Конкурс "За нравственный подвиг учителя"
Оценка 4.6

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Оценка 4.6
Работа с родителями
docx
религиоведение
4 кл
02.02.2017
Конкурс "За нравственный подвиг учителя"
«Я иду на родительское собрание, или еще одно слово о К.Д.Ушинском».Работа - призера конкурса "За нравственный подвиг учителя". Включает в себя теоретическую часть с цитатами К.Д.Ушинского, способы (механизмы) решения задач духовно-нравственного (религиозного) воспитания детей в школе, темы родительских собраний,принципы и оценку результативности реализации духовно-нравственного (религиозного) воспитания детей в школе. Будет интересна классным руководителям, начинающим работу по предмету ОРКСЭ.Материалы конкурса "За нравственный подвиг учителя"
ушинский.docx
Комитет по образованию Администрации Великого Новгорода  Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение  «Гимназия №3» воспитания и работы с детьми школьного возраста и молодёжью Областной конкурс в области педагогики, до 20 лет на соискание премии  «За нравственный подвиг учителя»  «Я иду на родительское собрание,  или еще одно слово о К.Д.Ушинском» Автор: Максимова   Маргарита   Вячеславовна, учитель   начальных   классов   МАОУ «Гимназии №3» Великого Новгорода Великий Новгород 2016 г. Крупнейший     педагог­философ К.Д.Ушинский занимает особое место в русской   педагогике.   Он   по   праву   признан   создателем   русской   народной общеобразовательной   школы   и   основоположником   отечественной педагогической   науки.   Ушинский   сформулировал   теоретические   принципы содержания   общего   образования,  разработал   методы   развивающего   обучения. Его   главный   труд     «Педагогическая   антропология»     вместе   с   учебником   и пособиями по русскому языку для начальной школы вошли в золотой фонд не только   отечественной,   но   и   мировой   педагогики.   Только   в   нашей   стране   он переиздавался   более   120   раз,   что   свидетельствует   об   огромной   значимости работ К.Д. Ушинского   для отечественной школы.  Популярность Ушинского огромна. Ни об одном русском педагоге не написано столько книг и статей, сколько  об  Ушинском: более двух  тысяч. По  его педагогическому  наследию защищены десятки диссертаций. Казалось бы,  ничего принципиально нового ко всему этому невозможно сказать. Однако   в   истории   советской   педагогики   его   взгляды   на   религиозное воспитание   не   рассматривались.   В   советский   период   истории   нашей   страны К.Д.Ушинский  разделил судьбу многих великих русских писателей, педагогов, деятелей культуры, жизнь и творчество которых подверглись идеологическому искажению   и   мифологизации.   Глубокая   религиозность   этого   замечательного педагога трактовалась как одна из «реакционных ошибок его мировоззрения». Цель работы:      показать в истинном свете имя великого русского педагога К.Д.Ушинского, который искренне и убежденно верил, что нет и не может быть педагогики без христианства в России, что христианство составляет главную сущность народного воспитания и образования в нашей стране.  Обращение   К.   Д.   Ушинского   к   проблемам   духовного   и   нравственного развития   личности   ребёнка   было   закономерно.   В   книгах     К.   Д.   Ушинского выделяются   такие   ценности,   как   Бог,   человек,   труд,   семья,   народ,   Родина, природа, знания, культура.  Великий педагог говорил о религии:   как   об   одном   из   главных   составляющих   элементах   воспитания,   без которого невозможно полноценное формирование личности;   религия организовывает систему мировоззрения человека, определяет его понимание мира;    религия включает человека в систему общественных отношений;  религия   компенсирует   человеку   в   рамках   его   веры   чувство психологической защищенности;  религия регулирует социальное поведение своих приверженцев с помощью моральных   норм,   запретов,   предписаний,   которые   реализуются   на   уровне индивидуального   и   общественного   сознания   и   поведения,   формируется внутренняя рефлексия нравственного поведения. Церковь, по мнению Ушинского, помогает поднять человека на высшую ступень самосознания. Он был убежден в необходимости союза Церкви и школы в воспитании. Ушинский   считал,   что   нельзя   противопоставлять   образование,   науку   и религию   как   нечто   несовместимое,   и   это   подтверждает   история   научных открытий.   Духовные   ценности   ­   это   своеобразный   фонд   человечества, накопленный   за   тысячелетия,   который   не   только   не   обесценивается,   но,   как правило, возрастает. В моральных поисках каждого человека важным является вопрос о соотношении добра и зла, сущности счастья и справедливости, любви, смысле жизни. Анализируя   отношение   Ушинского   к     религиозному   воспитанию,   я выдвинула  гипотезу: религиозное воспитание помогает по­новому взглянуть на многие педагогические идеи, глубже понять их смысл, рассмотрев через призму вечных нравственных общечеловеческих ценностей.  Для подтверждения этой гипотезы   я воспользовалась цитатами из Избранных педагогических сочинений К.Д. Ушинского. Главная   цель   воспитания в современной педагогике — это воспитание духовной   стороны   человека.     Ушинский   ясно   формулирует   цель   истинного воспитания – воспитание христианина , поскольку  «педагогика, основанная на психологии, советует развивать душу человека сообразно с её природой, а душа человека родится христианкой»  [1]. Главная   задача   воспитания   —   формирование   и   развитие   ребенка   как личности, обладающей теми полезными качествами, которые ей необходимы для жизни   в   обществе.   «Если  наш  воспитанник  знает  много,  но интересуется пустыми интересами, если он ведет себя отлично, но в нем не пробуждено живое внимание к нравственному и прекрасному — вы не достигли цели воспитания». [2] «…. Наша древняя религия – вот что должно проявиться в народности русского воспитания, если оно хочет сделаться действительным выражением народной жизни, а не насильственным, чуждым народности подражанием Западу. Наша народная религия есть величайшее сокровище, неисчерпаемый   и   уже   существующий   источник   нравственного   и умственного   развития».  [3]   Из   понимания   цели   воспитания   как   воспитание души   вытекает   и   отношение   Ушинского   к   христианской   и   нехристианской педагогике.  «Наставник   не   должен   навязывать   своих   убеждений воспитаннику,   это   есть   величайшее   насилие,   какое   можно   только   себе представить».   «Для   нас   нехристианская   педагогика   есть   вещь [4] немыслимая – безголовый урод … деятельность без цели и без результата впереди». [5] Ушинский уделял большое значение христианству в воспитании. «Наша святая вера   хороша…   Она   удовлетворяет   человеческой   натуре,   открывает   ей бесконечность,   а   не   эгоистическую   деятельность,   дает   терпимость,   не признает ничьей власти над совестью человека, не допускает произвола, хранит   исторические   предания…».  .   [6].     Сокровищем,   неисчерпаемым источником   нравственного   и   умственного   развития   называл   Ушинский народную   религию.  «Христианство   имеет   сильное   влияние   на   уровень народной нравственности» [7] К.Д.Ушинский предупреждал  « Всякая школа, позабывшая слова Бога: «Не хлебом единым жив будеши» (Мф.4,4)  не выполняет своего значения. Она не   приготовляет   человека   к   жизни,   а   на   первых   же   шагах   сбивает   с настоящей дороги»  [8].  «Чем быстрей и полней вы будете удовлетворять стремление человека к наслаждению, тем несчастнее и ничтожнее вы его сделаете» [9]     Поразительно,   что   все   эти   предвидения   и   предсказания   были   сделаны Ушинским   еще   в   середине   XIX   века.   Наша   современная   действительность полностью подтвердила слова и опасения выдающегося русского педагога. Мы в полной   мере   пожинаем   плоды   и   испытываем   на   себе   все   последствия   и результаты материалистического мировоззрения и основанных на нем системы общественной морали и системы педагогики. Каждому очевидно, что жить на этих нравственных принципах и мировоззренческих основаниях невозможно. От них нужно избавляться, если мы хотим выжить и спасти Россию. Но куда и как тогда двигаться?  «Но на что же может опираться нравственное развитие, если не на христианство?» [10]. «Из   религиозного   чувства   в   душе   человека   рождаются   и   лучшие побуждения,   и   величайшие   помыслы,   и   благороднейшие   деяния,   и   те произведения   искусства   и   поэзии,   которыми   дивится   свет,   не   понимая, откуда они могли родиться …Из этого чувства почерпнуты самые теплые, самые   лучшие,   самые   задушевные   и   трогательные   страницы   наших замечательных писателей  — Пушкина, Тургенева, Аксакова, Гоголя. Но как   часто   мы   встречаем   безумные   усилия   завалить   эти   живительные родники в душе человека». [11] Из   всего   вышесказанного   становится   понятным,   почему   среди   требований, которые   Ушинский   предъявлял   к   руководителям   школ,   учителям   и воспитателям,   он   на   первое   место   всегда   ставил   их   принадлежность   к христианству. Священное Писание  несет, несомненно, положительные образы, которые могут стать   благодатным   материалом   для   образовательных   и   воспитательных программ.   Ушинский   говорил   о   необходимости   сближения   светского   и религиозного образования. Вчитайтесь и вслушайтесь в то, о чём ещё 160 лет назад говорил и писал наш великий  соотечественник. Слово  К. Д.  Ушинского  говорит само  за себя: «В заключение мы скажем только одно: русское воспитание нуждается не во внешних   формах,   не   в   замене   прежнего,   вышедшего   из   моды   костюма новым, иностранным. Никакие  внешние реформы  не решают вопроса о народном воспитании …Прежде всего народное воспитание нуждается в людях, способных к этому великому делу, несущих в себе лучшие свойства народа,   его   чистейшие   привязанности   и   просветивших   их   истинно христианским европейским образованием». [12] Таким   образом,   выдвинутая   гипотеза   подтвердилась.   Ушинский   со   всей определенностью   указывает,   что   есть   только   один   выход   —   возвращение   к «корням   векового   древа»   русской   народности,   каковыми   является   наша народная   православная   религия,   которая   только   может   быть   единственно надежным и верным основанием истинной педагогики.  Способы   (религиозного) воспитания детей (механизмы)   решения   задач   духовно­нравственного Я считаю,  что духовно­нравственное (религиозное)  воспитание  нужно начинать с родителей. Почему?   чтобы  сформировать у родителей понимание необходимости воспитания нравственных качеств юного поколения, их приоритетности в жизни каждого человека.   чтобы   совместными   усилиями   семьи   и   школы       помочь   своим воспитанникам   сформировать   уважительное   отношение   к   своей   истории, культуре, христианской религии.  чтобы   убедительно   показать   огромную   культурно­формирующую   роль религиозных традиций и ценностей.   Поэтому, изучив труды педагога – христианина К.Д.Ушинского, я   определила, что   способами     решения   задач   духовно­нравственного   (религиозного) воспитания детей будет создание цикла родительских собраний  и поставила в своей деятельности задачи:  повышение педагогической культуры родителей (законных представителей учащихся).  создание   условий   для   эффективного   усвоения   опыта   других   людей, подвижников Христианства, который передаётся  родителям и детям в процессе нравственного просвещения. Данные   задачи   являются   одним   из   важнейших     направлений     реализации программы духовно­нравственного развития и воспитания обучающихся МАОУ «Гимназия №3». Задачи   не противоречат Правам и обязанностям родителей (законных представителей) в современных условиях, определенных в статьях 38, 43   Конституции   Российской   Федерации,   главе   12   Семейного   кодекса Российской Федерации, статьях 17,18,19,52 Закона Российской Федерации «Об образовании».  Возможность использования работы в педагогической практике Возможность   использования   данной   работы   в   практике   я   вижу,   исходя   из принципов:   Родители являются основным источником жизненного опыта ребенка. Общение в семье   является основным фактором, влияющим на развитие собственных взглядов, норм, установок и идей ребенка. Каждое собрание требует своего «сценария» и предельно приближенных к детям установок, рекомендаций и советов.  Я разработала цикл родительских собраний «Уроки   Ушинского»,   адресованные   классным   руководителям,   воспитателям, родителям.     Данный   цикл   может   быть   использован   в   начальной   школе   в образовательных организациях различных типов и видов.  Темы родительских собраний цикла «Уроки Ушинского» Формы работы Название родительского собрания Семинар – практикум «Опасный порок – гордость» Педагогическая лаборатория «О детской скупости» Совместный с детьми « Доброе сердце» Открытый диалог Открытый диалог Проблемный семинар «Феномен жадности» «Вся правда о лени» «Детская ложь: способы  профилактики»  Устный  журнал «Родители и дети» Проблемный семинар «Как воспитать детей, чтобы они были Беседа послушными» «О времени, детях и себе…»(виды  семейного воспитания) Данные  собрания  строятся на  принципах:  педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям (законным представителям);   опора на положительный опыт семейного воспитания; содействие   родителям   (законным     представителям)   в   решении индивидуальных проблем воспитания детей. Родительское   собрание   ­   не   просто   форма   связи   семьи   и   школы,   это   место получения важной педагогической информации, трибуна пропаганды лучшего опыта работы и отношений с детьми. Родительское собрание на тему «Зависть»    Цель собрания:  Обсуждение     с   родителями   жизненных   и   нравственных   позиций   зависти,   знакомство  родителей с определением зависти, механизмами её возникновения и развития. Задачи:  Выявить   типичные   затруднения   родителей,   возникающие   в   ходе повседневной практики семейного воспитания.  Получить   опыт   разрешения   проблемы     зависти   детей   в   результате «погружения» в типичные для семьи воспитательные ситуации.  Вооружить   участников   информацией   и   навыками,   упреждающими возможные воспитательные затруднения.   Привлечь внимание родителей   к истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам. Форма проведения: открытый диалог Оформление доски. Цитаты: «Если   ребенка   учат   добру,   в   результате   будет   добро,   учат   злу   –   в результате   будет   зло  –  ибо   ребенок   не  рождается   готовым   человеком, человеком его надо сделать. В. А. Сухомлинский Предварительная работа. Мини – интервью.  Вопрос  «Что такое зависть?» был задан ученикам и учителям нашей гимназии. Вот как они ответили: Мнение учителя русского языка:  Прежде попытаемся вдуматься в это слово. Зависть…   Завидно…   Глаза   завидущие…   Корень   в   этих   словах   –   «вид», приставка   –   «за».   И   если   понимать   буквально,   то   завидовать   –   это   значит «следить за видом». Получается,   что   человек   завидующий   обращает   внимание   не   на   внутреннее вид. содержание, внешний на     а     Зависть   –   плохое   чувство,   оно   разрушает   самого   человека,   съедает   душу, уничтожает всё живое, что есть в нас. Не завидовать нам надо, не считать деньги в чужом кошельке, а лучше направить силы на самосовершенствование. Алексей А.   Бывает, что один человек завидует другому, например, когда у одного есть телефон за пять тысяч, а у другого за двадцать тысяч. Зависть – это грех, так написано в Библии. Зависть портит человека. Не надо завидовать, ведь не   всё   сразу   удается,   нужны   терпение   и   труд,   и   тогда   всё   получится. Аня О.   На мой взгляд, не нужно завидовать, нужно стремиться к лучшему… Зависть не поможет нам в будущем, поэтому, я думаю, не нужно тратить время на  это бесполезное  занятие!  Зависть портит  людей!  От  этого  чувства  нужно избавляться. Тимофей И.  Нужно постараться заработать больше денег, чтобы купить то, что есть у человека, которому ты завидуешь, а не сидеть сложа руки и думать, что тебя обделила жизнь. Ход собрания.  Уважаемые родители, сегодняшняя наша беседа посвящена теме, которая стара как   мир   и   присуща   всему   человечеству.   Проходят   века,   а   мы   продолжаем сталкиваться, бороться, проигрывать, а   иногда и побеждать, эту страсть. Это четвертый из семи смертных грехов. 1.Родители по группам читают определения и пробуют догадаться, о чем они:  Определение 1. Ещё Рене Декарт отмечал, что у человека с этим смертным грехом меняется даже   цвет   лица:   он   обычно   бывает   свинцовым.   В   одной   из   детских   сказок персонаж пожелтел от этого и умер; говорят также «позеленеть от этого», а в Китае это  называют «болезнью красных глаз».  Определение 2. Ещё     Кант делил её на «чёрную» и просто недоброжелательность. Но другие исследователи этого явления выделяют ещё и восхищённую, или «белую». И если в первом случае человек стремится лишить блага другого, то в «белом» варианте враждебных чувств к обладателю желаемым не наблюдается. Скорее всего,  именно   такой   вариант   зависти   и   может   привести   к   соревнованию   для достижения цели.   Определение 3. На страницах самых талантливых литературных произведений нашлось место этому   человеческому   греху.   Джонатан   Свифт,   Оноре   де   Бальзак,   Мольер, Александр   Пушкин,   Уильям   Шекспир,   Петрарка.   Этот   список   можно продолжать   практически   бесконечно,   потому   что   данная   тема   никогда   не иссякнет и не потеряет свою актуальность. С помощью сатиры или трагедии пытались   великие   писатели   донести   до   своих   читателей   всю тяжесть данного чувства для всех, кто с ней сталкивается.  Определение 4. Французский литератор и философ­материалист Клод Адриан Гельвеций писал: «Из   всех   страстей   эта   самая   отвратительная.   Под   её   знаменем   шествуют ненависть, предательство и интриги».  И для Бенедикта Спинозы этот смертный грех проистекает из великой ненависти, такой же, что вызывает гнев. И эти чувства, по его мнению, лишают нас пути к совершенству.  Определение 5 Этот порок  есть глупый порок, потому что это  не приносит человеку никакой пользы,   напротив,   один   только   вред,   так   как   он   отравляет   ею   только   свою собственную жизнь. (После   обсуждения,   родители   делают   предположения   о   теме родительского собрания). 2.  Учитель:  Сегодня   мы   поговорим   с   Вами   о   зависти.     Давайте   попробуем  ответить на вопросы:      Актуальна ли эта тема для вас?  Чем  опасна зависть для человеческой души?  Как справиться с завистью? Почему зависть поражает даже сердце ребенка и чем опасна для него? Перед   Вами   разноцветные   квадраты.   Выберите   цвет,   с   которым   Вы  ассоциируете   зависть(черный,   белый,   красный.)   В   средние   века   мир воспринимался в аллегориях и символах. Зависть изображали в виде змеи, жабы, медузы,   страшной   старухи. Такие   образы   использовались   художниками, например, Джотто, для изображения этого пагубного чувства, которое своим ядом отравляет души людей.  3.  Учитель:    Так   чем   же   опасна   зависть   для   человеческой   души? (Предлагается   рассмотреть   материал   родителям   самостоятельно   (в группах   или   индивидуально)   и   поделиться   впечатлениями:  чем   же   опасна зависть для человеческой души?) Время самостоятельной работы 3 минуты.  Материал родителям:  Определение зависти: ЗАВИСТЬ   —   социально­психологическая   черта личности,   проявляющаяся   в   недовольстве,   недоброжелательности   по отношению к другим людям, которым сопутствует успех, удача, которые достигли   благополучия.   Зависть   может   активизировать   человека   на полезную деятельность, но в целом ­ это порок, признак ограниченности ума и мелочности характера. Зависть, вызывая отрицательное эмоциональное состояние, ослабляет внутренние силы человека, подрывает его здоровье.   Зависть  может привести к деформации личности, что было замечено ещё много веков   назад.   Человек   становится   скрытным,   тревожным,   у   него   появляется чувство   неполноценности.   Хроническое   течение   зависти   может   вымотать организм до крайности не только в физическом, но и психологическом смысле. Прекрасные   "дрожжи"   для   возникновения   зависти   ­   беседы   взрослых,   когда "перемываются кости" знакомым ­ сравнивается их положение с собственным. Злорадство и зависть ­ две стороны одной медали, и если мы это не всегда понимаем,   дети   подобные   закономерности   считывают   мгновенно.   Недаром   в христианстве зависть относят к грехам, направленным против самого себя.  Пословицы и поговорки о зависти.     Завистливое око видит далеко.  Берут завидки на чужие пожитки.  Курица соседа всегда выглядит гусыней.  В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется, мал покажется.   Сосед спать не дает: хорошо живет.  Чужое добро в глазах рябит. 4. Учитель:  Как справиться с завистью?  Бороться с завистью бесполезно, так как зависть всегда маскируется под другие чувства: агрессия, раздражение, подавленность.   Способами избавления от зависти могут стать:  Активные   способы   —   такие   как   самосовершенствование,   поиск новых, собственных целей и возможностей их реализации;  Пассивные способы — у людей, которым не хватает сил справится с конкуренцией, наступает депрессия, апатия.   Более   продуктивным,   хотя   и   пассивным   способом   избавление   от зависти является рефлексия, поиск ответов на вопросы, почему именно этот предмет нужен и что он принесет для счастья, чьи это цели и что они значат   конкретно   для   завидующего:   «Мы   чаще   огорчаемся,   по   поводу того, чего у нас нет, чем радуемся тому, что у нас есть».  Так же важно понять источник зависти. Как правило, оказывается, что завидуют личностным качествам, которых не хватает, а кажется, что именно эти качества и раздражают. 5. Учитель:    Почему зависть поражает даже сердце ребенка и чем опасна для него? Дети страдают от зависти ничуть не меньше взрослых. То, как чувство зависти скажется на жизни ребенка, зависит, прежде всего, от поведения его родителей. Мы можем сколько угодно говорить малышу, что завидовать нехорошо. Но уже сама необходимость подобных бесед с собственным чадом свидетельствует ­ проблема существует, малыш завидует. Но главное ­ научиться с этим грехом управляться.  И если взрослому человеку тяжело бороться с этим пороком, то как же нам уберечь наших детей от влияния этого порока? Я хочу познакомить Вас с Золотой книгой по воспитанию детей. Её автор, митрополит Киевский и Галицкий Владимир, был опытным и мудрым человеком, а главное ­ искренне верующим, что он и доказал своей смертью за Веру православную.  Вот что он пишет:  Зависть. Очень распространенный между детьми опасный порок — это зависть, или   недоброжелательство   к   ближним.   Завистливый   человек   досадует   и терзается, когда ближнему его улыбается счастье, и радуется, когда этот терпит неудачи и несчастия. Омерзительно и возмутительно такое настроение вообще у людей,   но   в   особенности   у   детей.   Посмотрим   же,   каким   образом   родители должны подавлять в сердцах детей своих зависть и недоброжелательство. Мы   укажем   следующие   главные   правила   или   родительские   обязанности   по отношению к этой страсти у детей. Прежде всего, старайтесь подавлять зависть в   сердцах   детей   своих   при   самом   первоначальном   ее   проявлении.   Зависть   у детей может обнаруживаться в различных формах. Если дети при употреблении пищи торопливо и спешно берутся за свои тарелки, чтобы не отстать от других, если они, осматриваясь кругом, быстро начинают есть, чтобы, окончив раньше других,   получить   еще,   если   они   с   печальным   выражением   лица   смотрят   на тарелки своих братьев и сестер, думая, что эти последние получили больше их, если они данные им порции сравнивают одну с другою, чтобы видеть, не получил ли один более другого, если они, наконец, сравнивают между собою купленные им игрушки, одежды или школьные принадлежности, чтобы видеть, не получил ли   кто­либо   что­нибудь   более   ценное   и   красивое,   то   это   верные   признаки завистливого сердца у детей. Таких проявлений недоброжелательства не должны терпеть христианские родители, но должны тотчас же принимать против него меры   и   подавлять   его   всюду,   где   оно   обнаруживается.   А   для   сего   детей тщательно нужно приучать к тому, чтобы они были довольны тем, что им дают. Если дитя с недовольством отталкивает от себя предлагаемые ему вещи потому только, что и другое получает то же самое, то зависть пустила уже глубокие корни в его сердце и такой поступок требует всегда строгого и чувствительного наказания. Обратная сторона зависти есть злорадство, которое очень замечается у детей. Оно может точно также обнаруживаться в различных формах. Если дитя   смеется   при   наказании   другого,   желая   тем   причинить   ему   еще   более скорби,  то   справедливость   требует   подвергнуть   такому   же   наказанию   и  его. Если одно дитя несправедливо жалуется на другое, заведомо ложно обвиняет его   с   недоброжелательною   целью,   то   его   нужно   подвергнуть   строгому взысканию. Даже когда дети раскрывают и действительные проступки и шалости других, то и тогда не следует поощрять их к тому, если они это делают с той только   целью,   чтобы   повредить   другим   и   подвергнуть   их   наказанию.   Да   и вообще не следует потворствовать наушничеству. Вообще передача о шалостях и проступках других тогда только должна быть допускаема со стороны детей, когда их спрашивают об этом отец или мать, воспитатель или учитель. Но при этом всегда нужно внушать им, чтобы они, по примеру египетского Иосифа, о проступках своих братьев, сестер или товарищей говорили не из желания им вреда, но чтобы положить пределы греху.  Второе правило гласит: не вызывай сам зависти у твоих детей. А это случается тогда,   когда   родители   неодинаково   относятся   к   детям,   предпочитая   одного другому.   Родителям   не   следует   иметь   между   своими   детьми   никаких   так называемых   любимцев;   они   должны   всех   любить   одинаковою   любовью,   всех измерять   одною   меркою;   в   противном   случае   они   могут   возбудить недоброжелательство и зависть в сердцах тех детей, к которым менее будут проявлять любви. Равным образом одинаковою для всех меркою должны быть измеряемы   похвала   и   порицание,   награда   и   наказание.   Не   следует   младших оставлять без наказания за те проступки, за которые подвергаются взысканию старшие.   Какие   дурные   последствия   могут   проистекать   от   неодинакового отношения к детям, когда они предпочитаются другим, это видим мы из истории о   братьях   египетского   Иосифа,   которые   настолько   озлоблены   были   на последнего за то, что отец любил его более, чем их, что сначала хотели убить его, а потом продали в рабство.  Третье правило говорит: не учи детей твоих отвратительному пороку зависти своим собственным примером. Если дети часто слышат, как отец или мать их недоброжелательно   и   с   завистью   высказываются   о   своих   соседях   или сослуживцах,   вообще,   если   бедные   родители   дозволяют   себе   в   присутствии детей с завистью говорить обо всех богатых, высказывать свое недовольство на то,   что   они   не   так   состоятельны,   не   так   счастливы   в   своих   делах   и предприятиях,     то   что   удивительного,   если   зависть   и   недоброжелательство пускают свои корни и в их нежные детские сердца, которые всегда бывают более восприимчивы   к   злу,   чем   к   добру?   Далее:   очень   часто   неблагоразумные родители сами вливают в душу дитяти яд зависти при употреблении, например, ими пищи. Когда ребенок не хочет есть потому ли, что он сыт, или потому, что предлагаемая пища ему не нравится, то ему обыкновенно говорят: «Если ты сейчас не съешь, то я съем это» или: «Я отдам братишке, или кошке» и т.п. И вот   из   боязни,  как   бы   не   воспользовался   пищей   кто­либо   другой,  ребенок   с поспешностью начинает есть, и, когда окончит, ему говорят; «Вот умник, теперь ты скоро вырастешь большой». Не значит ли это силою вызывать у детей зависть и недоброжелательство?  Четвертое   правило   говорит:   учи   детей   ненавидеть   порок   зависти   прежде   из религиозных побуждений. Зависть есть отвратительный порок; однако не это должно быть главным побуждением избегать ее. Они скорее должны избегать ее, потому что она запрещена Богом, потому что она есть отвратительнейший грех пред Богом. Насколько греховна пред Богом зависть, это вы можете доказывать вашим   детям,   указывая   на   то,   что   она   происходит   от   диавола.   Последнее правило, наконец, говорит: насаждай в сердцах детей своих противоположную этому пороку добродетель. Добродетель, противоположная пороку зависти, есть искренняя сердечная любовь к ближним, та любовь, которая всегда поступает по словам Спасителя: Все, чего хотите вы от людей, должны делать и для людей (Ср.: Мф. 7: 12).  Согласно с сим родители обязаны приучать своих детей к искренней, деятельной любви к ближним, учить их быть сострадательными к ближним и выражать свое участие в судьбе их не словами только, но и делом, быть   по   отношению   к   братьям   и   сестрам   и   другим   детям   услужливыми, предупредительными   и   ласковыми.   Словом,   воспитывайте   ваших   детей   так, чтобы   каждое   из   них   было   сыном   Того   Небесного   Отца,   Который   все   Свои творения любит одинаковою любовью. (Педагог   знакомит с данным   текстом   полностью или частично, как считает необходимым) У каждого греха есть противостоящая добродетель. У зависти это добродетель. В   притче   С.Копыловой   «Окно»   показаны   порок   и   добродетель.   В   качестве заключительного аккорда нашего урока  предлагаю её прослушать. Притча «Окно» С.Копыловой  (На уроке этот же ролик будет показан обучающимся с вопросами:  Какие   два   пути   выбора   стояли   перед   человеком,   лежащим   у   двери? Оцените их.  Какой путь выбрали бы вы, ребята?   Как должен поступать добродетельный человек?) 6.Обратная связь.   Что нового узнали?  Какими впечатлениями хотите поделиться? Зависть вечна, как вечен мир. И только от каждого из нас зависит – впускать её в свою душу или нет. Каждый человек имеет право выбора, «каждый выбирает для себя». Делая выбор, не забудем, что зависть не только разъедает душу. Она её уничтожает, а Вы, как родители , в ответе не только за себя, но и за своих детей.  Искренне хочу пожелать добра Вашим семьям. Родительское   собрание на тему «Как воспитать детей, чтобы они были послушными» Цель: осмысление целесообразности принятых  в семье подходов к воспитанию послушного ребёнка. Задачи:  Выявить   типичные   затруднения   родителей,   возникающие   в   ходе повседневной практики семейного воспитания.  Получить опыт разрешения проблемы   непослушания детей в результате «погружения» в типичные для семьи воспитательные ситуации.  Вооружить   участников   информацией   и   навыками,   упреждающими возможные воспитательные затруднения.   Привлечь внимание родителей   к истории Христианства, его духовным ценностям и подвижникам. Форма проведения: проблемный семинар Оформление доски. Цитаты:  «Послушание – это растение, которое может расти и созревать  только  в том доме, где есть благоприятная для него почва» (К.Д.Ушинский)  «Отрок,   предоставленный   своей   воле,   делает   стыд   своей   матери» (Евангелие)  «Есть   не   меньшие   чудеса:   улыбка,   веселье,   прощение   –   и   вовремя сказанное слово. Владеть этим – владеть всем»  ( А.Грин) Предварительная работа:  тест ученикам «Что нельзя делать дома?» Ход собрания.          «Как   мне заставить его слушаться?! – вопрос, который нередко задают родители. Возможно, это и не вопрос, так как чаще всего они и не надеются услышать   ответ.  Это  больше   похоже   на  жалобу,  на  призыв  о   помощи   или  к сочувствию.   Давайте   попытаемся   проанализировать   некоторые   реальные ситуации:  Ситуация 1        «Мама видит, что её семилетний ребёнок балуется с чашкой, наполненной молоком. Но мама не обращает на это внимания, Продолжая заниматься своими делами. Потом она всё же приказывает ребёнку: «Хватит баловаться!», а сама отворачивается, даже не убедившись в том, послушался ли он её. Следующее, что она замечает, ­ это то, что молоко уже разлито. Результат: мать наказывает сына».         Ситуация 2 «Мама размашисто даёт ребёнку подзатыльник, когда видит, что он залезает на крыло автомобиля. Но через две минуты она видит, что он делает то же самое, но она уже никак не реагирует, так как разговаривает с приятельницей, которой говорит: «Видишь, я никак не могу с ним справиться». Причём ребёнок слышит слова матери».              Учитель:   Так   каковы   же   воспитательные   ошибки   в   рассмотренных ситуациях? Игра «открытый  микрофон»: Имитационная копия микрофона передаётся из рук   в   руки,   родители     высказывают     суждения.   Общий   вывод   участников состоит, как правило, в том, что большинство родителей знают, как себя вести с непослушными детьми, но не удосуживаются быть последовательными  в своих требованиях и доводить их до конца. Учитель: А теперь обратимся к «банку» родительских затруднений, в который поступили вопросы от вас. Я прошу вас, уважаемые участники, дать друг другу добрые советы. Поделиться родительским опытом. Банк родительских затруднений Вопрос 1 Я не могу заставить своего ребёнка есть по утрам. На этой почве часто возникают конфликты, непослушание. Что делать? Советы родителей: «Посадите ребёнка за стол и выйдите как бы по делам, пожелав «Приятного аппетита!». И ни в коем случае не настаивайте. Вот увидите – «шантаж». «Попробуйте заранее, с вечера договориться о том, что он   хотел бы съесть утром. Не настаивайте на своём варианте, пойдите навстречу (если это, конечно, не конфеты или чипсы). Комментарий учителя: Если ребенок утром не хочет есть, значит, накануне он   был   накормлен   после   19.00(нарушен   режим   питания).   Поэтому придерживайтесь правила ­ лёгкий ужин не позднее 19.00. Или будите ребенка утром с таким расчетом, чтобы желудок успел «проснуться»: сделайте зарядку, уберите постель и др. Вопрос 2.  «Мой сын постоянно разбрасывает всё: тетради, книги, игрушки. Убирать не хочет, не слушается. Как быть?» Советы родителей: «Стойте   рядом,   пока   он   не   приберет   за   собой,   а   если   не   сделает   это демонстративно, лишите какого­ то удовольствия». «Убирайте с ним вместе, пока не выработается привычка». «Прикажите – и точка!», если в этом возрасте дети не слушаются, то что будет дальше?» Комментарий   учителя:   Чтобы   не   нагнетать   тревожность   ребёнка   и   не разрушать   радостного   восприятия   мира,   попробуйте   вместо   назиданий   и упрёков   поиграть.   Разбросайте   по   комнате   вещи:   и   свои,   и   сына.     «Что   ты делаешь?» ­ не выдержит ребёнок, ­ «Подражаю тебе», ­ ответите вы. Думаю, что ситуация изменится. Вопрос 3. Инсценировка. Девочка: ­   Папа,   меня   сегодня   Нина   Петровна   похвалила:   я   запомнила стихотворение быстрее всех! Хочешь, расскажу? Папа:­ Лучше расскажи о своём поведении, что ты вчера натворила?   Лицо дочери меркнет. Напрасно весь день вынашивала она в себе заряд радости … А дома девочка делает ещё один «заход». ­ Мама, хочешь, расскажу стихотворение? – Это про весну. ­ Мне не до весны сейчас, ­ сказала мама. В следующий раз расскажешь.   Сделайте   предположение,   как   в   дальнейшем   может   отразиться   невнимание родителей к делам малыша на установление доверительных отношений между ребёнком и родителями. Комментарий учителя: Как вы относитесь к делам сына (дочери), стараетесь ли   поддержать   его   стремление   поделиться   с   вами   своими   радостями   и огорчениями?  Обсуждение проблемы: Какими же быть нам с детьми: добрыми или строгими? Дети нуждаются в нашей поддержке, любви, доброжелательном участии. При их проявлении в семье ребёнок обретает уверенность, оптимистичный взгляд на мир, перестаёт быть «колючим» и непослушным.  А   сейчас   попробуем   представить   систему   «запретов»   для   родителей   по отношению к ребёнку,  которая во многом снимет проблему непослушания. Мы, взрослые, сильнее и умнее, а поэтому не должны… Ответим на этот вопрос, объединившись   парами,   в   течение   трёх   минут.   «Запрет»,   выявленный   вами, прошу написать на листке и вложить в шкатулку. Беседа – памятка для родителей по К.Д.Ушинскому «Как добиться послушания?»    Не допускай в ребенке  с малых лет упорства и своенравия.  Ребенок  может хотеть то, на что имеет право, где возможно, исполняйте его волю. Если он хочет вещь, необходимую для жизни или развития – нужно исполнить его волю, иначе   мы   подвергаем   его   опасности   приобрести   эту   вещь   нечестным   путем. Совершенно иное дело, если ребенок хочет что­нибудь непозволительное: в этом нужно ему отказать, не обращая внимания на слезы. Никогда не стоит обращать внимание на капризы детей: кто раз показал слабость, будет и впредь рабом дитяти.     Желая сломить детское своенравие и упорство, родители должны действовать согласно между собой. Ничто столько не укрепляет своенравия ребенка, как если один из родителей дает то, что другой отказал. Нельзя одному разрушать то,   что   строит   другой.   Так     должны   поступать   и   старшие   дети   и   особенно бабушки и дедушки. Известно, что старые люди ищут привязанности в ком­либо, поэтому они стараются привлечь к себе внуков.   Если дети чего­то хотят, они должны просить, а не требовать. Нельзя оставлять без внимания тот факт, что ребенок  выходит из послушания. То, что сказал отец или мать должно быть выполнено.        Настроение, с которым вы, уважаемые папы и мамы, возвращаетесь домой, очень   сильно   отражается   на   детях.   Тревога,   напряжение,   раздражение провоцирует   ответную   реакцию   и   может   послужить   отправной   точкой непослушания.     Дети уже по природе своей с особым почтением смотрят на родителей: это  природное чувство. Казалось бы излишне говорить родителям «Поступайте так, чтобы дети имели почтение к вам». Однако, повторить придется. Нередко  родители забывают о том, что дети видят и подражают родителям. Пьяный отец  или мать, ссоры родителей перед детьми, взаимные упреки и унижения ­ все это  уничтожает к ним почтение и подрывает фундамент послушания. Поэтому  родители должны избегать поводов к неуважению к себе детей.      Особенно опасны угрозы. Никогда не замахивайтесь на ребёнка –  инстинктивное напряжение останется в подсознании в виде тяжелейшего  синдрома ожидания наказания.  Физическое наказание – средство последнее и  даже опасное. Существует, как мы сегодня смогли убедиться, немало иных и не  менее действенных средств. Правда, они требуют напряжения и «работы души»  с вашей стороны, но такая уж ваша благородная родительская работа.                 Воспитание     положительным   примером   (особенно,   если   его   подаёт взрослый)   –   самое   яркое   средство   послушания.   Вежливые   просьбы   вместо приказов являются разумным  способом передачи инструкции. Когда взрослый отдаёт приказы, ребёнок не воспринимает родителей как союзников, а считает, что они приказывают ему ради собственных интересов.            Никогда не позволяйте себе неприличных игр   и шуток с детьми. Отец, который  позволяет   неприличные   шутки,  не   может   рассчитывать   на  уважение своих   детей.     Это   не   значит,   что   к   детям   нужно   быть   всегда   суровым   и серьезным: серьезную с ласковостью родительскую нежность нетрудно отличить от неразумного шутовства, который унижает родительский авторитет.      Не будьте никогда равнодушны к радости или горю ребенка. Хотите, чтобы дети были послушны, оказывайте и доказывайте им свою сердечную, разумную любовь. Доставляйте детям иногда небольшие удовольствия и радости. Не говори никогда, что ребенок это тяжесть, мука для вас. Если родители с упреком   и   ропотом   на   нехватку   денег   дают   что   –   то   ребенку,   как   может держаться авторитет родителя?           Учитель:    Какова же система «запретов» для родителей по отношению к ребёнку,  которая во многом снимет проблему непослушания?  Как  найти эту «золотую»   середину,   ведь  рост   ребенка   включает   в   себя   и   конфликты? Давайте   посмотрим,   что   же   НЕЛЬЗЯ   нашим   детям. (Анализ  вопроса детской анкеты «Что тебе делать дома нельзя?» )  Основные НЕЛЬЗЯ, выписанные на доску, открываются и показываются  родителям. Ответы детей нашего класса были такими. НЕЛЬЗЯ ДОМА: •Получать двойки – 3 ч. •Драться – 3 ч. •Садиться за стол с грязными руками – 2 ч. •Кричать – 2 ч. •Включать газ – 2 ч. •Гулять без шапки – 1 ч. •Бегать по дому – 1 ч. •Поздно ложиться спать – 1 ч. •Шуметь дома – 1 ч. •Выходить на балкон – 1 ч. •Лазить на горку – 1 ч. •Играть – 1 ч. •Приходить с друзьями домой – 1 ч. •Быть злой к маме – 1 ч. •Смотреть телевизор – 1 ч. Как вы думаете, что же по­настоящему НЕЛЬЗЯ и что всё­таки можно  разрешать нашим детям? Обсуждение. Вычеркнуть из списка лишнее. Вывод: Будь к своему ребёнку в меру добр и требователен, если хочешь чего­то добиться. Сохрани в себе хорошее и передай это детям.        Итог собрания: Конечно, дети нас иногда обижают своим непослушанием. Но   ведь   они   растут   и   обретают   жизненный   опыт.   А   это   всегда   связано   с ошибками   и  «набиванием   шишек».  Так   что,  придите   домой,  обнимите   своих детей волшебными родительскими руками и скажите им: «Вы самые лучшие!». И всё начнётся с чистого листа, а непослушание останется в прошлом. Результативность работы Оценка результативности   реализации программы осуществляется на  основе использования системы объективных критериев, представленных  нравственно­духовными и количественными параметрами, в частности:  Удовлетворенность родителей (законных представителей) обучающихся  содержанием и ходом  воспитательного  процесса;  Динамика развития нравственного развития обучающихся   Внеучебные достижения (Участие в конкурсах по гражданско­ патриотической тематике и духовно­нравственному воспитанию);  Динамика детско­родительских отношений и степени включённости  родителей (законных представителей) в  воспитательный процесс;  Интерес  детей и родителей МАОУ «Гимназия №3» к изучению   темы  духовно­нравственного (религиозного) воспитания. Приложение. Библиография: перечень используемой литературы 1.К. Д. Ушинский Собрание сочинений. т. 2. – М.: Педагогика, 1989. – с.220. 2. К. Д. Ушинский Собрание сочинений. т. 2. – М.: Педагогика, 1989­ с.142. 3. К. Д. Ушинский / Избранные педагогические сочинения в двух томах / Под  редакцией А. И. Пискунова, Г. С. Костюка, Д. О. Лордкипанидзе, М. Ф.  Шабаевой. – М. «Педагогика», 2002 г.­ с.117 4. К. Д. Ушинский / Избранные педагогические сочинения в двух томах /– М.  «Педагогика», 2002 г.­с.62 5.К. Д. Ушинский. Собрание сочинений, в 10 т. М. –Л. , 1952, с. 182 6. К. Д. Ушинский / Избранные педагогические сочинения в двух томах /– М.  «Педагогика», 2002 г.­с.116 7. К. Д. Ушинский / Избранные педагогические сочинения в двух томах /– М.  «Педагогика», 2002 г.­с.117 8. К. Д. Ушинский. Собрание сочинений, в 10 т., 1952, ­ с. 18 9. К. Д. Ушинский. Собрание сочинений, в 10 т., 1952, ­ с. 22 10. К. Д. Ушинский. Собрание сочинений, в 10 т., 1952, с. 182 11. К. Д. Ушинский. Собрание сочинений, в 10 т., 1952, с. 190 12. К. Д. Ушинский / Избранные педагогические сочинения в двух томах /– М.  «Педагогика», 2002 г.­с.105

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"

Конкурс "За нравственный подвиг учителя"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2017