Конспект классного часа на тему "Права ребенка"
Оценка 4.8

Конспект классного часа на тему "Права ребенка"

Оценка 4.8
docx
17.01.2021
Конспект классного часа на тему "Права ребенка"
права ребенка.docx

 

Министерство образования, науки и молодежной политики РК

ГПОУ «Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова»

Технологическая карта

 классного часа

ТЕМА «Права ребенка»

 

Составили студентки 321 группы

Ермолаева Наталья, Чен-Бен-Ша Виктория, Чувьюрова Камилла

МАОУ СОШ № 18, класс 4 Г каб. № ___

Дата проведения занятия: 28.11.18

Смена ____ Номер урока _________

Начало урока 10:50

ФИО учителя школы:

Коняева Галина Борисовна

ФИО преподавателя-консультанта:

Тютюнник В.Н.

Допущена к проведению классного часа:

____________________, дата ________

                                                                                                              (Подпись преподавателя)

                                                                   _____________________ дата _______

                                                                                                                         (Подпись учителя)                                                                                                                                                                                                                      

Цель классного часа:

Расширить представления  детей об основных правах и обязанностях детей.

Задачи:

1.Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

2. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

3. Воспитывать уважение к другим людям.

 

Оборудование

У учителя:

 компьютер, мультимедийный проектор, ПО Microsoft Office Power Point 2007, раздаточный материал для работы в группах.

 

 

У учащихся:

 

 

 

Образовательные ресурсы:

 

 

 

 

 

 

Ход классного часа:

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Организационный момент; приветствие

 

1.Разбить ребят по семейкам, расставить парты.

2. Здравствуйте, ребята.

Разбиться по семейкам, расставить парты.

 

Постановка темы занятия.

Ребята, внимательно просмотрите видеоролик и попробуйте определить тему нашего сегодняшнего занятия.

Ребята, скажите, чем обладали персонажи мультфильма? (правами)

    Ребята, давайте назовем тему нашего сегодняшнего занятия «Права ребенка»

 

Смотрят видеоролик.

Отвечают на вопрос (персонажи обладали правом на имя, быть черным и белым).

Определяют тему занятия – «Права человека», «Права детей», «Права ребенка».

 

 

Познавательные

Знакомство с понятием «Право»

Ребята, попробуйте определить, что такое право? (ответы детей).

Давайте заглянем с вами в словарь С. Ожегова и посмотрим, что такое право.

Право это система правил (норм) поведения, регулирующих отношения людей в обществе, установленные и охраняемые государством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети отвечают на вопрос: « что такое право» (возможность человека на что -  либо)

 

Познавательные

 

Знакомство с правовыми документами

 

Ребята, если у нас вас есть права, значит они где-то прописаны?  В каких документах прописаны права ребенка?

Правильно. Все права детей всего мира записаны в специальном документе.

20 ноября в 1989 году ООН приняла документ, который называется «Конвенция о правах ребенка» Конвенция – это международное соглашение. Государства пришли к соглашению, что будут соблюдать в своей стране права каждого ребенка. И наше государство тоже подписалось под этим документом, а, значит, дало слово всему миру позаботиться о своих детях. С этим событием

20 ноября является Всемирным денем прав ребенка.

Конвенция о правах ребенка – международный договор, в котором оговорены права ребенка. 

Согласно Конвенции о правах ребенка, ребенок это лицо, не достигшее восемнадцати лет.

 Существует еще один документ, принятый  Генеральной Ассамблей ООН 20 ноября 1959 года, который называется -Декларация прав ребенка – официальный документ, где записаны права ребенка.

Герои из показанного Вам мультфильма приготовили нам задания, которые мы с  вами попробуем выполнить. Эти задания находятся в конвертах, каждая группа вытягивает конверт и зачитывает право, которое там представлено, и для всех задание, с которым нужно поработать.

Специальные документы, Конвенция о правах ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа выбирает человека, который вытянет конверт. Этот человек подходит к проводящему классный час, вытягивает конверт, читает право, написанное на листе, садится к команде, чтобы выполнить задание.

Задания в конвертах выполняют все группы!

Коммуникативные

Конверт 1 (Право на жизнь).  

Конвенция о правах ребенка определяет, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, а государство и взрослые должны обеспечить ребенку уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.

«Прочитай стихотворение»

Каждой группе дается стихотворение, которое нужно прочитать: с радостью, с грустью, как будто забыл слова, как будто засыпаешь.

С радостью.

Жизнь прекрасна и ярка,
Жизнь свободна и легка,
Жизнь есть солнечный рассвет,
Жизнь есть неба дивный свет.

С грустью.

Жизнь — улыбки и цветы,
Жизнь полнится красоты,
Жизнь есть ласка добрых слов,
Жизнь есть — дети и любовь!

Как будто забыл слова.

Жизнь — улыбки и цветы,
Жизнь полнится красоты,
Жизнь есть ласка добрых слов,
Жизнь есть — дети и любовь!

Как будто засыпаешь.

Жизнь прекрасна и ярка,
Жизнь свободна и легка,
Жизнь есть солнечный рассвет,
Жизнь есть неба дивный свет.

Ребята, а почему право на жизнь – это главное право человека?

(ответы детей)

Право на жизнь образует первооснову всех других прав и свобод, складывающихся в этой сфере. Оно представляет собой абсолютную ценность мировой цивилизации, ибо все остальные права утрачивают смысл и значение в случае гибели человека. Поэтому все остальные права так или иначе объединяются вокруг этого стержневого права. 

 

Ребенок сначала читает стихотворение про себя, а потом читает с интонацией, которая написана на листе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Без него человек не может существовать.

 

Конверт 2 (право на образование).

 

Право на образование в Российской Федерации гарантируется всем не зависимо от пола, национальности, языка, места жительства. Образование общедоступно и бесплатно.

«Продолжи пословицу».

Знаете ли вы пословицы об учебе?   В этом конверте задание  «Продолжи пословицу». Каждой группе  будет дана своя пословица. Вам дается начало, а вы должны продолжить ее. И объяснить смысл пословицы.

1.Век живи….(век учись). Смысл пословицы «Век живи – век учись» заключается в том, что, каким бы опытным ни был человек, ему всегда приходится учиться на своих ошибках.

2.Учиться всегда…(пригодиться). Если когда-то в жизни вы окажетесь в сложной ситуации, то будучи грамотным человеком, выпутаетесь из неё гораздо легче и с наименьшими потерями.

3.Учение-свет….(а не ученье тьма). В этой пословице ученье, знания сравниваются со светом, а не ученье, безграмотность - с тьмой. Что подразумевается под светом и тьмой? Свет это возможности, которые перед нами открывают знания, а тьма, соответственно, их отсутствие. Без знаний человек блуждает по жизни, как во тьме: ничего не может, не знает.

4. Повторение - … (мать учения). Повторение изучаемого материала приводит к хорошим результатам обучения.

Ребята, для чего человеку нужно образование, получаемое в школе?(ответы детей)

 Правильно, ребята. Но еще право на образование нужно для того, чтобы человек мог обеспечить себе достойную жизнь, благополучное будущее. Поэтому он должен иметь возможность получить хорошее образование.

В Конвенции о правах ребенка говорится: ребенок должен иметь право на бесплатное образование, которое поможет развитию его личности, талантов, умственных и физических способностей.

Дети читают пословицу и продолжают ее. Объясняют смысл.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы поступить в институт, получить хорошую профессию, всесторонне развиваться, обеспечить себя в будущем)

 

 

Личностные

Конверт 3 (право на имущество или неприкосновенность жилища).

 

 «Подумай над сказкой».

Каждой группе будет представлена своя сказка, в которой нужно для всех остальных групп сказать краткое описание сказки, назвать какое право нарушено и объяснит почему.

1)  Сейчас же отопри дверь,- прорычал Волк, - а не то я ее выломаю! Дом поросенка – это крепость,- сказал Наф-Наф своим братьям, и они приготовились защищаться.

Какое право нарушает волк? (Неприкосновенность жилища)

2) Однажды волк подслушал, как поет коза. Вот раз коза ушла, волк побежал к избушке и закричал толстым голосом:

- Вы, детушки! 
Вы, козлятушки! 
Отопритеся, 
Отворитеся, 
Ваша мать пришла, 
Молока принесла. 
Полны копытцы водицы!

Козлята ему отвечают:
- Слышим, слышим - да не матушкин это голосок! Наша матушка поет тоненьким голосом и не так причитает.

Какое право нарушает волк? (Неприкосновенность жилища)

3) Прошел день, другой - стала лиса зайца из избушки гнать:
- Ступай вон, косой! Не хочу с тобой жить!
Так и выгнала.
Сидит заяц и плачет, горюет, лапками слезы обтирает.

Какое право нарушила лиса? (Неприкосновенность жилища)

Ребята, вы все правильно ответили. Это право называется - право на имущество или неприкосновенность жилища.

Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем  на законных основаниях. 

Дети сначала сами читают сказку, думают какое право нарушено и почему. После этого пересказывают сказку другим командам и говорят какое право нарушено.

Коммуникативные

Конверт 4 (право медицинской помощи).

 

Каждый имеет право на бесплатную медицинскую помощь. Каждый из нас может обратиться в больницу, получит консультацию врачей, лечение. И никто не вправе  нам в этом отказать.

Послушайте стихотворение К.И.Чуковского  «Барабек». И потом мы с вами ответим на вопросы.

Робин Бобин Барабек
Скушал сорок человек,
И корову, и быка,
И кривого мясника,
И телегу, и дугу,
И метлу, и кочергу,
Скушал башню,
Скушал дом
И кузницу с кузнецом.
А потом и говорит:
"У меня живот болит!"

1.      Почему у Робина Бобина заболел живот? 2. Чем опасно переедание? 3. Почему даже самые полезные продукты могут стать вредными, если их есть в большом количестве? (надо: чтобы рацион питания был разнообразным, соблюдать режим питания, иначе это может привести к нарушению пищеварительной системы)

Слушают стихотворение. Отвечают на вопросы: 1.съел людей; очень много чего съел; ел все подряд

2.Будет сильно болеть живот; появляются болезни.

3.Все надо употреблять в меру

Личностные

Конверт 5 (Право на имя).

 

Наши имена, фамилии записаны в свидетельство о рождении. Это первый наш документ. Там записаны имена наших родителей, и что мы являемся гражданином Российской Федерации. А это значит, что наше государство защищает наши права, в том числе и право на имя.

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –                                                   

Имя каждому дано, 

И у каждого одно!

Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом?

                          (Называть друг друга по имени).

Игра «Снежный ком».

Ребята  по порядку начинают называть свои имена при этом, нужно  повторить имя предыдущего.

Ребята, а вы знаете, что обозначают ваши имена? Кто может рассказать о своем имени, что оно обозначает, откуда пришло?

Отвечают на заданный вопрос (называть друг друга надо по имени)

Играют в «Снежный ком» ( по порядку называют свое имя и фамилию, потом другой их повторяет и называет свое, и так до конца)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имя Степан в переводе с древнегреческого «стефанос» означает «венок», «корона».
В древнегреческой мифологии венец или 
диадема — традиционный атрибут богини Геры.
Имя Виктория произошло от латинского слова «Victoria», означающего «победа».

Коммуникативные

Конверт 6 . «Разные права».

 

«Сценки».

Каждой группе будет дана своя сценка, после которой два человека из группы пытаются показать её. А все остальные говорят, какие права были нарушены.

Сценка 1

Мама: Немедленно сделай музыку потише! Уже полночь, ты весь дом разбудишь!

Сын: А я имею право на отдых и досуг! Я привык отдыхать с громкой музыкой!

Кто здесь не прав? Какое право нарушено? (ответы детей)

Ответ: Сын нарушает право соседей на отдых в тишине. Он не уважает права других детей.

Сценка 2

Учитель: Валя ты опять разрисовала парту в кабинете математики?

Валя: А что здесь такого? Я имею право на занятие своим любимым делом-рисованием!

Какое право нарушает Валя? (ответы детей)

Ответ: Другие ребята имеют право сидеть за чистой партой, Валя должна уважать права других учеников.

Сценка 3

Учитель: Лена, ты почему на русском бегала по классу?

Лена: Ну и что? Я имею право на свободу перемещения!

Ребята, правильно ли рассуждает Лена?

Ответ: Ее одноклассники имеют право на образование. А она бегала и нарушала их права. Лена не уважала права других людей.

Сценка 4
Учитель: Оля, ты сегодня дежурная, вытри, пожалуйста, доску и полей
цветы.
Оля: Вы не имеете права заставлять меня дежурить! Конвенцией о правах
ребенка запрещено насилие над детьми!
Ребята, в чем Оля не права? (ответы детей)
Ответ: Кроме прав, у Оли есть еще и обязанности ­
дежурного (как и всех детей класса). Кроме того есть обязанность уважать
права других людей на чистоту в классе. Ее права действуют, если не
нарушаются права других.

 

два человека распределяют между собой роли, затем показывает эту сценку всем командам. Команды должны сказать какие права были нарушены.

Коммуникативные, познавательные

Другие права

Ребята, кроме тех прав, что мы с вами рассмотрели, какие правда вы еще знаете?

·         Право на отдых и досуг.

·         Право на индивидуальность.

·         Право свободно выражать свои взгляды.

·         Право на специальную охрану и защиту.

·         Право на заботу и воспитание родителями.

·         Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

·         Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

·         Право на личную жизнь, семейную жизнь, тайну переписки.

Дети отвечают на вопрос.

Личностные

Знакомство с понятием «Обязанность»

Ребята, мы с вами сейчас рассмотрели ваши права. Но кроме них вы имеете что-то еще, что не менее важно.

 (разыграем сценку: вызвать мальчика и девочку и дать прочитать слова)

Девочка: Дима, ты уже который понедельник не готов к чтению!

Мальчик: Вчера было воскресенье. Я имею полное права на отдых.

1.Ребята, кто же прав? 2.Почему Дима должен был выучить стихотворение? 3.О чем забыл Дима? ( Об обязанностях)

Защищая свои права, нельзя забывать и о своих обязанностях. 4.Ребята, как вы понимаете, что такое обязанности?(ответы детей)

По словарю С.Ожегова:

Обязанность – это круг действий, возложенных на кого-то и обязательных для выполнения.

 

мальчик и девочка разыгрывают сценку. Другие ребята отвечают на вопросы: 1. Был прав мальчик, потому что он имеет право на отдых; была права девочка, так как надо выполнять домашнее задание.

2. потому что это домашнее задание

3. о домашнем задании, об обязанностях.

4. обязанности- это то, что должен выполнять каждый человек.

Познавательные

Работа с обязанностями в школе

Каждой группе будет выдана картинка , которую нужно собрать, как пазл. И подумать, какие обязанности на ней представлены.

 

1. http://chcolasim1.ucoz.ru/_si/0/77587231.jpg     2..   http://logoped12gruppa.ucoz.ru/_si/0/20095935.jpg 3.   http://sport-reporter.ru/pars_docs/refs/16/15774/15774_html_m430eca5c.jpg

4Похожее изображение

1)

·        Учащиеся приходят в школу в опрятной одежде, предназначенной для занятий.

·         Запрещается    приходить    в    школу    в    топиках,    мини-юбках,    в    одежде    с декальтированным верхом, шортах;

·         В школе все учащиеся ходят в сменной обуви;

·        Спортивная одежда предназначена только для уроков физической культуры;

·        На торжественные школьные мероприятия учащиеся приходят в парадной форме (мальчики - костюм, галстук; девочки белый верх, темный низ)

2)

·        соблюдать правила поведения на уроке  

·        Добросовестно учиться    

·         Не разрешается пользоваться плеерами и средствами мобильной связи на уроках.      

3)

·        Нельзя опаздывать на занятия;

·        Учащийся приходит в школу за 15 минут до начала занятий, чистый, опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, надевает сменную обувь, занимает рабочее место и готовит все необходимые учебные принадлежности к предстоящему уроку. 

·        Уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы

·        ученик должен первым здороваться со старшими;

4)

·        Аккуратно вести свой дневник

·        Выполнять домашнее задание в установленные сроки

·        Учащийся бережет имущество школы, аккуратно относится к своему и к чужому имуществу.

 

Дополнение:

1) В школе не разрешается жевать жевательную резинку.

2) В случае пропуска занятий до 3 дней, учащийся должен предъявить классному воспитателю справку из поликлиники   или   заявление   от   родителей   (лиц   их замещающих) о причине отсутствия на занятиях. Более 3 дней учащийся обязан представить справку из медицинского учреждения.

3) Принимает участие в мероприятиях по благоустройству школы и школьной территории, в меру своих физических возможностей.

4) Физическое насилие, запугивание и издевательства, попытки унижения личности, дискриминация по национальному признаку являются недопустимыми формами поведения.

5) Учащийся, нашедший потерянные или забытые вещи, сдает их дежурному администратору или дежурному охраннику.

собрать пазл, объяснить обязанность на картинке

 

Работа с другими обязанностями

Ребята, а помимо школы у вас есть другие обязанности? Приведите примеры.

Как правило, семья обязует подрастающего человека выполнят элементарные вещи:

·        делать уборку в комнате, поддерживать в ней порядок (собирать разбросанные игрушки, заправлять спальное место, вытирать пыль);

·         уважительно относиться к родителям в семье, к бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам. Прислушиваться к их замечаниям, пожеланиям, учитывать их мнение;

·         по мере возрастных возможностей оказывать помощь родителям по содержанию домашнего хозяйства (следить, чтобы посуда была чистая, выносить ведерко с мусором).

Ребята, а общественные места, такие как театр, музей, выставка, требуют соблюдений правил? Приведите примеры.

·        говорить в общественном месте следует негромко, нельзя кричать.

·        В общественных, культурных местах неприлично есть конфеты, шуршать фантиками.

·        Нельзя есть мороженое, посещая музеи, выставки другие многолюдные места. Запрещено прикасаться к выставочным экспонатам. Нужно внимательно слушать экскурсовода, чтобы не создавать шум.

 

В общественном транспорте стоит соблюдать правила:

·        входя в транспорт надо вежливо пропустить пожилых, а так же мам с маленькими детьми;

·        отойти от входа, чтобы не создавать препятствия на пути людей;

·         инвалидам, пожилым, а так же женщинам беременным либо с маленьким ребенком надо уступать место;

·        продвигаясь среди людей, нельзя толкать их локтями, можно попросить немножко потесниться;

·         кашляя, чихая, следует прикрывать рот платком, салфеткой;

·        чтобы не испачкать пассажиров, запрещено пить, есть в общественном транспорте (автобусе, троллейбус, метро)

 

Отвечают, что кроме школы у них есть обязанности и дома: убираться, мыть посуду.

В общественных местах: нельзя шуметь, что то есть.

В общественном транспорте: уступать место, заплатить за проезд.

 

Личностные, познавательные

Наказания за невыполнения обязанностей.

Ребят, а какие бывают наказания за невыполнение обязанностей в школе? (замечание, предупреждение, выговор в дневнике, наложение дополнительных обязанностей, вызов родителей в школу). Дома? (домашний арест, запрет на просмотр телевизора, запрет на выход в интернет). На улице? (штраф).

Дети отвечают на вопросы. В школе: двойки, замечания, вызов родителей в школу. Дома: домашний арест. На улице: замечание от старших.

 

Итог

Ребята, вот мы и подошли к завершению. Скажите, что каждый из вас должен знать, чтобы у него было счастливое детство?

- В каком документе прописаны все права ребенка?

-Свои права

-Конвенция о правах ребенка

Личностные

Рефлексия

Продолжите фразы:

1.Я открыл (а) для себя новое …

2.Я понял (а) ….

3.Я хочу…

4.Для меня самое главное право – это…

5.Я могу сделать вывод…

 

1.о правах и обязанностях

2. что у каждого есть права и обязанности

3. рассказать об этом дома

4. право на жизнь, на образование

5. что каждый должен соблюдать права и обязанности

Личностные

Прощание

Ребята, наше занятие мы хотим закончить стихотворение.

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва,
У него уже с пеленок веские права!
Он имеет право жить, развиваться и дружить;
Иметь просторный, добрый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,

И любить, и быть любим
Он на свете не один!

Ребята, соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Министерство образования, науки и молодежной политики

Министерство образования, науки и молодежной политики

Оборудование У учителя: компьютер, мультимедийный проектор,

Оборудование У учителя: компьютер, мультимедийный проектор,

Ход классного часа: Этапы

Ход классного часа: Этапы

Ребята, если у нас вас есть права, значит они где-то прописаны?

Ребята, если у нас вас есть права, значит они где-то прописаны?

Жизнь прекрасна и ярка, Жизнь свободна и легка,

Жизнь прекрасна и ярка, Жизнь свободна и легка,

Конверт 2 (право на образование)

Конверт 2 (право на образование)

Конверт 3 (право на имущество или неприкосновенность жилища)

Конверт 3 (право на имущество или неприкосновенность жилища)

Дети сначала сами читают сказку, думают какое право нарушено и почему

Дети сначала сами читают сказку, думают какое право нарушено и почему

Игра «Снежный ком». Ребята по порядку начинают называть свои имена при этом, нужно повторить имя предыдущего

Игра «Снежный ком». Ребята по порядку начинают называть свои имена при этом, нужно повторить имя предыдущего

Валя: А что здесь такого? Я имею право на занятие своим любимым делом-рисованием!

Валя: А что здесь такого? Я имею право на занятие своим любимым делом-рисованием!

Знакомство с понятием «Обязанность»

Знакомство с понятием «Обязанность»

Учащиеся приходят в школу в опрятной одежде, предназначенной для занятий

Учащиеся приходят в школу в опрятной одежде, предназначенной для занятий

Аккуратно вести свой дневник ·

Аккуратно вести свой дневник ·

Прислушиваться к их замечаниям, пожеланиям, учитывать их мнение; · по мере возрастных возможностей оказывать помощь родителям по содержанию домашнего хозяйства (следить, чтобы посуда была чистая,…

Прислушиваться к их замечаниям, пожеланиям, учитывать их мнение; · по мере возрастных возможностей оказывать помощь родителям по содержанию домашнего хозяйства (следить, чтобы посуда была чистая,…

Ребят, а какие бывают наказания за невыполнение обязанностей в школе? (замечание, предупреждение, выговор в дневнике, наложение дополнительных обязанностей, вызов родителей в школу)

Ребят, а какие бывают наказания за невыполнение обязанностей в школе? (замечание, предупреждение, выговор в дневнике, наложение дополнительных обязанностей, вызов родителей в школу)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2021