План - конспект интегрированного урока
( физическая культура + искусство (изо) для обучающихся 5 класса
учителей Савостиной Ольги Владимировны
и Шевченко Светланы Николаевны
муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени В. Хомяковой» ЭМР Саратовской области
Тема урока: Олимпийские игры древности
Тип урока: урок с образовательно-познавательной направленностью
Цель: создать представление об историческом значении Олимпийских игр древности на развитие греческой культуры
Задачи:
образовательно – инструктивные: формирование у обучающихся знаний в области физической культуры и изобразительного искусства (история Олимпийских игр древности);
оздоровительно-рекреационная - формирование правильной осанки;
воспитательно- развивающие: обеспечение оптимального развития физических качеств, воспитание коллективизма и самодисциплины, способствование формированию образных, хронологических и творческих способностей обучающихся.
Ожидаемые результаты:
В ходе проведения урока учащиеся смогут
- дать определения основным понятиям: Олимпиада, атлет, пентатлон, олимпионик, стадия, скульптура, Олимпия
-рассказать, как проходили Олимпийские игры в Древней Греции, кому они были посвящены
-объяснить значение Олимпийских игр в жизни эллинов
- называть виды испытаний, входящие в Олимпийские игры древности
Место проведения: спортивный зал
Инвентарь и оборудование: ноутбук, проектор, экран, музыкальная колонка, набивные мячи, резиновые жгуты, утяжелители для ног, гантели, свисток, малые мячи, обручи, «пенечки».
Опережающее домашнее задание : краткое сообщение «Мифы и легенды об основателях Олимпийских игр»
Ход урока
1. Организационный момент
Построение класса, выявление отсутствующих, проверка внешнего вида.
Учитель физической культуры
Здравствуйте, ребята. Мы рады встрече с вами. Надеемся, что каждый из вас сегодня получит положительные эмоции, узнает много нового и интересного. Пожелаем друг другу плодотворной работы.
2. Постановка цели урока и обеспечение её восприятия обучающимися
Учитель ИЗО
Обратите внимание на экран . На нем вы видите пять изображений, на первый взгляд, совершенно не связанных между собой. Это статуя Зевса, карта Греции, оливковое дерево, древнегреческая амфора, кольца (слайд 1)
Как вы думаете, что может объединить все эти понятия? (ответы обучающихся)
Вы совершенно правильно сделали свой вывод и догадались о теме нашего урока. Сегодня мы поговорим об Олимпийских играх древности. А именно, об истории возникновения Олимпийских игр, о видах состязаний, которые входили в Игры, и какое значение они имели для греков (слайд 2).
Проблемное задание
Слушая наши объяснения и проводя собственные умозаключения, в конце урока вы должны доказать или опровергнуть гипотезу о том, что Олимпийские игры были не только спортивным праздником, но и оказали влияние на развитие греческой культуры.
3. Изучение нового материала
Учитель физической культуры
Олимпийские игры имеют большую историю, уходящую в античные времена. Все началось в Греции, примерно 3000 лет назад. Ребята, у вас есть предположения, почему игры называются Олимпийские? (ответы обучающихся) Спортивные соревнования проводились в Олимпии и по месту проведения получили своё название (слайд 3) Как вы думаете, почему центром Олимпийских игр стала именно Олимпия? (ответы)
Дело в том, что у Олимпии было удобное месторасположение и до нее было легко добраться из всех греческих городов. Никто точно не знает, когда именно начались Олимпийские игры, но первое письменное упоминание датировано 776 годом до н.э. Игры проводились в одном и том же месте каждые четыре года. Интересный факт из истории: олимпиадой в те времена называли четырехлетний период между играми, и отсчет времени проводился не в годах, а в Олимпиадах.
Учитель ИЗО
История возникновения Олимпийских игр окутана легендами и мифами. Некоторым ребятам было дано опережающее задание: изучить легенды, окружающие древнегреческие Игры.
Краткое сообщение учеников по данной теме.
Ученик 1. Легенды повествуют, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса- Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил пресловутые конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания (слайд 4).
Ученик 2. По одной из версий, царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.
Учитель физической культуры
В старину, в античном мире,
25 веков назад
Города не жили в мире,
Шел войной на брата брат.
И мудрейшие решили:
Ссоры вечные страшны,
Можно в смелости и силе
Состязаться без войны.
Пусть в Олимпию прибудет,
Кто отважен и силен.
Для сражений мирных будет
Полем боя стадион.
В год Олимпийских игр глашатаи разносили по всем городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»
Какие выводы можно сделать из этих призывов? (ответы обучающихся: на время Олимпийских игр прекращались войны).
В каждом греческом городе были гимнасия и палестра. Это места, где тренировались и обучались атлеты. Они тренировали как тело, так и разум. В их программу обучения входили физическое воспитание, музыка, арифметика, грамматика, чтение. Предлагаю и нам провести разминку, ведь сегодня мы познакомимся с состязаниями, которые проходили в древности.
Проведение общеразвивающих упражнений в движении и на месте (под музыкальное сопровождение).
Учитель ИЗО
Олимпийские игры
проводились 5 дней. Атлеты приносили жертвы богам, давали клятву бороться
честно. Судьи клялись выносить справедливые решения. Олимпийские игры оказали
влияние на развитие греческой культуры. В Элладе сложился культ прекрасного
обнаженного тела (слайд 5). Атлеты
тренировались и состязались обнаженными. Стыд наготы считался признаком
варварства. Греки почитали загорелое, тренированное обнаженное тело выражением
высокого уровня культуры. Прекрасные тела спортсменов,
созданные благодаря физическим упражнениям, служили моделью для скульпторов и художников,
которые черпали вдохновение в атлетах и их движениях во время занятий спортом.
Считалось, что красота
обнаженного тела отражает внутреннюю красоту и иллюстрирует гармонию тела и
разума. Занятия спортом помогали достичь и развить эту гармонию.
Во время Игр со всех уголков Эллады съезжались философы, поэты, ученые, что способствовало дальнейшему развитию греческой культуры. Философские беседы, поэтические выступления, наблюдение шедевров архитектуры и искусства, восхищение красотой и физическим совершенством атлетов формировали и развивали единую греческую культуру (слайд 6-7). Именно здесь, на празднествах, формировалось сознание духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и соседними варварскими народами. Поэтому, очень символично то, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытания в состязаниях победитель в Олимпии получал лишь венок из оливковой ветви (слайд 8). Это был символ бескорыстной спортивной борьбы.
4. Развитие физических качеств
Учитель физической культуры
Предлагаю начать соревнования и пройти испытания, которые существовали на Играх древности. Учащиеся делятся на 3 команды. За победу в каждом испытании, команды награждаются «оливковыми листьями».
Виды состязаний в Древней Греции (слайды 9-13) |
Упражнения и игры на уроке физической культуры |
Стейд (Бег на одну длину стадиона (стадия= 192м) Участники соревнований занимали свои места на линии старта, отмеченной плитами белого известняка. Они бежали по прямой линии, а не вокруг стадиона, как это происходит в наше время. Бегуны развивали невероятную скорость. Если верить древним писателям, один бегун обогнал лошадь. Гражданин города Аргос после своей победы в беге сбегал из Олимпии домой, чтобы сообщить об этом и вернулся обратно, чтобы принять участие в соревнованиях следующего дня. Он пробежал около 100 км. Того спортсмена, кто, не дождавшись, раньше времени срывался с места, судья больно бил хлыстом |
Бег 20 м с низкого старта |
Диаулос (бег на две длины стадиона) |
Челночный бег |
Бег с вооружением (атлеты надевали шлем, наголенники доспехов, держали в руках щит) |
Бег с утяжелителями на ногах |
Метание диска Диск выполняли из камня или металла. Знаменитая статуя скульптора Мирона изображает атлета, готовящегося к метанию диска. Скульптура называется «Дискобол» (ок.40г.до н.э.) |
Метание набивного мяча на дальность от плеча одной рукой |
Метание копья К древку копья прикреплялся кожаный мешок, который образовывал петлю. Во время броска атлет просовывал в петлю указательный и средний пальцы, что позволяло увеличить расстояние полета копья. |
Метание малого мяча в баскетбольный щит |
Прыжок в длину Спортсмены прыгали с места, держа в руках специальные гири. Кстати, пара таких гирь выставлена в музее в Олимпии: чем-то похожие на чугунный утюг, только каменные. Прыгун раскачивал гири вперед и назад, а потом бросал их и этим как бы усиливал толчок. Помогало или нет — мы не знаем, но традиции не нарушались. Применение гирь означало, что движения атлета должны быть координированными. Для этой цели соревнования сопровождала мелодия, исполняемая на флейте. |
Прыжок в длину с места с гантелями в руках. |
Борьба Противники боролись голыми руками в положении стоя. Существовали разные виды захватов. В борьбе в стойке побеждал тот, кто трижды бросал противника на землю. Борьба на земле велась до тех пор, пока один из противников не сдавался. Нельзя было наносить смертельные увечья.
|
Подвижная игра в парах. Спортсмены встают напротив друг друга, упираясь в плечи . Задача – вытолкнуть соперника за линию, нарисованную в 1м от центра.
|
Панкратион Это разновидность борьбы. В этом виде борьбы были разрешены все приемы, но запрещалось кусаться, выдавливать глаза и всовывать пальцы в нос противника. |
Подвижная игра в парах. Спортсмены встают лицом друг к другу, держась за руки. Задача- перетянуть соперника на свою территорию |
Пятиборье В пятиборье входили пять видов соревнований: бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьба. Атлета, принимавшего участие в соревнованиях, называли пентатлос. Это был самый разносторонний вид спорта, поэтому тело пентатлоса считалось самым совершенным |
|
Гонки на колесницах и скачки на лошадях Гонки на колесницах были очень зрелищными и особенно популярными у населения. В отличие от атлетов возничие не были обнаженными, а носили длинные туники. В гонках на лошадях жокеи были обнаженными. Они скакали без
седла и не носили шпор.
|
Бег с сопротивлением. Работа в парах. Один учащийся одевает резиновый жгут на плечевой пояс, другой -держит свободный край жгута. Задача- выполнить ускорение с оказываемым сопротивлением. |
В пятый день Олимпиады перед храмом Зевса ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды- венки из ветвей оливы. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. Победителей называли Олимпиониками. Давайте и мы подведем итог наших соревнований и отметим победителей.
5. Снижение физической нагрузки
Учитель ИЗО
Малоподвижная игра «Командное рисование». У каждого участника на голове находится мешочек (для сохранения правильной осанки обучающихся). По команде учителя первые участники каждой команды направляются к стене, на которой закреплен ватман. Задача команды, преодолевая препятствия на пути (фишки, «пенечки», обручи), дойти до ватмана и нарисовать один элемент бегущего человека . Побеждает команда, которая быстро и правильно справится с творческим заданием (слайд 14).
6. Закрепление изученного материала
Учитель ИЗО
Сегодня вы узнали много нового об Олимпийских Играх. Давайте проверим, все ли вы запомнили. Игра «Истина или ложь» (слайд 15)
Если утверждение верно, то обучающиеся делают шаг вперед, если оно ложно, то шаг назад.
1. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере .
2. Первые Олимпийские игры были в 750-м году до нашей эры.
3. С наступлением зимы, у подножия горы Олимп начинались Олимпийские игры.
4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.
5. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.
6. Пятиборье - это соревнование одного человека в пяти видах спорта.
7. Панкратион –это самый опасный вид борьбы
8. Соревнования по бегу проводились по кругу
Решение проблемного задания
Учитель физической культуры
Настало время вспомнить о гипотезе, обозначенной в начале урока : «Олимпийские игры были не только спортивным праздником, но и оказали влияние на развитие греческой культуры». Вам предстоит сейчас доказать или опровергнуть её (рассуждения обучающихся )
7. Подведение итогов урока
Рефлексия
Предлагаю завершить наш урок продолжением любого предложение, представленного на слайде 16.
Сегодня на уроке я узнал, что…..Меня удивило…. Мне захотелось…..
Самооценивание
Ребята, предлагаю вам оценить собственную работу на уроке, используя раздаточный материал.
Благодарю вас за активную работу, умение слушать, рассуждать, делать выводы. Надеюсь, что вы сделаете правильный вывод после нашего урока, что человек должен развиваться гармонично: и физически и духовно. Тело и разум человека должны быть в гармонии.
Домашнее задание
Составить кроссворд по теме «Олимпионики Древней Греции»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.