Тема урока: «Портрет в музыке и живописи». «Уноси мое сердце в звенящую даль».
Цель: Развитие общих музыкальных способностей учащихся, образного, ассоциативного мышления, творческого воображения, эмоционально-ценностного отношения к явлениям жизни и искусства на основе восприятия и анализа музыкальных образов.
Задачи урока:
М. И. Глинки, П.И. Чайковского, С.С. Прокофьева;
Тип урока: расширение и углубление темы.
Ход урока.
I. Организационная часть.
Музыкальное приветствие.
II. Основная часть.
Повторить основные моменты предыдущего урока. Ответить на вопросы: О каком жанре вокальной музыке мы говорили на прошлом уроке? Что такое романс? Что такое музыкальный образ? Какой музыкальный образ мы разбирали на прошлом уроке? О творчестве какого композитора шла речь? Назовите произведения о которых шла речь на прошлом уроке.
1. Актуализация знаний.
Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.
Как вы думаете, о каком жанре изобразительного искусства сегодня пойдет речь? О портрете.
А как вы думаете, какое еще искусство может нарисовать портрет?
2. Работа над новым материалом.
-Слушание романса М. Глинки «Я помню чудное мгновенье», «Вальса-фантазии». Вспомните, кому М. Глинка посвятил эти произведения?
(Ответы уч-ся) - Екатерины Ермолаевны Керн.
- Эти произведения автобиографичны, они отражают жизненные события самого композитора. Музыка в произведениях звучит как взволнованная речь. Интонации «вопросов» и «ответов» делают музыку необычайно выразительной, говорящей. Музыка раскрывает не только образ самого композитора, но и образ той, кому посвящены эти произведения.
Сегодня мы обратимся к знакомым вальсам и попробуем дать характеристику каждому из них.
Слушание и беседа по характеру.
С. Прокофьев «Вальс» из балета «Золушка»
П. Чайковский «Вальс» из балета «Спящая красавица»
Ф. Шопен «Вальс»
(ответы уч-ся)
От красок шумно и светло,
Картины воздух обступили,
Я музыку сюда бы ввёл,
Чтобы они заговорили.
Рассмотреть репродукции картин.
IV. Подведение итогов.
- Что самое главное необходимо запомнить с урока?
-Посмотрите на план. Все ли мы успели сделать?
Как вы оцениваете свои знания? (самооценка, взаимооценка).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.