Конспект фронтального логопедического занятия для детей 6 класса с умственной отсталостью
Тема: Непроизносимые согласные в корне слова.
Дата: 13.11.2018 г.
Класс: 6а
Продолжительность: 40 минут
Цель:
- усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными;
- формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными;
Задачи:
Образовательные:
- формировать умение правильно писать слова с непроизносимыми согласными, проверять написание слов с данной орфограммой;
- составить алгоритм правописания непроизносимых согласных;
- обогащать словарный запас учащихся;
Воспитательные:
- воспитывать дружеское отношение между детьми, культуру учебного труда.
Развивающие:
- развивать орфографическую зоркость, каллиграфический навык, монологическую речь учащихся.
Материал: подготовка наглядного материала (картинки острова, солнца, сердца). Можно делать зарисовку на доске мелом.
Оборудование: - карточки с заданиями
Ход урока:
1. Организационный момент.
- Я рада вас видеть. Настроимся на урок. Моя глаза смотрят и все видят, мои уши слушают и все слышат, моя голова работает и думает.
2. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня мы отправимся в путешествие по морю. Мозговой штурм по пройденной теме. Внезапно начался шторм.( Что такое шторм?) Найдите «лишнее» слово в каждом столбике и море успокоится.
арбуз берёзка
хлеб травка
ветер съел
- Назовите «лишние слова».
- Почему назвали именно эти слова?
- Какие орфограммы встретилась в словах?
- Как проверить слова с парной по глухости-звонкости согласной в корне?
- Дети устно подбирают проверочные слова к словам арбуз и хлеб.
3. Введение в тему урока:
- Море успокоилось, и на горизонте показался остров. Что такое остров?
- Поприветствуем остров. Каким словом приветствуют при встрече? (Здравствуйте)
- Какой удивительный остров! Как ярко светит над ним … (солнце). Как … (радостно) бьётся у каждого из вас … (сердце)
- А теперь я произнесу эти слова, а вы послушайте и последите, что необычного вы заметили? Все ли согласные я произнесла?
- Какой звук не произносится в словах «здравствуйте», «солнце», «радостно», «сердце»? Выписать на доску буквы, которые не произнесли под каждым словом. - Как бы вы назвали согласные, которые пишутся, но не произносятся?
- Сформулируйте тему урока – «Непроизносимые согласные».
- В какой части основы слова пишутся непроизносимые согласные? (В корне слова). ПОДЧЕРКНУТЬ СОЧЕТАНИЯ СОГЛАСНЫХ
Работа по теме урока
- Но если согласные не произносятся, как мы напишем слово без ошибок? Что надо для этого сделать, как вы думаете?
-Давайте мы их ласково позовём: солнце-солнышко, слышен звук [Л] сердце-сердечко, место-местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах. - Изменить слово!
- Так как же найти звук, который не произносится, но пишется?
- Как будем проверять слова с непроизносимой согласной?
Нейро-игра ( «Кулак, ладонь, ребро, хлопок).
Педагог читает стих, дети четко демонстрируют смену положения рук
Порой в словах встречаются
Ужасные согласные.
Они не произносятся,
И что писать, неясно нам…
Чтобы знать, как писать,
Надо слово изменять.
Непроизносимый согласный звук будет чётко слышаться, если он стоит в конце слова или перед гласной
Практическая работа (устно). Подбери проверочные слова:
Радос…ный – радость
Учас..вовать- участие
Чудес…ный- чудеса!
- Всегда ли в стечениях согласных в корне слова пишется непроизносимая согласная?
Вывод: нужно быть внимательным и правильно подбирать проверочные слова.
Физминутка!
Удивилась очень Катя (пожать плечами)
Посмотрев в оконце – (сделать из рук имитацию
очков)
Почему-то на закате стало красным …
( СОЛНЦЕ)( раскрыть кисти обеих рук и поднять их вверх)
Когда я сосульку ел, (руку подставляем ко рту,
жуемся)
Было очень вкусно.(гладим рукой по животу)
А когда я заболел, (прикладываем руку ко лбу)
Стало очень … (ГРУСТНО) (опускаем голову)
Мишка был большой проказник. («грозим» пальцем)
У него сегодня … (ПРАЗДНИК) (хлопаем в ладоши)
???- Назовите слова с непроизносимой согласной?
Работа по карточкам: Пользуясь алгоритмом, напишите правильно словосочетания, вставляя в скобки проверочные слова:
Звёз…ное (…………….) небо,
извес…ный (……………….) писатель,
ярос…ный (………………..) крик.
интерес…ный (………………) журнал,
(Дети записывают слова и выделяют орфограмму)
Рефлексия.
- Над какой темой работали на уроке?
- Как проверить слова с непроизносимыми согласными в корне?
- Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.