Конспект индивидуального занятия по постановке звука[ ш]
Оценка 4.7

Конспект индивидуального занятия по постановке звука[ ш]

Оценка 4.7
doc
04.12.2019
Конспект индивидуального занятия по постановке звука[ ш]
Постановка звука ш. Конспект занятия.doc

Конспект индивидуального занятия по постановке звука [ш]

 

Тема: «Постановка звука [ш]».

Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.

Задачи:

 коррекционно-образовательные:

формировать кинестетический образ звука [ш] (ощущения положения органов артикуляции), практические умения и навыки пользования исправленной речью, упражнять в правильности произнесения звука [ш];

коррекционно-развивающие:

развивать  артикуляционный  аппарат, фонематический слух, мелкую моторику, устранять дефектное произношение звука [ш];

воспитательные:

воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность.

Оборудование: игрушки - Маша, медведь, змейка, карандаши, картинки с изображением самомассажа языка, листочки, картинка с изображением профиля звука [ш], слоговые таблицы.

Ход занятия

1. Орг. момент.

2. Постановка цели занятия.

- Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [ш].

3. Артикуляционная гимнастика.

- Сейчас мы будем выполнять гимнастику для языка и губ. Ты очень хорошо знаешь все эти упражнения, мы с тобой их вместе повторим. Если что-то не вспомнишь, то  посмотри,  как я буду выполнять упражнения и повторяй за мной. Будь внимательна, и старайся не делать ошибок!

Самомассаж лица

Ручки растираем и разогреваем,

И лицо теплом своим мы умываем.

Грабельки сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!

Щечки разминаем, чтобы надувались,

Губки разминаем, чтобы улыбались.

Губки пожуем мы, шарики надуем,

И губами вправо-влево потанцуем!

Язычок покусаем мы слегка,

Чтобы речь наша правильной была!

Жила-была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая  в лесу грибы, она  встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече  и улыбнулся (упражнение «Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины (упражнение  «Блинчик»).  Они пили чай с вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку (упражнение «Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича  грибами (упражнение «Грибок»). Маша пошла обратно домой через лес.

Упражнение на развитие речевого дыхания «Листочки летят»

- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! (Логопед дует на листочки, а потом предлагает подуть ребенку на них). А теперь ты подуй!

Игра «Как шипит змея»   

Бродила Маша по лесу, заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «Ш - ш - ш - ш».  Девочка спросила,  как у нее дела, а змея опять: «Ш-ш-ш-ш».  Маша тоже ей сказала: «Ш-ш-ш-ш» и помогла змейке уползти в свой домик, давай и мы поможем, шипя на ходу: «Ш-ш-ш-ш» (картинки, карандаши).

4. Постановка звука [ш] с опорой на правильную артикуляцию. Анализ артикуляции

В каком положении находятся губы?

В каком положении  находятся зубы?

Где находится кончик языка?

Где находятся края языка?

Какая струя воздуха выходит изо рта? (Картинка с изображением профиля звука [ш]).

Артикуляция звука [ш]

1. Губы несколько вытянуты вперёд.

2. Кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель.

3. Боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха.

4.Посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.

5.Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот.

6. Голосовые складки не напряжены, голос

 не образуется.

5. Закрепление изолированного произнесения звука [ш].

Игра «Шумит лес»

Встать и поднять руки вверх, руки - это веточки деревьев. Качать руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорить: «Ш-ш-ш-ш-ш», потом сильнее качать руками (подул сильный ветер) и громче говорить:  «Ш-ш-ш-ш».

Упражнение на развитие мелкой моторики

Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: «Ш-ш-ш-ш».

Разложи листочки, пройди «пальчиками» по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.

Упражнение на развитие фонематического слуха

- Маша в лесу услышала выстрелы охотников. Сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук [ш], сразу лови его - хлопай в ладоши: М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш.

6. Автоматизация звука [ш] в слогах.

- Змейка опять вышла погреться на солнышке, но испугалась выстрелов и запела вот такие слоговые песенки (чтение слоговых таблиц).

7.  Итог занятия.

- Сегодня на заня­тии ты  побывала в осеннем лесу, встретила Машу, Медведя, змейку и научилась шуршать, как шуршат осенние листья, шипеть, как змейка, и это здорово у тебя получилось!

- С каким звуком ты сегодня познакомилась?

- Звук [ш] - согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старалась, молодец!

 

 

 

Конспект индивидуального занятия по постановке звука[ ш]

Конспект индивидуального занятия по постановке звука[ ш]

Конспект индивидуального занятия по постановке звука[ ш]

Конспект индивидуального занятия по постановке звука[ ш]
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.12.2019