Конспект фронтального логопедического занятия для детей с общим недоразвитием речи III уровня.
Тема: «Самара – столица губернии».
Цель: формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи через расширение представлений о столице губернии - городе Самара и его достопримечательностях.
Образовательные результаты:
- дети активно используют в своей речи существительные по теме «Самара – столица нашей губернии»;
- дети правильно делят слова на слоги;
- дети правильно анализируют предложения;
- дети заменяют в словах звуки [ш] на [ж] и [ж] на [ш];
- дети составляют описательные рассказы по предложенному плану.
Задачи:
- расширение и активизация словаря по теме «Самара – столица губернии»;
- закреплять умение делить слова на слоги;
- закреплять навык анализа предложений;
- развитие фонематических представлений (дифференциация звуков [ш] и [ж] в словах);
- формировать умение составлять описательный рассказ по предложенному плану.
Оборудование: магнитная доска, фотографии и открытки с видами Самары, контейнер с фишками и полосками для анализа предложений, мяч.
Лингвистический материал: Самара, столица, река, Волга, фонтан, улица, проспект, сквер, площадь, музей, театр, набережная; Революции, Куйбышева, Фрунзе, прекрасный, красивый, великолепный; возникать, стоять, раскинуться, возвышаться, протекать.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
1. Л: - Здравствуйте, ребята! Посмотрите на открытки, которые лежат у вас на столах. Что на них изображено? (На столах перед каждым ребенком лежит открытка с достопримечательностью города Самары).
Л: -Все это достопримечательности города Самары.
II. Основная часть.
2. Л: - Расскажите, что вы знаете о достопримечательностях, которые изображены у вас на открытке. (например, площадь Куйбышева. Это главная площадь города Самары. Она очень красивая и самая большая площадь Европы. На площади находится театр оперы и балета, памятник В. Куйбышеву…» и т. д.)
3. Игра с мячом «Раздели на слоги» Детям предлагается встать в круг. Логопед. Давайте поиграем с мячом. Я буду бросать вам мяч и называть достопримечательности нашего города, а вы будете ловить мяч и делить это слово название на слоги.
Дети ловят мяч и проговаривают:
Вол-га, на-бе-реж-на-я, про-спект, сквер, фи-лар-мо-ни-я, пло-щадь, му-зей, цирк, фон-тан, те- атр, Са-ма-ра, сто-ли-ца.
4. Пальчиковая гимнастика «достопримечательности»
Л:- Люблю по городу гулять, (дети «шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Люблю смотреть, (пальцами рук изображают бинокль)
Люблю считать (на каждое название достопримечательности загибают по одному пальчику)
Филармония — раз,
Набережная — два,
Улица Фрунзе– три.
А четыре — я живу в квартире.
Пять – гуляю в парке я опять.
Шесть – на Волгу схожу
И на волны погляжу.
Семь – театр Драмы,
Восемь – площадь Славы
Девять – повстречался мне
Памятник большой войне.
Я тихонько постою и цветочки положу!
Десять – наш любимый детский сад.
Очень город я люблю!
5. Упражнение «Составь предложение»
Л: - посмотрите на открытки и составьте предложения о Самарской достопримечательности. Например, о Самарской набережной (Самарская набережная очень красивая.)
- Составим схему этого предложения.
- Сколько слов в этом предложении? (В этом предложении четыре слова).
- Назовите первое слово(и т. д.)
6. Упражнение с мячом «Подбери пару».
Л: - Встанем в круг. Я бросаю мяч и называю слово со звуком [ш] или [ж]. Кто поймал мяч, бросает мяч мне назад, заменяя звук [ш] на[ж] или наоборот.
Л: -Шар (жар)
-жила (шила)
-Саша (Сажа)
-шить (жить)
-шаль (жаль)
- лужа (Луша)
- жест (шест)
- тушить (тужить)
- мажет (машет)
- нашивка (наживка)
- шарить (жарить)
- жалость (шалость)
- Жесть (шесть)
- Шутка (жутко).
7. Достопримечательности Самары.
Л: - Назовите парки города Самара (Парк Победы, парк имени Юрия Гагарина).
- Назовите площади города Самара (Хлебная площадь, Площадь революции, Площадь имени Валериана Куйбышева — Площадь Славы, монумент Славы и вечный огонь, Самарская площадь, Площадь имени Василия Чапаева).
- Назовите музеи города Самара (Детская картинная галерея, Самарский областной историко-краеведческий музей, Самарский художественный музей, памятный комплекс ракеты-носителя «Союз»)
- Назовите театры города Самара (Самарский академический театр драмы, Самарский Театр-центр юного зрителя «СамАрт», Самарский театр кукол, Самарский театр оперы и балета).
8. Составление описательного рассказа по предложенному плану.
- Ребята, я буду показывать вам картинку с изображением достопримечательности города Самара, а вам надо рассказать, что изображено на картине, не называя самого места по плану (что это за место, с кем ты туда ходил, чем оно знаменито, почему оно нравится, что запомнилось)
III. Итог занятия:
9. Л: -А что нового узнали вы о городе Самара?
- Что вам особенно запомнилось?
-Молодцы ребята, здорово потрудились!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.