Конспект дистанционного урока по русскому языку по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" 10 класс
Оценка 4.6

Конспект дистанционного урока по русскому языку по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" 10 класс

Оценка 4.6
Домашнее обучение
docx
русский язык
10 кл—11 кл
28.11.2020
Конспект дистанционного урока по русскому языку по теме "Тире между подлежащим и сказуемым" 10 класс
Интересные задания, табличка с теоретическим материалом помогают сделать урок интересным.
Андреева Е.М. конспект. dok.docx

Конспект урока

 

Предмет: русский язык

Класс:10( базовый уровень)

Тема урока: Тире между подлежащим и сказуемым

Тип урока: урок открытия нового знания

Цель урока: формировать знания о правилах постановки тире между подлежащим и сказуемым;  формировать умение применять правило в письменной речи, конструировать предложения, в которых необходимо поставить тире; развивать речь, мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость.

Прогнозируемые результаты:

Личностные:

- учить  проверять себя;

- учить давать оценку своим действиям;

метапредметные:

-учить анализировать и выделять общее;

-учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;

предметные:

-вспомнить условия постановки тире между подлежащим и сказуемым;

- учить находить связь между подлежащим и сказуемым;

-учить видеть возможные способы выражения главных членов предложения (решение заданий ЕГЭ).

 

Дистанционный ресурс: программа ZOOM режим видеоконференция, образовательный портал «ЯКласс».

 

 

Ход урока

1.Добрый день, ребята. Сегодня нам предстоит сделать еще один шаг к постижению законов русского языка. В качестве эпиграфа к уроку мне хочется прочитать слова известного писателя Константина Георгиевича Паустовского.    

«Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

 

2. Актуализация знаний

Фронтальная беседа

-Продолжите предложения:

-Главные члены предложения- это…

-Подлежащее- это..

-Сказуемое-это главный член предложения, который…

- В простом глагольном сказуемом лексическое и грамматическое значения выражаются…

-Составными глагольными сказуемыми называются такие сказуемые…

Составными именными сказуемыми называются….

3. Создание проблемной ситуации

- Сегодня нам трудно представить, что когда-то книги печатались без всем известных значков, которые называются знаками препинания. Они стали настолько привычны для нас, что мы их просто не замечаем, а значит, и не можем по достоинству оценить. А между тем знаки препинания живут своей самостоятельной жизнью в языке и имеют свою интересную историю".  Посмотрим на эти предложения.

Определите тип сказуемого в предложениях.  1.Летний вечер тих и ясен.2. Золотой метелью мчи (т, ть)ся ж...лтый лист.3. Мы  медле (н, нн)о стали пр...ближа (т, ть)ся к вершине горы.4. Книга  это волшебница.

 Чем выражены подлежащее и сказуемое в последнем предложении?  Посмотрите, задание было одно, а результаты получились разные. Почему так получилось?

Что мы знаем о расстановке знаков препинания в таких случаях?

4.Целеполагание. Постановка учащимися целей и задач урока.

5. Первичное усвоение новых знаний.

Тире в русскую пунктуацию ввёл Н.М. Карамзин. Пунктуационный термин тире восходит к французскому слову "tiret" (от глагола "tirer" - "тянуть"), что значит «чёрточка». В старых русских грамматиках тире называли «молчанка», термин подсказывал, что на месте тире необходима пауза.

Эта тема для вас не новая, вы уже с ней знакомились в 5м классе. А о том, какие существуют еще условия между подлежащим и сказуемым, вам предстоит узнать самостоятельно в ходе урока, выполняя различные задания.

 

 Задание

Подчеркните в предложениях главные члены предложения, подпишите, какой частью речи они выражены. Разделите предложения на группы, назовите эти группы ( предложения записать под диктовку или вывести на доску, используя доску сообщений)

 

Цель науки  истина. Мой возраст семнадцать лет.  Твой вагон пятый.

Лгать удел рабов. Жить значит страдать. Капли дождя словно слезы. Свобода есть право уважать в себе личность. Дом пуст и тих. Приложение1

 

1 группа- Цель науки – истина. Мой возраст - семнадцать лет.  Лгать - удел рабов. Жить – значит страдать (ставим тире между подлежащим и сказуемым).

 

2 группа- Твой вагон пятый. Капли дождя словно слезы. Свобода есть право уважать в себе личность. Дом пуст и тих (тире между подлежащим и сказуемым не ставится).

Проверить свои рассуждения вы сможете,  пользуясь схемами. 

Вопрос: Расскажите, опираясь на схему, когда ставим тире между подлежащим и сказуемым. Когда не ставим?

 

 

Тире ставится:

1. Сущ. + сущ.

Книга лучший друг человека.

2. Числ. + числ.

Пятью девять  -  сорок пять

3.Сущ. + числ.

  Расстояние между посёлками  -   пятьдесят километров.

4. Н. ф. гл. + н. ф. глаг.

Охранять природу — любить родину.

5. Сущ. + н. ф. глаг.

Наша задача — хорошо учиться.

6. Н. ф. глаг. + сущ.

Ходить босиком —  большое удовольствие.

7. сущ. (гл.) + Это( вот, значит) +сущ.(гл.)

Чтение — вот лучшее учение.

Читать — значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное.

Язык  -  это история народа.

Тире не ставится:

1. Если в роли связки выступают сравнительные союзы  как, словно, будто, точно, вроде как   и др.

Звёзды будто алмазы.

Небо точно море.

Пруд как зеркало.

2. Если подлежащее выражено личным местоимением.

Подлеж. = личное местоим.

Он порча, он чума, он язва здешних мест.

3. Если перед сказуемом стоит частица  не

Бедность не порок

4. Если подлежащее и сказуемое образуют фразеологический  оборот                

Два сапога пара.

5. Если перед сказуемым стоит вводное слово

Собака, известно, друг человека

 

Используя примеры, данные в схеме, перестройте предложения таким образом, чтобы между подлежащим и сказуемым вместо связки было тире.

Приложение 2.

 

        Дедушка стал моим лучшим другом. (Дедушка - мой лучший друг.) С детских лет путешествия были моим любимым увлечением. (С детских лет путешествия - мое любимое увлечение.) Поверхность озера словно прозрачное стекло. (Поверхность озера  - прозрачное стекло.) Дубровский был мстителем за поруганную семейную честь. (Дубровский - мститель за поруганную семейную честь.) Приложение3.

- Чем выражены подлежащие и сказуемые?

 

 

6.Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации.

 

 ЗАДАНИЕ 1.(выводится на доску сообщений)  В каком предложении тире следует ставить потому, что подлежащее и сказуемое  в нем выражены существительными в именительном падеже?

1.     Мы его   предупреждали – он советом пренебрег.

2.     Озеро, заросшее камышом, - хорошее место для гнездовья водоплавающей птицы.

3.     Я не очень люблю это дерево – осину

4.     Им двигало одно желание – помочь несчастной женщине.

 

5.     Ответ: Озеро, заросшее камышом, - хорошее место для гнездовья водоплавающей птицы. Подлежащее и сказуемое выражены существительным в И.п. (Приложение 4)

 

 

ЗАДАНИЕ 2. (выводится на доску сообщений) В каких предложениях не нужно ставить тире? (Знаки препинания  не расставлены.)

Чтение вот лучшее учение.  2.Гений это терпение. 3 Его жизнь как легенда. 4 Молчание знак согласия.5Новое хорошо забытое старое. 6Красота есть обещание счастья. 7.Помнить значит предвидеть. 8. Жить Родине служить.

 

Ответ: 3. Его жизнь как легенда. 6.Красота есть обещание счастья.

 

Перед сказуемым стоят слова есть, как. (Приложение 5)

 

 

ЗАДАНИЕ 3.(делают самостоятельно)  В каких  предложениях главные члены выражены разными частями речи ( знаки препинания не расставлены)?

 

1.     Учиться значит искать знание.

2.     Учить, не стараясь выучить, учить без цели, без желания пустое занятие.

3.     Лучший способ развить внимание научить себя быть внимательным к людям.

4.     Человеческая история не сумма случайностей.

 

 

Ответ: Учить, не стараясь выучить, учить без цели, без желания пустое занятие.

Лучший способ развить внимание научить себя быть внимательным к людям. (Приложение 6)

 

6.     Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

 

 

П.26, упр.93( Учебник Гусарова И.В. Русский язык и литература. Русский язык:10 класс; базовый и углубленный уровни: учебник для общеобразовательных организаций/ И. В. Гусарова.- М.: Вентана- Граф, 2018.- 448с.-(Российский учебник)

 

 

- Проверочная работа на образовательном ресурсе «ЯКласс»

https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/11-klass/prostoe-predlozhenie-10911/grammaticheskii-sostav-predlozheniia-11187/

 

7.     Рефлексия (подведение итогов занятия)

В начале урока мы поставили вопрос об условиях постановки тире между подлежащим и сказуемым. Ответьте на него, используя полученные знания.

 

Метод «Толстый и тонкий вопросы»

1 толстый вопрос. Записывают вопрос, ответ на который  может быть развернутым, подробным, более наполненным и длинным.

1  тонкий вопрос. Записывают вопрос, ответ на который обычно получаются однозначным, коротким, по факту.

Учащиеся по изучаемой теме задают друг другу по 1 тонкому и 1 толстому вопросу.

Интернет-ресурсы.

1) Урок русского языка по теме- https://infourok.ru/konspekt-uroka-po-russkomu-yaziku-na-temu-tire-mezhdu-podlezhaschim-i-skazuemim-klass-1476492.html

2 )Теоретические сведения по теме-https://www.yaklass.ru/p/russky-yazik/11-klass/prostoe-predlozhenie-10911/grammaticheskii-sostav-predlozheniia-11187

3)Задания ЕГЭ по русскому языку - https://rustutors.ru/egeteoriya/egetest/1996-1-variant-egje-po-russkomu-jazyku-2019-2020-po-novoj-demoversii.html


 

Конспект урока Предмет : русский язык

Конспект урока Предмет : русский язык

Ход урока 1.Добрый день, ребята

Ход урока 1.Добрый день, ребята

Целеполагание. Постановка учащимися целей и задач урока

Целеполагание. Постановка учащимися целей и задач урока

Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природу — любить родину

Н. ф. гл. + н. ф. глаг. Охранять природу — любить родину

ЗАДАНИЕ 1 .(выводится на доску сообщений)

ЗАДАНИЕ 1 .(выводится на доску сообщений)

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2020