Тема классного часа: «Как научиться сдавать экзамены»
Класс: 9А
Вопросы для обсуждения на этом классном часе: рациональная организация времени, мнемотехника, управление эмоциями, способы мобилизации. Сценарий включает в себя 2 блока: информационный (советы по подготовке к экзаменам) и практический (упражнения на запоминание).
Цель: повысить эффективность подготовки к экзаменам, развитие умения сдавать экзамены.
формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как усидчивость, обязательность, добросовестность, умение мобилизовать себя; побуждать детей к рациональной организации своего времени, к овладению, собственными эмоциями, к самосовершенствованию, саморазвитию.
Задачи:
а) обучающие:
• учить вести себя во время экзамена
• расширить представление детей о психотехнических навыках;
б) развивающие:
• развивать навыки мыслительной деятельности;
• побуждать к к самосовершенствованию, саморазвитию
в) воспитательные:
• формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как усидчивость, обязательность, добросовестность;
• побуждать детей к рациональной организации своего времени.
Форма проведения: час общения.
Оформление: На доске написать задания для развития памяти (взять из текста).
План классного часа
I. Вступительное слово «Что такое экзамен?»
II. Проблемная ситуация «Чужие ошибки».
III. Информационный блок «Искусство сдавать экзамены».
1. Полезные советы.
2. Приемы запоминания.
IV. Тренировочные упражнения «Из корзины Мнемозины».
V. Заключительное слово.
VI. Подведение итогов (рефлексия).
Ход классного часа
I. Вступительное слово «Что такое экзамен?»
СЛАЙД 1
Классный руководитель.
- Добрый день, ребята!
- Какое важное событие вас ожидает в завершении 9 класса? (Сдача экзаменов)
- Сколько экзаменов? Какие? (2: трудовое обучение и СБО)
- Как вы думаете, о чем пойдет речь на классном часе? (Об экзаменах)
- Вы хотите успешно сдать экзамены? (Да)
- Для того, чтобы успешно выполнить дело, нужно, во-первых, научиться его выполнять. Догадались какая тема классного часа сегодня? (Как научиться сдавать экзамены) – СЛАЙД 1.1
Проблемный вопрос: «Как научиться сдавать экзамены?» (на доску)
Среди учащихся нашего класса я провела тест, на котором выяснила ваше отношение к предстоящим экзаменам.
Были получены следующие результаты:
СЛАЙД 2
22% - не боятся сдавать экзамены;
33% - побаиваются экзаменов, есть сомнения, не уверены в своих силах
44% - боятся сдавать экзамены.
Итак, скоро вас всех ждут выпускные экзамены. Большинство выпускников с ужасом думают о них. Но, оказывается, не все так страшно. В переводе с латыни слово «экзамен» означает «испытание».
СЛАЙД 3
Получается, что во время экзаменов людей испытывают, как космонавтов перед полетом. Причем испытывают не только знания, но и психическую устойчивость человека. А психическая устойчивость возникает, когда есть положительный настрой и уверенность в себе. Специалисты утверждают, что от этого зависит 50% успеха на экзамене. А положительный настрой и уверенность в себе появляются, когда человек правильно готовится к экзаменам, следует некоторым правилам. Сегодня мы и будем говорить об этих правилах.
II. Проблемная ситуация «Чужие ошибки»
Классный руководитель. Послушайте рассказ о том, как готовился к экзамену ваш сверстник, и попробуйте найти у него ошибки.
...Прозвенел последний звонок, и девятиклассник Иван Петров начал готовиться к выпускным экзаменам. Для начала он составил план, в котором был один-единственный пункт: «Каждый день готовиться к предметам, которые ему необходимо сдавать». На следующий день с самого утра он засел за подготовку. Решил готовиться к биологии. Целый час он искал материал для подготовки, потом еще час - учебник. При этом он обнаружил массу интересных вещей, которые считал потерянными. Наконец материал был найден и учебник тоже, но оказалось, что тетрадь с практическими заданиями куда-то запропастилась. Пришлось звонить Сереге Перышкину, но у него была та же самая проблема. Вдвоем решили идти к Наташке Сидоровой, у которой всегда все есть. Наташка тетрадь дала только на полчаса, чтобы сделать ксерокопию. Пока нашли ксерокс и копировали Наташкины каракули. Усталые и голодные они вернулись домой с сознанием выполненного долга. Правда, тетрадь эту несчастную Ивану так и не пришлось открыть. Пришел Сашка Петров, попросил тетрадь, потом Димка Жуков забежал за учебником. Иван решил, что подготовка может потерпеть и до завтра. А завтра с самого утра он как засядет, и никто уже ему не сможет помешать!
Классный руководитель. Как вы думаете, что будет завтра? Удалось Ивану подготовиться к экзамену? Какие ошибки он сделал во время подготовки? (Высказывания детей.)
III. Информационный блок «Искусство сдавать экзамены»
Упражнение «Дерево успеха»
Классный руководитель.
- Но прежде, чем мы продолжим наш классный час давайте обозначим для себя цель.
Наша цель должны быть конкретной и достижимой. Очень часто человек работает нерезультативно просто потому, что не определил для себя какой цели он хочет достичь, не определил конкретные шаги по ее достижению. Предлагаю Вам составить «Дерево успеха». Сейчас мы вместе составим наше «Дерево успеха». В нижней части размещается цель. Давайте сформулируем цель, связанную с предстоящими экзаменами.
- Наша цель: «Успешно сдать экзамены». (на доску) От ствола идут ветки, соответствующих конкретным шагам, необходимым для достижения этой цели. Например, чтобы хорошо сдать экзамен, надо: выучить предмет, вовремя успеть на экзамен и т. п.
Классный руководитель. Согласитесь, чтобы успешно сдать экзамены вам нужно научиться бороться со стрессом и распределять свое рабочее время.
- Что же такое стресс? (ответы детей)
СЛАЙД 4
- Stress (напряжение)- состояние повышенного нервного напряжения, возникающее у человека под влиянием сильных воздействий.
- Мы проверили, умеете ли вы справляться со стрессом с помощью еще одного теста.
СЛАЙД 5
- Подсчет результатов и анализ их, показал, что никто в классе не умеет справляться со стрессом, поэтому цель сегодняшнего классного часа преодолеть важный рубеж - сдать экзамены с легкостью. Для этого достаточно навести порядок в собственной голове, в организме и окружающем пространстве.
Главная причина стресса при подготовке к экзамену – нехватка времени, поэтому, чтобы свести эту нехватку к минимуму, необходимо детально продумать режим и методику подготовки к экзамену. Об этом мы сегодня и поговорим.
- Экзамены требуют большого напряжения сил, ясной мысли, смекалки. Режим дня, по мнению психологов, во многом определяет физическое и психическое состояние школьников во время подготовки к экзаменам.
Полезные советы
СЛАЙД 6
Классный руководитель. Какие же правила нужно соблюдать, чтобы успешно сдать экзамен? У нас две команды. На столе карточки, на которых написаны полезные и неправильные советы для успешной сдачи экзаменов. Ребята в команде выберут и зачитают свои полезные советы для успешной сдачи экзаменов.
1. Сначала нужно оборудовать место для занятий: убрать все лишнее, расставить по местам учебники, карандаши, тетради.
2. Затем нужно составить план подготовки. Хорошо начинать с самого трудного. Если заниматься не хочется - с того, что знаете лучше.
3. Обязательно следует чередовать работу и отдых: 40 минут занятий, 10 минут - перерыв.
4. Повторяйте материал по вопросам. Самое главное не вызубрить, а понять. Ответы на наиболее трудные расскажите кому-то. Каждый день нужно выполнять и практические задания, при этом полезно комментировать самому себе вслух ход ваших действий и рассуждений.
5. Во время подготовки к экзаменам не забывайте о вкусной и здоровой пище.
6. Готовясь к экзамену, никогда не думайте о том, что провалитесь, но, напротив, мысленно рисуйте себе картину удачи на экзамене.
7. За день до экзамена повторите то, в чем чувствуете затруднение. Накануне экзамена прогуляйтесь, выспитесь, чтобы встать здоровым, свежим, отдохнувшим, готовым к борьбе.
8. В день экзамена утром не забудьте позавтракать! И обязательно запаситесь чем-нибудь сладеньким, ведь при повышенной нагрузке организм будет требовать глюкозы. Ни в коем случае не пейте перед экзаменом никаких успокоительных таблеток!
9. Взяв билет, прочитав задания на доске, начинайте готовиться с того вопроса, который для вас легче.
10. Во время ответа могут случиться самые непредвиденные ситуации: провал в памяти, оговорка, ошибка. Ничего страшного! Мысленно успокаивайте себя словами: «Я знаю, что могу это сделать». «Я сделаю это хорошо». «Я получу от этого удовольствие».
Каждый совет крепим к ветвям «Дерева успеха».
Классный руководитель: В любом случае всегда дышите глубже - это помогает справиться с волнением!
Сейчас я покажу вам отрывок из фильма. Этот отрывок показывает экзамен с юмором. Я, думаю, он создаст у вас позитивный настрой.
ВИДЕО
Напряжение сняли. Экзамен – это очередной этап вашей жизни. Главное ко всему относится с юмором.
Приемы запоминания
Тренировочные упражнения «Из корзины Мнемозины»
СЛАЙД 7
Классный руководитель. Готовясь к экзаменам, приходится запоминать огромное количество материала. В этом нам помогут эффективные способы и приемы запоминания. Очень хороший способ - это рассказывать выученный материал вслух, например собаке или кошке. Еще один способ запоминания - картинки, схемы, планы, шпаргалки - все, что активизирует зрительно-образную память. Если нужно запомнить какие-либо данные в определенном порядке, используйте приемы мнемотехники.
СЛАЙД 8
Нужно придумать с первыми буквами или слогами слова, связанные в предложения.
СЛАЙД 8.1
Как, например, в детской считалочке про цвета радуги: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Здесь использован метод аббревиатуры (на доску и объяснить) – из первых букв названий цветов радуги составили предложение, выучили его и по первым буквам слов легко приходят на память название цветов радуги.
СЛАЙД 8.2
Первое упражнение: Нам нужно запомнить планеты солнечной системы в определенном порядке.
СЛАЙД 9
1. Меркурий.
2. Венера.
3. Земля.
4. Марс.
5. Юпитер.
6. Сатурн.
7. Уран.
8. Нептун.
9. Плутон.
Нужно использовать метод аббревиатуры.
Взять первые буквы из названия планет.
СЛАЙД 9.1
(Me, В, 3, Ма, Ю, С, У, Н, П).
СЛАЙД 10
Составить предложение из слов, которые начинаются с первых букв планет.
СЛАЙД 10.1
(«Между волком и зайцем маленькая юркая стрекоза успела найти подберезовик».)
СЛАЙД 11
Кто может назвать все планеты в такой последовательности? (Ответы детей.)
СЛАЙД 11.1.2.3.4.5.6.7.8.9
Как видим, приемы мнемотехники оказались очень эффективными. Они не только помогают запоминать, но и делают эту работу увлекательной и интересной. И скучная зубрежка превращается в творческий процесс.
Приемы мнемотехники описаны в книгах о том, как улучшить свою память. С помощью подобных приемов некоторым людям удается достичь феноменальных результатов.
Может быть, у кого-то из вас есть свои приемы и методы запоминания? Расскажите о них.
А сейчас немного юмора.
Наши ребята расскажут вам анекдоты про экзамены.
Юморист 1. А теперь несколько смешных историй об экзаменах.
(Юмористы по очереди рассказывают по 2-3 анекдота.)
***
Девятиклассники сдают тесты. На все вопросы нужно отвечать «да» или «нет». Один из учеников подбрасывает монетку и записывает результаты. Учитель думает: «Ну, этот сдаст работу самый первый!» Экзамен закончился, все ушли, а этот все сидит и монетку подбрасывает. Учителю это надоело, он подходит и спрашивает:
- Ну что, ответил на вопросы?
- Да.
- А чего тогда делаешь?
- Проверяю.
***
Министерская комиссия проверяет уровень подготовки школьников по математике. Ученикам всех классов задали один и тот же вопрос: «Сколько будет 2х2?» Первоклассник с уверенностью ответил: «четыре»; пятиклассник вытащил шпаргалку с таблицей умножения; семиклассник достал калькулятор и быстренько сосчитал; девятиклассник с негодованием заявил: «Что я, все формулы, что ли помнить обязан?»
***
Мама спрашивает сына:
- Как прошел экзамен?
- Экзамен прошел блестяще, учителя в восторге. Просят повторить осенью.
V. Подведение итогов
Классный руководитель.
- О чем мы говорили сегодня? (Сегодня мы говорили о том, как успешно сдать экзамены).
Вернемся к нашему проблемному вопросу. Прочитаем его.
- Какие советы и секреты подготовки к экзаменам показались вам интересными и полезными?
СЛАЙД 12
Экзамен - это действительно испытание, проверка ваших знаний и умений. На экзамене вы должны показать все, чему научились за 9 лет школьной жизни. Конечно, в ходе такого испытания в более выгодной позиции оказываются те, кто систематически работал, выполнял все задания, накапливал знания по крупицам. Для них подготовка к экзамену - это просто возможность систематизировать и упорядочить материал.
Ну, а для тех, кто «скакал по верхам», у кого есть пробелы в знаниях, подготовка к экзамену - это время открытий чего-то нового. А для кого-то это просто время открытия учебника. Ну, и, конечно же, для всех девятиклассников экзамены - это время испытать себя, свой характер, выдержку, силу воли, целеустремленность.
Желаю всем вам успешно пройти это испытание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.