Тема урока: «Кровеносная система. Кровь».
Цель урока: изучить новый материал.
Задачи: проследить эволюцию кровеносной системы от кольчатых червей до млекопитающих; выяснить, у каких групп животных замкнутая, а у каких – незамкнутая кровеносная система; объяснить, что строение сердца – отражает сложность организации животного; изучить состав крови, функции клеток крови; учить анализировать и обобщать.
Оборудование: таблица «Внутреннее строение позвоночных животных».
Методы: беседа, рассказ, демонстрация таблиц, рисунков, работа по карточкам.
Ход урока:
1. Организация урока.
2. Проверка д/з:
1) Выполнение тестов, работа по карточкам
2) Фронтальный опрос:
3) Индивидуальный опрос:
3. Сообщение темы и цели урока.
4. Изучение нового материала:
1) Эволюция кровеносной системы. (Рассказ с элементами беседы. Дополнительный материал на стр. 363 -365 метод. пособия Пепеляевой.)
2) Кровь. (Рассказ с элементами беседы. Дополнительный материал на стр. 365 метод. пособия Пепеляевой.)
5. Закрепление:
1) параграф 41 в рабочей тетради.
6. Домашнее задание: параграф 41, вопросы в конце параграфа.
Биология 7 класс. Урок 44. Вариант 1.
А. Выберите все правильные ответы.
1. Защитная функция покровов тела выражается:
а) в защите от прикосновения инородных тел
б) обмене веществ
в) регуляции температуры тела
г) предохранении от потерь воды
2. Прочный наружный скелет характерен:
а) для червей
б) насекомых
в) паукообразных
г) ракообразных
3. Достоинствами внутреннего скелета являются:
а) способность к росту
б) образован из соединительной ткани
в) дополняет массу тела
г) обладает строением, не мешающем движению
4. Осевой скелет ланцетника представляет собой:
а) позвоночник
б) хитиновый покров
в) хорду
г) наружный скелет, пропитан известью
5. Киль имеет грудина многих:
а) млекопитающих
б) пресмыкающихся
в) земноводных
г) птиц
6. Скелет различных представителей хордовых выполняет сходные функции:
а) опора тела
б) защита внутренних органов
в) лучшее поступление воздуха в легкие
г) перемещение в пространстве
7. Дышат всей поверхностью тела:
а) круглые черви
б) простейшие
в) плоские черви
г) рыбы
8. Двойное дыхание характерно:
а) для млекопитающих
б) птиц
в) земноводных
г) пресмыкающихся
9. Пищеварение – это процесс:
а) проглатывания и измельчения пищи
б) измельчения и расщепления пищи
в) расщепления и всасывания питательных веществ
г) изменения, расщепления и всасывания питательных веществ
10. В связи с полетом в пищеварительной системе птиц наблюдаются изменения:
а) отсутствие зубов
б) укорочение кишечника
в) ускорение пищеварительного процесса
г) выделение пищеварительных ферментов
11. Источником энергии в организме является:
а) вода
б) пища
в) кислород
г) углекислый газ
12. Кислород, необходимый для окисления питательных веществ, поступает в организм млекопитающих через:
а) жабры
б) легкие
в) легочные мешки
г) трахеи
Биология 7 класс. Урок 44. Вариант 1.
А. Выберите все правильные ответы.
1. В процессе эволюции покровы тела животных:
а) усложнялись
б) упрощались
в) не изменялись
г) приобретали новые образования
2. Внутренний скелет характерен:
а) для рыб
б) ракообразных
в) млекопитающих
г) земноводных
3. Существенными недостатками наружного скелета является:
а) расположение на поверхности тела
б) неспособность к росту
в) опорная функция для мышц
г) защита внутренних органов
4. У рыб к позвоночнику прикреплены:
а) хвостовой плавник
б) ребра
в) грудные плавники
г) череп
5. Пресмыкающиеся могут двигать головой благодаря подвижному соединению позвонков отдела:
а) крестового
б) грудного
в) шейного
г) поясничного
6. Характерный для червей тип движения:
а) амебоидный
б) мышечный
в) жгутиковый
г) ресничный
7. Органы дыхания всех наземных позвоночных:
а) жабры
б) трахеи
в) легкие
г) легочные мешки
8. Вентиляция легких, осуществляемая при помощи грудных мышц и диафрагмы, характерна:
а) для птиц
б) земноводных
в) пресмыкающихся
г) млекопитающих
9. Сходство в пищеварении животных всех типов:
а) участие пищеварительных ферментов
б) измельчение пищи
в) расщепление сложных веществ пищи
г) всасывание питательных веществ
10. Зубы млекопитающих дифференцированы потому, что:
а) располагаются в ротовой полости
б) выполняют различные функции
в) выполняют одинаковые функции
г) участвуют в пищеварении
11. Источником строительного материала в организме является:
а) кислород
б) углекислый газ
в) пища
г) вода
12. Углекислый газ у большинства рыб удаляется через:
а) легкие
б) жабры
в) трахеи
г) легочные мешки
Биология 7 класс. Урок 44.
ТЕСТ
Выбрать один ответ из четырех.
1. Обмен веществ – это:
а) поступление веществ в организм
б) удаление из организма непереваренных остатков пищи
в) происходящие в организме превращения веществ
г) поступление и удаление из организма газообразных веществ
2. Пища для животного организма является источником:
а) строительного материала
б) энергии
в) строительного материала и энергии
г) простых органических веществ
3. Ферменты – это вещества:
а) характерные для животного организма
б) ускоряющие реакции
в) участвующие в процессе пищеварения
г) обеспечивающие газообмен
4. Пищеварение – это процесс:
а) поступления и расщепления пищи
б) измельчения, расщепления, всасывания пищи
в) всасывания, удаления непереваренных остатков
г) расщепления, удаления непереваренных остатков
5. Для кишечнополостных характерно пищеварение:
а) внутриклеточное
б) внеклеточное
в) наружное
г) внутриклеточное и внеклеточное
6. Эволюционным новоприобретением кольчатых червей является:
а) внутриклеточное пищеварение
б) внутриполостное пищеварение
в) дифференциация пищеварительной системы на отделы
г) дифференциация переднего отдела пищеварительной системы
7. Эволюционным новоприобретением рыб является:
а) появление челюстей
б) появление пищеварительных желез
в) деление пищеварительной системы на отделы
г) внутриполостное пищеварение
8. К изменениям в пищеварительной системе птиц, связанным с полетом, не относится:
а) исчезновение зубов
б) наличие пищевода
в) появление зоба
г) увеличение длины тонкого отдела кишечника
9. Особенностью пищеварительной системы млекопитающих является:
а) наличие пищеварительных желез
б) дифференциация зубов
в) дифференциация пищеварительной системы на отделы
г) появление языка
Биология 7 класс. Урок 44.
Вставьте пропущенные слова.
1. Организмы, использующие для питания готовые органические вещества - … .
2. Организмы, обитающие внутри или на поверхности тела другого организма (хозяина), от которого он получает пищу и, как правило, местообитание - … .
3. Организмы, питающиеся мертвыми или разлагающимся органическим материалом - … .
4. Если пищеварение происходит в специальных отделах пищеварительной системы, то такой тип пищеварения называется … .
5. Если пищеварение происходит вне организма, то такой способ пищеварения называется … .
6. Отдел желудка птиц, в котором осуществляется химическая переработка пищи … .
7. Отдел желудка птицы, в котором осуществляется механическая переработка пищи … .
8. Совокупность всех процессов ассимиляции и диссимиляции в организме называется … .
9. Реакции, идущие с поглощением энергии - … .
10. Реакции, идущие с выделение энергии - … .
11. Обмен кислородом и углекислым газом между средой и организмом … .
Биология 7 класс. Урок 44.
Вставьте пропущенные слова.
1. Организмы, использующие для питания готовые органические вещества - … .
2. Организмы, обитающие внутри или на поверхности тела другого организма (хозяина), от которого он получает пищу и, как правило, местообитание - … .
3. Организмы, питающиеся мертвыми или разлагающимся органическим материалом - … .
4. Если пищеварение происходит в специальных отделах пищеварительной системы, то такой тип пищеварения называется … .
5. Если пищеварение происходит вне организма, то такой способ пищеварения называется … .
6. Отдел желудка птиц, в котором осуществляется химическая переработка пищи … .
7. Отдел желудка птицы, в котором осуществляется механическая переработка пищи … .
8. Совокупность всех процессов ассимиляции и диссимиляции в организме называется … .
9. Реакции, идущие с поглощением энергии - … .
10. Реакции, идущие с выделение энергии - … .
11. Обмен кислородом и углекислым газом между средой и организмом … .
Биология 7 класс. Урок 44.
Вставьте пропущенные слова.
1. Организмы, использующие для питания готовые органические вещества - … .
2. Организмы, обитающие внутри или на поверхности тела другого организма (хозяина), от которого он получает пищу и, как правило, местообитание - … .
3. Организмы, питающиеся мертвыми или разлагающимся органическим материалом - … .
4. Если пищеварение происходит в специальных отделах пищеварительной системы, то такой тип пищеварения называется … .
5. Если пищеварение происходит вне организма, то такой способ пищеварения называется … .
6. Отдел желудка птиц, в котором осуществляется химическая переработка пищи … .
7. Отдел желудка птицы, в котором осуществляется механическая переработка пищи … .
8. Совокупность всех процессов ассимиляции и диссимиляции в организме называется … .
9. Реакции, идущие с поглощением энергии - … .
10. Реакции, идущие с выделение энергии - … .
11. Обмен кислородом и углекислым газом между средой и организмом … .
Биология 7 класс. Урок 44.
Рассмотрите рисунок. Что обозначено на рисунке цифрами 1-10?
Биология 7 класс. Урок 44.
Рассмотрите рисунок. Что обозначено на рисунке цифрами 1-10?
Биология 7 класс. Урок 44.
Рассмотрите рисунок. Что обозначено на рисунке цифрами 1-8 и буквами а-в?
Биология 7 класс. Урок 44.
Рассмотрите рисунок. Что обозначено на рисунке цифрами 1-5? Опишите процесс пищеварения кишечнополостных. Какая клетка участвует в пищеварении?
Биология 7 класс. Урок 44.
Рассмотрите рисунок. Опишите органы пищеварения плоских червей.
Биология 7 класс. Урок 44.
Рассмотрите рисунок. Что обозначено на рисунке цифрами 1-6? Расскажите о работе и строении органов пищеварения дождевого червя.
Биология 7 класс. Урок 43.
Опишите строение органов пищеварения птиц. Как они называются? Каково их строение и функция?
Биология 7 класс. Урок 43.
Рассмотрите рисунок. Какими цифрами обозначены органы пищеварения млекопитающих? Опишите их строение, функцию, значение.
Биология 7 класс. Урок 43.
Рассмотрите рисунок. Какими цифрами обозначены органы пищеварения насекомых? Как они устроены?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.