Захаркино
Духовницкого района Саратовской области»Хозяйка:
Здравствуйте, люди добрые. Милости просим. Если величать – так на пороге
встречать. Мы гостей встречаем чаем, чаем, чаем! Первым делом угощаем чаем, чаем,
чаем! Приглашаем к самовару с чаем, с чаем, с чаем! Пейте чай, друзья, по – русски. А чай
у нас – грамматический! За каждый правильный ответ вы будете получать печенье
«Алфавит», конфеты и заполнять пустое блюдо.
Пять тысяч лет назад китайский император, отдыхая в лесу, приказал согреть
воды для питья. Неожиданно поднялся ветер, и в чашку с водой попало несколько чайных
листьев. Император выпил напиток и почувствовал себя бодрее. Так зародился обычай пить
чай. Чай – китайское слово. Русские люди торговали с китайцами, китайцы чай называли ча
– е, отсюда и наше слово чай.
Участники мероприятия делятся на две команды: «Гласные» и
«Согласные» (ученики вынимают из шкатулки таблички с
изображением буквы, если досталась гласная, то играют за команду
«Гласные», если досталась согласная, то играют за команду
«Согласные»)
Хозяйка:
Конкурс «В гости к Гласным»
К нам приземлились десять парашютистов – букв. Здесь и гласные, и
согласные. Составьте из этих букв разные слова, но так, чтобы в каждом было не меньше
двух гласных.
САМЕНЛРОПС
(село, сало, смена, пора, роса, пена, нора, масло, море, лето, рано, ………..)
Хозяйка:
Конкурс «В гости к Согласным»
Замените в словах одну согласную так, чтобы получились другие слова.
фара – пара
игра …….
хата …….
кочка ……
лев ………
роща ……
крыса ……
чайка ……
Хозяйка:
Конкурс «Словарные слова»
Угадайте название следующего конкурса. Из гласных и согласных каждой строки
составьте слова и название готово.
СЛВРН ОАЫЕ
СЛВ ОА Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки – дробинки.
/Горох/
Растёт трава Алёнка
В красной рубашонке.
Кто ни пройдёт,
Всяк поклон отдаёт.
/Земляника/
На лесной опушке
Стояли две подружки:
Платьица белены,
Шапочки зелены.
/Берёзки/
В детский сад с бахчи
Привезли мячи.
Подали к обеду мяч,
Сладкий он и как кумач.
/Арбуз/
Щиплет щёки, щиплет нос.
Но не страшен нам ………..
/Мороз/
Сарафан на сарафане,
Платьице на платьице.
А как станешь раздевать,
Досыта наплачешься.
/Лук/
Непоседа пёстрая.
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
/Сорока/
Глядишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
На цепи сидит,
Дом сторожит.
/Собака/
Просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.
/Медведь/
Ранним утром у школьных ворот
Собирается дружный …………
/Народ/Музыкальная пауза: частушки
Посидеть за самоваром
Рады все наверняка,
Ярким солнечным пожаром
У него горят бока.
Самовар поёт, гудит,
Только с виду он сердит.
К потолку пускает пар
Наш красавец самовар.
Самовар пыхтит, искрится,
Щедрый, круглый, золотой,
Озаряет наши лица
Он своею добротой.
Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Конкурс «Отгадайте ребусы»
Воробей, вьюга, вишня, василёк, ракушки
Хозяйка:
Название следующего конкурса вы должны расшифровать по схеме.М О Л К Б Ж У С В О Д Е З К Г
Д Ы С Р А К И Ц Л Я В Щ Ч Ъ О
Конкурс «Доскажи словечко»
Портфель у меня не велик и не мал,
Лежат в нём задачник, букварь и ….
/пенал/
Кто шагает с сумкой книг утром в школу?
/ученик/
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные ………………
/тетрадки/
Чтобы было где писать,
В школе нам нужна …………
/тетрадь/
Кто альбом раскрасит наш?
Ну конечно …………………
/карандаш/
Первое – предлог. Второе – летний дом.
Конкурс «Школьные шарады»
А целое – порой решается с трудом.
/Задача/
В «списке» вы мой обнаружите корень,
Суффикс – в «собрании» встретите вскоре,
В слове «рассказ» вы приставку найдёте,
В целом – по мне на уроке идёте.
/Расписание/
Игра «Кто быстрее» (физкультминутка)
В коробке лежат таблички (кубики) с написанными на них гласными и согласными
буквами. Участники каждой команды по очереди должны достать и переложить к
себе «свою» букву.
Хозяйка:
Конкурс «Отгадай пословицу по двум словам»
По двум словам нужно отгадать пословицу.
свет, тьма / Ученье – свет, а не ученье – тьма/
труд, лень /Труд кормит, а лень портит/
встречают, провожают /По одёжке встречают, а по уму провожают/
погибай, выручай /Сам погибай, а товарища выручай/Конкурс «Я – знаток русского языка»
Хозяйка:
вставьте пропущенные буквы, объясните свой выбор.
На Руси изд..вна любили ч..й и умели его вкусно завариват.. . А для
этого использовали особо душ..стые целебные травы. Тр..вяной чай не тол..ко приятен на
вкус – это б..дрящий, т..низирующий напиток.
Конкурс «Чаепитие»
Хозяйка:
Вставьте первую букву в слова и по вертикали прочтёте название последнего
задания.
В
Е
Р
Ч Е
А В
Е
П Я
И Н Ж Е Н Е
Т А Р
И З
Е Ж Е
Г
Т
Т О Б У С
Д И Н И Ц А
Т Н И Ц А
Р
Е Л К А
Д А В Н А
В И К А
Хозяйка:
Сначала Китай был единственным производителем чая, и секрет его
тщательно оберегался. Тем не менее одному англичанину удалось не только похитить
семена чая, но и узнать тайну его сложной обработки. В России первое чаепитие состоялось
в 1638 году. А самовары появились в 1679 году.
Самовар шумит, баранки
На скатерке – самобранке,
И конфеты, и печенье,
И душистое варенье.
Подходите, детки, чаем
Вас сердечно угощаем.
К чаю ароматному
Пряники печатные.
Пейте чай и торт берите,
Чаще в гости приходите!
Приглашаю всех отведать ароматный чай!