Конспект дефектологического занятия для детей средней группы ЗПР «Путешествие в страну геометрических фигур»
Цель: закрепление сенсорных эталонов плоскостных геометрических фигур (круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник).
Задачи:
• Образовательные:
- закрепить геометрические фигуры;
- выявить различия между фигурами;
- учить видеть в реальных предметах сенсорные эталоны формы;
- способствовать целостному восприятию геометрических фигур.
• Коррекционно – развивающие:
- коррекция и развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия;
- коррекция и развитие зрительного, слухового внимания;
- коррекция и развитие памяти, мыслительных операций;
- коррекция и развитие мелкой, общей моторики, координации движений.
• Воспитательные:
- воспитание умения осознанно выполнять инструкцию взрослого;
- воспитывать взаимопонимание, дружелюбие;
Оборудование:
- Большой канцелярский карандаш, объёмные изображения фигур и подходящие для них отверстия, бланки для раскрашивания, листы бумаги, карандаши.
Используемая современная образовательная технология: игровая, ИКТ.
Форма работы: групповая.
Продолжительность деятельности: 30 минут.
Ход занятия:
I. Вводная часть (организационный момент)
Учитель – дефектолог: Здравствуйте, ребята! Сегодня на занятии мы с вами отправляемся в увлекательное путешествие геометрических фигур. Будем играть в интересные игры, которые нам придумал наш помощник – «Весёлый карандаш».
Учитель – дефектолог: С нашим мы карандашом путешествие начнём!
Соберемся в дружный круг и отправимся мы в путь!
II. Основная часть
Учитель – дефектолог: Итак, посмотрим первое задание, которое предлагает нам «Веселый карандаш».
«Объёмные фигуры»
Учитель – дефектолог: Ребята, скажите, а какие геометрические фигуры принес «Веселый карандаш»?
Дети: круг, овал, квадрат, треугольник и прямоугольник.
Учитель – дефектолог: Правильно! Давайте вместе посмотрим, чем же они отличаются?
Ответы детей:
- У круга нет углов и нет сторон.
- Овал похож на круг, только вытянутый он.
- У квадрата четыре угла и стороны все одинаковые.
- Треугольник имеет три угла.
- Прямоугольник похож на квадрат, но он вытянутый.
Учитель – дефектолог: Верно! А теперь давайте положим наши фигуры по своим домикам (вкладыши).
Дети раскладывает каждую геометрическую фигуру в свой домик.
Учитель – дефектолог: Молодцы! Вы справились с первым заданием «Веселого карандаша». Наше путешествие продолжается, и мы переходим к следующему заданию.
«Собери из палочек»
Учитель – дефектолог: Посмотрите, перед вами лежит много разноцветных палочек. Давайте попробуем из них составить наши геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Дети составляют геометрические фигуры из палочек.
Учитель – дефектолог: Ребята, а из палочек мы можем сложить круг и овал?
Дети: Нет.
Учитель – дефектолог: Правильно, поэтому круг и овал мы будем составлять с помощью веревочек, которые подготовил для вас «Веселый карандаш».
Дети из веревочек составляют геометрические фигуры: круг, овал.
Учитель – дефектолог: Молодцы! И с этим заданием вы справились на отлично. Но задания на этом не заканчиваются. Мы продолжаем дальше удивлять нашего помощника «Веселого карандаша».
«Обведи фигуры»
Учитель – дефектолог: Ребята, посмотрите наш «Весёлый карандаш» и здесь постарался. Сколько он нарисовал нам и всё одним цветом. Давайте мы их с вами выделим. Возьмите один красный карандаш, и обведите все круги. А теперь возьмите зелёный карандаш и обведите все квадраты. Затем синим цветом – треугольники, желтым – прямоугольники, а оранжевым – овалы.
Дети берут цветные карандаши и стараются обвести все фигуры определенным цветом.
Учитель – дефектолог: Отлично!
«Пальчиковая гимнастика»
Учитель – дефектолог: Вы хорошо потрудились, давайте же немного отдохнём.
«Мы с фигурами играли,
Вот и пальчики устали.
Раз – два – три – четыре – пять,
Будем ручками махать.
Пусть немного отдохнут, и опять играть начнут».
Дети выполняет пальчиковую гимнастику.
Учитель – дефектолог: Вы немного отдохнули, к новым заданиям готовы?
Дети: Да, готовы!
Учитель – дефектолог: Переходим к следующему заданию «Веселого карандаша».
«Собери картинку»
Учитель – дефектолог: Каждому из вас предоставлена предметная картинка «Котик», которая составлена из геометрических фигур. Попробуйте составить такую же картинку по образцу, а затем составить самостоятельно свою картинку.
Дети составляют картинки из геометрических фигур.
«Поиск предметов»
Учитель – дефектолог: Скажите, а часто ли мы с вами встречаем геометрические фигуры? Посмотрите внимательно по сторонам и найдите мне такой предмет, который по форме выглядит как круг – круглый, как овал – овальный, как квадрат – квадратный, как треугольник – треугольный, как прямоугольник – прямоугольный.
Дети осматривают содержимое кабинета, и стараются найти похожие по форме предметы и называют их.
Учитель – дефектолог: Какие вы молодцы!
III. Заключительная часть
Учитель – дефектолог: Итак, наше с вами путешествие в страну геометрических фигур подошло к концу.
- Давайте мы с вами встанем дружно в круг и расскажем нашему «Веселому карандашу» чем вам запомнилось сегодняшняя встреча, что вам понравилось больше всего, какие фигуры мы с вами вспомнили.
Дети встают в круг и передают друг другу карандаш. Они делятся своими впечатлениями, рассказывают, что им понравилось больше всего, что получалось лучше всего.
Учитель – дефектолог: А теперь «Веселый карандаш» прощается с вами и желает вам больших успехов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.