Урок в 6 классе на тему:
Жизнь в Океане и на суше
Цель: сформировать представление о морских организмах как части биосферы, их многообразии, приспособлениях к жизни в водной среде; об основных факторах, влияющих на вертикальное распространение морских организмов.
Задачи урока:
1. Формировать информационную компетентность
2. Сформировать понятия: бентос, нектон, планктон.
Оборудование:учебник А.А. Лобжанидзе «География. Планета Земля», рабочий лист «Жизнь в Океане и на суше», презентация SMARTNOTEBOOK«Жизнь в Океане и на суше».
Планируемые результаты:
Предметные – называть представителей планктонных, свободноплавающих и донных морских организмов; приводить примеры приспособлений океанических животных к разным местам обитания; описывать особенности органического мира океана на разной глубине и в разных климатических поясах; объяснять изменения в распространении морских организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.
Метапредметные – умение вести самостоятельный поиск, анализ и отбор информации; умение работать в коллективе.
Личностные – осознание неполноты знаний, проявление интереса к новому содержанию, Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал
Ход урока
I Организационный момент СЛАЙД 1
– Добрый день, юные мыслители! Я рада видеть ваши умные и добрые лица! Нам предстоит очень необычная работа. И я даже слегка волнуюсь: а все ли задуманное осуществится…
Для этого мне понадобиться ваша помощь.
Я готова начать работу и надеюсь на ваше сотрудничество и творческий подход к делу. Вы готовы? Поднимете тот кружочек, который соответствует вашему настроению. (красный- «у меня хорошее настроение», желтый- «мне тревожно»; зеленый- «у меня плохое настроение»)
II Актуализация знаний
1. Учащиеся работают с презентацией на которой написано:
СЛАЙД 2
1.Живая оболочка Земли- это (биосфера)
2. Основоположник учения о биосфере… (Владимир Иванович Вернадский)
3. Верхняя граница биосферы- это (озоновый слой)
2. На доске разбросаны слова:
Царства:растения, животные, грибы, бактерии
Реликты-это древние виды
Масса организмов суши в 800 раз больше массы организмов Мирового океана.
Масса растений в 1000 раз больше массы животных.
Задание: на доске перепутаны слова, сопоставьте их в предложения.
3.Фронтальный опрос
1) Где находится биосфера? (В области взаимодействия воздуха, воды и горных пород)
2) Из чего состоит биосфера? (Царства животных, царства растений, царства грибов и царства бактерий)
3) Кого больше среди животных? (Насекомых)
5) В каких условиях встречаются живые организмы? (во льдах, в пустынях, соленых озерах, нефтяных пластах)
III Основная часть
Вступительное слово учителя.
- Как вы считаете, мы все узнали о биосфере? (ответы учащихся)
- А какие вопросы на ваш взгляд нам нужно рассмотреть еще? (Как распространены живые организмы в разных сферах)
- Ребята попробуйте сформулировать тему урока?
Тема урока: Жизнь в Океане и на суше.(запись в рабочий лист)
-Давайте попробуем сформулировать цель нашего урока? СЛАЙД 4 (на слайде разбросаны слова, задача учащихся правильно сформулировать цель урока)
- Я предлагаю решить параллельно еще одну проблему. Мы уже изучили литосферу, атмосферу и гидросферу. Поэтому кроме закономерности распространения живых организмов и установления зависимости живых организмов от окружающей природы попробуем ответить на проблемный вопрос: «Повлияла ли биосфера на другие оболочки Земли»
Чтобы ответить на данный вопрос мы должны с вами решить определить как распространены живые организмы в Океане.
Для этого откройте учебник параграф 49 (5-6 класс) или 39 (6 класс) и выполните в рабочих листах задание № 1., 2.СЛАЙД 5
Задание №2.
Группы водных организмов:
СЛАЙД 6
1. Нектон (от греческого «nektos»-плавающий) –это животные, которые активно плавают в водной толще ( рыбы, киты, дельфины, кальмары, морские змеи и черепахи).
Слайд № 7
2. Бентос–( от греч. «benthos»- глубина) –это организмы, обитающие на дне морей и океанов (моллюски, губки, черви, кораллы, раки, морские звезды).
Слайд № 8
3. Планктон – (от греч. «planktos»- блуждающий) –это мелкие организмы, населяющие верхнюю часть водной толщи и двигающиеся с током воды: одноклеточные водоросли, личинки животных, мелкие ракообразные. Животные этой группы носят название зоопланктон, а растения-фитопланктон.
Задание №3. СЛАЙД 9
Подведем итоги:
1. От чего зависит распространение жизни в океане? (географической широты, глубины, наличие кислорода)
2. Чем отличается зоопланктон от фитопланктона? (зоопланктон-это животные, фитопланктон-растения)
3. Больше всего организмов обитает в поверхностных водах океана, где много света и тепла. Как вы считаете почему? (это идеальные условия для жизни)
4. Если мы двигаемся от экватора к полюсам, то количество видов… сокращается.
Таким образом: для организмов живущих в океане нужно тепло, свет и кислород.
IV Физкультминутка
А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя,
А над морем – мы с тобою!
(машут руами)
Мы теперь плывём по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.
(плавательные движения руками)
Поглядите: чайки важно
Ходят по морскому пляжу.
(хотьба на месте)
Сядьте, дети на песок,
Продолжаем наш урок
А теперь рассмотрим второй вопрос: Распространение живых организмов на суше.
Работаем с рабочим листом и параграфом учебника, ответьте на задание №4. Учащиеся работают с учебником стр.127 абзац 1
СЛАЙД 10
Переходим к следующему заданию №5. (работа в парах)
Рассмотрите смену растительности от экватора к полюсам, какую закономерность вы увидели?
Вывод: Вдоль экватора распространены влажные экваториальные леса, т.к. там очень тепло и влажно, ближе к полюсам сформировалась зона тундры, т.к. холодно и сухо. Следовательно, смена растительности зависит от соотношения тепла и влаги.
От чего зависит количество сообществ живых организмов в горах?(высота, расположение склонов)
Учащиеся работают с учебником на стр.127 абзац 3
Подведем итоги:
1. Где на суше распространены места с наибольшей массой живого вещества? (экваториальные леса). С меньшей массой живого вещества (пустыни)
2. От чего зависит количество сообществ живых организмов в горах?(высота, расположение склонов)
Вывод: количество сообществ живых организмов на суше зависит от соотношения тепла и влаги, а в горах зависит от высоты гор и географического положения гор.
Возвращаемся к проблемному вопросу: «Повлияла ли биосфера на другие оболочки Земли»(ответы учащихся)
-Ребята, а какие цели мы ставили вначале урок? (ответы учащихся)
-А мы их достигли? (да)
V Закрепление
СЛАЙД 11
Учащиеся выполняют тест в рабочих листах, а потом проверяем на слайде.
СЛАЙД 12
Выполните задание № 6 в рабочих листах.
Проверка задания на слайде.
А Б В
Г Д Е
Суша-море- А,Б
Толща воды- В, Д
Морское дно- Г,Е
СЛАЙД 13
VI Домашнее задание прочитать параграф 49 (5-6 класс). Подготовить презентацию, буклет, кроссворд на тему: «Самые удивительные обитатели Мирового океана».
VII Рефлексия
* сегодня я узнал…
* было интересно…
* было трудно…
* я выполнял задания…
* я понял, что…
* теперь я могу…
* я почувствовал, что…
* я приобрел…
* я научился…
* у меня получилось …
* я смог…
* я попробую…
* меня удивило…
* урок дал мне для жизни…
* мне захотелось…
Выставление оценок.
Спасибо за урок.
СЛАЙД 14
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.