Название: «Добро и зло»
Направление: духовно – нравственное
Форма проведения: игра
Класс: 3 – «А»
Место проведения: кабинет класса
Материалы и оборудование: карточки для рефлексии, карточки для моделирования «дома доброты»,
План проведения:
1. Организационный момент: приветствие, знакомство
2. Вводная часть: подведение к теме
3. Основная часть: беседа, игры, выполнение заданий, конкурсы
4. Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия
Цели:
1) формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся;
2) воспитание культуры общения друг с другом, уважения к людям, самовоспитание личности ребёнка;
3) развитие умений сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать.
Задачи:
1. Дать определение добра и зла;
2. Выявить качества добродетельного человека;
3.Развивать у детей способность совершать добрые поступки.
1. Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Меня зовут Снежана Сергеевна и я снова проведу у вас классный час.
Встали все у парт красиво,
Тихо сели, спинки прямо.
Все легонечко вздохнем,
И занятие начнем
2. Вступительная часть.
Ребята, на доске вы видите стихотворение:
Добро и зло творить всегда
Во власти всех людей.
Но зло творится без труда,
Добро творить трудней.
Как вы понимаете эту фразу?
Ребята, кто догадался, о чём мы сегодня будем говорить с вами?
Верно, мы будем говорить о добре и зле.
3. Основная часть
Прочтите слово «добро». Что вы представили? С чем это слово связано?
Добрый человек – это человек, который помогает людям в трудную минуту жизни, в работе, в учебе, не требуя платы.
Добрый поступок – дело, действие, которое совершает человек на пользу людям, стране, классу, в котором учится, родителям.
Хороший поступок – положительный, тот, который должен быть.
Что означает слово «добро»? (все положительное, хорошее, очень нужное людям и животным)
Найди, что общего между определением добрый и хороший поступок, в чем их разница.
Произнесите слово «зло». Что вы представили? С чем это слово связано?
Зло – все очень вредное, недоброе, дурное.
Злой человек – человек, который совершает злые, плохие поступки.
Плохой поступок – лишенный положительных качеств, неприятный поступок.
Значит, есть плохие поступки и хорошие.
Игра “Сказочные герои”.
- А сейчас немного поиграем. Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема борьбы добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечать, добрый он или злой. Если злой, вы закрываете лицо ладошками, а если добрый – радостно хлопаете.
(Иван-царевич, Кащей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная шапочка, гуси-лебеди, Водяной, баба Яга, Золушка, Мальвина, Морозко.)
У вас на столах есть слова, характеризующие качества человека, подумайте и распределите на 2 чаши весов, что для вас – добро, а что – зло.
Обман, помощь, хвастовство, трудолюбие, жестокость, скромность, совесть, зависть, жадность, честность.
- Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.
В народе всегда относились к доброте по-особому. Это человеческое качество ценилось во все времена. Русские люди всегда стремились быть добрыми, милосердными, заботливыми, честными.
Много пословиц и поговорок сложили они на эту тему. Давайте с ними познакомимся.
Игра «Собери пословицу»
На добрый привет - добрый ответ.
Жизнь дана на - добрые дела.
Не одежда красит человека, а его добрые дела.
Доброе слово лечит, а злое калечит.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Как вы понимаете смысл пословиц?
А сейчас я попрошу вас ответить на мои вопросы, используя жесты. Если вы согласны с утверждением, то хлопайте в ладоши, а если нет -тяните руки вверх.
Можно ли назвать добрым человека, который:
• делает что-то полезное для людей;
• делает домашнее задание за кого-то;
• ждёт, когда его позовут на помощь;
• переводит бабушку через дорогу;
• накормит бездомного котёнка;
• заберёт обратно подаренную вещь;
• поделится последним с другом.
• помогает людям
• защищай слабого
• завидует
• прощает ошибки другим
Познавательная игра «Построим дом».
-Каждый человек должен оставить добрый след на земле.
Один мудрец заметил: «Человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил дерево и воспитал ребенка».
Я предлагаю вам построить дом. Но не обычный. Это дом Доброты.
1)Что является основой дома? Фундамент. У нашего дома фундаментом будет ДОБРОТА ( Прикрепляю на доску фундамент «Доброта»).
-Какие черты характера присущи доброму человеку? (Добрый, дружелюбный, доброе отношение к окружающим)
-А теперь назовите черты с корнем «добр- ». Я вам помогу.
1. Человек, про которого говорят, что у него добрая душа… (добродушный)
2. Человек, который всё делает по совести, доводит дело до конца… (добросовестный)
3. Человек, на которого всегда можно положиться, он не подведёт, у него всегда во всём порядок… (добропорядочный)
4. Человек, который всем желает добра… (доброжелательный)
Вот мы укрепили наш фундамент (слова прикрепляются магнитами на доску)
2)Переходим к 1 этажу.
-Что зарождается в наших головах? (мысль)
Какие мысли чаще вас посещают: добрые или злые?
Конечно, нужно стараться думать о хорошем. Итак, 1 этаж – добрые мысли (добавляю к дому 1 этаж)
3)За мыслью следует… слово. Наш 2 этаж – добрые слова (добавляю к дому 2 этаж).
-Часто вы говорите добрые слова? Какие?
-Признайтесь честно, обзывали кого – нибудь? Обижали?
Да, ребята, слово может ударить очень больно. Нужно быть внимательными к своим словам.
-Послушайте стихотворение Т. Дашкевич и после моего чтения ответьте на вопрос: Каким человеком советует быть автор стихотворения и что делать?
Обидное слово, обидное слово!
Как больно ударить умеет оно!
Змеёй ядовитой ужалить готово,
Ужалит – и станет на сердце темно.
И тот, кто обидел, и тот, кто обижен,
И тот, кто унизил, и тот, кто унижен,
Хотя миновала уж ссоры гроза,
Молчат и не смотрят друг другу в глаза.
Послушай совета, мой милый ребёнок,
Будь добрым и вежливым с самых пелёнок,
Хорошее только старайся творить
И слов унизительных не говорить.
-Каким человеком советует быть автор стихотворения и что делать? (ответы детей)
Физминутка.
Дружно маме помогаем,
Пыль повсюду вытираем,
Мы бельё теперь стираем.
И полощем, отжимаем.
Подметаем всё кругом,
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем.
-Ребята, маме помогать это доброе дело?
4) Давайте построим крышу нашего дома- по очереди скажем добрые пожелания.
-Скажите, во что должны превращаться добрые мысли и слова?
(в добрые поступки) Вот и крыша нашего дома.
Наш дом Доброты построен. Помните - из чего он состоит.
Добрые слова
Добрые мысли
Добродушность, добросовестность, доброжелательность, добропорядочность
Ребята, сегодня мы вели серьёзный разговор. К какой истине вы пришли? (Доброта важнее и нужнее всех человеческих качеств)
Самоконструкция
Поиграем в ассоциации. Заполните таблицу. Напишите, что у вас ассоциируется с добром, а что со злом.
4. Заключительная часть.
Добрые отношения люди создают в жизни сами. А нужно ли анализировать наши поступки? Зачем? Как, вы, ребята, считаете, нужно ли размышлять о добре и зле? Какие вы, ребята, молодцы, я заранее приготовила такую памятку, давайте, сравним с тем, что вы сказали.
Размышлять о добре и зле необходимо, чтобы:
1.делать только добрые дела.
2.говорить только правду.
3.слушаться старших.
4.быть дружными и приходить на помощь.
5.любить и прощать людей.
Посмотрите, как совпало. Ребята, а какая атмосфера была на нашем занятии? Почему добрая? Потому что мы друг друга слушали. В наших руках доброта, нужно чтобы вокруг нас добра было больше. Вернемся к нашему эпиграфу. Так на что намекает сказка? Чтобы мы были добрыми, сердечными. Почему человека называют «сердечный»? Да, верно, у него доброе сердце. Тепло и любовь к другим исходит из сердца.
Вот и подошёл к концу наш классный час, спасибо всем, кто активно работал сегодня! Непременно в следующий раз у нас увеличится количество активных ребят!
Рефлексия
У каждого из вас на столе лежат карточки. Напишите на них один добрый поступок для класса, который вы можете совершить и сложите их в шкатулку
Я обязательно их прочитаю, думаю, что вы все справились. Я надеюсь, что после нашего разговора вы часто будете размышлять о добре и зле и всё у вас сложится удачно! Мне было очень интересно с вами работать. До свидания! До новых встреч!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.