«Когда твои друзья с тобой …»
Виртуальное путешествие
Цель:
· сплочение дружного, работоспособного готового на взаимную выручку коллектива;
· ситуации выбора, в которые попадают дети, закреплять важнейшим нравственным правилом «Человек человеку друг, товарищ и брат»;
· воспитывать взаимоуважение, вежливое обращение ребят друг к другу.
Оборудование:
Музыкальный центр, аудио кассеты с песнями “Дружба крепкая”, “Мы в город Изумрудный...”, караоке песен “Когда твои друзья с тобой”, “Песенка друзей” из мультфильма “Бременские музыканты”; “Желтые кирпичи” из картона 30 шт.,
костюм Страшилы из сказки "Волшебник Изумрудного города.
Плакат "В дружбе – сила!"
Пословицы и поговорки о дружбе (подбирают дети).
Сочинение на тему: "Что такое дружба?", "Каким должен быть настоящий друг?", "Как возникло слово "друг"?" – по выбору.
На книжной полке (выставка) произведения о дружбе.
Прочитать произведение В.Осеевой "Добрая хозяюшка". Написать отзыв об этом произведении:
Какое место оставило сильное впечатление?
Какое мнение о рассказе?
Кто главный герой?
С кем она дружит?
Можно ли это назвать дружбой?
Почему?
С какими словами убежал щенок?
Почему осталась одна, у нее ведь было много друзей?
ПОСЛОВИЦЫ О ДРУЖБЕ
"Нет друга – ищи, а найдешь – береги!"
"Друг познается в беде".
"С другом веселее при удаче, легче в беде".
"Недруг поддакивает, а друг спорит".
Выставка книг:
Волков “Волшебник Изумрудного города”,
Сказки Андерсена,
Книги о Г. Потере,
Толковый словарь русского языка Ожегова.
Ход занятия.
1. Организационный момент (стулья в классе стоят полукругом, желтый картон и фломастер лежат под стульями, дети заходят в класс под песню “Дружба крепкая…”, “Если с другом вышел в путь…”).
Воспитатель. Здравствуйте, ребята, я очень рада встречи с вами. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на нашем занятии? Правильно, сегодня мы поговорим о друзьях и дружбе, попытаемся понять каким же должен быть настоящий друг.… Ребята давайте послушаем, как говорится о слове “Дружба” в толковом словаре русского языка Ожегова (зачитывает).
- Я хочу попросить вас, чтобы вы закрыли глаза и вспомнили своих друзей: как вы с ними познакомились, какие они, как вы вместе проводите время, и пока не закончиться музыка глаза не открывайте…Вас сегодня ждет много интересного…. (звучит песня “Мы в город Изумрудный идем дорогой трудной…”, Входит ученик в костюме героя сказки “Волшебник Изумрудного города”, Страшилы).
2. Ход виртуального путешествия.
Страшила. Здравствуйте, ребята (ответ), я очень спешу, это 6-й класс? Дети. Да. Страшила. Значит, я пришел правильно. Давайте знакомиться. Меня зовут самым мудрым, гордым повелителем Изумрудной страны, ой опять зазнаюсь, можно просто Страшила. А вас как? Дети отвечают. Страшила. Нет, так не пойдет, у меня времени мало, так что знакомиться будем быстро. Я подбрасываю шляпу вверх, а вы кричите свое имя (Игра “Знакомство”). - А если честно, мне не до шуток, вы знаете, из какой я сказки?
Ответы.
- Значит, вы знаете, что у меня были хорошие, верные друзья?
- Кто скажет как их имена?
- Верно, вытирает слезу. Но я повел себя не как настоящий друг, а как предатель, только жаль понял я это поздно, но лучше поздно, чем никогда. Верно ребята? После того как я стал королем Изумрудной страны, я сразу забыл своих друзей, зазнался и загордился. Перестал с ними общаться. Когда они просили меня о помощи, я постоянно находил отговорки: то заболел, то просто некогда…(грустит), на самом деле я думал, зачем я, богатый и мудрый король, буду дружить с железной банкой и трусливым львом. Но теперь произошла беда и со мной, мое королевство стало бедным, поданные бросили меня, и когда я остался один, я вспомнил своих друзей (грустит) и понял свою ошибку. И уже целый год я странствую по миру в поисках Элли, Дровосека и Льва, но, увы, безрезультатно.
- Вот моя история, но я не расстраиваюсь. Слышал я, что есть в вашей стране, мудрый повелитель всех знаний господин ИНТЕРНЕТ. Решил я спросить у него, может он знает, где находятся мои друзья?
Дети и Страшила. (Обращаются к воспитателю, который работает за компьютером) О, мудрый повелитель Интернета, покажи нам дорогу к моим друзьям.
На экране появляется надпись: «Твои друзья в городе «Потерянной дружбы», чтобы их вернуть, нужно приобрести новых друзей и пройти испытания огнем, водой и медными трубами, идти нужно по дороге из желтого кирпича… Счастливого пути!»
Страшила. Все, я никогда не увижу больше Элли, ведь у меня нет новых друзей, а в одиночку я испытания не пройду, ведь один в поле не воин… (задумывается), а может ребята, вы мне поможете? Дети (отвечают). ПРАВИЛА.
Правила товарищества.
· Помогай товарищу: если умеешь что-то делать, научи и его; если товарищ попал в беду, помоги ему чем можешь.
· Делись с товарищами: если у тебя есть интересные игрушки, книги, поделись с другими ребятами, с теми, у кого их нет. Играй и работай с товарищами так, чтобы не брать себе все самое лучшее.
· Останови товарища, если он делает что-то плохое. Хорошо дружить – значит говорить друг другу только правду; если друг в чем-то не прав, скажи ему об этом.
· Не ссорься с товарищами; старайся работать и играть с ними дружно, не ссорься по пустякам; не зазнавайся, если у тебя что-то хорошо получается; не завидуй товарищам – надо радоваться их успехам; если поступил плохо, не стесняйся в этом признаться и исправиться.
· Умей принять помощь, советы и замечания от других ребят.
Правила дружной работы.
· Четко договоритесь с товарищами о плане и сроках ее выполнения.
· Распределите работу между собой так, чтобы точно знать, кто что хочет и умеет делать.
· Каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше. Нужно помнить не только о своей части работы, но и обо всей работе.
· Каждый должен работать на совесть
· По ходу работы узнавай, как идут дела у других. Помоги, научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа; научись сам пользоваться советами других. Правила честной игры и состязаний.
· Соблюдай правила игры и состязаний: не старайся выигрывать и добиваться первенства нечестным путем. Только честная борьба, иначе победа неинтересна.
· Не злорадствуй, когда другие проигрывают.
· Обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись ни на победителя, ни на того, по чьей вине, может быть, произошло поражение.
Правила вежливости.
· Будь вежлив. Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
· Будь всегда приветлив: при встрече здоровайся; за помощь и заботу благодари; уходя, не забудь попрощаться.
Страшила. Спасибо, ребята, я постараюсь вас не подвести, но пешком слишком долго идти, на чем же мы поедем, а ребята? Изображены разные виды транспорта. Во время беседы можно вспомнить правила безопасного поведения на дороге. Выбирают лошадь, потому что русские рыцари путешествовали только на лошадях.
Игра “Ипподром” имитация езды на лошади, используется как физкультминутка, чтобы дети не устали:
хлопки по коленям – бег
лошади;
трение ладони об ладонь – бег по песку;
хлопок по надутой щеке – бег по болоту:
высоко поднятые колени – преодоление барьера).
Пословицы. Надо закончить пословицу и произнести её всем вместе, чтоб открылось первое испытание.
1. Не имей сто рублей, а имей …. (сто друзей)
Испытание 1. Кроссворд «ДРУЖБА» (имена существительные в именительном падеже, ед. число).
Вопросы к кроссворду.
1. Жук, лягушка, полевая мышь, ласточка, эльф ("Дюймовочка"). Каких героев этой сказки можно назвать настоящими друзьями, и по каким поступкам это видно?
2. Мальчик в очках, белая сова, волшебная палочка, трехголовая собака. (“Гарри Потер”). Почему Гарри Потер не смог бы отыскать философский камень один? (Гарри)
3. Яйца, лопухи, птичий двор, утка, лебеди. («Гадкий утенок»).
4. Волшебная лампа, Магриб, принцесса. ( «Волшебная лампа Аладдина»). В каких жизненных ситуациях люди убеждаются в верности своих друзей? Были ли друзья у Аладдина? (Джинн) Почему вы так думаете?
5. Трава, братья, крапива, кольцо, жаба, терпение. («Дикие лебеди»). Какими поступками героиня этой сказки доказала что она настоящий и верный друг? (Лебедь)
6. Снег, разбойница, ворон, стекло, зеркало, роза, дружба. ( «Снежная королева»). Кто в этой сказке оказался настоящем другом (Герда), почему?
2. Друзья познаются в … (беде).
Испытание медными трубами (славой).
Проводиться беседа на тему “Настоящий друг познается в радости. Дети замечают мудрого ворона. Ворон. Я мудрый ворон. Уже много лет я сижу здесь и не слышал ни одного вежливого слова. Страшила. Давайте ребята, поздороваемся с мудрым Вороном. Какие вежливые слова при этом вы сумеете употребить. Ребята здороваются:
· добрый день;
· доброе утро;
· здравствуйте;
· приветствуем Вас;
· давайте познакомимся;
· будем знакомы.
Ворон. Какие вежливые ребята! Я помогу Вам преодолеть первое испытание, для этого надо разрушить три волшебства. Они записаны на волшебных листках. Когда-то я собрал их и спрятал. Я верил, что придут верные друзья и мы победим злодея – Ломай- Круши. Только я не знаю, что написано на этих листках. Ломай-Круши очень злой и мог придумать что-нибудь страшное. Если вы его боитесь, лучше не читать листы. /Вздыхает/. Тогда я буду ждать других ребят … Так читать листок! Дети отвечают. Первый листок. Ответьте на вопросы:
1. Что такое дружба?
2. Что вам нравится в вашем друге?
3. За что вы иногда обижаетесь на него?
4. Как вы сами относитесь к своему другу?
5. Помогали вы другу, когда ему было трудно?
6. Помогал ли вам друг в трудную минуту?
7. Каким бы вы хотели видеть своего друга? (Надежным, верным).
Песня "Настоящий друг".
Второй листок. "Круг друзей". Всем ребятам встать в круг. Дети встают в широкий круг. Руки опущены.
Ломай-Круши. /Входит на середину круга/. Никакого круга друзей я вам сделать не дам … Не дам…
Страшила называет имя ученика, стоящего справа от него, и берет его за руку, затем забывает имя соседа, все ребята ему помогают.
Ломай-Круши. Пытается порвать круг ребят, но у него не получается. Ворон. Ура-а! Молодцы, ребята! Ваш круг друзей оказался надежным. Теперь надо выполнить еще одно задание. Но вот беда, потерялся третий листок. Ищите скорей, пока Ломай-Круши не нашел его. Все дети в зале ищут третий листок. Ищет и Ломай-Круши. Как только кто-то нашел листок, Ломай-Круши бросается к нему и пытается отнять. Дети защищают товарища и передают листок мудрому Ворону.
Ворон /читает. На главной башне замка висит воздушный шарик. Он любит летать, а его привязали к башне. Если шарик продержится в воздухе одну минуту и не коснется земли, чары Ломай-Круши рухнут!
Ворон снимает шарик и объясняет, что дети должны сначала назвать пословицу или поговорку о дружбе, объяснить ее смысл, затем, когда получат шарик, дружно дунуть на него, не касаясь шарика руками. Ломай-Круши пытается помешать им. Через одну минуту Ворон кричит: "Ура-а!. В заключении игры все вместе исполняют песню “Нам любые дороги дороги”
Страшила. Спасибо, Умный Ворон! Мы и пели, и плясали, и дружно одолели злодея Ломай-Круши. А сколько друзей у нас появилось! Ну а главное, мы поняли, в чем наша сила. Все. В дружбе сила! Страшила. Верно, ребята! Страшила. Замок рухнул, а на месте замка – выросло дерево Дружбы. Какими бы вы хотели видеть ваших друзей, одноклассников и окружающих людей? Какими качествами они должны обладать? Перечислите, нарядите дерево. ДЕРЕВО ДРУЖБЫ (качества)
А – аккуратность |
Л – любовь |
Х – храбрость |
Б – бодрость |
М – мудрость, милосердие |
Ц – целеустремленность |
В – веселье, воспитанность |
Н – надежность |
Ч – честность |
Г – галантность |
О – образованность |
Ш – широта души |
Д – дружба, доброта |
П - постоянство |
Щ – щедрость |
Е – единодушие |
Р – рассудок |
Э – элегантность |
Ж – жизнерадостность |
С – сила, смелость, стойкость |
Ю – юмор, юность |
З – здоровье |
Т – трудолюбие, твердость |
Я – ясность, яркость |
И – искренность |
У – ум, умение |
|
К – красота |
Ф – фантазия |
|
Воспитатель.
Шире
круг, шире круг!
Музыка зовет.
Всех друзей, всех подруг
В шумный хоровод.
Танец "Маленьких утят".
Игра “Ипподром”.
3. Нет друга – так ищи, а нашел – так … (береги).
Испытание водой.
Страшила. Мы друзья не только друг другу, мы еще друзья природы. Ведь верным другом может стать даже собака или кошка.
Аквариум.
Вокруг него написаны названия морских рыб и рыб, которые обитают в вашей местности. Дети называют рыб обитающих в реках, и тем самым возвращают их домой, потому что сильный ураган занес их в море. Можно назвать названия рек вашей местности.
4. Не дорог подарок – дорога… (дружба).
Город «Потерянной дружбы».
Страшила. Какие чувства у вас возникают, когда вы смотрите на
этот город? Почему? (Ответы.) Давайте возьмемся за руки,
почувствуем поддержку друг друга, вместе мы сила, потому что мы друзья, скажем
вместе слова: Дружба
настоящая в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда,
Дружба настоящая сердцем проверяется
И остается с нами навсегда.
Город «Настоящей дружбы».
3. Подведение итога классного часа.
Страшила. Спасибо, ребята, вы не только помогли мне вернуть друзей, но я приобрел и новых верных друзей, теперь я знаю: Нет друга – так ищи, а нашел – так береги. Я тоже хочу для вас что-то сделать. Сейчас вы сами построите свою дорогу из желтого кирпича, которая приведет каждого из вас в город “Настоящей дружбы”. Ребята берут под стульями желтый кирпичик (лист желтой бумаги), на котором пишут, какими качествами нужно обладать каждому из нас, чтобы иметь настоящих и верных друзей. Под музыку пишут. И потом на полу строят дорогу из желтых кирпичей, при этом называя качества вслух. Страшила. Давайте на прощание споем песню, ведь хорошая песня еще больше объединяет людей.
Поют под караоки песню “Если с другом вышел в путь”.
Воспитатель. Ребята, побывав в сказке, как вы думаете, какого человека, можно назвать настоящим другом? Спасибо за приятное и с пользой проведенное время. Я желаю, чтобы вы в своей жизни встречали только настоящих друзей. До свиданья. Под песню “Дружба крепкая” дети покидают класс.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.