Конспект классного часа о вежливости для 4 класса коррекционной школы.
Цели: формировать у учащихся ценностную ориентацию, способность формулировать нравственные суждения; расширить словарь наиболее часто употребляемых в общении «вежливых» слов.
Ход классного часа.
1.Вступительное слово учителя.
Ребята, сегодня мы поговорим о важном для каждого человека качестве характера…
(Учителя прерывает открывшаяся дверь, и в класс вбегают Незнайка и Буратино).
Незнайка. Ой, куда мы попали?
Буратино. Я знаю. Это школа. Я видел её на картинке в «Азбуке», которую мне купил папа Карло.
(Толкаясь, садятся на свободную парту лицом к классу).
Учитель. Мы можем принять их в наш класс? (Да!)
Я согласна с вами, но многое будет зависеть от их поведения.
Сегодня мы как раз и поговорим о вежливости.
Как ученики должны входить в класс, если опоздали?
Ответы учеников:
-Постучаться!
-Поздороваться!
-Тихо закрыть за собой дверь.
-Извиниться и попросить сесть на своё место.
Незнайка. А зачем здороваться? Я за собой дверь хорошо закрываю. Так закрываю, что сразу всему дому слышно, что я ушёл или пришёл.
Учитель. Ребята, разве можно громко хлопать дверью?
Ученики. Нет.
Учитель. Так делают только невоспитанные люди, которые не умеют себя вести. В нашем классе таких ребят, я надеюсь, нет. Сейчас мы это вам покажем.
Чтец 1. Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем, идущим на работу,
Кузнецу, врачу, ткачу,
-С добрым утром! - я кричу.
Чтец 2. –Добрый день! – кричу я вслед,
Всем, идущим на обед!
-Добрый вечер! – так встречаю
Всех, домой спешащих к чаю.
Учитель. Ребята, у вас на партах лежат приготовленные вами карточки с «вежливыми» словами. Давайте покажем и прочитаем их Незнайке и Буратино (Здравствуйте, спасибо, благодарю, извините, простите, пожалуйста, доброй ночи, счастливого пути…). Помните, эти слова, не стесняйтесь их говорить всегда, когда это уместно, и вы увидите, что слова эти «волшебные».
Вы, Незнайка и Буратино, запомнили эти слова?
Буратино. Конечно, одно я помню с тех пор, как меня воспитывала Мальвина. Это слово извините. Я даже знаю, когда его сказать надо. Например, я люблю есть мороженое в торговом центре. Ходишь себе, смотришь, что люди покупают, ешь мороженое…
Незнайка. А я люблю есть мороженое в трамвае. Сядешь с мороженым, съешь его, а бумажку в окно бросишь. Красота!
Учитель. Ребята, у вас на партах есть карточки с оценками, поднимите карточку с оценкой за поведение наших гостей!
Я согласна с вами, конечно, это «единица».
Кто сможет объяснить Незнайке и Буратино, почему нельзя себя так вести?
Ответы детей: - Можно перепачкать покупателей и пассажиров, испортить товар.
Буратино. Подумаешь, капнул нечаянно кому-нибудь на одежду… Можно рукавом стереть и извиниться…
Учитель. «Волшебным» слово «извините» становиться только, когда человек искренне сожалеет, что кого-то обидел или кому-то причинил неудобства, а не тогда, когда его говорят просто так. Запомните это. А сейчас давайте все вместе поиграем в игру «Вежливо-невежливо».
Условия игры просты:
Если вы со мной согласны:
И поступки хороши –
Хлопайте в ладоши,
Если же поступок плох-
Топайте ногами.
Поздороваться при встрече. (хлопают)
Не вставать, обращаясь к учителю. (топают)
Помочь подняться тому, кто упал. (хлопают)
Толкнуть и не извиниться. (топают)
Уступить место в транспорте место пожилому человеку. (хлопают)
Помочь маме. (хлопают)
Нагрубить бабушке. (топают)
Сказать «спасибо» после обеда. (хлопают)
-Молодцы, всё сделали правильно.
А сейчас я хочу прочитать вам рассказ о ребятах, которые говорили о вежливости. А вы подумайте, можно ли назвать их вежливыми:
«У нас в классе бы разговор про вежливость.
- Если я сижу в автобусе, и входит старушка, то я сразу уступаю ей место! -закричала Лида.
-Это каждой козявке известно. А ещё надо сказать: «Садитесь, пожалуйста!» Поняла, ворона? –закричал Олег.
-Ты что, баран, с приветом? Надо добавить: «Будьте любезны!» А так она не сядет! – закричал Дима.
-Ничего ты не понимаешь в вежливости. Пока будешь говорить свои длинные ослиные речи, старушка уже вылезет из автобуса!
Спорили-спорили. И без конца по разговору «пробегали» то осёл, то козявка, то ворона, то баран.»
(По О. Иванову).
-Так можно назвать спорящих ребят вежливыми? (Нет, они неуважительно обращались друг к другу, а воспитанные люди так не поступают).
Давайте подведём итог нашему разговору о вежливости. Что вы запомнили?
Ответы детей:
- Надо чаще говорить «волшебные слова», потому что они приносят людям радость.
- Надо слова подкреплять правильным поведением.
- Надо быть вежливым не только со старшими, учителями, но и со сверстниками.
Учитель. Всё верно. А чтобы лучше запомнить «волшебные» слова, споём песенку, которая так и называется. Сочинили её поэт Михаил Танич и композитор Вячеслав Добрынин.
«Извините»,
«Пожалуйста»,
«Прости»
И «Разреши» -
Это не слова,
А ключик от души!
Кроме нашей спутницы
Таблицы умножения,
Есть ещё таблица –
Таблица Уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды-два:
«Спасибо» и «Пожалуйста» -
Волшебные слова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.