Конкурсно-игровая программа "Вестники весны" посвящена международному дню охраны птиц, который весь мир празднует 1 апреля. Программа несёт экологическую направленность. В занимательно-познавательной форме у ребят систематизируются знания о птицах Ростовской области, воспитывается чувство ответственности за все живое на земле, гуманное отношение к природе. Мероприятие направлено на формирование всесторонне развитой личности через познание мира и самопознание окружающей среды.
сценарий мероприятия.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОМ
ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ им. Н.И. ФИЛОНЕНКО г. САЛЬСКА
СЦЕНАРИЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ
городская конкурсно игровая программа
«ВЕСТНИКИ ВЕСНЫ»
(«ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ОХРАНЫ ПТИЦ»)
Разработал: Артюшина
Наталья Николаевна, методист 2019 год
2
Дата: « 2430» марта 2018 год
Время: 10 час. 30 мин.
Возраст: 1314 лет
ЦЕЛЬ – экологическое воспитание учащихся.
ЗАДАЧИ:
1. Систематизировать знания учащихся о птицах Ростовской области.
2. Учить создавать искусственные гнездовья для птиц.
3. Формировать всесторонне развитую личность через познание мира и
самопознание окружающей среды.
4. Воспитывать чувство ответственности за все живое на земле, гуманное
отношение к природе.
Материал:
Скворечники, подготовленные учащимися школ к мероприятию);
Раздаточный материал к заданию «Редкие птицы Ростовской области»;
Сигнальные карточки – 10 шт.( 5 желтых и 5 синих);
Магнитофон и аудиозаписи ( муз. с голосами; голоса птиц);
Стенды с оформлением по теме программы;
По три сигнальные карточки с № 1, № 2, № 3 на команду.
МЕТОДЫ:
Словесный
Практический
Игровой
Моделирования
Тестирования Звучит фоновая музыка.
3
ХОД
___»
Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые педагоги!
По сложившейся доброй традиции мы встречаемся с вами в канун
Международного дня птиц, который ежегодно отмечается 1 апреля.
Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране –
Встречай любовно стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.
Эти слова можно назвать своеобразным гимном нашего традиционного
мероприятия.
Прежде чем попасть в финальную игру, в которой определится победитель –
лучший знаток птиц Донского края, проведем отборочный тур и выберем
сильнейших. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные
ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы и справятся с
любым заданием.
Представление
______________________________________»
2. МБОУ СОШ № __ «_________________________________________».
Ведущий: ( на фоне заставки с голосами птиц)
С первыми весенними лучами солнца просыпается не только природа, но и наши с
вами сердца, которые откликаются на мелодичные, веселые, звонкие песни птиц. А
их яркое оперение радует глаз. О птицах можно говорить бесконечно, вот почему
ваше домашнее задание так и называется…
1. Домашнее задание: по теме «Звонкоголосая весна»
Конкурс школьных экологических агитбригад (экологических отрядов). Время: 3
5 мин. (единый внешний вид приветствуется).
Оценка конкурса : 5ти –бальная система ( выводится средний балл).
МБОУ СОШ №
команд:
1.
Чтобы определить, какая команда начинает первой программу,
проводится жеребьевка ( капитанам команд предлагается проколоть
два воздушных шарика и узнать, какой номер лежит внутри)
Ведущий:
Многие птицы на юг улетают,
Многие зиму у нас коротают.
Галки, ворона, снегирь, воробей.
Нука, ребята, их вспомним скорей!
2. Игра разминка на знание зимующих и перелетных птиц
Ведущий: Кто сказал, что с приходом зимних холодов наступает тишина и
безмолвие?! Это только на первый взгляд,
кажется, а присмотришься и
прислушаешься – под стрехами попискивают, ворочаются и все норовят выглянуть
наружу, дескать, не пора ли полетать, крылья поразмять, наши маленькие друзья. С нами зимовать остаются самые стойкие, неприхотливые к еде птицы. А иногда и
гости залетают, кочуют из более холодных северных районов некоторые виды
птиц. А какие, вы сейчас сами определите…
Правила: обеим командам дается набор карточек с названием птиц, населяющих
Ростовскую область, которые надо за 1 мин разделить на 2 группы: «зимующие,
4
кочующие» и «перелетные». Далее команды по очереди называют сначала
зимующих, потом перелетных птиц, не повторяя соперников. Чья команда не
дает последний ответ, выбывает (проигрывает). Таким образом, можно заработать
по 1 или 2 балла.( материал прилагается)
3. Домашнее задание:
Конкурс скворечников «Встречай с любовью птичьи стаи»
Ведущий: О какой птице так говорят в народе: «На шесте дворец, во дворце –
певец». Конечно о скворце. Вот, казалось бы уж скворцато мы знаем, скворечники
для них регулярно мастерим. А про то, что существует несколько разновидностей
скворцов, слышали? ( ответы)
Дада, они бывают обыкновенные, малые, розовые, серые, сережковые и даже
японские. К семейству скворцовых относятся более 100 видов. В наших краях в
марте прилетает
обыкновенный скворец. Первые дни после прилета они держатся стайками. Найдя
гнезда или скворечники, поют около них. Песня у скворца громкая и повесеннему
веселая. Скажите, какой пищей питается скворец? ( как животной, так и
растительной.) Весной вместе с грачами ходят за плугом и из перевернутых
пластов земли выбирают дождевых червей, личинок жуков. Любят полакомиться
сочными ягодами, черешней, виноградом… Но их основная пища – различные
вредные для сельского хозяйства насекомые. Ими они выкармливают птенцов. А
теперь к делу….
Защита скворечников проводится в форме деловой игры «Скворечник –
2010»
Ведущий обвинитель: Сегодня слушается Дело «Скворечник – 2010», в
котором принимают участие _____________________________________ ( команды
)
Ведущий объясняет правила игры: роль судей выполняют члены жюри ( им
вручается костюмная атрибутика судей); роль обвинителя ( от имени птиц)
выполняет – ведущий; ответчика ( за изготовленный скворечник) – участники
команд.
На стенд выставляется скворечник команды _________________ МБОУ СОШ №
____.
Вопрос: Можно ли в таком скворечнике свить гнездо, высидеть и выкормить
птенцов? В ходе слушанья дела ведущий обращает внимание на стендовый материал
и положение о конкурсе, оперируя параметрами и основными требованиями,
предъявляемыми к изготовлению скворечника.
Слово ответчики: …………….( защита)
Судьи – жюри выносят вердикт и оценивают труд учащихся. Лучший
скворечник,
оцененный на «отлично» будет отмечен в финале грамотой и ценным
подарком.
Положение:
Срок изготовления и сдачи на СЮН до 10.03.2010 г. одного скворечника,
выполненного в соответствии с розданным «Положением о конкурсе по
5
изготовлению скворечников в рамках Всероссийской акции «Покормите птиц»
( см. п.4, п.5, п.6)
4. «ЖИВЫЕ ЗАГАДКИ» ( о пользе птиц в природе)
Ведущий: А сейчас с помощью волшебной музыки мы перенесемся в лес и
послушаем птичьи разговоры…. ( звучит музыка с щебетом птиц, на фоне
которой загадываются загадки )
Правила игры: Ведущий зачитывает короткий рассказ птицы о себе, а участники
команд дают ответ, что это за птица.
Условие: Каждый участник обеих команд имеет по одной сигнальной карточке.
Команде предоставляется только один ответ. Право на ответ имеет та команда,
чей участник первый поднял карточку. В случае ошибки, право ответа переходит к
соперникам.
Оценка: Команда имеет возможность заработать 2 балла: 1 балл за угаданную
птицу и 1 балл за раскрытие ее пользы.
А/ Ох, и не любят меня люди. Голос, видите ли, мой им не нравится и глаза в
ночи, как огни горят. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я,
пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать
или любить меня надо. Кто я? И какую пользу приношу людям?
Ответ: Да. Это СОВА. С 1964 года совы находятся под охраной закона. Одна
серая сова за лето убивает тысячи полевых мышей и этим спасает урожай до 1
тонны.
Б/ Обо мне говорят, что я являюсь украшением степной природы. Внешне
довольно крупная, с характерным неприметным окрасом. Летом создаю пару, а
весной и осенью держусь в стае. Особенно красив мой полет в небе, мы летим
клином. Прошу не торопиться и дать полный правильный ответ. Как меня
зовут? Чем я питаюсь в степи и полях? Ответ: Да, это ЖУРАВЛЬ – КРАСАВКА. Питание птицы в летний период состоит
из осыпавшегося зерна после уборки хлебов. В степи ловит насекомых, особенно
саранчовых.
В/ А я тоже полезная птица. Хотя люди этого совершенно не ценят. Говорят, что
я плохая, никчемная мать, не забочусь о своих птенцах. А когда мне, когда столько
работы!? Кто эта беззаботная мать и чем серьезным она занята?
Ответ: Действительно, КУКУШКА является полезной птицей, одним из лучших
санитаров хвойного леса. Она не приносит вреда ни лесным семенам, ни ягодам.
Главная ее заслуга в том, что она поедает таких гусениц, которые не едят другие
птицы, в том числе бронзовых майских жуков, долгоносиков, щелкунчиков и
мохнатых гусеницшелкопрядов. Этим она спасает большие участки леса, огорода
от опасных вредителей. Как же не уважать эту птицу.
6
Г/ Я довольно крупная, длинноногая и длинношеяя птица. Молчаливая, но в
период брачных игр издаю клювом громкие, трещащие звуки. Хорошо уживаюсь
рядом с человеком, если он
желает мне добра. Предпочитаю водную среду. Но, вообщето я – всеядная птица.
А еще я обладаю удивительной способностью – спать в полете. Но, кто же я? И
чем питаюсь?
Ответ: Правильно, АИСТ. Питается земноводными, насекомыми, мелкой рыбой.
5. Редкие птицы Ростовской области.
Ведущий: Ученых – орнитологов всегда интересовал вопрос: Взаимосвязан ли
внешний вид птицы с ее образом жизни ( питанием, гнездованием, повадками)? Это
нам сейчас и предстоит выяснить. Я предлагаю вам смоделировать птиц и
обосновать ваш ответ.
Задание: моделирование птицы.
Каждой команде предлагается взять по 3 вида птиц и два набора карточек для
моделирования ( голова птицы легко узнаваемая, нарисованная в цвете и схемы
модели др. частей птицы – туловище, лапы). ( материал прилагается)
АЛГОРИТМ ОТВЕТА
1. назовите вид
2. экосистему, к которой она принадлежит: водная, степная, лесная или луговая
3. чем птица питается?
4. где вьет гнездо?
Птицы:
1. Кулик – ходулочник ( водная; кормится водными беспозвоночными; гнездо
устраивает недалеко от воды) 2. Пеганка ( водная; питается водными беспозвоночными; роют в береговых
обрывах, в оврагах, в песчаниках глубокие норы, а в равнинной степи занимают
пустующие норы лис)
3. Канюк – курганник ( степная ; питается лишь сусликами, поэтому в
распаханных степях их осталось крайне мало, т.к. на полевок, бегающих среди
высокой пшеницы, охотиться не так уж просто; гнездится по обрывам, на деревьях
или даже на кустах в степи );
4. Дрофа ( степная; лесо степная, пустыня; питается семенами и побегами
растений, насекомыми; гнездится на земле в ковыльных степях, иногда на хлебных
полях)
5. Черноголовый хохотун ( крупная чайка)( водная; едят рыбу, насекомых,
степных зверьков; строят гнезда прямо на земле, сухие листья и стебли трав
укладывают в небольшие кучки, а сверху в них вытаптывают небольшое
углубление – лоток;)
6. Сокол – сапсан ( степная; хищная птица, гнездо не вьет, гнезд.прямо на земле
среди степи )
7. Степной орел ( степная; питается грызунами – вредителями полей( сусликами);
гнездится по обрывам балок и оврагов, на старых скирдах, на различных
возвышенностях, иногда – прямо на земле среди степи и даже на невысоких
деревцах и кустах в лесополосах)
7
8. Журавль – красавка ( серый) ( степная, полупустыня; питается семенами и
насекомыми; гнездится на кочках, холмиках, гнездо в виде небольшой ямки)
Засчитывается ответ, если будет назван хотя бы один из двух видов журавлей.
9. Кудрявый пеликан – самый крупный из пеликанов ( сущ. розовый и серый
пеликаны)
( водная; рыбоядная птица; на Маныче они заселяют сухие открытые островки и
на земле среди бурьяна строят гнезда).
Засчитывается ответ, если будет назван хотя бы один из трех видов
пеликанов.
10. Колпица ( водная; прибрежная зона; пища состоит из водных насекомых, реже
лягушек, мальков рыб, моллюсков; гнездо устраивает на деревьях и кустах, в
густом тростнике)
11. Белая большая цапля ( водная; питается мелкой рыбой, лягушками,
насекомыми, беспозвоночными; гнездится около воды)
12. Сокол – балобан ( населяет степи и пустыни; питается грызунами и мелкими
птицами; гнездится на деревьях или скалах, часто использует гнезда других птиц)
Оценка: 4 балла ( по 1 баллу за каждый ответ на вопрос № 1,2, 3, 4 ).
Участники команд выполняют задание, а ведущий проводит для
болельщиков викторину ( по 7 вопросов каждой команде болельщиков).
Викторина для болельщиков « Все о ПТИЦАХ» Назовите, какими способами передвижения обладают птицы? ( летают,
ходят, бегают, плавают, прыгают)
Чем отличается журавлиный клин от утиного косяка? ( косяк напоминает
острый угол с равными лучами, а у клина один луч длинный, а др.
короткий
Почему некоторые виды птиц летят клином и косяком, в отличие от дуги,
летящих стайками? ( это закон физики: легче «разрезать» воздух,
преодолевать его сопротивление)
Является ли соловей родственником дрозду? ( да, оба певцы. Соловей
относится к одному семейству – дроздовых)
Яйца каких птиц полезнее, чем куриные? ( перепела, т.к. в них содержатся
аминокислоты, способствующие выделению лейкоцитов крови))
У каких птиц нет своей песни и они прекрасные звукоподражатели?
( скворцы, то зябликом запоет, то кошкой замяукает, то соловьем
зальется)
Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? ( стриж)
У какой птицы самки зеленые, а самцы желтые? ( иволги)
Птица с абсолютно черным оперением? (грач, ворон лесная птица)
Птица, истребляющая грызунов в ночное время суток? ( Сова, филин)
Водоплавающая птица, поедающая большое количество рыбы? ( пеликан ,
разные виды чаек )
8
Каких птиц называют альбиносами? ( Птиц, которые не имеют пигмента,
красящего вещества)
У какой птицы плавучее гнездо? ( у чомги)
У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? ( у синицыремеза)
Правила: каждая команда болельщиков имеет возможность принести своей
команде несколько дополнительных очков.
6. Тестовая игра «ПТИЧЬИ РЕКОРДЫ»
Ведущий: Вас ждет три великолепные семерки хитроумных запутанных
вопросов из птичьих рекордов, а поэтому я желаю вам удачи и хорошей интуиции.
Правила игры: Каждая команда получает по три сигнальные карточки с № 1, № 2,
№ 3. Ведущий зачитывает вопрос с тремя вариантами ответов. Команда имеет
право только на один вариант ( один ответ). На обдумывание ответа дается 5 сек.
Правильный ответ оценивается в 1 балл. Ответ две команды играют одновременно.
А/ Продолжительность жизни:
Озерная чайка 22 года, 25 лет, 30 лет
Соловей – 15 лет, 25 лет, 28 лет
Сова – 40 лет, 50 лет, 60 лет
Лебедь – 70 лет, 85 лет, 90 лет Аист – 40 лет, 60 лет, 75 лет
Филин – 61 год, 71 год, 81 год
Ворона – 90 лет, 110 лет, 120 лет
Б/ Высота полета:
Скворец – 2045 м, 50100 м, 100130 м над землей
Мелкие птицы – до 50 м, до 80 м, до 100 м
Голубь – до 100 м, до 150 м, до 200 м
Хищные птицы – до 4000 м, 5000 м, до 7000 м
Вяхирь до 1500 м, 2100 м, до 2400 м
Ворона – до 500 м, до 1700 м, до 2500 м
Журавль – до 2500 м, 4500 м, 5000 м
В/ Скорость полета:
Ворон – 25 км/ч, 38 км/ч, 50 км/ч Грач – 61 км/ч, 72 км/ч, 90
км/ч
Чайка 30 км/ч, 49 км/ч, 62 км/ч Утка – 96 км/ч, 115 км/ч,
130 км/ч
Сорока – 23 км/ч, 45 км/ч, 56 км/ч Стриж – 95 км/ч, 108 км/ч,
120 км/ч
Голубь – 55 км/ч, 62 км/ч, 80 км/ч
Ведущий:
Не разоряйте птичьего гнезда.
Так счастлива в своем жилище птица.
Она в гнезде спокойна и тогда,
9
Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора:
Оно высокое и вековое.
Дает нам тень, когда стоит жара,
Оно чарует как живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Мне больше, чем другому, боль знакома.
Того, чья песня глохнет в холода,
Кто на земле живет без дома. ( К.Кулиев)
ИГРА с БОЛЕЛЬЩИКАМИ «Легкая пушинка»
Правила: участникам игры предлагается перышко, которое надо удержать в
воздухе, дуя на него. Победитель становится тот, кто дольше это сделает.
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ: слово жюри. Вручение грамот за активное участие в
программе.
Награждение команд по номинациям будет производиться на финальной игре 1
апреля во Всемирный день птиц. 1. «Звонкоголосая весна»; 2. «Встречай с любовью птичьи стаи.
Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"
Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"
Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"
Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"
Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"
Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"
Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"
Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"
Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"
Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.