Конспект физкультурного развлечения для детей младшего дошкольного возраста
(3-4 года)
«Путешествие в сказочный мир Колобка»
методическая разработка на основе новых федеральных государственных требований
Образовательная область «Физическая культура»
Воспитатель: Абдурахманова Тамила Абасовна
Пояснительная записка
Аннотация. Данная методическая разработка представляет собой конспект физкультурного занятия для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года). Конспект занятия построен по принципу обучения сказкой. В конспекте отражена интеграция образовательных областей в рамках данного мероприятия. Образовательная область «Физическая культура» интегририруется в образовательные области: «Коммуникация», «Социализация», «Музыка», что способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Гипотеза. Воспитательно- образовательный процесс, основываясь на Федеральных Государственных Требованиях, путем внедрения и интеграции в воспитательно- образовательный процесс образовательных областей - способствует всестороннему развитию личности ребенка, так как ведущей деятельностью ребенка раннего и дошкольного возраста является игра.
Методическая разработка может служить пособием к организации и проведению физкультурных мероприятий педагогам и инструкторам по физической культуре дошкольного образовательного учреждения.
Введение
Актуальность методической разработки. Забота о всестороннем развитии подрастающего поколения постоянно находится в центре внимания нашего государства – Российской Федерации. Очень важной. Составной частью гармонического развития личности является физическое совершенство: крепкое здоровье, закаленность, ловкость, сила, выносливость. Воспитание этих качеств должно начинаться с детства.
Ведущим видом деятельности детей раннего и дошкольного возраста является игра. Именно в игре ребенок получает первые представления об окружающем мире, первый социальный опыт. В игре ребенком приобретаются знания, формируются умения, совершенствуются навыки. Это фундамент воспитательно – образовательного процесса детских дошкольных учреждений.
Новизна методической разработки. Меняются времена, меняется мировоззрение людей. Основы остаются незыблемыми, но меняется угол зрения. Человечество не стоит на месте, оно развивается. Развивается и обогащается педагогическая база образовательного процесса. Федеральными государственными требованиями рекомендовано воспитательно – образовательный процесс интегрировать, согласно принципу единства, во все образовательные области. Таким образом у ребенка появилась возможность играя получать знания, умения, навыки в едином процессе. Подобное нововведение безусловно способствует всестороннему развитию личности ребенка.
Например, образовательная область «Физическая культура» легко может интегрироваться в образовательные области «Музыка», (задействовав на занятиях не только бубен, а музыкальное сопровождение), «Социализация», (проводя занятия не под счет, а в игровой форме), «Чтение художественной литературы», (когда перед началом занятия ребенку предлагается прослушать отрывок из любимой сказки». Таким образом ребенок «проживает» определенную тему, получает положительные эмоции, при этом развиваясь и обогащая свой внутренний мир без дополнительных нагрузок.
В связи с этим одной из актуальных задач физического воспитания дошкольников является разработка и использование таких методов и средств, которые бы способствовали функциональному совершенствованию детского организма, повышению его работоспособности, делали бы его стойким и выносливым, обладающим высокими защитными способностями к неблагоприятным факторам внешней среды согласно основным психолого-педагогическим принципам в рамках ФГТ.
Разработанный мною конспект физкультурного занятия соответствует современным требованиям, задействовав образовательные области «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».
Целью методической разработки является реализация ФГТ через образовательную область «Физическая культура» посредством её интеграции в образовательные области «Коммуникация», «Социализация», «Музыка».
Ограничения. Данная методическая разработка ориентирована на детей младшего дошкольного возраста, в этой связи имеет возрастные ограничения. Методическая разработка составлена в рамках мероприятия для общеразивающего типа дошкольного учреждения и имеет физические ограничения для детей с ограниченными физическими возможностями.
Содержание
Возрастные особенности детей дошкольного возраста
Дошкольный возраст - очень важный этап в жизни человека. В этот период происходит функциональное совершенствование головного мозга, нервной системы, основных органов и систем организма.
B период от 3 до 6 лет все размеры тела увеличиваются относительно равномерно, заметно меняются пропорции тела: руки и ноги становятся значительно длиннее и растут быстрее, чем туловище. У ребенка сначала развиваются мышцы таза и ног, а затем (с 6—7 лет) мышцы рук.
Нервная регуляция деятельности сердца у детей еще несовершенна. При физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется, поэтому упражнения во время занятий надо разнообразить.
В связи с этим при планировании физической активности детей среднего дошкольного возраста основной акцент делается на:
-формирование правильной осанки;
-формирование навыков правильной ходьбы (правая рука-левая нога)
-учитывая, что дыхание детей младшего и среднего дошкольного возраста не полное, выдох не производится полностью, особое внимание уделяется дыхательной гимнастике;
- особое влияние физические нагрузки оказывают на скелет ребенка, поэтому необходимо обеспечить детей физической активностью в течении всего дня.
При организации физической деятельности детей необходимо учитывать все возрастные возможности и ограничения детей раннего возраста. И помнить, что приоритетным, в дошкольным возрасте, является физическое развитие детей.
Конспект физкультурного занятия для детей младшего дошкольного возраста (3-4 года)
«Путешествие в сказочный мир Колобка»
Цель: Дарить детям веселое настроение, радость от занятий физической культурой.
Задачи:
Образовательные: продолжать учить детей О.В.Д., закреплять навыки двигательных умений в подвижных играх;
Воспитательные: Воспитывать личностные качества (честность, трудолюбие), волевые качества (умение преодолевать трудности); воспитывать эстетические чувства, чувство прекрасного, воспитывать потребность в занятиях физической культурой, здоровом образе жизни.
Оздоровительные Развивать физические качества (ловкость, быстроту, силу, выносливость, гибкость) в подвижных играх и при выполнении О.Р.У,
Развивающие:Развивать речь, память, мышление, воображение.
Оборудование: мячи, ориентиры, маты, аудиозаписи с музыкальным сопровождением, маска «Лисички», мешок для складывания мячей
Техническое оборудование: ноутбук, усилители звука.
Место проведения: Спортивный зал
Содержание:
Водная часть (3 мин.)
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие. Я вам предлагаю путешествие в страну сказок. Вы согласны?
Дети: Да!
Воспитатель: Но за окном сегодня дождь, как же мы будем путешествовать в дождь?
Ответы детей…
Воспитатель: Я вам предлагаю надеть сапоги и отправиться в страну сказок прямо по лужам!
под муз. сопровождение
О.В.Д. |
Содержание |
Дозировка |
Ходьба по кругу обычным шагом |
Я иду, я иду, поднимая ножки. У меня на ногах новые сапожки |
(20-30 сек)
|
Ходьба с высоким поднятием колена |
Высоко, высоко поднимаю ножки. |
(20-30 сек)
|
Бег по кругу
|
Ой-ой-ой! Посмотри, лужа-то какая! Ой-ой-ой! Посмотри, лужа-то большая! |
(15-20 сек) |
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вот мы и пришли, смотрите что это?
(показывает на мешок) Это волшебный мешок, он заколдован, чтоб его расколдовать загадки надо разгадать…
Прямо с полки, за порог...
|
Как у этого героя (Заяц) |
Ходит бродит взад-вперед В сказке этот зверь плохой |
Воспитатель: Правильно, ребята! (Открывает сундук, дети берут по мячики-колобки)
Основная часть: (10-12 мин)
дети делятся на две команды, колонной друг за другом. В конце зала ориентиры.
О.Р.У. |
Методические указания |
И.П. стойка ноги врозь, мяч внизу 1. поворот головой на право 2. и.п. 3. поворот головой на лево |
Вправо влево повернись в этой сказке очутись. покатились колобочки по полянкам по лесочкам. |
Звучит песенка Колобка «По дорожке по тропинке..»
Дети катят мячи по полу до ориентиров и назад.
(дети складывают мячи в корзину)
Воспитатель: Катится Колобок, а на встречу ему…кто?
Дети: Заяц!
Воспитатель: Правильно! Только зайка не один был, а с друзьями. Вправо –влево повернись и в зайчаток превратись!
п/игра: «Зайчата»
О.В.Д. |
Содержание |
Методические указания |
|
и.п. ст. ноги врозь, руки на поясе 1-8 прыжки по кругу и.п. |
вот как прыгают зайчата прыг-скок, прыг скок! прискакали на лужайку и все вместе вдруг стоп |
Прыжки по кругу, руки на поясе
|
|
и.п. тоже 1-8 полуприсед, поворот бедра по часовой стрелке и.п. |
хвостиками завиляли вих-вих
|
Крутят попами
|
|
и.п. тоже 1-8 повороты головой вправо-влево и.п. |
носиками помахали шмырк-шмырк |
|
|
Бег в рассыпную |
А в кустах-то волк сидит, за зайчатками глядит |
Воспитатель показывает игрушку-волка |
Воспитатель: Ну что испугались Волка?
Дети: Нет!
Воспитатель: Нет? Какие вы смелые зайчата, а Волку что-нибудь скажем?
Дети: Мы послушные зайчата и к тебе не побежим, потому что злого волка видеть больше не хотим!
Дети берут мячики, звучит песенка Колобка
Воспитатель: Волк убежал, кого еще Колобок может встретить в лесу?
Дети: Медведя!
Воспитатель: вправо-влево повернись в Мишку быстро превратись!
звучит фонограмма песня Медведя «Это кто тут песни распевает?»
Воспитатель: Мишке скучно было и он предложил Колобку поиграть с ним!
О.Р.У. |
Содержание |
Дозировка |
Методические указания |
и.п. сидя, ноги врозь, мяч над головой 1. наклон, мяч вперед 2. и.п. |
Мишка по лесу гулял Вместе с Колобком играл Раз- нагнулся-разогнулся Два нагнулся –улыбнулся Три –покажите Колобка Повторите всё друзья! |
4 раза |
дети должны касаться мячами друг друга |
Воспитатель: Ой какие хорошие медвежата! А непоседливый Колобок поскакал дальше по лесу и встретил Лисичку!
звучит песенка Лисы «В глухомани в лесу, не смотря на красу, дни проводит Лиса-Патрикевна»
По считалочке выбирается Лисичка:
На лужок пришли зайчата
Медвежата и лисята.
На зеленый на лужок
Приходи и ты дружок!
Ребенку-Лисичке одевают маску. Лисичка становится в конец зала, держит в руках пустой волшебный мешочек для мячей. Дети выстраиваются в ряд, в руках мячи.
Подвижная игра: «Лисичка»
О.В.Д. |
Содержание |
Методические указания |
|
и.п. ст. ноги врозь, мычи перед грудью 1-8 ходьба вперед |
На полянку в лес идем, |
идут колонной вместе с воспитателем |
|
и.п. тоже 1-8 прыжки вперед |
прыгаем по лужам |
|
|
и.п. стойка ноги врозь, мячи вверх 1-8 повороты по часовой стрелке |
Дождь закончился уже |
кружатся вокруг себя с поднятыми кверху мячами |
|
и.п. ст. ноги врозь, в левой руке к бедру 1-8 ходьба вперед, махи правой рукой |
Зонтик нам не нужен |
идут вперед. махают указательным пальцем правой руки |
|
и.п. ст. ноги врозь |
Ты Лисичка не смотри |
Кладут мячи в мешок |
|
Бег в рассыпную |
А попробуй, догони! |
Убегают на места, а лисичка догоняет |
Воспитатель: Ну что поймала кого-нибудь Лисичка? Нет, не поймала? Ну что ж лисичка, придется тебе другой еды в лесу поискать. Колобки-то наши быстрые, какие оказались и все от тебя в волшебный мешочек и спрятались!
Заключительная часть: (2 мин.)
дети строятся в колонну по одному идут по кругу под муз. сопровождение
О.В.Д. |
Методические указания |
Дозировка |
и.п. о.с. руки согнуты в локтях 1-10Ходьба по кругу
и.п. о.с. 1 ходьба по кругу, руки через стороны вверх 2-3 махи кистями 4. и.п. |
Ну что ребята, понравилось вам в сказке? Ну а теперь пора возвращаться в группу. И я вам предлагаю поехать обратно на волшебном поезде!
Ребята, а дождик совсем перестал идти А давайте поможем ветерочку разогнать тучки. Помашем ручками! И подуем, подуем сильнее! Молодцы! |
1,5-2 минуты |
Заключение
Дети познают мир в игре. В игре они приобретают свой первый социальный опыт общения и взаимодействия с окружающим миром, в игре дети обучаются основам наук, в игре дети учатся преодолевать трудности. Ведущие психологи, педагоги отечественной и западной мысли не раз подчеркивали особенность, специфичность и важное значение детской игры. Задача воспитателя обогатить содержание игры, направить игру в нужное педагогическое направление.
По итогам проведенного мероприятия мною было отмечено, что дети с удовольствием выполняли гимнастические упражнения и участвовали в подвижных играх. Играя дети избежали чрезмерных психических нагрузок, связанных с однообразием деятельности. Основные виды движений, разучиваемы на занятиях по физической культуре, в игре выполнялись детьми легко, непринужденно и с интересом. Что, в свою очередь, способствует формированию навыка в выполнении упражнений, позволит использовать полученные навыки в жизненных ситуациях, применяя их адекватно возникшим ситуациям. Малыш с легкостью сможет перепрыгнуть лужу, пройти по краю бордюра, держать равновесие, управлять двигательными навыками, если его с детства приобщать к занятиям по физической культуре и здоровому образу жизни.
Список использованной литературы
1. Выготский, Л.С. Психология,М.: Издательство ЭКСМО-Пресс, 2000. - С.756 - 769; 852 - 859.
2. Гальперин П.Я. Физиологические особенности детей. — М., 1965.
3. Грядкина Т.С. – Образовательная область «Физическая культура», С-П, 2012
4. Запорожец А. В. Избр. психологические труды: В 2 т. — М., 1986.
5. Дошкольная педагогика (конспект лекций). - М.: «Приор-издат», 2002. - 192 с.
6. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика [ТЕКСТ]: - М.: , 2002г - С. 136 -149.
7. Кулагина И.Ю, Колюцкий В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 464с.
8. Леонтьев А. Н. Психологические основы дошкольной игры // Избр. психол. произв.: В 2 т. — М., 1983. — Т. 1.
9. Литвинова М.Ф. - Русские народные подвижные игры, М.1986
10. Мухина B.C. Детская психология. М, 1995г.
11. Осокина Т.И., Тимофеева Е.А. – Физические упражнения и подвижные игры для дошкольников, М, 1971
12. Программа воспитания и развития детей в детском саду «Детство» / В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др. - М., 2006.
13. Физкультурно –оздоровительная работа, комплексное планирование под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Волгоград, 2009
14. Фролов, В.Г. Юрко Г.П. – Физкультурные занятия на воздухе с детьми дошкольного возраста, М. 1983
15. Эльконин Д.Б. Детская психология. Развитие ребенка от рождения до 7 лет. - М: Учпедгиз, 2006. – 456 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.