Конспект интегрированного урока "Право на защиту:эксплуатация несовершеннолетних"
Оценка 4.7

Конспект интегрированного урока "Право на защиту:эксплуатация несовершеннолетних"

Оценка 4.7
docx
17.04.2020
Конспект интегрированного урока "Право на защиту:эксплуатация несовершеннолетних"
Открытый урок Конспект испр.docx

Открытый урок

Тип урока – интегрированный (обществознание и психология)

Класс -7б

Тема урока: «Право на защиту: эксплуатация несовершеннолетних»

Цель урока :

I.Предметные:

-        создание условий для развития представлений учащихся об эксплуатации детского труда;

-        создание условий для формирования умения анализировать виды детского труда.

II. Цели, ориентированные на развитие личности:

1   создать условия для формирования представлений о видах детского труда;

2   показать особенности эксплуатации детского труда;

3   содействовать развитию мотивации к самопознанию, саморазвитию у учащихся;

4   способствовать развитию навыков самоанализа своего поведения, способности к рефлексии;

5   способствовать развитию воображения, способности к распределению и переключению внимания, формированиюкоммуникативных навыков;

Тип урока: комбинированный, урок формирования знаний, универсальных учебных действий с элементами практической работы.

Форма урока: межпредметная

Оборудование: видео, презентация, ноутбуки с входом в интернет

Продолжительность урока: 45 минут

Структура урока:

1   Организационный момент;

2   Мотивация;

3   Целеполагание;

4   Домашнее задание;

5   Подведение итогов работы;

6   Рефлексия.

Ход урока

п/п

Структура

Содержание

Вопросы и комментарии

t

Примечание

1

Организационный момент

Учитель: Добрый день ребята. Рада приветствовать вас. Конечно, вы знаете, что пришли на урок Обществознания. Но урок у нас сегодня необычный – на него приглашен специалист школы педагог-психолог Валькова Злата Борисовна. Поэтому наш сегодняшний урок это как бы соединение, микс обществознания и психологии (познания самого себя).

Психолог: добрый день ребята. Я предлагаю настроиться на нашу встречу, понять на сколько мы умеем слышать и слушать друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упражнение «Прохлопай ритм»

1 минута

 

 

 

 

 

 

 

2

Мотивация

Психолог: ребята скажите пожалуйста, а вы любите работать?

А нравится ли вам, когда у вас есть в кармане свои собственные деньги? Хотели ли вы работать, причем работать уже сейчас и получать за это деньги? То есть можно сказать, что эта тема для вас актуальна?

Учитель: Что ж, давайте разбираться. Как  вы думаете, можно ли семикласснику, которому исполнилось тринадцать лет, работать за зарплату? Какую работу можно выполнять в этом возрасте за деньги?

Учащиеся отвечают на вопросы и высказывают свои предположения.

 

5 мин

 

3

Практическая часть

Учитель : Мы уже с вами изучили нормативно-правовые акты, которые защищают ваши права, назовите их.

 Как вы думаете, есть ли там ответ на эти вопросы? К какому документу можем обратиться?

Есть еще такой документ, который должен стать настольной книгой каждого работающего человека и называется он?...

 

Предлагаю вам открыть

 

5

Трудовой кодекс (Ст. 63) и Конституцию (ст. 37) и прочитать данные статьи.

Статья 63. Возраст, с которого допускается заключение трудового договора

Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет.

Лица, получившие общее образование и достигшие возраста пятнадцати лет, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью. Лица, достигшие возраста пятнадцати лет и в соответствии с федеральным законом оставившие общеобразовательную организацию до получения основного общего образования или отчисленные из указанной организации и продолжающие получать общее образование в иной форме обучения, могут заключать трудовой договор для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

 

С письменного согласия одного из родителей (попечителя) и органа опеки и попечительства трудовой договор может быть заключен с лицом, получившим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью, либо с лицом, получающим общее образование и достигшим возраста четырнадцати лет, для выполнения в свободное от получения образования время легкого труда, не причиняющего вреда его здоровью и без ущерба для освоения образовательной программы.

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора с лицами, не достигшими возраста четырнадцати лет, для участия в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба здоровью и нравственному развитию. Трудовой договор от имени работника в этом случае подписывается его родителем (опекуном). В разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа.

Статья 37 Конституции РФ 1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен. 3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы. 4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

 

 

Ученики называют

 

 

Предполагают

 

 

 

 

 

 

Кто-то смотрит в ТК (в компьютере), остальные в Конституцию, ищут статьи.

 

Ученики, которые нашли статьи, поднимают руки и читают

10 мин

Конституция РФ,Декларация, Конвенция

 

 

 

 

 

 

ТК РФ

 

 

 

 

Психолог: есть такая поговорка «Информирован, значит вооружен», теперь вы знаете законы регламентирующие трудовую деятельность несовершеннолетних. Но как вы думаете, ребята, почему на законодательном уровне прописаны все эти правила трудоустройства, режим работы и возрастные ограничения при приеме на работу несовершеннолетних?

Ваш организм и ваша психика развивается постепенно. Например, происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма; происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, что способствует формированию физической выносливости ребенка. Но еще остается характерной высокая утомляемость.  произвольность познавательных процессов (памяти, внимания, мышления) возникает лишь на пике волевого усилия, когда ребенок специально организует себя под напором обстоятельств или по собственному побуждению. Подростковый возраст - это так называемый «переходный период», в основе которого лежит физиологическая перестройка всего организма, начинающаяся у детей в 10-12 лет с повышения активности щитовидной железы и гипофиза. Интенсивная деятельность желез внутренней секреции часто приводит к некоторым скоропреходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка. Ускоряется обмен веществ, начинается бурный рост тела в длину. Наблюдается так называемый пубертатный скачок роста. Кости конечностей опережают в своем развитии кости грудной клетки и таза. Рост мышечной ткани не успевает за увеличением длины тела. Подростки  становятся непропорциональными, нескладными: длинные руки, узкие плечи и бедра, впалая грудь. Нарушается координация движений. Меняется походка, осанка. Часто подростки «вдруг» начинают шаркать ногами, как старички, раздражая взрослых, которым кажется, что делают они это нарочно, демонстративно. Спустя несколько месяцев под воздействием гормонов щитовидной железы и гипофиза «пробуждаются» железы коры надпочечников. Их усиленная деятельность способствует активному росту мышц, развитию вторичных половых признаков и формированию соответствующего полу строения тела. Временный разрыв в перестройке различных систем органов приводит не только к внешней диспропорции тела, но и к несбалансированному функционированию организма. 11-13-летние подростки нередко испытывают недомогание, физический дискомфорт, они быстро утомляются, сонливы. Неприятности и беспокойство многим доставляют перебои в сердце, покалывание в груди. Случаются затруднения в дыхании, возникает ощущение нехватки воздуха, неполного вдоха. Отстают в развитии легкие, сдерживаемые узкой грудной клеткой. Мышцы растут медленнее костей, в том числе и сердечная. Получается, что сердечно- сосудистая и дыхательная системы работают, что называется, «со скрипом», с перебоями. Они с трудом могут «обслужить» удлинившееся выросшее тело. Особенно чувствителен к недостатку кровоснабжения мозг. У младших подростков могут появляться шум в ушах, ощущение «ватной головы». Их работоспособность снижена, при умственной нагрузке быстро развиваются утомление, вялость. Именно поэтому и законом прописан возможный возраст возможного начала трудовой деятельности для подростка с 14 лет.

После объяснения Видеоролик

5 мин

https://youtu.be/HMMn5ooVtl4

 

 

 

Учитель: ребята, предлагаю вам посмотреть

 

Учитель: ребята, как вы считаете, а еще по каким причинам, трудовая деятельность подростков так четко прописана? От чего еще вас могут защитить наши законы в трудовом вопросе?

 

 

Тема урока Защита на право: Эксплуатация несовершеннолетних

Эксплуатация Эксплуатацией называют присвоение результатов труда другого человека.

 

То есть, ситуацию, когда в обмен на свою работу человек не получает ничего или получает куда меньше, чем заслуживает.

 

До Октябрьской революции 1917 г. детский труд  не был  защищён никакими  законами. С 6-ти, иногда  с 4-х лет,  дети  были  предоставлены  в  барские  дома  для  уборки,  для  мелкой  работы,  выполняли роль  нянек, роль пастухов и прочее.  Эта работа  была ненормированной,

зачастую  никак  не  оплачивалась,  если  ребёнок  был  крепостным.  У  этих  детей  не было  никаких  прав,  были  только  обязанности.  Зачастую  применялась  физическая расправа  в  виде  наказаний  розгами.  Помимо  этого  физического  наказания  было  и моральное уничижение. 

Практически  ничего  не  изменилось  с  отменой  крепостного  права.  Хозяевам было выгодно держать на заводах малолеток, которые выполняли любую работу. За неё  они  получали  копейки.  В селах  происходило  тоже  самое,  особенно  во  время  посевных  и  уборочных.  Крестьянские  семьи  были  большими,  и  родители  не  могли прокормить детей и вынуждены были отдавать их в люди. Советская  власть  внесла коренные изменения в вопросы трудовых прав несовершеннолетних.

 

5

Первый  трудовой  кодекс  РФ  был  создан  в  1918  году.  В  нём  было сокращено время для несовершеннолетних до 18 часов в неделю

сокращено время для несовершеннолетних до 18 часов в неделю а экране). 

Во втором ТК РФ, принятом в 1922 году, запрещалась эксплуатация детского труда до 16 лет

труда (до 16 лет).

   В действующем ТК (ст.92), принятом в 2001 году, допускается прием на работу 14-летних подростков при наличии следующих условий:

1) работа не должна быть противопоказана здоровью несовершеннолетнего;

2) работа должна выполняться в свободное от учебы время и не должна нарушать процесс обучения

обучения;

3) согласие одного из родителей (усыновителя, попечителя) на труд ребенка; согласие органа опеки и попечительства;

4) работа не должна превышать 4 часов в день с легкими условиями труда

 

органа опеки и попечительства;

4) работа не должна превышать 4-х часов в день с легкими условиями труда (ст. 92 ТК

РФ);

 

 

 

 

Дети предполагают…

(от эксплуатации)

 

 

 

 

 

 

 

 

Запись в тетрадь определения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель читает тезисы ст. 92 ТК РФ

 

 

 

2       мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

Видео по эксплуатации (2шт)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд на экране

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: мы с вами записали, что такое эксплуатация, а теперь запишем формы эксплуатации. Как вы думаете, какие бывают формы?

Формы эксплуатации

·         Трудовая

·         Сексуальная

·         Медийная

Трудовая эксплуатация: По данным Международной организации труда, в развивающихся странах на сегодняшний день работают 250 миллионов детей от 5 до 14 лет. По большей части это жители Азии, далее, по убыванию, Африки и Латинской Америки.

 

Психолог:К сексуальной эксплуатации относится принуждение к занятиям проституцией и к съёмкам в порнографии. О декриминализации проституции идут дискуссии, однако в случае с детьми разночтений быть не должно — любая форма их вовлечения в секс-работу неприемлема. Тем не менее, по данным ООН, ежегодно более миллиона детей задействовано в проституции. Также на сайте ООН рассказывается о современных формах рабства, в том числе сексуального. Там можно прочитать историю девочки по имени Анита Хадка: в 12 лет она попала в бомбейский бордель, став жертвой торговцев людьми. Таких детей в мире множество.

Медийная: иногда эксплуатацию легко изобличить — например, если ребёнок занимается тяжёлым и опасным физическим трудом за еду. В других случаях всё не так очевидно — например, когда родители принуждают ребёнка к слишком жёстким спортивным тренировкам, водят по кастингам или часами снимают для Youtube. Иногда такими родителями руководят их собственные амбиции, а также желание заработать с помощью ребёнка, пусть даже в ущерб его настоящим интересам. При этом для остальных взрослых ребёнок становится предметом развлечения.На детских конкурсах красоты, особенно популярных в Америке, девочек красят, как взрослых, и отправляют дефилировать в тематических костюмах, купальниках и вечерних платьях.Конкурсам красоты для малышей было посвящено шоу Toddlers & Tiaras, отменённое совсем недавно. Подобные зрелища не только грешат против хорошего вкуса, но и могут серьёзно повредить ребёнку. Часами неподвижно сидеть в кресле, пока тебе делают причёску, носить неудобную одежду и много раз повторять одни и те же действия — трудные задачи для маленького человека. Усталость, утомление, возможные раздражения от косметики, нарушение режима питания — факторы физического вреда. Кроме того, существует вред моральный. Неуместная сексуализация детских образов, повышенное внимание к внешности девочек,объективация — плодородная почва для нарушений гармоничного развития личности и создания у ребёнка нездоровых представлений о себе.

 

 

 

Предполагают…

 

Ребята записывают в тетрадь формы эксплуатации

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

3 мин

 

 

Задание на рефлексию

Учитель: Давайте с вами порассуждаем. Является ли уборка пришкольной территории и уборка по дому эксплуатацией детского труда?

Психолог: Я слышала,что некоторые ребята, во время уборки пришкольной территории высказывали мнение о том, что их эксплуатируют. Сейчас вы уже обладаете знаниями о своих правах, подскажите, что отвечать в подобном случае вашим сверстникам?

 

 

 

Учитель: Ребята, давайте вместе подумаем, как не попасть в рабство, как избежать эксплуатации и составим памятку, которую мы повесим в классе.

Дети делятся на 3 команды и составляют памятку о защите прав от эксплуатации.

1.      Знать свои права, знать законы и конституцию

2.      В случае опасности поставить в известность родителей.

3.      Если не можешь рассказать родителям, то в школе всегда помогут (от классного руководителя, психолога, социального педагога до директора школы)

Психолог:А теперь вы можете достать телефоны, и записать телефоны доверия:

4.      «Телефон доверия» ГУ МВД 8-495-692-70-66

5.      «Телефон доверия» экстренная психологическая помощь 8-800-2000-122

Рассуждаем

 

 

 

 

Ребята рассуждают, высказывают свои мысли

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети предлагают...

 

 

 

Ст. 63, 92 ТК РФ

Ст.37 Конституции РФ

 

 

 

 

В ходе совместного обсуждения, приходим к путям решения и  записываем их в тетради.

4. и 5. Пункты записываем сразу в телефон.

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

Конституция ст. 59-Защита Отечества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд

4

Подведение итогов. Рефлексия

Учитель: Ребята, вы должны помнить об опасности эксплуатации, надеюсь, что вы не будете поддаваться на уговоры малознакомых людей и не отвечать на их приглашения, не садиться в авто к малознакомым людям.

Психолог: вам понравился урок? Предлагаю поаплодировать друг другу в знак благодарности за общую работу. Спасибо

 

 

 

 

 

 

(апплодисменты)

1 мин

 

5

Домашняя работа

Параграф 23,выучить термины на с. 134

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Открытый урок Тип урока – интегрированный (обществознание и психология)

Открытый урок Тип урока – интегрированный (обществознание и психология)

Валькова Злата Борисовна. Поэтому наш сегодняшний урок это как бы соединение, микс обществознания и психологии (познания самого себя)

Валькова Злата Борисовна. Поэтому наш сегодняшний урок это как бы соединение, микс обществознания и психологии (познания самого себя)

Предлагаю вам открыть 5

Предлагаю вам открыть 5

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора…

В организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках допускается с согласия одного из родителей (опекуна) и разрешения органа опеки и попечительства заключение трудового договора…

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию

Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию

Психолог : есть такая поговорка «Информирован, значит вооружен», теперь вы знаете законы регламентирующие трудовую деятельность несовершеннолетних

Психолог : есть такая поговорка «Информирован, значит вооружен», теперь вы знаете законы регламентирующие трудовую деятельность несовершеннолетних

Интенсивная деятельность желез внутренней секреции часто приводит к некоторым скоропреходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка

Интенсивная деятельность желез внутренней секреции часто приводит к некоторым скоропреходящим нарушениям в деятельности нервной системы подростка

Неприятности и беспокойство многим доставляют перебои в сердце, покалывание в груди

Неприятности и беспокойство многим доставляют перебои в сердце, покалывание в груди

Учитель: ребята, как вы считаете, а еще по каким причинам, трудовая деятельность подростков так четко прописана?

Учитель: ребята, как вы считаете, а еще по каким причинам, трудовая деятельность подростков так четко прописана?

Практически ничего не изменилось с отменой крепостного права

Практически ничего не изменилось с отменой крепостного права

ТК РФ); Дети предполагают… (от эксплуатации)

ТК РФ); Дети предполагают… (от эксплуатации)

Тем не менее, по данным ООН , ежегодно более миллиона детей задействовано в проституции

Тем не менее, по данным ООН , ежегодно более миллиона детей задействовано в проституции

При этом для остальных взрослых ребёнок становится предметом развлечения

При этом для остальных взрослых ребёнок становится предметом развлечения

Неуместная сексуализация детских образов, повышенное внимание к внешности девочек,объективация — плодородная почва для нарушений гармоничного развития личности и создания у ребёнка нездоровых представлений о себе

Неуместная сексуализация детских образов, повышенное внимание к внешности девочек,объективация — плодородная почва для нарушений гармоничного развития личности и создания у ребёнка нездоровых представлений о себе

Задание на рефлексию Учитель:

Задание на рефлексию Учитель:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2020