Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука [с]
в слогах, словах, предложениях
(отделение слабослышащих детей школы-интерната №15, 3 класс)
Составитель: Моисеева Раиса Ивановна – учитель-сурдопедагог
Цель:
Формирование внятного произношения звука [с].
Задачи:
автоматизировать звук [с] ;
вырабатывать умения внятного произношения в слогах, словах, предложениях;
развивать словесную речь через динамические упражнения;
активизировать кожные и двигательные ощущения при помощи игры «Назови это»;
вырабатывать устойчивость и переключаемость внимания путем тренировка на основе медиаматериала;
развивать мышление через использование предметов-заместителей:
развивать логическое мышление при сопоставлении картинки и карточки;
коррекция произношения.
Оборудование:
Компьютер, экран, карточки, плакат с изображением (самовар, сапоги оса кроссовки, сосиски, посуда, осина, ствол, сумка, самолёт, солнце, собака), картинки «Осень в лесу», «Осень в сквере», «Осень в саду», «Животные в осеннем лесу».
План занятия
1. Организация начала занятия.
- Приветствие: «Добрый день, здравствуй, рада тебя видеть».
- Как ты слышишь?
- Хорошо.
2. Упражнения для губ: «Трубочка», «Улыбка», «широкий, спокойный язык» (перед зеркалом на 3-5р.).
3. Упражнение на дыхание: «Ветер».
- Когда бывает такая берёзка? (осенью)
4. Сообщение темы: «Осенняя прогулка».
Сегодня ты будешь хорошо говорить звук [с] в слогах, словах и предложениях. (работа перед зеркалом).
5. Динамическое упражнение «Насос», «Чайник»
Работа за компьютером: - Выполни задание «Раскрась лист клёна».
- Включи аппаратуру, надень наушники, закрепи микрофон.
6. Работа по теме:
Послушай, как я произнесу протяжно (приложить ладошку, прочувствовать струю воздуха).
с__
- Повтори.
с__
- Послушай.
АС___
ОС___
УС___
- Повтори.
АС___
ОС___
УС___
- А теперь повтори так (коротко):
-с
-с
- Послушай.
АС
ОС
УС
- Повтори.
АС
ОС
УС
Послушай, как я говорю звук [с] между гласными (ученик повторяет вслед за учителем - отражённо, затем сопряженно или читает).
ас___а аса
ас___о асо
ас___у асу
ас___и асии
- Молодец. А теперь прочитай, соблюдая ударение.
САСАСАСА
САСАСАСАСАСА
САСОСУ САСОСУ
- Хорошо. Прочитай.
Лес____
Костюм
Собака
Осень
Сумма
[сантиметр
[солнышко
- Молодец, а теперь повтори предложения на выдохе
[Я учусь в третьем классе.
[Моя сестра ходит в садик.
- Молодец. Сейчас поиграем. Я называю первую часть слова, а ты скажешь всё слово и покажешь картинку (педагог произносит первый слог, а ребёнок проговаривает слово и показывает картинку).
Педагог Са
Ребёнок – сапоги, самовар, самолет … (картинка).
Педагог – Со
Ребёнок – солнце, собака, сосиски… (картинка).
Педагог – Су
Ребёнок – сумка, посуда, … (картинка).
7. Выбор ответа на вопрос.
- Послушай вопрос и скажи ответ.
Кто кормит собаку? Оса жужжит над ухом.
Кто жужжит над ухом? У дерева есть ствол, листья.
Что есть у дерева? Саша кормит собаку.
[Осенью мало солнца.
6. Работа с сюжетной картинкой «Осень».
[ Какое время года на картинке? (осень)
- Назови слова со звуком [с]. (осень, сквер, ствол, костюм, кроссовки …)
- Составь предложение.
в гуляют сквере Дети
листопад парке В
яблоки Ребята собирают саду в
7. – Кто это? (животные)
– Кого знаешь?
– Что они делают? (Делают запасы на зиму.)
– Посмотри на моих животных и запомни.
Прячу. На ощупь определяет кто это.
– Где живёт?
– Кто меняет цвет шубки?
8. Организация окончания занятия.
- Чем ты занималась на занятии?
- Хорошо говорила звук [с].
- Читал слоги, слова, предложения.
- Составляла предложения.
- Показывала картинки.
- Ты хорошо работала.
- Сними микрофон.
- Сними наушники.
- Выключи аппаратуру.
- До свидания. (голое ухо)
Свои аппараты.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.