Конспект классного часа "Этикет и мы! Проблема разговорной речи"
Оценка 5

Конспект классного часа "Этикет и мы! Проблема разговорной речи"

Оценка 5
docx
19.10.2022
Конспект классного часа "Этикет и мы! Проблема разговорной речи"
Этикет и мы.docx

Классный час "Этикет и мы! Проблема разговорной речи"

 

Цель: сформировать представление учащихся об основных этических нормах и навыках культурного общения.

1. Формировать навыки правильной, нормированной устной и письменной речи.

2. Воспитывать любовь к своему языку, бережное отношение к нему.

3. Развивать умение «слышать» свою речь, речь своих товарищей и взрослых.

Эпиграф классного часа:

Хорошими манерами обладает тот,

кто наименьшее количество людей

ставит в неловкое положение. (Дж. Свифт)

Классный руководитель

-Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о культуре поведения людей, о нашей разговорной речи.

Ребята, чем отличаются дикие растения от культурных? Ну, например, дикая груша от культурной груши?

-Дикая груша растет где и как попало, а культурная –в саду.

-За дикой грушей никто не ухаживает, а культурную -поливают, удобряют, прививают.

-Плоды у дикой груши не красивые, а у культурной- плоды хорошие.

Люди бывают такие же дикие и культурные.

Что значит быть культурным человеком?

- Это значит соблюдать правила культурного поведения в обществе

- Значит вести себя так, чтобы родителям не было стыдно за тебя.

А как вы думаете какого человека в старину называли «неотесанным»? –Человека невоспитанного, необразованного, некультурного.

Учитель. Сегодня наш классный час посвящен правилам этикета.  Классный час мы начнем с необычного стихотворения Григория Остера из книги «Вредные советы».

Когда состаришься, ходи

По улицам пешком.

Не лезь в автобус - все равно

Стоять придется там.

И нынче мало дураков,

Чтоб место уступать,

А к тем далеким временам

Не станет их совсем.

 

Если друг твой самый лучший

Подскользнулся и упал,

Покажи на друга пальцем

И хватайся за живот.

Пусть он видит, лежа в луже,

Ты ничуть не огорчен,

Настоящий друг не любит

Огорчать своих друзей.

Слово учителя.

Человек живет среди людей. Отношение к вам других людей зависит от многих факторов, в том числе от внутренних качеств личности, но людям необходимо время, чтобы вас узнать.

Русская пословица гласит: «Встречают по одёжке, а провожают …… (дети продолжают)». Это означает, что многое зависит от того, какое впечатление производит человек. Внешний облик, манеры поведения определяют восприятие одного человека другим. А мостиком, соединяющим внутренний мир человека с его внешним проявлением, является этикет. Знаете ли вы что такое именно этикет? И в чем он заключается?

Этикет — установлений порядок поведения людей в обществе. Сущность этикета заключается в уважении к окружающим.

Существуют различные виды этикета:

1.     Служебный (деловой);

2.     Дипломатический;

3.     Военный;

4.     Педагогический;

5.     Врачебный;

6.     Этикет в общественных местах.

Что вы под этим понимаете? А школа является общественным местом?

С этикетом тесно связаны правила вежливости.

Кто знает, откуда к нам пришло слово ВЕЖЛИВОСТЬ?

Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», т.е. «знаток». Быть вежливым, следовательно, знать, как себя вести, с уважением относиться к окружающим.

Ребята я предлагаю вам в игровой форме проверить свои знания правил этикета применяемых в общественных местах и предлагаю командам показать сценку или просто разговор:

 

Задание 1

1команда – «Неправильный разговор по телефону.»

2команда – «Не правильная встреча учителя и ученика.»

Учащиеся должны показать не вежливый разговор, вторая команда должна исправить всю ситуацию.

Учитель: Хорошо ребята спасибо.

А теперь задание 2 которые называются –«Одной пословицей»

1.     Лена до позднего вечера была в гостях у подруги. Пришла домой усталая, устроилась на диване и облегченно сказала маме одну пословицу. Какую?! (В гостях хорошо, а дома лучше)

2.     Сказала Нина что-то подружке по секрету. Та не утерпела, рассказала другой, другая – третьей, и вскоре об этом узнали все. Какая пословица есть на этот счёт? (По секрету всему свету.)

Учащиеся отвечают за правильный ответ получают жетон.

Учитель: Молодцы ребята. продолжаем.

Задание 3:

Ваше задание заключается в следующем: за 1 минуту написать вежливые слова. (Засекаю1 минуту) Ученики зачитывают слова, подсчитываю количество слов, за большее количество команда получает жетон.

- А сейчас послушайте стихотворение:

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут … а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовем.

«Спасибо», «здравствуйте»,

«простите» —

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече: «Добрый день».

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошел, пока, всего».

Не скажет он друзьям по школе

«Алеша», «Петя», «Ваня», «Толя».

Своих друзей зовет он только

«Алешка», «Петька», «Ванька», «Толька».

Учитель:

- Давайте посмотрим, делают ли слова-паразиты речь красивее ?!

1.     Ну, значит, я стоял на вершине пологого холма; ну, и это самое, передо мною то золотым, то, понимаешь, посеребренным морем раскинулась и пестрела, так сказать, эта, спелая рожь.

2.     Короче, не бегало зыби по этому морю; в принципе, не струился душный воздух: ну, и назревала гроза великая.

3.     Около меня ну солнце еще светило – горячо и, это, тускло; но там, понимаешь, за рожью, не слишком далеко, ну и темно-синяя туча лежала грузной громадой на целой, это самое, половине небосклона.

- Ребята, понравился вам текст ?!

- Хорошо воспринимается ?!

- А вы знаете, чей отрывок я «испортила»?  (Стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Голуби»)

- Давайте уберем слова-паразиты и послушаем, как звучит это стихотворение И.С.Тургенева «Голуби»

(Повторное чтение без слов-паразитов)

- Подведем итог. Итак, в речи, как в зеркале, отражается человек, его культура, богатство души, отношение к тому, что он говорит, а чтобы речь была красивой и правильной, соответствовала литературным нормам, необходимо соблюдать некоторые правила. Помните, что речь человека – это важная составляющая его имиджа.

Улетело сказанное слово,

Как песок сквозь пальцы утекло,

Но оно кого-то укололо

И обиду дальше унесло.

А ведь надо просто научиться

Грамотно использовать слова

И не постесняться извиниться,

Только грубость вырвется едва.

Пусть слова бегут вперед игриво,

Радуясь, лаская и смеша.

Как приятно говорить красиво,

Сленгом в разговоре не греша.

Спасибо вам, ребята, за нашу беседу. Я надеюсь, что сказанное сегодня, не пройдет даром. И помните слова И.С. Тургенева «Наш язык, наш прекрасный, могучий -  русский язык…».

 

Спасибо за внимание!!! Хорошего дня и будьте вежливыми с окружающими и всегда помните о правилах этикета в общественных местах.

 

 


 

Классный час "Этикет и мы! Проблема разговорной речи"

Классный час "Этикет и мы! Проблема разговорной речи"

Не лезь в автобус - все равно

Не лезь в автобус - все равно

Этикет в общественных местах.

Этикет в общественных местах.

Его зовут … а впрочем, лучше

Его зовут … а впрочем, лучше

Ребята, понравился вам текст ?! -

Ребята, понравился вам текст ?! -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.10.2022