Министерство образования, науки и молодежной политики РК ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова» Технологическая карта классного часа ТЕМА «Права ребенка»
Составили студентки 321 группы Ермолаева Наталья, Чен-Бен-Ша Виктория, Чувьюрова Камилла МАОУ СОШ № 18, класс 4 Г каб. № ___ Дата проведения занятия: 28.11.18 Смена ____ Номер урока _________ Начало урока 10:50 ФИО учителя школы: Коняева Галина Борисовна ФИО преподавателя-консультанта: Тютюнник В.Н. Допущена к проведению классного часа: ____________________, дата ________ (Подпись преподавателя) _____________________ дата _______ (Подпись учителя) |
Цель классного часа: Расширить представления детей об основных правах и обязанностях детей. Задачи: 1.Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав. 2. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других. 3. Воспитывать уважение к другим людям.
|
Оборудование У учителя: компьютер, мультимедийный проектор, ПО Microsoft Office Power Point 2007, раздаточный материал для работы в группах.
У учащихся:
Образовательные ресурсы: |
|
Ход классного часа:
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
УУД |
|
Организационный момент; приветствие
|
1.Разбить ребят по семейкам, расставить парты. 2. Здравствуйте, ребята. |
Разбиться по семейкам, расставить парты. |
|
|
Постановка темы занятия. |
Ребята, внимательно просмотрите видеоролик и попробуйте определить тему нашего сегодняшнего занятия. Ребята, скажите, чем обладали персонажи мультфильма? (правами) Ребята, давайте назовем тему нашего сегодняшнего занятия «Права ребенка»
|
Смотрят видеоролик. Отвечают на вопрос (персонажи обладали правом на имя, быть черным и белым). Определяют тему занятия – «Права человека», «Права детей», «Права ребенка».
|
Познавательные |
|
Знакомство с понятием «Право» |
Ребята, попробуйте определить, что такое право? (ответы детей). Давайте заглянем с вами в словарь С. Ожегова и посмотрим, что такое право. Право – это система правил (норм) поведения, регулирующих отношения людей в обществе, установленные и охраняемые государством. |
Дети отвечают на вопрос: « что такое право» (возможность человека на что - либо)
|
Познавательные |
|
Знакомство с правовыми документами |
Ребята, если у нас вас есть права, значит они где-то прописаны? В каких документах прописаны права ребенка? Правильно. Все права детей всего мира записаны в специальном документе. 20 ноября в 1989 году ООН приняла документ, который называется «Конвенция о правах ребенка» Конвенция – это международное соглашение. Государства пришли к соглашению, что будут соблюдать в своей стране права каждого ребенка. И наше государство тоже подписалось под этим документом, а, значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях. С этим событием 20 ноября является Всемирным денем прав ребенка. Конвенция о правах ребенка – международный договор, в котором оговорены права ребенка. Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок это лицо, не достигшее восемнадцати лет. Существует еще один документ, принятый Генеральной Ассамблей ООН 20 ноября 1959 года, который называется -Декларация прав ребенка – официальный документ, где записаны права ребенка. Герои из показанного Вам мультфильма приготовили нам задания, которые мы с вами попробуем выполнить. Эти задания находятся в конвертах, каждая группа вытягивает конверт и зачитывает право, которое там представлено, и для всех задание, с которым нужно поработать. |
Специальные документы, Конвенция о правах ребенка
Группа выбирает человека, который вытянет конверт. Этот человек подходит к проводящему классный час, вытягивает конверт, читает право, написанное на листе, садится к команде, чтобы выполнить задание. Задания в конвертах выполняют все группы! |
Коммуникативные |
|
Конверт 1 (Право на жизнь). |
Конвенция о правах ребенка определяет, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государство и взрослые должны обеспечить ребенку уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. «Прочитай стихотворение» Каждой группе дается стихотворение, которое нужно прочитать: с радостью, с грустью, как будто забыл слова, как будто засыпаешь. С радостью. Жизнь
прекрасна и ярка, С грустью. Жизнь —
улыбки и цветы, Как будто забыл слова. Жизнь —
улыбки и цветы, Как будто засыпаешь. Жизнь
прекрасна и ярка, Ребята, а почему право на жизнь – это главное право человека? (ответы детей) Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Поэтому все остальные права так или иначе объединяются вокруг этого стержневого права.
|
Ребенок сначала читает стихотворение про себя, а потом читает с интонацией, которая написана на листе.
Без него человек не может существовать. |
|
|
Конверт 2 (право на образование).
|
Право на образование в Российской Федерации гарантируется всем не зависимо от пола, национальности, языка, места жительства. Образование общедоступно и бесплатно. «Продолжи пословицу». Знаете ли вы пословицы об учебе? В этом конверте задание «Продолжи пословицу». Каждой группе будет дана своя пословица. Вам дается начало, а вы должны продолжить ее. И объяснить смысл пословицы. 1.Век живи….(век учись). Смысл пословицы «Век живи – век учись» заключается в том, что, каким бы опытным ни был человек, ему всегда приходится учиться на своих ошибках. 2.Учиться всегда…(пригодиться). Если когда-то в жизни вы окажетесь в сложной ситуации, то будучи грамотным человеком, выпутаетесь из неё гораздо легче и с наименьшими потерями. 3.Учение-свет….(а не ученье тьма). В этой пословице ученье, знания сравниваются со светом, а не ученье, безграмотность - с тьмой. Что подразумевается под светом и тьмой? Свет это возможности, которые перед нами открывают знания, а тьма, соответственно, их отсутствие. Без знаний человек блуждает по жизни, как во тьме: ничего не может, не знает. 4. Повторение - … (мать учения). Повторение изучаемого материала приводит к хорошим результатам обучения. Ребята, для чего человеку нужно образование, получаемое в школе?(ответы детей) Правильно, ребята. Но еще право на образование нужно для того, чтобы человек мог обеспечить себе достойную жизнь, благополучное будущее. Поэтому он должен иметь возможность получить хорошее образование. В Конвенции о правах ребенка говорится: ребенок должен иметь право на бесплатное образование, которое поможет развитию его личности, талантов, умственных и физических способностей. |
Дети читают пословицу и продолжают ее. Объясняют смысл.
Чтобы поступить в институт, получить хорошую профессию, всесторонне развиваться, обеспечить себя в будущем)
|
Личностные |
|
Конверт 3 (право на имущество или неприкосновенность жилища).
|
«Подумай над сказкой». Каждой группе будет представлена своя сказка, в которой нужно для всех остальных групп сказать краткое описание сказки, назвать какое право нарушено и объяснит почему. 1) Сейчас же отопри дверь,- прорычал Волк, - а не то я ее выломаю! Дом поросенка – это крепость,- сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться. Какое право нарушает волк? (Неприкосновенность жилища) 2) Однажды волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом: - Вы, детушки! Козлята ему отвечают: Какое право нарушает волк? (Неприкосновенность жилища) 3) Прошел день, другой - стала лиса зайца
из избушки гнать: Какое право нарушила лиса? (Неприкосновенность жилища) Ребята, вы все правильно ответили. Это право называется - право на имущество или неприкосновенность жилища. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях. |
Дети сначала сами читают сказку, думают какое право нарушено и почему. После этого пересказывают сказку другим командам и говорят какое право нарушено. |
Коммуникативные |
|
Конверт 4 (право медицинской помощи).
|
Каждый имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Каждый из нас может обратиться в больницу, получит консультацию врачей, лечение. И никто не вправе нам в этом отказать. Послушайте стихотворение К.И.Чуковского «Барабек». И потом мы с вами ответим на вопросы. Робин Бобин Барабек 1. Почему у Робина Бобина заболел живот? 2. Чем опасно переедание? 3. Почему даже самые полезные продукты могут стать вредными, если их есть в большом количестве? (надо: чтобы рацион питания был разнообразным, соблюдать режим питания, иначе это может привести к нарушению пищеварительной системы) |
Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы: 1.съел людей; очень много чего съел; ел все подряд 2.Будет сильно болеть живот; появляются болезни. 3.Все надо употреблять в меру |
Личностные |
|
Конверт 5 (Право на имя).
|
Наши имена, фамилии записаны в свидетельство о рождении. Это первый наш документ. Там записаны имена наших родителей, и что мы являемся гражданином Российской Федерации. А это значит, что наше государство защищает наши права, в том числе и право на имя. Знают, знают все на свете, Знают взрослые и дети – Имя каждому дано, И у каждого одно! Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом? (Называть друг друга по имени). Игра «Снежный ком». Ребята по порядку начинают называть свои имена при этом, нужно повторить имя предыдущего. Ребята, а вы знаете, что обозначают ваши имена? Кто может рассказать о своем имени, что оно обозначает, откуда пришло? |
Отвечают на заданный вопрос (называть друг друга надо по имени) Играют в «Снежный ком» ( по порядку называют свое имя и фамилию, потом другой их повторяет и называет свое, и так до конца)
Имя
Степан в переводе с древнегреческого «стефанос» означает «венок», «корона». |
Коммуникативные |
|
Конверт 6 . «Разные права».
|
«Сценки». Каждой группе будет дана своя сценка, после которой два человека из группы пытаются показать её. А все остальные говорят, какие права были нарушены. Сценка 1 Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь! Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой! Кто здесь не прав? Какое право нарушено? (ответы детей) Ответ: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других детей. Сценка 2 Учитель: Валя ты опять разрисовала парту в кабинете математики? Валя: А что здесь такого? Я имею право на занятие своим любимым делом-рисованием! Какое право нарушает Валя? (ответы детей) Ответ: Другие ребята имеют право сидеть за чистой партой, Валя должна уважать права других учеников. Сценка 3 Учитель: Лена, ты почему на русском бегала по классу? Лена: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения! Ребята, правильно ли рассуждает Лена? Ответ: Ее одноклассники имеют право на образование. А она бегала и нарушала их права. Лена не уважала права других людей. Сценка
4
|
два человека распределяют между собой роли, затем показывает эту сценку всем командам. Команды должны сказать какие права были нарушены. |
Коммуникативные, познавательные |
|
Другие права |
Ребята, кроме тех прав, что мы с вами рассмотрели, какие правда вы еще знаете? · Право на отдых и досуг. · Право на индивидуальность. · Право свободно выражать свои взгляды. · Право на специальную охрану и защиту. · Право на заботу и воспитание родителями. · Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. · Право на защиту своих прав и законных интересов родителями. · Право на личную жизнь, семейную жизнь, тайну переписки. |
Дети отвечают на вопрос. |
Личностные |
|
Знакомство с понятием «Обязанность» |
Ребята, мы с вами сейчас рассмотрели ваши права. Но кроме них вы имеете что-то еще, что не менее важно. (разыграем сценку: вызвать мальчика и девочку и дать прочитать слова) Девочка: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению! Мальчик: Вчера было воскресенье. Я имею полное права на отдых. 1.Ребята, кто же прав? 2.Почему Дима должен был выучить стихотворение? 3.О чем забыл Дима? ( Об обязанностях) Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях. 4.Ребята, как вы понимаете, что такое обязанности?(ответы детей) По словарю С.Ожегова: Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.
|
мальчик и девочка разыгрывают сценку. Другие ребята отвечают на вопросы: 1. Был прав мальчик, потому что он имеет право на отдых; была права девочка, так как надо выполнять домашнее задание. 2. потому что это домашнее задание 3. о домашнем задании, об обязанностях. 4. обязанности- это то, что должен выполнять каждый человек. |
Познавательные |
|
Работа с обязанностями в школе |
Каждой группе будет выдана картинка , которую нужно собрать, как пазл. И подумать, какие обязанности на ней представлены.
1. 2.. 3. 4 1) · Учащиеся приходят в школу в опрятной одежде, предназначенной для занятий. · Запрещается приходить в школу в топиках, мини-юбках, в одежде с декальтированным верхом, шортах; · В школе все учащиеся ходят в сменной обуви; · Спортивная одежда предназначена только для уроков физической культуры; · На торжественные школьные мероприятия учащиеся приходят в парадной форме (мальчики - костюм, галстук; девочки белый верх, темный низ) 2) · соблюдать правила поведения на уроке · Добросовестно учиться · Не разрешается пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках. 3) · Нельзя опаздывать на занятия; · Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку. · Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы ·
ученик должен первым здороваться
со старшими; 4) · Аккуратно вести свой дневник · Выполнять домашнее задание в установленные сроки · Учащийся бережет имущество школы, аккуратно относится к своему и к чужому имуществу.
Дополнение: 1) В школе не разрешается жевать жевательную резинку. 2) В случае пропуска занятий до 3 дней, учащийся должен предъявить классному воспитателю справку из поликлиники или заявление от родителей (лиц их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. Более 3 дней учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения. 3) Принимает участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей. 4) Физическое насилие, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному признаку являются недопустимыми формами поведения. 5) Учащийся, нашедший потерянные или забытые вещи, сдает их дежурному администратору или дежурному охраннику. |
собрать пазл, объяснить обязанность на картинке |
|
|
Работа с другими обязанностями |
Ребята, а помимо школы у вас есть другие обязанности? Приведите примеры. Как правило, семья обязует подрастающего человека выполнят элементарные вещи: · делать уборку в комнате, поддерживать в ней порядок (собирать разбросанные игрушки, заправлять спальное место, вытирать пыль); · уважительно относиться к родителям в семье, к бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам. Прислушиваться к их замечаниям, пожеланиям, учитывать их мнение; · по мере возрастных возможностей оказывать помощь родителям по содержанию домашнего хозяйства (следить, чтобы посуда была чистая, выносить ведерко с мусором). Ребята, а общественные места, такие как театр, музей, выставка, требуют соблюдений правил? Приведите примеры. ·
говорить в общественном месте
следует негромко, нельзя кричать. ·
В общественных, культурных
местах неприлично есть конфеты, шуршать фантиками. · Нельзя есть мороженое, посещая музеи, выставки другие многолюдные места. Запрещено прикасаться к выставочным экспонатам. Нужно внимательно слушать экскурсовода, чтобы не создавать шум.
В общественном транспорте стоит соблюдать правила: · входя в транспорт надо вежливо пропустить пожилых, а так же мам с маленькими детьми; · отойти от входа, чтобы не создавать препятствия на пути людей; · инвалидам, пожилым, а так же женщинам беременным либо с маленьким ребенком надо уступать место; · продвигаясь среди людей, нельзя толкать их локтями, можно попросить немножко потесниться; · кашляя, чихая, следует прикрывать рот платком, салфеткой; · чтобы не испачкать пассажиров, запрещено пить, есть в общественном транспорте (автобусе, троллейбус, метро)
|
Отвечают, что кроме школы у них есть обязанности и дома: убираться, мыть посуду. В общественных местах: нельзя шуметь, что то есть. В общественном транспорте: уступать место, заплатить за проезд.
|
Личностные, познавательные |
|
Наказания за невыполнения обязанностей. |
Ребят, а какие бывают наказания за невыполнение обязанностей в школе? (замечание, предупреждение, выговор в дневнике, наложение дополнительных обязанностей, вызов родителей в школу). Дома? (домашний арест, запрет на просмотр телевизора, запрет на выход в интернет). На улице? (штраф). |
Дети отвечают на вопросы. В школе: двойки, замечания, вызов родителей в школу. Дома: домашний арест. На улице: замечание от старших. |
|
|
Итог |
Ребята, вот мы и подошли к завершению. Скажите, что каждый из вас должен знать, чтобы у него было счастливое детство? - В каком документе прописаны все права ребенка? |
-Свои права -Конвенция о правах ребенка |
Личностные |
|
Рефлексия |
Продолжите фразы: 1.Я открыл (а) для себя новое … 2.Я понял (а) …. 3.Я хочу… 4.Для меня самое главное право – это… 5.Я могу сделать вывод…
|
1.о правах и обязанностях 2. что у каждого есть права и обязанности 3. рассказать об этом дома 4. право на жизнь, на образование 5. что каждый должен соблюдать права и обязанности |
Личностные |
|
Прощание |
Ребята, наше занятие мы хотим закончить стихотворение. Лишь появится ребенок, и дышать начнет
едва, Быть веселым и здоровым, И любить, и быть любим Ребята, соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах.
|
|
|
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.