Конспект игровой обучающей ситуации
для детей подготовительной к школе группе (6 – 7 лет)
"В гостях у белочки"
г. Шумерля, 2020 год
Программное содержание:
· формировать понятия причинно-следственных связей и закономерностей в явлениях природы;
· закрепить знания детей о том, как белка готовится к зиме;
· упражнять детей в умении составлять связный рассказ по схеме-модели, составлять модель ранее заученного стихотворения;
· развивать умение соотносить знакомые символы с образами;
· составлять прилагательные из существительных (клен -кленовый, береза -березовый, дуб -дубовый, рябина -рябиновый);
· совершенствовать звуковую культуру речи детей, добиваясь чистого произношения звуков и слов;
· учить использовать в речи сложноподчиненные предложения;
· продолжать развивать психические процессы: память, внимание, наглядно-действенное мышление;
· воспитывать доброе отношение к животным, проявлять заботу о них, пробуждать эмоциональную отзывчивость детей.
Наглядный материал:
· картина «Белочка», аудиозаписи «Звуки леса», «Песня Белочки»;
· игрушки ЕЖИК и БЕЛОЧКА;
· листочки разных деревьев(сухие или бумажные);
· картина модель для составления рассказа;
· бумажные листы А4 с пустыми окружностями для составления рассказа про белочку(на каждого ребенка);
· фломастеры на всех детей;
· предметные картинки для составления рассказа -рисунка (солнышко, тучка с дождем, цветы, трава, дерево, гриб, орехи, шишки);
· магнитные буквы.
Предварительная работа:
· чтение рассказа И.Соколова-Микитова «Белка»;
· разучивание потешем, загадок, стихотворений про белку;
· рассматривание картин и иллюстраций на тему «Животные леса».
Ход игровой обучающей ситуации
Звучит аудиозапись «Звуки леса». Дети вместе с воспитателем входят в группу.
Воспитатель: Смотри, всё ближе с двух сторон
Нас обнимает лес дремучий,
Глубоким мраком полон он,
Как будто побежали тучи.
Ребята, мы с вами пришли в лес, и будем вести себя тихо, чтобы никого не вспугнуть.
Дети замечают игрушечного ежика. Он грустный.
Воспитатель: Ежик говорит, что он друга себе ищет, оттого, что он колючий, некоторые звери боятся с ним дружить. Ребята, давайте вместе мы будем искать для ежика друга. Ежик, мы тебе предлагаем дружить с одним очень интересным зверьком, он наверняка захочет с тобой подружиться, а мы с ребятами тебе о нем расскажем со всеми подробностями, а ты внимательно слушай. Для начала я загадаю всем загадку:
С ветки прыгает на ветку,
Но на землю сходит редко.
Тельце маленькое хрупко,
Постоянно носит шубку.
Коготки на лапках остры:
По стволу взбежать не просто!
По ветвям летит, как стрелка,
Это рыженькая ………
Дети: Белка!
Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь вы вспомните все загадки про это животное.
Дети рассказывают загадки про белочку:
1)Светки на ветку
Могу я летать.
Рыженький хвост
Никому не поймать.
Некогда летом в лесу мне играть-
Надо грибы для зимы собирать.
2)Рыжий маленький зверек
По деревьям прыг да скок.
Он живет не на земле,
А на дереве в дупле.
3)По деревьям ловко скачет
И в дупло орешки прячет.
4)Зверь пушной живет в дупле,
Любит там сидеть в тепле.
Хоть дупло совсем не грелка,
Зиму там проводит белка
5) Зверька узнаем мы с тобой
По двум таким приметам:
Он в шубе серенькой зимой
А в рыжей шубке летом.
Воспитатель: Молодцы! А теперь угадайте загадку по этой картинке. (Показывает модель загадки, дети угадывают)
6) Быстрый рыжий Огонек
Между елок прыг да скок.
Дубы грибами наряжает,
Детвору он обожает.
С ветки на ветку-
Просит конфетку.
Воспитатель: Милый ежик, ребята еще тебе расскажут стихотворение о том, как белочка делает себе запасы. Стихотворение называется «Запасливая белка».
1-2 ребенка рассказывают стихотворение по заранее составленной модели.
Воспитатель: Ежику интересно все про белочку, давайте мы с вами расскажем про нее по картинке, которую вы нарисуете. Сядьте поудобнее (дети садятся за стол), один ребенок выполняет задание у мольберта, другие -за столом на заранее приготовленных бумагах с кружочками, в которых дети рисуют образы-символы:
Буква Б- белка
Д- дикое животное
Елка или дерево - живет в лесу
Уши бельчат- у нее есть семья, бельчата
Зубы волка- белка боится волка
Ружье- еще боится охотников
Гриб- любит грибы
Шишки, орехи -любит шишки и орехи
Дети рассказывают про белочку по составленным моделям.
Воспитатель: Молодцы, а теперь составьте слова по указанным буквам про белку, какая она? Воспитатель на доску ставит магнитные буквы, дети составляют имена прилагательные:
Ø К - красивая
Ø П – пушистая
Ø Б – быстрая
Ø Л - ловкая
Ø Р - рыжая
Ø М - маленькая
Воспитатель: Давайте поиграем с ежиком. Смотрите, сколько разноцветных листьев в лесу. Берите их.
Дети берут листья, называют их:
Ø У меня кленовые листочки
Ø У меня березовые листочки.
Ø У меня рябиновые листочки.
Ø У меня дубовые листочки.
Физкультминутка «Разные листочки». (воспитатель называет «покружились на ветру кленовые листочки»- кружатся только те дети, у которых в руках кленовые листочки; так воспитатель называет названия всех листочков).
Воспитатель: Ребята, а как можно называть белку ласково?
Дети: БЕЛОЧКА!
Воспитатель: Правильно, угадайте, какая из схем подходит к слову БЕЛКА, какая- БЕЛОЧКА? Дети выходят к доске и объясняют свой ответ.
Все замечают на елочке белку.приветствуют ее.
Воспитатель задает детям вопросы:
· Почему белка меняет к зиме рыжую шубку на серую?
· Как называется жилище белки?
· Как белка делает запасы к зиме?(прячет запасы под деревом, под кустом, в ямку, в мох, а грибы нанизывает на сучки деревьев).
· Зачем белке такой пушистый хвост?
Воспитатель: вот какая у нас белочка, милый ЕЖИК. Ребята, покажите какая у нас БЕЛОЧКА замечательный зверек.
Упражнение «БЕЛОЧКА»
Хвост пушистою дугой (дети показывают какой у белки хвост).
Нам знаком зверёк такой (дети показывают ушки).
Белка с ветки прыг да скок, (дети прыгают на двух ногах).
Да орешки щёлк да щёлк (дети стучат кулачок о кулачок).
Воспитатель: Ежик, послушай рассказ про Белочку, и ты обязательно захочешь с ней подружиться, а белочка и вовсю не боится твоих колючек.
Воспитатель читает рассказ «Белочка». Выставляет модель рассказа на мольберте.
Белочка- дикое животное, она живет в лесу. Высоко на дереве ее домик-дупло. Там тепло и уютно, там она выводит своих бельчат.
Белка маленькая, рыженькая, ушки у нее с кисточками, хвост длинный и пушистый. Мама-белка учит своих бельчат выбирать дупло, правильно предвигаться с дерева на дерево, спасаться от врагов, собирать корм и делать запас на зиму.
У белок есть враги. Главный враг- куница. Сильные и злые куницы преследуют белок. Ловят их и поедают, разоряют дупла. Еще за белками охотятся люди- охотники с собаками. Умные собаки выслеживают белок. А охотник стреляет прямо в глаз белки, чтоб не испортить шкурку.
Главный корм белок- семена хвойных деревьев (еловых и сосновых шишек).
Летом и осенью они сушат шляпки грибов, легко нанизывая их на голые ветки деревьев. Собирают спелые орехи, желуди и ягоды.
Из меха белки люди шьют теплые шапки, шубки и варежки, а еще делают мягкие беличьи кисти для рисования.
Мне нравится белка. Потому что она быстрая и ловкая.
Воспитатель: Ну что, ежик, согласен ты подружиться с белочкой? А ты, белочка? Ребята, а давайте в честь дружбы ежика и белочки мы подарим Белочке картину.
Игра «Я тебе подарю».
Дети берут предметные карточки и прикрепляют на магнитную доску, в конце получится сюжетный рисунок.
· Я тебе дарю СОЛНЫШКО, чтобы оно согревало тебя.
· Я тебе дарю ДОЖДИК, чтобы он поливал травку, умыл тебя и всех зверей в лесу.
· Я тебе дарю ДЕРЕВО, чтобы ты, Белочка, сделала там дупло.
· Я тебе дарю ТРАВКУ, чтобы вы с ежиком прогуливались по ней.
· Я тебе дарю ЦВЕТЫ, чтобы ты любовалась ими, и чтобы они украшали твой дом.
· Я тебе дарю шишки, орехи, грибы, ведь ты ими питаешься.
Воспитатель от имени ежика и белочки благодарит детей.
Воспитатель: А БЕЛОЧКА нам подарит свою песню. Звучит аудиозапись «ПЕСНИ БЕЛОЧКИ».
Воспитатель: До свидания, друзья! Белочка, мы обязательно придем к тебе еще раз в гости, подарим тебе выставку твоих портретов, которые приготовят наши ребята.
Воспитатель раздает детям раскраски «БЕЛКА».
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.