Конспект «Кто щедрый, тот в дружбе первый, кто жаден, тот в дружбе не ладен» Занятие по развитию эмоциональной сферы детей.

  • docx
  • 09.10.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала жадность Кто щедрый.docx

«Кто щедрый, тот в дружбе первый, кто жаден, тот в дружбе не ладен»

Занятие по развитию эмоциональной сферы детей.

 

Программное содержание:

·        Учить детей вести беседу, проявляя уважение и внимание к собеседникам.

·        Развивать диалогическую речь, умение обосновывать свою точку зрения.

·        Дать представление о таких человеческих качествах как щедрость и жадность.

·        Учить определять то или иное качество по поступкам человека.

·        Закреплять умение объяснять смысл пословиц на конкретных примерах из жизни.

·        Продолжать учить выразительному чтению стихотворений.

·        Побуждать к самоанализу, к объективной оценке собственных поступков.

·        Вызвать у детей желание вырабатывать в своем характере положительные качества, помогающие строить доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми.

Предварительная работа:

·        Заучивание с детьми стихов о щедрости и жадности.

·        Работа с пословицами, помогающая понимать их смысл.

Словарная работа:

Собеседник, щедрый, жадный, ладен, доброжелательный.

Материал:

Сюжетные картинки, «Волшебная книга».

 

Ход занятия:

      I.            Вступительная часть.

Учитель.  Ребята, сегодня у нас необычное занятие по познанию мира людей. Мы будем беседовать.

- Что такое беседа? (Когда несколько человек говорят на какую-либо тему)

- Как называются люди, которые участвуют в беседе? (Собеседники)

- Как должен вести себя собеседник? (Выслушивать и не перебивать других, говорить четко, доброжелательно, не шуметь)

- Доброжелательно – значит «добра желать». Давайте будем все друг другу желать добра!

- А вам интересно узнать, о чем мы будем беседовать? Я вам об этом не скажу, а вы попробуйте догадаться сами.

   II.            Основная часть.

Учитель.  Давайте внимательно послушаем стихотворение и подумаем, о чем оно?

«Подъемный кран»

У меня подъемный кран,

С ним играть я буду сам!

Кран мой новенький, блестящий,

Он совсем как настоящий!

Никому его не дам –

Это мой подъемный кран!

Ответ детей. О жадности.

Учитель.  Что такое жадность?

Ответ детей. Когда человек ни с кем не делится, думает только о себе, о том, чтобы только ему было хорошо.

Учитель.  А теперь послушаем другое стихотворение и подумаем, о чем оно?

«Самокат»

Мне купили самокат,

Я позвал во двор ребят,

Взял сестру и братца –

Будем все кататься!

Дал Сереже и Алеше,

Дал Андрею, Кате, Гоше.

Пусть порадует ребят

Серебристый самокат!

Мы играли очень дружно –

Радостью делиться нужно!

Ответ детей. О щедрости.

Учитель.  Что такое щедрость?

Ответ детей. Щедрость – это когда человек не жадничает, а делится с другими, чтобы все порадовались.

Учитель.  Ребята, посмотрите, что у меня есть! Это Волшебная книга. В ней – разные истории, которые случаются с такими же детьми, как вы. Вам интересно их послушать?

История 1-я «Про Колю и Диму»

Коле подарили новую игрушку – самосвал. Он давно мечтал о таком: с большими колесами, а главное – с откидывающимся кузовом.

Коля долго не мог решить, брать ли новую игрушку во двор. «Ведь ребята поцарапают машину, а то и вовсе сломают ее!» - раздумывал он.

Но играть дома одному с самосвалом было не очень интересно, и Коля решил все-таки взять его во двор.

Здесь Колю сразу обступили ребятишки и стали рассматривать новенькую игрушку.

- Коля, дай, пожалуйста, мне его повозить! – попросил лучший друг Дима.

- И мне! И мне! - закричали другие дети.

Коля нахмурился:

- Не дам! Вдруг вы его сломаете или запачкаете!

Он схватил самосвал, отошел с ним в сторонку и сел на скамейку.

- Ну и не надо! А еще друг называется! – обиделся Дима.

- Давайте все вместе дом строить, а песок и камешки можно в ведерках приносить, - предложила Аня. – Обойдемся без самосвала!

И ребята дружно взялись за постройку дома.

А Коля сидел на лавочке и любовался новой машиной. Но скоро ему стало скучно.

Дима иногда посматривал на друга, а потом подошел к нему и предложил:

- Пойдем играть с нами! А самосвал пусть рядом с тобой стоит, стройку украшает.

Учитель.  Как вы думаете, что же произошло дальше?

Ответ детей.

Учитель.  К счастью, в нашей истории Коля сумел победить свою жадность. Он стал играть вместе со всеми, дети по очереди нагружали самосвал и возили его. Подумайте, кого из мальчиков можно назвать настоящим другом и почему?

Ответ детей.

История 2-я «Про Сережу и Никиту»

Сережа принес в детский сад маленькую модель автомобиля. Автомобиль был совсем как настоящий. Никите очень хотелось поиграть этой моделью, и он попросил:

- Сережа, можно, я чуть-чуть поиграю твоей машинкой?

- А что ТЫ мне дашь поиграть? Ты принес что-нибудь из дома? – строго спросил Сережа.

- Нет, - грустно ответил Никита.

- Ну, тогда не дам! – сказал Сережа.

- А я дам тебе робота! - предложил Денис. – Мне дашь?

Сережа рассмотрел робота, и он ему понравился.

- Тебе дам.

Мальчики поменялись игрушками и стали играть – каждый отдельно. А Никита вздохнул и отошел в сторонку.

Учитель.  Давайте подумаем и вспомним, не случались ли с вами такие истории?

- Можно ли назвать Сережу щедрым? Почему?

Ответ детей.

Учитель.  Щедрый делится просто так, не ожидая и не требуя ничего взамен.

- А сейчас пойдемте прогуляемся!

Физминутка «На лугу»

Вместе по лугу идём,

Ходьба на месте

Не спешим, не отстаем.

Потягивания — руки в стороны

Вот выходим мы на луг

Наклониться и коснуться левой ступни

Тысяча цветов вокруг!

Затем коснуться правой ступни

Вот ромашка, василек,
Медуница, кашка — клевер.
Расстилается ковер
И направо, и налево.

Повороты вправо — влево

Чтоб сорвать в лесу цветочки,

Наклоняйтесь до носочков.
Раз цветок, два - цветок,
А потом сплетем венок.

Наклоны вперед

Руки поднять над головой

Снова мы идём по лесу.

Ходьба на месте

А вокруг так интересно!

Потягивание — руки в стороны

Отдохнуть пора дружок
Мы присядем на пенек.

Садятся дети на места

 

Учитель.  Про щедрость и жадность русский народ придумал такую пословицу: «Кто щедрый, тот в дружбе первый. А кто жаден, тот в дружбе не ладен». Не ладен – значит, не годится для дружбы.

Учитель.  Как вы понимаете эту пословицу?

Ответ детей.

Учитель.  Посмотрите на эти картинки и подумайте, о чем они. Затем картинки о щедрости поместите наверх фланелеграфа, а о жадности – вниз.

(Вызываются 2 ребенка, раскладывают, объясняют свой выбор. Остальные дети проверяют правильность их выбора)

Учитель.  Какой же человек годится для дружбы? С каким человеком вы хотели бы дружить? А каким человеком вы назвали бы себя? Не спешите отвечать, подумайте. И если кто-то считает себя немножко жадным, но вам стыдно в этом признаться – не беда. Знаете - почему?

Потому что любой человек, если захочет, может стать другим, и жадный превратится в щедрого. Такие чудеса – в ваших силах!

Кажется, это трудно: ведь так жалко дать кому-то, например, красивую куклу, так хочется поиграть с ней самой. Но вы попробуйте! И когда увидите, как обрадовался ваш друг, вам станет совсем не жалко! Потому что вместе с куклой вы подарите ему РАДОСТЬ, а это важнее самой лучшей игрушки!

Учитель.  Скажите: радость можно потрогать рукой?

Ответ детей.

Учитель.  Нет, конечно. Ее берут из своего сердца и дарят другому сердцу!

Учитель.  А увидеть радость можно?

Ответ детей.

Учитель.  Конечно! Ее можно увидеть в глазах, в улыбке вашего друга!

Учитель.  А вы знаете, Радость - это такая чудесная вещь! Если ее дарить другим людям, она непременно к вам возвратится!

Учитель.  Вы любите получать подарки?

Ответ детей.

Учитель.  А дарить?

Ответ детей.

Учитель.  Когда вы дарите подарок и видите, как ваш друг радуется, вам и самому становится радостно, правда?

Учитель.  Ребята, мы забыли про Волшебную книгу, а ней еще одна небольшая история для вас!

История 3-я «Про Таню и Олю»

Таня пришла в гости к Оле. Когда они играли, с ее косички слетела резинка. Дай мне расческу, я сделаю хвостик, - попросила Таня.

- Извини, Таня, расческу я тебе дать не могу, - ответила Оля.

- Жадина! – обиделась Оля.

Учитель.  Можно ли Олю назвать жадиной? Почему?
Ответ детей. Личными вещами человек делиться не должен – это негигиенично.

Учитель.  Какие личные вещи еще есть у человека?

Ответ детей. Зубная щетка, полотенце, носовой платок.

III.            Заключительная часть.

Учитель.  Ну вот, и подошла к концу наша беседа.

- О чем мы сегодня говорили?

- Что нового вы узнали? О чем?

- Какие новые слова вы теперь знаете?

(ответы детей)