Конспект фронтального занятия по развитию связной речи у детей старшей группы на тему «Насекомые»
Задачи приоритетной
образовательной области:
• речевое развитие - развитие звуковой и
интонационной выразительности речи, обогащение активного словаря (по теме
«Насекомые»), развитие связной, грамматически правильной диалогической и
монологической речи.
Задачи
ОО в интеграции:
• познавательное развитие – развитие
любознательности, формирование познавательных действий, первичных представлений
об объектах окружающего мира (мир насекомых).
• физическое развитие – развитие крупной и
мелкой моторики, координации движений.
• социально-коммуникативное развитие – развитие
эмоционального интеллекта.
Предпосылки
учебной деятельности: личностные
УУД (формирование умения оценивать себя), регулятивные УУД (планирование –
определение последовательности действий, формирование умения придерживаться
заданного плана), познавательные УУД (осознанное и произвольное построение
речевого высказывания, анализ объектов с целью выделения существенных
признаков), коммуникативные УУД (умение слушать и вступать в диалог,
участвовать в коллективном обсуждении).
Оборудование
для педагога: предметные
картинки с изображением насекомых и их жилищ, магнитная доска, схема для
составления описательного рассказа о насекомом.
Оборудование
для детей: мяч.
Ход занятия
Вводная часть (мотивационный, подготовительный
этап).
В разных местах группы расположены картинки с
изображением насекомых.
- Посмотрите внимательно, вы ничего не
замечаете? (картинки
с изображением насекомых)
- Давайте найдем всех насекомых, которые пришли
к нам в гости. (Дети
ищут все картинки и садятся с ними на ковёр в круг.)
Основная
часть (содержательный,
деятельностный этап).
Уточнение глаголов
движения и пространственных предлогов.
- Вот сколько гостей оказалось у нас сегодня.
Скажите, а все насекомые передвигаются одинаково? (Нет, насекомые передвигаются
по-разному – ползают, летают..)
- Тогда ответьте на 2 вопроса: Как насекомое
оказалось в группе? и где оно спряталось?
Муравей приполз в нашу группу и спрятался под
стулом.
Стрекоза прилетела в группу и спряталась на
шторе.
Муха прилетела в группу и спряталась над шкафом.
Кузнечик прискакал в группу и спрятался около
стола.
Жук приполз/прилетел в группу и спрятался между
цветами.
Бабочка прилетела в группу и спряталась за
мольбертом.
Водомерка прискакала в группу и спряталась на
столе.
Гусеница приползла в группу и спряталась на
стене.
Комар прилетел в группу и спрятался рядом с
машиной.
Пчела прилетела в группу и спряталась на
подоконнике.
Картинки
с изображением насекомых выкладываются перед детьми.
- Какие разные насекомые к нам приползли,
прискакали, прилетели. Посмотрите внимательно, а что у них общего? (У всех есть голова, глаза,
брюшко, грудка, 6 лапок, усики). Чем они отличаются? (У некоторых есть крылья, у
комара длинный прямой хоботок, а у бабочки хоботок сворачивается, у пчёл и ос
есть жало)
- Давайте поиграем с нашими гостями с мячом в
игру «Наоборот».
Игра
«Наоборот»
Логопед
кидает мяч и произносит начало предложения, ребенок договаривает антоним и
возвращает мяч взрослому.
Жук большой, а мошка (маленькая).
У мухи крылья короткие, а у стрекозы (длинные).
У комара лапки тонкие, а у шмеля (толстые).
Бабочка летает, а муравей (ползает).
Пчелы полезные насекомые, а мухи (вредные).
У божьей коровки окраска яркая, а у комара (бледная).
У шмеля спина широкая, а у водомерки (узкая).
- Насекомые хотят пригласить нас в гости и
угостить тем, что любят кушать сами. Давайте вспомним, где живут и чем питаются
насекомые. (Каждый ребенок выбирает одно
насекомое, подходит к мольберту, находит картинку с изображением жилища, и
говорит, где живёт насекомое и чем питается):
Пчела живёт в улье, она угощает нас нектаром и
пыльцой.
Гусеница живёт на листике, она угощает нас
листьями и травой.
Бабочка живёт на цветочной полянке, она угощает
нас нектаром.
Стрекоза живёт на болоте, она хочет угостить нас
мошками и комарами.
Водомерки тоже живут на болоте или пруду, они
питаются мошками и комарами.
Жук живёт в траве, он угощает нас листиками,
корешками и травой.
Муравей живёт в муравейнике, он угощает нас
соком растений и другими насекомыми.
Муха живёт в комнате, она угощает нас сладким
вареньем.
Комары живут на болоте, они питаются соком
растений и кровью разных животных.
- Нравится вам такое угощение, ребята?
Почему? (рассуждения
детей)
- Отправляемся на прогулку с насекомыми.
Я шагаю по лужайке,
Сверху ясно мне видна
Вся зеленая страна.
Вот улитка – добрый гномик-
На себе таскает домик.
Вот стоит высотный дом,
Муравьи хлопочут в нём. (Е. Серова)
(Дети
выполняют движения по тексту стихотворения.)
Составление
рассказа по схеме по очереди
- Чтобы еще больше узнать о наших гостях,
давайте составим о них рассказ.
- О каком насекомом вам хотелось бы рассказать?
Логопед предъявляет схему и подробно
рассказывает о том, как нужно строить свой будущий рассказ согласно схеме.
- Сначала нужно назвать насекомое. Назвать,
какие части тела у него есть. Рассказать, где оно живёт и чем питается. Как
передвигается. Какую пользу или вред приносит окружающей среде и человеку.
(Дети
составляют совместный рассказ, по очереди добавляя по одному предложению. Один
ребенок повторяет полностью.)
Бабочка.
- Жучок что-то заскучал на лужайке, давайте
поиграем с ним и придумаем про него рассказ. (Дети берут в каждую руку прищепки, на которые наклеены маленькие
жучки, и произносят текст, нажимая на каждое слово на прищепки).
Жук-жучок!
Жёлтый бочок.
На лужайке не лежи.
Полетай и пожужжи!
Жжжжжжжжжжжжж!
Заключительная
часть (рефлексивный
этап).
- Как вы думаете, нужны ли в природе насекомые?
- Представьте, как бы было хорошо, если бы не
было ни назойливых мух, ни кусающих мошек и комаров, ни жалящих ос и пчёл, ни
противных тараканов и гусениц. (Рассуждения о многообразии живых существ на Земле, в т.ч. и
насекомых, их роли в жизнедеятельности флоры и фауны.)
- Как вы думаете, понравилось ли нашим гостям –
насекомым на занятии?
- Что понравилось вам?
- Что у вас получалось делать лучше всего?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.