Конспект индивидуального занятия по постановке звука [ш]
Тема: «Постановка звука [ш]».
Цель занятия: выработка навыка артикуляционного уклада при произнесении звука Ш.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
формировать кинестетический образ звука [ш] (ощущения положения органов артикуляции), практические умения и навыки пользования исправленной речью, упражнять в правильности произнесения звука [ш];
коррекционно-развивающие:
развивать артикуляционный аппарат, фонематический слух, мелкую моторику, устранять дефектное произношение звука [ш];
воспитательные:
воспитывать интерес к занятиям, самостоятельность.
Оборудование: игрушки - Маша, медведь, змейка, карандаши, картинки с изображением самомассажа языка, листочки, картинка с изображением профиля звука [ш], слоговые таблицы.
Ход занятия
1. Орг. момент.
2. Постановка цели занятия.
- Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [ш].
3. Артикуляционная гимнастика.
- Сейчас мы будем выполнять гимнастику для языка и губ. Ты очень хорошо знаешь все эти упражнения, мы с тобой их вместе повторим. Если что-то не вспомнишь, то посмотри, как я буду выполнять упражнения и повторяй за мной. Будь внимательна, и старайся не делать ошибок!
Самомассаж лица
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Губки пожуем мы, шарики надуем,
И губами вправо-влево потанцуем!
Язычок покусаем мы слегка,
Чтобы речь наша правильной была!
Жила-была на свете девочка Маша. Она очень любила животных. И вот однажды, собирая в лесу грибы, она встретила Михаила Потаповича. Медведь обрадовался такой встрече и улыбнулся (упражнение «Улыбка»). Он был очень гостеприимный и, конечно же, пригласил Машу к себе на блины (упражнение «Блинчик»). Они пили чай с вареньем (упражнение «Вкусное варенье»). А блинчики Миша положил в красивую чашечку (упражнение «Чашечка»). Маше очень понравилось в гостях, и в ответ она угостила Михаила Потаповича грибами (упражнение «Грибок»). Маша пошла обратно домой через лес.
Упражнение на развитие речевого дыхания «Листочки летят»
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! (Логопед дует на листочки, а потом предлагает подуть ребенку на них). А теперь ты подуй!
Игра «Как шипит змея»
Бродила Маша по лесу, заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «Ш - ш - ш - ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «Ш-ш-ш-ш». Маша тоже ей сказала: «Ш-ш-ш-ш» и помогла змейке уползти в свой домик, давай и мы поможем, шипя на ходу: «Ш-ш-ш-ш» (картинки, карандаши).
4. Постановка звука [ш] с опорой на правильную артикуляцию. Анализ артикуляции
В каком положении находятся губы?
В каком положении находятся зубы?
Где находится кончик языка?
Где находятся края языка?
Какая струя воздуха выходит изо рта? (Картинка с изображением профиля звука [ш]).
Артикуляция звука [ш]
1. Губы несколько вытянуты вперёд.
2. Кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель.
3. Боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха.
4.Посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту.
5.Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот.
6. Голосовые складки не напряжены, голос
не образуется.
5. Закрепление изолированного произнесения звука [ш].
Игра «Шумит лес»
Встать и поднять руки вверх, руки - это веточки деревьев. Качать руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорить: «Ш-ш-ш-ш-ш», потом сильнее качать руками (подул сильный ветер) и громче говорить: «Ш-ш-ш-ш».
Упражнение на развитие мелкой моторики
Когда Маша гуляла по лесу, она заметила, как шуршали осенние листья: «Ш-ш-ш-ш».
Разложи листочки, пройди «пальчиками» по листочкам, и представь, что ты тоже оказалась в осеннем лесу.
Упражнение на развитие фонематического слуха
- Маша в лесу услышала выстрелы охотников. Сейчас мы поиграем в игру «Охотник». Как только услышишь звук [ш], сразу лови его - хлопай в ладоши: М-Ш-К-Ш-Т-Н-Ш-Д-П-Ш-Ц-С-Ш.
6. Автоматизация звука [ш] в слогах.
- Змейка опять вышла погреться на солнышке, но испугалась выстрелов и запела вот такие слоговые песенки (чтение слоговых таблиц).
7. Итог занятия.
- Сегодня на занятии ты побывала в осеннем лесу, встретила Машу, Медведя, змейку и научилась шуршать, как шуршат осенние листья, шипеть, как змейка, и это здорово у тебя получилось!
- С каким звуком ты сегодня познакомилась?
- Звук [ш] - согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет. Ты сегодня очень старалась, молодец!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.