Открытый урок по русскому языку с использованием ИКТ-технологий (4 класс)
Учитель: Шахбанова Хадижат Магомедовна
Тема урока |
Три склонения имён существительных. |
Цель урока |
Дать понятие о трёх типах склонения имён существительных в единственном числе. Выявление признаков, по которым существительное относят к одному из трёх основных типов склонения, введение термина «склонение». |
Задачи |
Познакомить с понятием "склонение имен существительных", обобщать материал об именах существительных; Развить навыки определения падежа и склонения существительных; развивать творческие способности, логику, умение анализировать, выбирать главное, умение работать по алгоритму; выполнять различные роли в группе, проверять и оценивать результаты работы. Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля. Воспитание трудолюбия, умения доводить начатое дело до конца ;воспитывать и формировать в процессе урока интерес к изучению русского языка; воспитывать навыки самоконтроля, взаимоконтроля и взаимовыручку. |
Основные понятия |
Падежи, склонение имён существительных |
Оборудование: |
компьютер, интерактивная доска, проектор, карточки у детей, нетбуки, ПМК Академия младшего школьника, тренажер для интерактивной доски «Склонения». презентации к уроку, документ-камера, карточки обратной связи |
Технологическая карта урока
Этапы урока |
Ход урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
I Организа-ция класса
II.Актуализация знаний
III. Постановка учебной задачи
IV Открытие новых знаний.
V. Первич-ное закрепле-ние
Физ.мин.
Vl. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Vll. Рефлексия. Итоги урока
|
Прозвенел уже звонок, начинается урок. (Слайд1) Мы настроились учиться, чур, ребята, не лениться. Давайте прочитаем слова Ломоносова (Слайд 2) “Всем, кто хочет добиться
успеха в изучении языка, нужно научиться открывать его тайны.” – Продолжим открывать тайны русского языка. Сегодня на уроке мы будем повторять предыдущий материал и узнавать новое; работать в парах и самостоятельно. (Слайд 3) Работа в тетрадях. Запишем дату. Классная работа. Минутка чистописания. Сообщение темы и цели урока. - Какую част речи мы изучаем на уроках русского языка? – Что знаем об имени существительном? – У вас на партах есть кластеры (Слайд 4) на тему «Имя существительное». Поработайте в парах, вспомните все, что знаете об этой части речи и заполните их. (проверка работы в парах при помощи документ-камеры) Ученик: Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО?, обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает предмет книгу. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), процесс действия (бег, прыжок), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза). В предложении существительное бывает подлежащим или второстепенным членом предложения (дополнением, обстоятельством). У имени существительного есть непостоянные признаки – число и падеж. Число может быть единственным и множественным. Например: журнал – журналы. Есть существительные в русском языке, которые имеют форму только единственного числа: молоко, сметана, любовь, дружба, краснота. И есть существительные, которые имеют форму только множественного числа: ножницы, брюки, очки, каникулы. Я говорю определение, а вы записываете (называете) название падежа, о котором идет речь: 1) – предлогов с детства не люблю, с собою рядом не
терплю. Мои вопросы кто? и что? ни с чем не спутает никто; Рефлексия – Покажите свое понимание данного материала (карточки обратной связи – смайлики с улыбкой и без) Словарно-орфографическая работа. (Слайд 5) Слова-существительные по заданным характеристикам (например: сущ. м.р., сущ. нариц. и т.д.) Постановка проблемной задачи На нашем кластере осталось незаполненное поле. Какой же еще постоянный признак есть у существительных? Ответить на этот вопрос вам поможет следующее задание. Решение проблемы (Слайд 6) Работа по карточкам ( с. 89 упр.153) (Работа в паре) Измените по падежам существительные. На листе впишите в клеточки падежные окончания имён существительных и сравните их. 1вариант - лиса, сестра, папа Вывод 1: имена существительные женского и мужского рода, у которых в начальной форме окончания – а, - я, имеют одинаковые окончания в одинаковых падежах. 2 вариант- гнездо, стол, окно Вывод 2: имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончаниями – о, - е в начальной форме имеют одинаковые окончания в одинаковых падежах. 3 вариант-степь, рожь, глушь Вывод 3: имена существительные женского рода с мягким знаком на конце и нулевым окончанием в начальной форме имеют одинаковые падежные окончания. 2)Обобщение -На сколько групп мы разделили имена существительные? (Три группы) - Как иначе можно назвать эти группы слов? Прочитаем определение на слайде - Значит, сколько склонений у имён существительных? Что такое склонение? Физминутка для глаз (Слайд 7) Заполнение таблицы "Склонения имён существительных" (Слайд 8 ) Работа в тетради Упр. 154 (Слайд 9) Рефлексия – Покажите свое понимание данного материала (карточки обратной связи – смайлики с улыбкой и без) 2) Первичное закрепление с использованием интерактивного тренажера «Склонения» (Слайд 10) 3)Игра "Наряди ёлочку" Упр. 155 На доске 3 ёлки, прикрепить к ёлкам слова 1, 2, 3 склонения: юноша, Сережа, метель, Маша, мороз, окно, песня, квартира, слива, март, статья, доска, папа, Ваня. Катя, мяч, няня, Илья, полка, мышь, поле. Физ. минутка. (Слайд 11) Чтение памятки об определении склонения имён существительных. (Слайд 12)
Тест «Склонение
имён существительных». (Слайд 13)
Творческое задание (работа в паре) (Слайд 14) -Найдите на картинке
существительные, определите их склонение ( ПМК Мир музыки -
Изучаем→Россия→Родина
моя→ Пейзажи России) - Что мы научились определять на уроке? (Слайд 15) 1.Что такое склонение? 2. Какие существительные относятся к 1- му склонению? 3. Какие существительные относятся ко 2-му склонению? 4. Какие существительные относятся к 3- му склонению? 5. Как определить склонение существительного? (Слайд ) Оцените свою работу на уроке.( С помощью смайлов). Выставление отметок учителем. - Что нового мы узнали сегодня о существительном? • Склонение – изменение существительного по падежам. • Окончания имен существительных зависят не только от рода числа и падежа, но и от склонения. Вот как важно определить правильно склонение. |
Приветствует учащихся Мотивирует учащихся на работу. Организует повторение изученного, проверку с помощью документ-камеры
Создает проблемную задачу. Проверка с помощью документ-кам
Координация работы учащихся, фронтальная проверка Организует игровую ситуацию.
Знакомит с памяткой по работе со склонениями
Организует тестовую работу Нацеливает на решение теста
Координация работы учащихся Оценивание работы уч-ся на уроке
Поясняет домашнее задание, мотивирует на дальнейшую работу по теме |
Приветствует учителя, проверяет свою готовность к уроку
Развитие навыков чистописания
Обобщают знания об имени существитель-ном. Ответ ученика.
Повторяют падежи имён существительных.
Самооценка
Повторяют орфограммы, написание словарных слов, работа на интерактивной доске
Проводят исследование. На листе вписывают в клеточки падежные окончания. Спикер каждой группы делает выводы. Проводят физминтку
Применение новых знаний
Решают тест, делают самопроверку, самооценка Работают с иллюстрацией в паре (в тетради), совершают поиск сущ-х, опр-т склонение Самооценка
Записывают домашнего задания
|
Приложение
Измените по падежам существительные.
И.п. |
|
|
|
|
Р.п. |
|
|
|
|
Д.п. |
|
|
|
|
В.п. |
|
|
|
|
Т.п. |
|
|
|
|
П.п. |
|
|
|
|
1группа - лиса, сестра, папа
2 группа- гнездо, стол, окно
3 группа - степь, рожь, глушь
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.