Конспект комплексного занятия
в подготовительной группе.
на тему:
«Забота о здоровье»
Программное содержание:
-Повторить полученные знания о главных органах человеческого организма (сердце, желудок, легкие, печень, скелет, головной мозг).
- Расширять знания детей об организме человека, что ему необходимо.
- Формировать понятие, что здоровому организму нужна физкультура, закалка, повседневные выполнения гигиены.
- Научить, любить себя и свой организм, любить окружающих людей.
- Вызвать желание заботиться о своем организме, о своем здоровье, беречь свое здоровье. - Развивать воображение детей через музыкальные произведения, представлять образ куклы (больная, грустная, здоровая, веселая).
- Закрепить виды спорта: лыжный, хоккей, плавание, футбол, гимнастика, велоспорт, фигурное катание.
- Воспитывать любовь к себе, к своему телу, к физкультуре.
Оборудование: иллюстрации органов человеческого организма (скелет, головной мозг, сердце, печень, легкие, желудок), иллюстрации видов спорта (хоккей, футбол, гимнастика, лыжный, плавание, велоспорт); чудесный мешочек, воздушный шарик, стаканчики с ароматными дисками, карандаши, альбомный лист с изображенным желтым кругом; запись музыкальных произведений П.И.Чайковского из «Детского альбома» - «Больная кукла» и «Новая кукла»
Ход занятия:
Дети заходят в зал. Здороваются с гостями.
- Здравствуйте! Слово, какое чудесное
Чуточку доброе, чуточку нежное
Здравствуйте! Скажем мы этому дню
Здравствуйте! Скажем мы всем и всему.
Ребята, мы сейчас не просто поприветствовали гостей, а мы пожелали всем здоровья.
- Сегодня мы поговорим о здоровье.
- Как ваше здоровье? (ответы детей)
- А откуда вы знаете, что здоровы? (ответы детей)
- Что вы делаете, чтобы быть здоровыми? (ответы детей)
- А вы знаете, что главное чудо света? (предположения детей)
- Главное чудо – это человек (изображение – лицо улыбающегося человека). А что это (изображение скелета человека)? (ответы детей) Да правильно это скелет человека.
- Подумайте и скажите, у всех ли людей одинаковый скелет? (ответы детей)
- Да. Люди бывают разные, взрослые и дети, чернокожие и с белой кожей; со светлыми волосами и с рыжими, с голубыми или зелеными глазами; полные и худые; высокие и низкие.
- Для чего нужен скелет? (ответы детей) Например, череп? Ребята череп защищает головной мозг. Ребра – защищают внутренние органы. А кости ног, рук, позвоночник позволяет нам двигаться, стоять. Что произойдет с человеком, если у него не будет скелета (костей). (ответы детей)
- У каждого человека есть различные органы. Посмотрите, что это? (на экране изображение мозга) Для чего нам нужен мозг? Где находится мозг? Люди с помощью мозга думают, читают, решают задачи, запоминают стихи.
- Что это за орган? (выставляется сердце) Это один из самых главных органов, оно стучит как часики и заставляет организм работать.
- А это ребята желудок. Как думаете, для чего нам нужен желудок? (ответы детей) В желудок попадает вся пища, которую мы едим. И в желудке пища переваривается.
- Вот это печень. Находится пониже чем, желудок. Печень помогает желудку отправлять все нужные витамины по всему организму.
- Теперь взгляните на этот орган. Кто знает что это? Это легкие – их два – левое и правое. Для чего нам нужны легкие?
Внести шарик. Ветер по небу гулял
С облаками там играл
Люди воздух изловили
В дом огромный посадили
И теперь воздушный домик
Держит ручкою ребенок.
Этот шарик не простой он поможет нам приоткрыть тайну, отгадку к которой мы с вами должны найти.
- Что находится внутри шарика? (ответы детей)
- А как воздух попал в шарик? (мы его надули)
- Разве внутри нас есть воздух? Откуда мы его взяли? (мы вдохнули, мы дышим воздухом)
- А как, вы, думаете, шарик легкий или тяжелый? (легкий) Значит и воздух, ребята тоже легкий.
- А можем мы не дышать? (какое-то время, но совсем немножко; дышим мы постоянно)
- Что произойдет, если мы не будем дышать?
Опыт №1. Попробуйте глубоко вдохнуть, закрыть рот и нос. Что вы чувствуете? Почему мы не смоги долго находиться без воздуха (с закрытым носом и ртом)?
Каждая клеточка нашего организма взбунтовалась – пришлите нам воздух, а то мы погибнем. Мы дышим, вдыхаем воздух, в котором очень много газа – и называется он – кислород. Но вот откуда начинается путешествие этого газа по нашему организму? Давайте отправимся в путешествие, вместе с маленьким воздушным пузырьком. Посмотрите на этот плакат (схема дыхательной системы). Вот этот орган называется? (нос) Правильно мы вдыхаем пузырьки воздуха носом и проникая в нос, воздух там очищается и нагревается. И уже теплый, поступает в легкие. Вот поэтому вам часто родители говорят: «Дыши носом».
- Что произойдет, если мы будем дышать через рот.
Опыт №2. Поднесите ладонь ко рту. Тихо, медленно подышите через открытый рот на ладонь. А теперь скажите – Какой воздух выходит из нас – теплый или холодный?(ответы детей) Мы все живые люди и тепло находится внутри нас. Тот, кто дышит через рот, выпускает из себя много тепла. Поэтому если дышать через рот, даже летом можно простыть, получить насморк. Чтобы сохранять свое тепло, быть здоровым, не простывать – лучше дышать через нос.
А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Узнай по запаху» (в баночках разложены предметы (пихтовое масло, долька чеснока, апельсина, лук, духи)) Теперь вы должны определить, что у вас в баночках? Поднимите руки у кого чеснок? Лук? Апельсин? Елка? Духи? Молодцы! Все справились с заданием.
- А что же дальше происходит с воздушным шариком? Он передвигается в трахею – удивительный воздушный тоннель, который разделяется на два тоннеля – бронхи и уже по бронхам наш воздушный шарик попадает в легкие. Наши легкие опутаны кровеносными сосудами, поэтому воздух из легких попадает в кровь и уже кровь разносит кислород по всему телу. Ни одна часть нашего тела не может жить и работать без воздуха.
Чтобы быть здоровыми и не болеть – нужно укреплять свой организм, развивать его, заниматься зарядкой, физкультурой, закаляться. Только тогда мы и весь наш организм будет здоровым, и сильным, никогда не будет болеть, как у спортсменов. Посмотрите на эти картины. Что вы можете сказать, что на них изображено. Да ребята, правильно, вы видите, что взрослые занимаются различными видами спорта, закаляются, плавают. Они все хотят быть здоровыми.
И я предлагаю вам провести разминку. Физминутка (см. приложение)
Быть здоровыми нам помогает еще и природа, а как это происходит, сейчас мы выясним. Сценка «Как природа помогает нам здоровыми быть?»
Ведущий. Жил-был мальчик Тимоша. Он, как и вы, ребята, ходил в детский сад, хотел быть сильным, быстрым и ловким, хотел много знать и уметь.
Тимоша. Здравствуйте ребята! Однажды решил я нарисовать для мамы что-то очень красивое и приятное, вот и бумагу приготовил. Что же мне нарисовать? Может быть, машину? Или космический корабль? А может быть новое платье или цветы? А что если нарисовать здоровье? Мама будет очень рада, если я, и все вокруг будут здоровы. Только как это здоровье нарисовать? Какое оно бывает? Какого цвета? Что помогает нам быть здоровыми?
Ведущий. Вот сколько вопросов появилось у Тимоши. Задумался он и решил найти ответы на свои вопросы. Отправился Тимоша в путь. (под музыку идет по дорожке, и попадает на лесную полянку) Заметил Тимоша, что на дереве слегка веточка качнулась, услышал, что поет-щебечет кто-то тихонько. Подошел поближе, и увидел птенца Чива. (Тимоша подходит к дереву)
Птенец Чив. Здравствуй Тимоша! Посмотри, как я вырос, стал сильным и ловким. Скоро мои крылышки совсем окрепнут, и я научусь летать.
Тимоша. Здравствуй Чив! Скажи. Пожалуйста, ты видел здоровье? Какого оно цвета?
Птенец. Конечно зеленого. Посмотри, Тимоша, сколько вокруг листочков, это они помогли мне подрасти. Мое гнездышко среди зеленых листьев трудно заметить, поэтому никто меня не беспокоит, а листья защищают от шума, закрывают от пыли.
Тимоша. А еще, ребята, растения делают воздух чище, они помогают нам быть здоровыми. Теперь я знаю, для рисунка мне понадобится зеленая краска. Спасибо Чив! До свидания!
Ведущий. Отправился Тимоша дальше, чтобы узнать, как еще природа помогает нашему здоровью. (Тимоша идет по дорожке) Шел он шел, и увидел на ромашке Бабочку Жу-жу.
Тимоша Здравствуй Жу-жу! Что ты делаешь? Почему не летаешь?
Бабочка. Здравствуй Тимоша! Я сегодня долго летала и устала, теперь отдыхаю, на солнышке греюсь. То один бок к солнышку поверну, то другой, и силы у меня прибавляются, потому что солнышко тепло мне дает и здоровье.
Тимоша. Здоровье? Скажи, какого цвета оно бывает?
Бабочка. Здоровье желтое, как солнышко. Вот ты, Тимоша, с солнышком дружишь?
Тимоша. Конечно дружу. В солнечный день все вокруг становится очень красивым, ярким, а люди – радостными. Улыбаются, смеются, и настроение у всех хорошее.
Бабочка. Получается, что солнце помогает нам быть здоровыми. В солнечный день я тоже радуюсь, ведь мне удается найти много душистых цветов.
Тимоша. А еще в солнечный летний день, можно загорать. Недаром говорят, кто с солнышком дружит, тот здоровым растет. Теперь я знаю, что солнышко нам помогает быть здоровыми. Для рисунка понадобится желтая краска. Спасибо Жу-жу! До свиданья!
Ведущий. Отправился Тимоша дальше, чтобы узнать, как еще природа помогает нашему здоровью. (Тимоша идет по дорожке) Шел-шел Тимоша и увидел спешащего куда-то Утенка.
Тимоша. Здравствуй Утенок! Куда путь держишь?
Утенок. Здравствуй Тимоша! Спешу на речку за здоровьем.
Тимоша. За здоровьем? Какое же на речке здоровье?
Утенок. Я иду на речку купаться, перышки полоскать, лапки мыть. Да и пить очень хочется, жарко сегодня. А здоровье, Тимоша, дает чистая, прозрачная вода.
Тимоша. Подскажите, ребята, зачем нам вода нужна? (ответы детей) Спасибо. А как же быть, ведь вода прозрачная. И каким же цветом ее нарисовать? (ответы детей) Теперь я знаю, как вода помогает нам быть здоровыми, а для рисунка мне понадобится голубая краска. Спасибо Утенок! До свиданья!
Ведущий. Отправился Тимоша дальше здоровье искать. (Тимоша идет по дорожке) Шел-шел Тимоша, и нашел на пенечке красное яблоко. Вот, думает, какое большое яблоко. А яблоко это не простое. Один раз откусишь – ловким станешь, второй раз откусишь – быстрым станешь, а третий раз откусишь – сразу подрастешь. Вот оказывается, какое яблоко не простое. Теперь я знаю, что растения помогают нам быть здоровыми, и мне для рисунка понадобится красная краска.
Ведущий. Тимоша, все, что тебе сегодня помогло здоровым стать – деревья, солнце, вода в речке, яблоко – можно назвать одним словом – природа. Стал Тимоша рисовать, и нарисовал для мамы рисунок: синее небо, зеленую траву, красные цветы и желтое солнце.
- Сегодня мы с вами узнали, как же можно сохранить свое здоровье. А вот я знаю, одна кукла не берегла себя, не закалялась, не мыла руки, не делала зарядку. И вот, что с ней случилось. Послушайте. (включается музыка П.И.Чайковского «Больная кукла»)
- Как вы думаете, что случилось с куклой? Какая музыка по характеру?
- Пришел врач и объяснил кукле, что надо делать, чтоб не болеть. И вот что произошло потом. (включается музыка П.И.Чайковского «Новая кукла») А теперь что можно сказать о музыке? Какая она?
Скажите, как выглядит здоровый человек? (ответы детей). Вам нравится быть здоровыми? Правильно здоровый человек всегда веселый и мы с вами тоже здоровы, настроение у нас с вами прекрасное. Так давайте попробуем изобразить свое настроение в рисунке. Давайте покажем нашим гостям, какое у нас настроение.
Приложение.
Песня «Лесная зарядка»
Зайцы делают зарядку
Саша тоже не ленись
На зарядку становись.
Припев: Прыг-скок руки вверх
Прыг-скок руки вниз
А теперь давай дружок
Под-тя-нись.
Прыг-скок руки вверх
Прыг-скок руки вниз
А теперь давай дружок
Подтянись-тянись-тянись.
Заниматься с нами хочет
Будем с ежиком шагать
Ножки выше поднимать.
Припев: Топ-топ шаг вперед
Топ-топ шаг назад
А теперь в ладоши хлоп 2 раза
Ножки встали и стоят.
Дружно выпрямили спинки
Ставят лапки на бока
И качаются слегка.
Припев: Кач-кач вправо-влево
Кач-кач влево-вправо
Вот такая лягушачья 2 раза
И зарядка и забава.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.