Литературное чтение. 2 класс.
Тема: Ф.И. Тютчев. «Зима недаром злится…»
Цели: Ознакомление обучающихся со стихотворением «Зима недаром злится…», раскрывая идею и смысл произведения. Формирование личностных, коммуникативных и познавательных УУД.
Задачи:
- формирование у обучающихся навыков сознательного чтения;
- пополнение лексических знаний о слове;
- развивать интерес к чтению, воспитывать любовь к поэзии;
- воспитывать любовь к природе;
- формирование чувство прекрасного на примерах произведений
поэтов, художников и композиторов;
- формирование умений работать в группе, ставить цели, планировать работу.
Ход урока.
I. Организация начала занятия.
II. До чтения.
Постановка целей урока.
- Сегодня, ребята, мы с вами вновь начнём перелистывать странички Поэтической тетради, помещённой в наших учебниках. Нам предстоит не только познакомиться с новым произведением, но и попробовать свои силы в оформлении книжной страницы.
Работать сегодня мы будем в группах.
Антиципация чтения.
-Ребята, что значит поэтическая тетрадь?
-Какие произведения встретим в ней?
- Поэзия, ребята, это не только стихи. Поэзия – это красота. Даже в Толковом словаре Ожегова даётся два значения слова. Первое: «Поэзия – это стихи, произведения, написанные стихами», и второе: «Поэзия – это красота и прелесть чего-либо». А вот чему будет посвящена поэзия, вы должны догадаться сами. У каждой группы на столе лежит лист с загадкой. Сейчас вам необходимо прочитать ей и отгадать.
(Ребята в группах читают загадки и отгадывают их)
- Какие отгадки получились? (сосулька, подснежник, скворечник)
- Что объединяет все эти отгадки? (весна)
- Чему будут посвящены стихотворения в нашей поэтической тетрадке? (весне)
(Появляются слайды с картинами весны)
- Очень многие художники, поэты и композиторы посвящали свои произведения весне.
- Как вы думаете, почему?
- Верно. Весна – это самое радостное время года, время пробуждения и обновления природы. Я предлагаю вам сейчас послушать произведение замечательного русского композитора П.И. Чайковского «Времена года. Апрель». И одновременно познакомиться с картинами весны, написанными русскими художниками. (слайды с картинами)
-Какое настроение создало увиденное и услышанное вами? (дети делятся впечатлениями).
- Очень хорошо.
Знакомство с писателем
- Вернёмся к поэзии. Как я уже говорила вам, многие поэты воспевали весну в своих произведениях. Среди них - Ф.И. Тютчев, со стихотворением которого мы и познакомимся сегодня. Имя Ф.И.Тютчева мы уже с вами встревали на страничках учебника. Посмотрите, вот его портрет. (Слайды о поэте)
- С детства Ф.И. писал стихи. Своё первое он опубликовал в 14 лет. Стихотворений специально для детей он не писал. Но многие из них прочно вошли в круг детского чтения. Тютчев не только видел и чувствовал красоту природы, но и передавал в стихотворных строчках свои впечатления, мысли и настроение. С одним из таких стихотворений мы сегодня и познакомимся.
III. Во время чтения.
Первичное чтение текста.
Чтение стихотворения учителем.
-Какое настроение после стихотворения?
- Какие картины природы увидели?
- О чём пишет поэт?
Перечитывание текста.
- Откройте страницу учебника 110. Перечитайте ещё раз это стихотворение. Обсудите, значение каких слов вам непонятны.
Словарная работа.
- Давайте озвучим непонятные слова.
(на слайде синичка)
-Посмотрите, ребята, синичка готова вам помочь. Она принесла вам весточку от весны вот в этих конвертах. Откроем их. Синичка предлагает вам найти определение неизвестных вам слов. Каждая группа читает определение 2 слов.
Физминутка.
IV. После чтения.
Беседа по содержанию текста.
-Ребята, посмотрите на экран. Кто изображён? (Зима и Весна)
- Как вы догадались кто из них кто? (дети объясняют)
- Давайте найдём в тексте как называет каждую из них Тютчев? (Ведьма злая и прекрасное дитя).
-Почему поэт называет зиму ведьма, а весну дитя? (зима уже заканчивается, старая, весна только начинается, как маленькое дитя).
- Давайте посмотрим в тексте, с какой буквы написаны названия героинь стихотворения? (С большой)
- Как вы думаете почему?
- Поэт – волшебник совершил чудо, и времена года превратились в людей, поэтому их
имена написаны с большой буквы. У Тютчева они ведут себя как люди. Найдите тому
доказательства в тексте.
-Найдите и прочитайте, что делает зима.
- Какие действия совершает весна.
(Слайд)
- То есть что делает поэт. Он одушевляет неживые предметы. Наделяет и качествами, которыми обладает человек. Таким приёмом пользуются многие поэты. Как же он называется? В этом вам опять помогут синичкины подсказки. Поскорее открываем конверт. Ваша задача: среди нескольких определений выбрать только то, о котором мы сейчас говорили.
(Дети открывают конверт и читают определение олицетворению)
-Как же называется этот поэтический приём? Верно. Молодцы. (Слайд)
- И так, у нас два образа – два настроения. Молодая девушка весна и старуха зима.
- Как вы считаете, зачем Тютчев показал эти два образа в одном стихотворении?
(Показать борьбу весны и зимы, добра и зла)
-В одной строфе автор говорит, что Зима и Весна враги. Прочитайте эти строки.
-Почему они враги?
-На чьей стороне автор? Почему так решили?
- Какое настроение было у Ф.И., когда он писал эти строки?
-С каким настроение необходимо читать данное произведение?
Творческое задание:
-Заглянем ещё раз на страницу учебника.
- Отразил ли художник содержание стихотворения? Понятно ли из иллюстраций, о чём
речь?
- Сейчас мы поможем художникам нашего учебника. Оформим стихотворение сами.
- Сколько строф в нашем стихотворении? (5).
- Каждой группе достаётся своя строфа. А какая, вы должны догадаться сами. Вот, синичкины подсказки.
- Кому какая строфа досталась. Прочитайте её. А теперь совместно сделайте рисунок к этой строфе.
(Дети на фоне музыки готовят соё выступление).
- И так, посмотрим, что же у вас получилось.
(Каждая группа защищает свою страничку).
-Посмотрите, какие замечательные иллюстрации у вас получились. Вы большие молодцы!
V. Подведение итогов урока.
- Вот и подходит к концу наше занятие.
- С каким произведение познакомились? Кто его автор?
- Что ещё нового вы сегодня узнали?
- За что могли бы себя похвалить или других?
Рефлексия.
Сейчас посмотрим, какое настроение у вас после занятия зимнее хмурое или весеннее радостное. На столах лежат зелёные листочки – символ хорошего настроения, и снежные тучки, говорящие о грусти. Покажите, какое у вас настроение.
Молодцы! Спасибо за работу!
VI. Домашнее задание.
Подготовить выразительное чтение. Вспомним, что значит читать выразительно. (соблюдать паузы, интонация, настроение)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.