Окружающий мир 1 класс Дата___________
Тема: Где зимуют птицы?
Цель: создание образовательного пространства для расширения и закрепления знаний учащихся о перелетных и зимующих птицах нашего края.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД: обучающиеся научатся находить взаимосвязи в природе; поймут, что птицы зимуют по-разному; будут учиться строить сообщения, выводы в устной форме.
Личностные: ученики будут развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения; развивать доверие и внимательность к окружающему, готовность к сотрудничеству и дружбе.
Познавательные: ученики научатся формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельного задания; использовать знаково-символические средства; создавать и преобразовывать модели, устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации.
Регулятивные: учащиеся будут формировать умения слушать собеседника, принимать и сохранять учебную задачу; проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве, в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия.
Коммуникативные: учащиеся будут учиться адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь
Ход урока.
1. Оргмомент.
2. Повторение пройденного материала.
- Вспомните, где мы с вами путешествовали на прошлом уроке?(На северном и южном полюсах…)
- Вы теперь можете ответить на вопрос, где живут белые медведи?
Медведи – Северный Ледовитый океан,
- А где живут слоны? Саванна, тропический лес.
- Могут ли медведи охотиться на пингвинов?
Медведи на СП, пингвины на ЮП.
3. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня вас ждёт тоже что-то новое и интересное. А вот о ком, вы узнаете, отгадав загадки.
Красные лапки, В деревне есть часы такие, В серой шубке перовой
Длинная шея, Не мёртвые, а живые, И в морозы он герой,
Щиплет за пятки, Ходят без завода, Скачет, на лету резвится,
Беги без оглядки. Они птичьего рода. Не орёл, а всё же птица.
На доске появляются 3 картинки с изображением гуся, петуха, воробья.
- Ребята, а не кажется ли вам, что среди этих птиц есть одна лишняя? (Воробей, потому что петух и гусь – домашние птицы.)
- Так о ком вы сегодня узнаете что-то новое? ( О птицах).
- Что бы вы хотели о них узнать? (формулируют цели)
4. Работа по теме.
- Да, мы поговорим о птицах, о наших пернатых друзьях.
Под аудиозапись «Птичьи голоса» отрывок из рассказа Ю.Дмитриева «Какие птицы бывают».
Какие птицы бывают.
Птиц на земле, конечно, меньше, чем насекомых, но все-таки их очень много - около 9 тысяч видов.
Есть птицы очень большие, чуть ли не двухметровой величины, есть и совсем крошечные, не больше бабочки или стрекозы, весящие несколько граммов.
Есть птицы, которые могут летать выше облаков, а есть и такие,которые вовсе не могут летать.
…Одни птицы живут в лесу, другие — в степи. Но есть и такие, которые не могут
жить
ни в лесу, ни в степи. Они живут только в
пустыне или в горах. А другие
только на берегу моря.
Одни птицы питаются рыбой, другие - насекомыми. Есть хищныептицы, которые поедают других зверей и птиц, а есть «вегетарианцы»,которые едят только растительную пищу, в основном ягоды и семена.
Одни птицы селятся в дуплах, а другие вьют себе гнезда на земле или на ветвях деревьев и кустов.
Одних птиц мы видим рядом весь год, а другие то появятся, то куда-то исчезнут.
Вот об этих птицах мы и поговорим.
- Наш друг любопытный Муравей задаёт вам вопрос.
Где зимуют птицы?
Муравьишка видит птиц только летом, а где они находятся зимой, он не знает, т.к.
он всю зиму проводит в муравейнике под снегом. Чтобы ответить на его вопрос, отгадайте загадки.
Появление изображения птицы –отгадки.
1)Трещала с самого утра: 2) Чернокрылый, красногрудый,
«Пор-р-ра!Пор-р-ра!»А что пора? И зимой найдёт приют:
Такая с ней морока, Не боится он простуды -
Когда трещит… сорока. С первым снегом тут как тут!(снегирь)
3)Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата, 4) Я весь день ловлю жучков,
Чёрненькая шапочка Уплетаю червячков.
И полоска шарфика. В тёплый край я не летаю,
(синица) Здесь под крышей обитаю.
Чик-чирик! Не робей!
Я бывалый… воробей.
5)Окраской серовата, В красной шапке птица ходит
Повадкой воровата, И в коре жуков находит
Крикунья хрипловатая, Это давний наш приятель
Известная персона. Кто она? (ворона) А зовётся птичка… дятел.
- Что у этих птиц общее? (Они никуда не улетают, круглый год живут рядом с нами).
Если эти птицы проводят зиму рядом с нами, то как бы вы их назвали.Придумайте им название. (Предположение детей).
Этих птиц называют зимующими.
- Каких птиц, зимующих у нас, вы ещё знаете?
Работа с учебником.
Посмотрите на верхнюю картинку. Каких птиц не было на экране? (Поползень, галка, сова). Ученик читает над рисунком.
- Кто запомнил, как одним словом называют этих птиц?(зимующие).
Закрасьте кружок возле тех птиц, которых видели зимой. Эти птицы не боятся морозов, еду ухитряются добывать даже в очень снежные зимы. И всё-таки тяжело им зимой. Особенно трудно маленьким птичкам. Как можно помочь им? (ответы детей о кормушках).
Физминутка.
Утром встал снегирь на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся влево, вправо,
Приседанья
сделал справно.
Клювиком почистил пух
И скорей за парту – плюх.
Отгадайте ещё загадки Появление изображения птицы –отгадки.
1)С весны до осени она в лесу. 2)Угадайте, что за птичка -
Года считает нам на суку. Тёмненькая невеличка,
Птенцов бросает, гнёзда не вьёт, Беленькая с живота,
Да всё песенки нам поёт. Хвост раздвинут в два хвоста.
(Кукушка). (Ласточка).
3)Эту птицу всякий знает.
На шесте её дворец.
Червячков птенцам таскает
и зовут её…скворец.
Длинношеяя та птица
Грациозна как царица
Гладью водной проплывает
Чудно шею извивает. (лебедь)
- Что у этих птиц общего? (Они улетают на зиму в тёплые края).
- Каких птиц, улетающих в тёплые края, вы ещё знаете? Картинки.
Это птицы-непоседы. Они живут у нас летом, вьют гнёзда, выводят птенцов, а с наступлением холодов улетают за тысячи километров в жаркие страны, а потом возвращаются в родные места. Как называют таких птиц? (Перелётные).
Посмотрим в учебник на нижнюю картинку. Каких птиц не было на экране? (зяблик, журавль, жаворонок, соловей).
Ученик читает текст над картинкой. Вопросы по прочитанному:
- Куда улетают птицы на зиму?
- Когда они возвращаются к нам? Изображение весны.
- Как называют этих птиц? Почему?
Докажите, что на картинке весна. (Небо голубое, тает снег, ручьи).
Физминутка.
На-на-на- наконец пришла… весна.
Чи-чи-чи- прилетели к нам …грачи.
Ло-ло-ло- всем от солнышка …тепло.
Ра-ра-ра- рада солнцу …детвора.
Ребята, сейчас мы знаем, что птицы улетают на зиму. А раньше люди этого не знали. Как же им удалось это узнать? Чтение текста в учебнике о кольцевании птиц.
На каждом кольце был номер, адрес места, где была окольцована птица. Когда кто-то в других странах встречал окольцованную птицу, он сообщал о ней по данному адресу. Так учёным удалось узнать, где зимуют птицы.
- - Что делают птицы? (добывают пищу).
- Когда много корма для этих птиц? (летом).
- Что происходит с наступлением холодов? (меньше корма).
- Так почему птицы улетают от нас в тёплые края? (холодно, мало еды).
5. Закрепление изученного. Игра «Третий лишний».
Появляются 3 названия птиц, найти лишнюю и объяснить.
ворона сова скворец
кукушка голубь дятел
сорока ласточка журавль
Игра «Кому улетать?».
Картинка с птицами (воробей, ласточка, кукушка, скворец, снегирь),
- Птицы затеяли спор, кому улетать, а кому оставаться. Помогите им.
Ученик называет перелётную птицу, показывает указкой и она «улетает» ( правильно названная птица исчезает с экрана).
6. Итог.
- Так, где же зимуют птицы?
- Как называют птиц, живущих зимой рядом с жильём человека?
- Как называют птиц улетающих на зиму?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.