Классный час на тему: «День народного единства»
Форма проведения:
этическая беседа с элементами творческой деятельности.
Цель:
формировать чувство гражданственности и патриотизма;
Задачи:
- формировать ответственность за судьбу Родины; прививать любовь и уважение к Родине, испытывать чувство гордости за свою страну, проявлять уважение к одноклассникам;
- дать общее представление об истории возникновения праздника и событиях, связанных с 1612 г., познакомить с героями Отечества (Мининым и Пожарским);
- расширять кругозор учащихся;
- развивать умение делать выводы, обобщать): умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, умение формулировать познавательную цель;
- воспитывать интерес к изучению истории своей страны, чувство гордости и уважения к защитникам государства.
Ход классного часа
1.Организационный этап:
Задача: собрать внимание детей, настроить их на работу
Начинаем мы опять
по истории шагать.
Постарайтесь все понять,
Про страну свою узнать.
Здравствуйте ребята, я очень рада вас видеть, давайте улыбнемся и поприветствуем друг друга! Сначала садятся девочки, а затем мальчики.
Взаимное приветствие, обучающиеся присаживаются на свои места.
2.Мотивационно-целевой этап.
Я хочу начать наш классный час с одного стихотворения. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какой теме посвящено это стихотворение?
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Итак, какой теме посвящено это стихотворение? (День единства)
С
историей не спорят,
С историей живут,
Она объединяет
На подвиг и на труд
Едино государство,
Когда един народ,
Когда великой силой
Он движется вперед.
Врага он побеждает,
Объединившись в бой,
И Русь освобождает,
И жертвует собой.
Во славу тех героев
Живем одной судьбой,
Сегодня День единства
Мы празднуем с тобой!
Какие главные слова мы можем выделить в этом стихотворении? (Ребята, послушайте еще раз стихотворение.)
Ваши ответы, конечно, верны. Главные слова, которые мы можем выделить в этих строках- это народ, Единство, Государство
- Как вы понимаете слово «Единство» (Сплоченность, Мир, Дружба, Согласие)? «народ»? (это люди, у которых свои обычаи, у которых есть единство)
Ребята, я вам даю по одному прутику. А теперь сломайте их. Трудно вам было сломать эти прутики? Все прутики по одному легко переломились.
А теперь попробуйте сломать веник. В нем много-много прутиков. Ты попробуй. И ты попробуй. Не получается? Ребята, как вы думаете, почему вы не смогли сломать веник? (Этих прутиков много и они все связаны вместе).
Ребята, задумайтесь, наш народ очень похож на эти прутики. Если мы будем едины, дружны, нас никто не победит. А если же будем ссориться, думать только о себе, то нас очень просто можно будет сломать и одолеть.
Ребята, а вы знаете, какой праздник отмечается в России 4 ноября? (День народного единства)
- В чем смысл этого праздника, знаете? (в единстве, единении народа – сила России).
-Да ребята, и тема нашего классного часа – День народного единства.
А вы знаете, какие народы живут в нашей стране? Хотите узнать?
- Ребята, вы знаете, как появился этот праздник? Хотите узнать?
А хотите узнать героев этого праздника? А вы знаете государственные символы нашей страны? Какие символы вы знаете?
Как вы думаете, и какую же цель мы поставим перед собой на классном часе?
(Мы узнаем о том, какая огромная наша страна и какие народы в ней живут, вспомним государственные символы России, мы узнаем историю возникновения праздника, узнаем героев, которые сыграли важную роль в истории нашей страны)
А в конце классного часа мы с вами все вместе выполним очень интересную работу.
Согласны с таким планом?
3. Основной этап
Россия – многонациональная страна
Государственная символика России
История возникновения праздника
В единстве – наша сила.
А сейчас я предлагаю вам выполнить первый пункт плана и узнать, какие народы живут в нашей стране.
Все мы с вами живем в огромной стране, которая называется… как называется наша страна? … (РОССИЯ). Наша страна – самая большая в мире. Посмотрите, как она красива. В России живут люди разных национальностей, и все мы – россияне, потому что наша родина – Россия. Я - россиянка, потому что я живу в России. А ты?
( Я – россиянин, потому что моя Родина – Россия).
Если бы мы могли сесть в вертолет и полететь над нашей страной, то что бы мы увидели?
(Можно увидеть только, что текут реки, растут хвойные леса и лиственные деревья, а вдали видны горы. А всю страну не увидишь - она очень большая.)
Страна наша очень большая. Поэтому, кроме русских живут в ней много других народов А какие народы вы знаете?
Это татары, марийцы, башкиры, русские, коми, чуваши, удмурты, евреи, украинцы, белорусы, ненцы и многие другие … всего 128 народов. Нас очень много - 145 миллионов. У каждого народа есть свои традиции, праздники, костюмы.
А сейчас мы поговорим о государственных символах нашей страны.
Они едины для всех народов, которые живут в России.
Ребята, какие государственные символы России вы знаете?
Герб, флаг, гимн. Молодцы.
Ребята, а помните ли вы цвета флага нашей Родины?
Кто может назвать? А вы знаете, что наш флаг еще называют триколор? А знаете почему?
Потому что, ребята наш флаг содержит три цвета, поэтому его и называют триколор.
Вот вы мне назвали цвета флага: белый, синий, красный.
Знаете, ребята, цвета государственного флага никогда не выбираются просто так. Каждый цвет имеет особое значение, так и в нашем флаге.
Как вы думаете, что означает белый цвет?
Белый цвет означает мир, чистоту, правду, благородство – говорит о том, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
А что означает синий цвет?
Синий цвет - это небо, верность
Что может означать красный цвет?
Красный цвет означает отвагу, мужество и героизм
А какие еще символы государства вы знаете? (Герб, Гимн)
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. Можете сказать, кто изображен на гербе России?
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.
А вы знаете, что такое гимн? (торжественная песня, принятая как символ государства).
А вы знаете гимн России? А вы знаете, что нужно делать, когда звучит гимн России? Я предлагаю сейчас встать чтобы проявить уважение к гимну и послушать его, а кто знает слова, вы можете подпевать. (гимн России)
Присаживайтесь, пожалуйста.
Ребята, а теперь я предлагаю вам немного отдохнуть, вставайте со своих мест, и повторяйте движения. (музыкальная физминутка).
Молодцы, присаживайтесь пожалуйста.
Ребята, мы выполнили с вами первый пункт плана?( да)
Вы еще хотите узнать историю возникновения праздника?
Мы познакомимся с историей возникновения этого праздника, его героями.
Сейчас какой у нас год? (2018)
Сейчас я вам предлагаю отправиться в далекое прошлое более чем на 400 лет назад. Это было очень давно.
Ребята, мы с вами оказались на Руси в 1612 году. Знаете ребята, раньше наша страна называлась Русью.
Это было страшное время. А называлось оно Смутой. Может кто-нибудь знает, что такое Смута?
Ребята, смута- время, когда в стране не было порядка, когда наша страна Русь была разорена, когда повсюду были мятежи и беспорядки. Царя в это время не было, не соблюдались законы.
Воспользовались слабостью русского народа наши враги (поляки). Москва была занята поляками и разрушена. И некому было защитить Москву, не было армии, чтобы остановить врага.
В Нижнем Новгороде жил в то время Косьма Минин – купец. На площади сказал Минин народу: «…Наше Отечество погибает, но мы можем его спасти. Не пощадим жизни для избавления России». Его призыв услышали люди в других городах нашей страны. Всего больше 100 тысяч человек из двадцати пяти городов России вступили в ополчение. Ребята, знаете, что такое ополчение? Ополчение – это армия из народа.
А князь Пожарский возглавил ополчение. И пошли ополченцы (люди которые состояли в ополчении) к Москве
4 ноября 1612 года ополченцы Косьмы Минина и князя Пожарского ринулись в бой с поляками за Москву.
На улицах Москвы шли бои, город горел. Польский гарнизон отчаянно сопротивлялся. Но воины Минина и Пожарского сражались, чтобы победить. И победили!
Вся Россия благодарила Косьму Минина и Дмитрия Пожарского, которые собрали людей со всех концов страны, чтобы победить Смуту. Победить врага можно было только, объединив народ России.
На Красной площади поставлен памятник, на котором написано «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
Мы не должны забывать уроков истории: сильна Россия только тогда, когда она едина! Именно поэтому в нашей стране есть такой важный праздник - День Народного Единства.
Ребята вам понравилась история?
Как называлась наша страна много лет назад?
Какое время было тогда на Руси?
Кто возглавил народ, чтобы избавиться от поляков-захватчиков? (Минин, Пожарский).
Почему мы празднуем «День народного единства» 4 ноября?
Благодаря чему удалось победить врага? (единству народа).
Ребята, что вам больше запомнилось из моего рассказа?
А теперь та работа, о которой я говорила вам в начале нашего урока.
Помните, мы в начале урока ломали прутики? Что случилось с прутиками? (они сломались). А потом мы попробовали сломать веник и не смогли.
Вот и вы ребята, как эти прутики, Пока будете дружны между собою, вас никто не одолеет; а если будете ссориться, жить врозь, -вас легко можно будет одолеть и погубить".
Ребята, вы поняли, в чем наша сила?
Действительно, наша сила – в единстве Ребята, как вы думаете, а в нашем классе должно быть единство? А как вы можете показать единство вашего класса?
.А я предлагаю вам сейчас выбрать ваш самый любимый цвет краски. Какой у тебя любимый цвет? А у тебя?
Затем обвести свою ладошку на листке бумаги, разукрасить ее любимым цветом и написать на ладошке свое имя. Мы разместим все ваши ладошки на доску. И все кто будут заходить к вам в класс, и вы тоже, всегда будете помнить, что мы все едины и в этом и есть наша сила.
стихотворение Натальи Майданик.
ПРИЗЫВНАЯ
В День единства будем рядом,
Будем вместе навсегда,
Все народности России
В дальних селах, городах!
Вместе жить, работать, строить,
Сеять хлеб, растить детей,
Созидать, любить и спорить,
Охранять покой людей,
Предков чтить, дела их помнить,
Войн, конфликтов избегать,
Чтобы счастьем жизнь наполнить,
Чтоб под мирным небом спать.
Рефлексия
Задача: самооценка результатов деятельности, соотнесение цели, темы урока с результатом.
Поощрение, беседа
Ребята, мы сегодня с вами хорошо поработали, мне очень понравилось. Я хотела бы, чтобы вы тоже оценили свою деятельность на классном часе.
Давайте вспомним, какую цель мы поставили в начале классного часа? О чем поговорили? Что мы узнали? Цель достигнута? Почему вы так считаете?
Что ты запомнил для себя? Что понравилось?
В заключение возьмёмся за руки и все вместе произнесём речёвку:
Главное - вместе!
Главное - дружно!
Главное - с сердцем горящим в груди!
Нам равнодушие не нужно!
Злобу, обиду прочь гони!
- Запомните это чувство единения и сохраните его на всю жизнь. Будьте достойны своих славных предков. Всего вам доброго!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.