Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"
Оценка 4.7

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Оценка 4.7
Занимательные материалы +1
docx
Междисциплинарный 4
Взрослым
26.03.2019
Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"
Конкурсно-игровая программа "Вестники весны" посвящена международному дню охраны птиц, который весь мир празднует 1 апреля. Программа несёт экологическую направленность. В занимательно-познавательной форме у ребят систематизируются знания о птицах Ростовской области, воспитывается чувство ответственности за все живое на земле, гуманное отношение к природе. Мероприятие направлено на формирование всесторонне развитой личности через познание мира и самопознание окружающей среды.
сценарий мероприятия.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ     ДОМ ПИОНЕРОВ И ШКОЛЬНИКОВ им. Н.И. ФИЛОНЕНКО г. САЛЬСКА СЦЕНАРИЙ   ЭКОЛОГИЧЕСКОГО  МЕРОПРИЯТИЯ городская  конкурсно ­ игровая  программа  «ВЕСТНИКИ  ВЕСНЫ» («ВСЕМИРНЫЙ  ДЕНЬ   ОХРАНЫ ПТИЦ»)                                                                      Разработал:    Артюшина                                                                              Наталья Николаевна, методист 2019 год ­ 2­ Дата: « 24­30»  марта  2018 год Время: 10 час. 30 мин. Возраст: 13­14 лет ЦЕЛЬ –  экологическое воспитание учащихся. ЗАДАЧИ: 1. Систематизировать знания учащихся о птицах Ростовской области. 2. Учить создавать искусственные  гнездовья для птиц. 3. Формировать   всесторонне   развитую   личность   через   познание   мира   и самопознание окружающей среды. 4. Воспитывать   чувство   ответственности   за   все   живое   на   земле,   гуманное отношение к природе. Материал:  Скворечники,  подготовленные учащимися  школ к  мероприятию);  Раздаточный материал к заданию «Редкие птицы Ростовской области»;  Сигнальные карточки – 10 шт.( 5 желтых и 5 синих);  Магнитофон и аудиозаписи ( муз. с  голосами; голоса птиц);  Стенды с оформлением по теме  программы;  По три сигнальные карточки с № 1, № 2, № 3 на команду. МЕТОДЫ:  Словесный  Практический  Игровой   Моделирования   Тестирования Звучит фоновая музыка. ­ 3 ­ ХОД   ___» Ведущий: ­ Добрый день, дорогие ребята, уважаемые педагоги!  По     сложившейся   доброй   традиции   мы       встречаемся     с   вами     в   канун Международного дня птиц, который ежегодно отмечается 1 апреля.  Пускай всегда такой обычай В моей останется стране – Встречай любовно стаи птичьи, Всем сердцем радуясь весне. Эти   слова   можно   назвать   своеобразным   гимном   нашего   традиционного мероприятия. Прежде чем попасть в финальную игру, в которой определится победитель –  лучший знаток птиц Донского края, проведем отборочный тур и выберем   сильнейших. Я думаю, что здесь собрались сообразительные, любознательные  ребята, которые быстро и правильно ответят на все мои вопросы и справятся с  любым заданием. Представление ______________________________________» 2. МБОУ СОШ № __ «_________________________________________». Ведущий: ( на фоне  заставки с голосами птиц) ­ С первыми весенними лучами солнца просыпается не только природа, но и наши с вами сердца, которые откликаются на мелодичные, веселые, звонкие песни птиц. А их яркое оперение радует глаз. О птицах можно говорить бесконечно, вот почему ваше домашнее задание так и называется… 1. Домашнее задание: по теме   «Звонкоголосая весна» Конкурс  школьных экологических агитбригад (экологических отрядов). Время: 3­ 5 мин. (единый внешний вид приветствуется). Оценка конкурса : 5­ти –бальная система ( выводится средний балл).   МБОУ   СОШ   №   команд:   1.  Чтобы   определить,   какая   команда   начинает   первой   программу, проводится   жеребьевка   (   капитанам   команд   предлагается   проколоть два  воздушных шарика и узнать, какой номер лежит внутри) Ведущий: Многие птицы на юг улетают, Многие зиму у нас коротают. Галки, ворона, снегирь, воробей. Ну­ка, ребята, их вспомним скорей! 2. Игра ­ разминка  на знание зимующих и перелетных птиц Ведущий:  ­   Кто   сказал,   что   с   приходом   зимних   холодов   наступает   тишина   и безмолвие?!   Это   только   на   первый   взгляд,     кажется,   а   присмотришься   и прислушаешься – под стрехами попискивают, ворочаются и все норовят выглянуть наружу, дескать, не пора ли полетать, крылья поразмять, наши маленькие друзья. С нами  зимовать остаются самые стойкие, неприхотливые к еде птицы.  А иногда и гости   залетают,   кочуют   из   более   холодных   северных   районов   некоторые   виды птиц. А какие, вы сейчас сами определите… Правила:  обеим командам дается набор карточек с названием птиц, населяющих Ростовскую область, которые надо за 1 мин разделить на 2 группы: «зимующие,  ­ 4­ кочующие»   и   «перелетные».   Далее   команды   по   очереди   называют   сначала зимующих, потом  перелетных  птиц, не повторяя соперников. Чья команда не дает последний ответ, выбывает (проигрывает). Таким образом,  можно заработать по 1 или 2 балла.( материал прилагается) 3. Домашнее задание:  Конкурс скворечников «Встречай с любовью птичьи стаи» Ведущий: ­ О какой птице так говорят в  народе: «На шесте дворец, во дворце – певец». Конечно о скворце. Вот,  казалось бы уж скворца­то мы знаем, скворечники для них регулярно мастерим.  А про то, что существует  несколько разновидностей скворцов, слышали? ( ответы)  Да­да,  они   бывают     обыкновенные,  малые,  розовые,   серые,  сережковые   и  даже японские. К семейству скворцовых относятся более 100 видов. В наших краях в марте прилетает  обыкновенный скворец. Первые дни после прилета они держатся стайками. Найдя гнезда или скворечники, поют около них. Песня у скворца громкая и по­весеннему веселая.   Скажите,   какой   пищей   питается   скворец?   (   как   животной,   так   и растительной.)   Весной     вместе   с   грачами   ходят   за   плугом   и   из   перевернутых пластов земли выбирают дождевых червей, личинок жуков. Любят полакомиться сочными   ягодами,   черешней,   виноградом…   Но   их   основная   пища   –   различные вредные для сельского хозяйства насекомые. Ими они выкармливают птенцов. А теперь к делу…. Защита  скворечников  проводится  в форме деловой  игры   «Скворечник – 2010» Ведущий   ­   обвинитель:  ­     Сегодня   слушается   Дело   «Скворечник   –   2010»,   в котором принимают участие _____________________________________ ( команды )      Ведущий  объясняет правила игры: роль судей выполняют члены жюри ( им вручается  костюмная атрибутика судей);  роль обвинителя ( от имени птиц) выполняет  – ведущий; ответчика ( за изготовленный скворечник)  – участники команд. ­  На стенд выставляется скворечник команды _________________ МБОУ СОШ № ____. Вопрос: ­ Можно ли в таком скворечнике свить гнездо, высидеть и выкормить птенцов? В ходе слушанья дела ведущий обращает внимание  на стендовый материал и положение о конкурсе, оперируя параметрами и основными требованиями, предъявляемыми к изготовлению скворечника. ­ Слово ответчики: …………….( защита)            Судьи – жюри выносят вердикт и оценивают труд учащихся. Лучший скворечник,    оцененный   на   «отлично»   будет   отмечен   в   финале   грамотой   и   ценным подарком.      Положение: Срок   изготовления     и   сдачи   на   СЮН   до   10.03.2010   г.   одного   скворечника, выполненного в соответствии с розданным «Положением о конкурсе по  ­ 5 ­ изготовлению   скворечников   в   рамках   Всероссийской   акции   «Покормите   птиц» ( см. п.4, п.5, п.6)  4. «ЖИВЫЕ  ЗАГАДКИ»  (  о пользе птиц в природе) Ведущий: ­  А   сейчас   с   помощью   волшебной   музыки   мы   перенесемся   в   лес   и послушаем   птичьи   разговоры….   (   звучит   музыка   с   щебетом   птиц,   на   фоне которой загадываются загадки ) Правила игры: Ведущий зачитывает короткий рассказ птицы о себе, а  участники команд дают ответ, что это за птица.  Условие: ­ Каждый  участник обеих  команд имеет по одной сигнальной  карточке. Команде предоставляется только один ответ. Право на ответ имеет та команда, чей участник первый поднял карточку. В случае ошибки, право ответа переходит к соперникам.  Оценка:   Команда   имеет   возможность   заработать   2  балла:   1  балл   за   угаданную птицу и 1 балл за  раскрытие ее пользы. А/ ­ Ох, и не  любят меня люди. Голос,  видите ли, мой им не нравится и глаза в ночи, как огни горят. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы некоторым сидеть без хлеба. Так вот подумайте хорошенько, обижать или любить меня надо. Кто я? И какую пользу приношу людям? Ответ: ­ Да. Это  СОВА.  С 1964 года совы находятся под охраной закона. Одна серая сова за лето убивает тысячи полевых мышей и этим спасает урожай до 1 тонны. Б/  ­   Обо   мне   говорят,   что   я   являюсь   украшением   степной   природы.   Внешне довольно крупная, с характерным неприметным окрасом. Летом создаю пару, а весной и осенью держусь в стае. Особенно красив   мой полет в небе, мы летим клином.  Прошу не торопиться и дать полный правильный ответ. Как меня зовут? Чем я питаюсь в степи и полях? Ответ: Да, это  ЖУРАВЛЬ – КРАСАВКА. Питание птицы в летний период состоит из осыпавшегося зерна после уборки хлебов. В степи ловит насекомых, особенно саранчовых. В/ ­ А я тоже полезная птица. Хотя люди этого совершенно не ценят. Говорят, что я плохая, никчемная мать, не забочусь о своих птенцах. А когда мне, когда столько работы!? Кто эта беззаботная мать и чем серьезным она занята? Ответ: ­ Действительно, КУКУШКА является полезной птицей, одним из лучших санитаров хвойного леса. Она не приносит  вреда ни лесным семенам, ни ягодам. Главная ее заслуга в том, что она поедает таких гусениц, которые не едят другие птицы,   в   том   числе   бронзовых   майских   жуков,   долгоносиков,   щелкунчиков     и мохнатых гусениц­шелкопрядов. Этим она спасает большие участки леса, огорода от опасных вредителей. Как же не уважать эту птицу. ­6­ Г/  ­  Я довольно крупная, длинноногая  и  длинношеяя   птица.  Молчаливая, но в период брачных игр издаю клювом громкие, трещащие звуки. Хорошо уживаюсь рядом с человеком, если он   желает мне добра.  Предпочитаю водную среду. Но, вообще­то я – всеядная птица. А еще я обладаю удивительной способностью – спать в полете. Но, кто же я? И чем питаюсь? Ответ: ­ Правильно, АИСТ.  Питается земноводными, насекомыми, мелкой рыбой. 5. Редкие птицы Ростовской области. Ведущий: ­ Ученых – орнитологов всегда интересовал вопрос: ­ Взаимосвязан ли внешний вид птицы с ее образом жизни ( питанием, гнездованием, повадками)? Это нам   сейчас   и   предстоит   выяснить.   Я   предлагаю   вам   смоделировать   птиц   и обосновать ваш ответ. Задание: моделирование птицы.  Каждой команде  предлагается взять по 3 вида птиц  и два набора карточек для  моделирования ( голова птицы легко узнаваемая, нарисованная в цвете и схемы­  модели др. частей птицы – туловище, лапы). ( материал прилагается) АЛГОРИТМ  ОТВЕТА 1. назовите вид 2. экосистему, к которой она принадлежит: водная, степная, лесная или луговая 3. чем птица питается? 4. где вьет гнездо? Птицы: 1.  Кулик – ходулочник  ( водная; кормится водными беспозвоночными; гнездо устраивает недалеко от воды) 2.   Пеганка  (   водная;   питается   водными   беспозвоночными;   роют   в   береговых обрывах, в оврагах, в песчаниках глубокие норы, а в равнинной   степи занимают пустующие норы лис) 3.  Канюк   –   курганник  (   степная   ;   питается   лишь   сусликами,   поэтому     в распаханных степях их осталось крайне мало, т.к. на полевок, бегающих среди высокой пшеницы, охотиться не так уж просто;  гнездится по обрывам, на деревьях или даже на кустах в степи ); 4.  Дрофа  (   степная;   лесо   ­степная,   пустыня;   питается   семенами   и   побегами растений, насекомыми; гнездится на земле в ковыльных степях, иногда на хлебных полях) 5.  Черноголовый   хохотун    (   крупная   чайка)(   водная;   едят   рыбу,   насекомых, степных   зверьков;   строят   гнезда   прямо   на   земле,   сухие   листья   и   стебли   трав укладывают   в   небольшие   кучки,   а   сверху   в   них   вытаптывают   небольшое углубление – лоток;) 6. Сокол – сапсан  ( степная;  хищная птица, гнездо не вьет, гнезд.прямо на земле среди степи ) 7. Степной орел ( степная; питается грызунами – вредителями полей( сусликами); гнездится   по   обрывам   балок   и   оврагов,   на   старых   скирдах,   на   различных возвышенностях,   иногда   –   прямо   на   земле   среди   степи   и   даже   на   невысоких деревцах и кустах в лесополосах) ­ 7­ 8. Журавль – красавка ( серый) ( степная, полупустыня;  питается семенами и насекомыми;   гнездится   на   кочках,   холмиках,   гнездо   в   виде   небольшой   ямки) Засчитывается ответ, если будет назван хотя бы один из двух видов журавлей. 9.  Кудрявый пеликан  – самый крупный из пеликанов ( сущ. розовый и серый пеликаны)  ( водная;  рыбоядная птица;  на Маныче они заселяют сухие открытые островки и на земле  среди  бурьяна строят гнезда).                  Засчитывается ответ, если будет назван хотя бы один из трех видов пеликанов. 10. Колпица ( водная; прибрежная зона;  пища состоит из водных насекомых, реже лягушек,   мальков   рыб,   моллюсков;   гнездо   устраивает   на   деревьях   и   кустах,   в густом тростнике) 11.  Белая   большая   цапля  (   водная;   питается   мелкой   рыбой,   лягушками, насекомыми, беспозвоночными; гнездится около воды) 12. Сокол – балобан ( населяет степи и пустыни; питается грызунами и мелкими  птицами; гнездится на деревьях или скалах, часто использует гнезда других птиц) Оценка:  4 балла ( по 1 баллу за каждый ответ на вопрос  № 1,2, 3, 4 ).         Участники команд  выполняют задание, а ведущий проводит для  болельщиков викторину ( по 7 вопросов каждой команде болельщиков). Викторина для болельщиков « Все о ПТИЦАХ»  Назовите, какими способами передвижения обладают птицы? ( летают,  ходят, бегают, плавают, прыгают)  Чем отличается журавлиный клин от утиного косяка? ( косяк напоминает  острый угол с равными лучами,                   а у клина один луч длинный, а др.  короткий  Почему некоторые виды птиц летят клином и косяком, в отличие от дуги,  летящих стайками?  ( это закон физики: легче «разрезать» воздух,  преодолевать его сопротивление)  Является ли соловей родственником дрозду? ( да, оба певцы. Соловей  относится к одному семейству – дроздовых)  Яйца каких птиц полезнее, чем куриные? ( перепела, т.к. в них содержатся аминокислоты, способствующие выделению лейкоцитов крови))  У каких птиц нет своей песни и они прекрасные звукоподражатели?  ( скворцы, то зябликом запоет, то кошкой замяукает, то соловьем  зальется)  Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? ( стриж)  У какой птицы самки зеленые, а самцы желтые? ( иволги)  Птица с абсолютно черным оперением? (грач,  ворон ­  лесная птица)  Птица, истребляющая грызунов в ночное время суток? ( Сова, филин)  Водоплавающая птица, поедающая большое количество рыбы? ( пеликан ,  разные  виды  чаек ) ­8­  Каких птиц называют альбиносами? ( Птиц, которые не имеют пигмента,  красящего вещества)  У какой птицы плавучее гнездо? ( у чомги)  У какой птицы гнездо похоже на рукавицу? ( у синицы­ремеза) Правила: каждая команда болельщиков имеет возможность принести своей  команде несколько дополнительных очков. 6. Тестовая игра «ПТИЧЬИ  РЕКОРДЫ» Ведущий:  ­   Вас   ждет   три       великолепные   семерки   хитроумных   запутанных вопросов из птичьих рекордов, а поэтому я желаю вам удачи и хорошей интуиции. Правила игры: Каждая команда получает по три сигнальные карточки с № 1, № 2, № 3. Ведущий зачитывает вопрос с тремя вариантами   ответов. Команда   имеет право только на один вариант ( один ответ). На обдумывание ответа дается 5 сек. Правильный ответ оценивается в 1 балл. Ответ две команды играют одновременно. А/ Продолжительность жизни: Озерная чайка  ­ 22 года, 25 лет, 30 лет Соловей – 15 лет, 25 лет, 28 лет Сова – 40 лет, 50 лет, 60 лет Лебедь – 70 лет, 85 лет, 90 лет Аист – 40 лет, 60 лет, 75 лет Филин – 61 год, 71 год, 81 год Ворона – 90 лет, 110 лет, 120 лет Б/ Высота полета: Скворец – 20­45 м, 50­100 м, 100­130 м над землей Мелкие птицы – до 50 м, до 80 м, до 100 м Голубь – до 100 м, до 150 м, до 200 м Хищные птицы – до 4000 м, 5000 м, до 7000 м Вяхирь  ­ до 1500 м, 2100 м, до 2400 м Ворона – до 500 м, до 1700 м, до 2500 м Журавль – до 2500 м, 4500 м, 5000 м В/ Скорость полета: Ворон – 25 км/ч,  38 км/ч, 50 км/ч                                   Грач – 61 км/ч,  72 км/ч, 90  км/ч Чайка  ­ 30 км/ч,  49 км/ч, 62 км/ч                                   Утка – 96 км/ч, 115 км/ч,  130 км/ч Сорока – 23 км/ч, 45 км/ч, 56 км/ч                                  Стриж – 95 км/ч, 108 км/ч,  120 км/ч Голубь – 55 км/ч,  62 км/ч, 80 км/ч Ведущий:  Не разоряйте птичьего гнезда. Так счастлива в своем жилище птица. Она в гнезде спокойна и тогда, ­ 9­ Когда над рощей буря злится. Храните дерево от топора: Оно высокое и вековое. Дает нам тень, когда стоит жара, Оно чарует как живое. Не разоряйте птичьего гнезда! Мне больше, чем другому, боль знакома. Того, чья песня глохнет в холода, Кто на земле живет без дома.  ( К.Кулиев) ИГРА с БОЛЕЛЬЩИКАМИ «Легкая пушинка» Правила:  участникам   игры   предлагается   перышко,   которое   надо   удержать   в воздухе, дуя на него. Победитель становится тот, кто дольше это сделает.  ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ: слово жюри. Вручение  грамот за активное участие в  программе. Награждение команд по номинациям будет производиться на финальной игре 1  апреля во Всемирный день птиц. 1. «Звонкоголосая весна»;   2. «Встречай с любовью птичьи стаи.

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"

Конкурсно - игровая программа "Вестники весны"
Скачать файл