Государственное бюджетное образовательное учреждение
Республики Мордовия
«Инсарская общеобразовательная школа - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Классный час
по профориентации
в 9 классе
Классный руководитель:
Жданкина И.Н.
2022 г.
Цели: 1. Познакомить обучающихся с профессиями
2. Расширить представления детей о каждой профессии.
3. Прививать уважение к любому труду, повысить мотивацию детей к приобретению какой-либо специальности.
Ход мероприятия:
1. Орган.момент. Учитель: Добрый день, уважаемые гости, дети!
Обращение к детям: Ребята, не далек тот час, когда вы получите свидетельства о среднем образовании, покинете порог школы и вступите в новую пору своей жизни. Перед вами встанет вопрос: «Кем быть?» Чем заниматься? Какую профессию освоить?
Кем стать?
Ученик: Сомнений масса у меня.
«Кем стать?» — одно из многих.
И как нарочно, вся родня,
От близких до далёких,
Лишь только встретят,
невзначай
Вопрос спешат задать:
«Ну, кем ты станешь, отвечай?
Пора, дружочек знать!»
Ученик: А я не знаю! Как тут быть?
Мне хочется порою,
На корабле по морю плыть,
И слушать шум прибоя.
А после я мечтаю стать
Известным режиссёром,
И фильмы добрые снимать
С мальчишеским задором.
2. Основная часть.
Учитель: Как вы думаете, что такое профессия? (ответы, рассуждения ребят)
ПРОФЕССИЯ - (от латинского professio), вид труда, который требует от человека определенной подготовки, знаний и умений. (Слайд № )
Учитель: В современном мире особенно востребованы люди рабочих профессий и специальностей. Современный рабочий должен обладать знаниями в разных областях . Управлять сложными современными машинами, работать у станков без знаний профессии невозможно.
Вопрос: А кто знает, где можно получить рабочую профессию? ( Ответы детей)
Учитель: профессию можно получить в профессиональных училищах (ПУ).
Учитель: в этих учебных заведениях готовят специалистов многих рабочих профессий. Например, (обзор училищ) Слайд №
Учитель: Давайте поближе познакомимся с некоторыми профессиями, которые предлагают училища (обзор слайдов № )
Ученик: Руки швеи прославляют поэты.
Ткань шелестит и машинка жужжит,
День для швеи пролетит незаметно,
Любит она моделировать, шить.
Детские платья, рубашки мужские,
Рюши, оборки, карманы, манжет, -
Сделают руки швеи золотые,
Непостижимых работ для них нет.
Ученик (комментирует слайд):
Швея - это специалист, который занимается изготовлением швейных изделий. Портной может работать самостоятельно или в бригаде, выполняя работу по пошиву, реставрации и переделке швейных изделий, владеет навыками ручного и машинного производства, занимается изготовлением и обработкой частей швейных изделий, утюжкой готовых изделий.
Учитель: Игра « Кто, что делает?» ( слайд № )
Врач варит суп.
Повар водит машину.
Учитель подстригает волосы.
Портниха лечит людей.
Парикмахер лечит людей.
ПОВАР
Дайте повару продукты:
Мясо птицы, сухофрукты,
Рис, картофель…
И тогда
Ждёт вас вкусная еда.
Ученик (комментирует слайд№ )
Повар — человек, профессией которого является приготовление пищи на предприятиях общественного питания.
Скорее всего, слово «повар» произошло от восточнославянского «вар», означавшего кипящую воду и жар. На флоте должность повара называется кок.
Повар готовит супы, вторые блюда, другую пищу. Знает, как правильно хранить продукты, готовит разные блюда по рецептам и умеет оформлять готовые блюда. Организует хранение продуктов в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами. Несмотря на то, что повар на предприятиях общественного питания пользуется установленными рецептами блюд, он может вносить в них изменения в зависимости от качества сырья и контингента потребителей. Работает в помещении, в условиях повышенной температуры.
Учитель: Я предлагаю вам, ребята поиграть. Согласны?
Отгадать профессии: Игра "Самая-самая". ( Слайд № )
Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...)
Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...)
Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...)
Самая красивая (парикмахер, визажист, ювелир, художник...)
Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...)
Самая чистая (уборщица, дворник...)
Самая смешная (клоун, пародист...)
3. Физминутка
-Проведем игру-разминку «Кем станут девочки, кем станут мальчики» ( слайд № )
Встаньте из-за парт. Если названные мной профессии могут выбрать девочки, то ПОДНИМИТЕ РУКИ ВВЕРХ, если мальчики – ПРИСЯДЬТЕ, а если и те и другие – ХЛОПНИТЕ В ЛАДОШИ.
(пожарный, врач, слесарь, столяр, учитель, няня, нефтяник, официант, библиотекарь, дворник, повар, воспитатель, пекарь, шофер, парикмахер)
Молодцы! И с этим заданием справились.
Ученик : СТОЛЯР
Молоток в работе нужен,
И с пилою столяр дружен.
Он дощечки распилил
И скворечник смастерил.
Ученик (комментирует слайд № ):
Столяр. Предметом
труда является древесина. Столяр занимается обработкой древесины, изготовлением
изделий из нее, при необходимости монтажом изделий на строительных объектах. Знает
различные способы крепления изделий.
Столяр - многопрофильная профессия. Столяр изготавливает
мебель (мягкую. корпусную, офисную), участвует в строительстве: изготовлении и
монтаже дверей и окон, встраиваемой мебели, монтаже перегородок, врезании замков,
ручек и т. д., а также изготовлении любых изделий из дерева: беговых лыж,
вешалок, карнизов и др.
Учитель: Продолжаем работу, а сейчас я вам предлагаю игру « Угадай профессию»
Сейчас я буду показывать вам на слайдах предметы , которыми пользуются люди той или иной профессии. Ваша задача - назвать эту профессию ( сначала предлагается один предмет, затем добавляется каждый раз еще по одному, пока не будет угадана профессия) . Далее каждый из вас получит листок с названной профессией и предложит угадать ее , задавая маленькие подсказки остальным ученикам.
1). Нож, ложка, вилка……….(повар)
2). Ткань, нитки, иголки……………(швея)
3). Портфель, ручка, книги………..(учитель)
5). Книги, журналы, полки………….(библиотекарь)
Учитель: Но есть и другие профессии, которые востребованы на рынке труда (если нет медицинских противопоказаний):
Уборщик, подсобный рабочий, грузчик, штукатур-маляр, дворник, санитар и др.
Учитель: Игра « Назови пословицу». Вам нужно по картинке определить и назвать пословицу.
Ученик: Все профессии важны!
Все значат что-то в жизни этой.
И инженеры, и поэты,
Кассиры, дворники, певцы
И музыканты, продавцы.
Ученица (продолжает):
Профессий много на планете,
И все нужны, поверьте дети!
В любом дворе трудится дворник,
А сад большой растит садовник.
И в каждом классе каждый день
Мыть пол уборщику не лень.
Ученик:
Все профессии нужны,
Все профессии важны.
Каждый должен сам решать,
Кем, когда, он хочет стать.
Учитель: (Задание на развитие кругозора)
Назовите профессии людей, которые трудятся в нашей школе (директор, завуч, завхоз, учитель, воспитатель, логопед, психолог, социальный педагог, библиотекарь, повар, уборщица, сторож, кастелянша, прачка, бухгалтер, слесарь, электрик)
Учитель: Давайте поиграем в словесную игру «Загадки - складки».
Я начну, а вы кончайте,
Дружно хором отвечайте.
Если заболело ухо,
Если в горле стало сухо,
Не волнуйся и не плачь –
Ведь тебе поможет….. (ВРАЧ)
Знает точно детвора,
Кормят вкусно …. (ПОВАРА)
Под весенний птичий свист
Пашет землю ... (ТРАКТОРИСТ)
Груши, яблони, крыжовник,
Посадил в саду ….. (САДОВНИК)
Очень тщательный уход
За животными ведёт:
За коровами - (ДОЯРКА)
А за свинками – (СВИНАРКА)
Хочешь свежих помидоров –
Загляни на огород:
С недостатком витаминов
Справится …. (ОВОЩЕВОД)
Мебель, хлеб и огурцы,
Продают нам …. (ПРОДАВЦЫ)
С сумкой тяжёлой обходит район,
Письма нам в ящик кладёт …. (ПОЧТАЛЬОН)
Послезавтра, в понедельник,
Смелет всё зерно нам…. (МЕЛЬНИК)
Сапогам больным помощник,
Каблуки прибьёт…. (САПОЖНИК)
Шью я куртки и штаны
Вы меня все знать должны:
На машинке строчу я лихо,
Потому что я ….. (ПОРТНИХА)
Строю школы, строю бани,
Строю новые дома.
Строю новые деревни,
Строю даже города.
Знает каждый в доме житель
Этот дом возвёл ….. (СТРОИТЕЛЬ).
- Чтение стихотворения (читает ученик)
Стол , за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь,
И каждый дом,
И каждый ломтик хлеба –
Всё это создано трудом,
А не свалилось с неба!
Ученик (продолжает):
За всё, что создано для нас,
Мы благодарны людям,
Придёт пора, настанет час –
И мы трудиться будем.
Ученик: Различные профессии почетны на Руси
Сантехника и слесаря, водителя такси,
Кондитера и повара, учителя, швеи,
Врача, конферансье, но, что не говорите
Они нужны нам все.
4.Рефлексия.
Задание «Моя будущая профессия»
Правила. На листе бумаги дети изображают с помощью фломастеров и цветных карандашей, профессию которую они выбрали или атрибуты профессии ( Например: повар - кастрюля, печка, маляр- кисть, краска и т. д) После выполнения работы совместное обсуждение изображенных профессий.
Учитель :
-О чем мы сегодня говорили?
- Мы говорили о профессиях.
-Что такое профессия?
- Профессия – это работа, которой занимается человек (слайд № )
-Какие новые профессии вы узнали? (Ответы детей.)
-Какая профессия тебе нравится?
Мне нравится профессия …
5.Подведение итога.
Учитель: Закончить нашу встречу мне хочется словами:
За все, что сделано для нас,
Мы благодарны людям.
Придет пора, настанет час
И мы трудиться будем!
— Спасибо за работу!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.