Конспект литературного чтения И.А Крылов « Слон и моська»
Этап урока Метод и приемы |
Содержание урока. Деятельность учителя. |
Деятельность ученика |
УУД |
Орг.момент Мотивационный
Словес.:ответы на вопросы
|
Здравствуйте, ребята, присаживайтесь! Меня зовут Кристина Вячеславовна. Сегодня я проведу у вас урок литературного чтения. Ребята, какой раздел вы начали изучать? (Великие русские писатели). С творчеством каких писателей вы уже познакомились? (А. С. Пушкин). В каком жанре работает этот автор ? (Стихотворный) Давайте вспомним произведение этого автора. Кроссворд "Сказка о царе Салтане" 1. Кто обещал на весь крещёный мир приготовить пир? (Бабариха) 2. Остров на котором поселился царевич? ( Буян) 3. Что грызла белка под елью? (орешки) 4. В чём добрались до острова царица с сыном? (бочка) 5. Как звали человека, превращавшегося в комара? ( Гвидон) 6. Звание Гвидона? (князь) |
Приветствовать учителя
Настраиваться на работу
Повторять пройденное произведение |
Л : Учатся уважению к себе, сверстникам и старшим. К: оформлять свои мысли в устной речи
Р: принимают и сохраняют уч задачу
|
Постановка учебной задачи и ее решение
Словес.: ответы на вопросы
|
На доске зашифрованы названия литературных жанров. Расшифруйте их и определите, с каким из них вы ещё не встречались в этом году? (ЛИНАЫБ, КЗАСАК, ХОТИСВОРТЕЕНИ, АСНЯБ, ГАЗАДАК) (Былина, сказка, стихотворение, басня, загадка) Чьи басни вы уже читали в прошлом году?
- Сегодня мы обратимся к жанру басни Скажите мне, что такое «басня»? (Басня – это краткий иносказательный нравоучительный комический рассказ в прозе или стихах, в котором действуют животные и вещи, а подразумеваются люди. У басни есть скрытый смысл). Какие цели мы поставим? ( познакомиться с новой басней И.А. Крылова «Слон и Моська»; научиться находить мораль в произведении; научиться анализировать басню) . - Давайте поразмышляем, в чём же особенность басни? Обратимся к мнениям Ани и Вани на стр. 44. Прочитаем по ролям диалог. Приготовьтесь отвечать на вопрос! Каковы особенности басни? ( 1. Басня может быть написана стихами или прозой; 2. В басне всегда есть наставление; 3. Главными героями басни обычно бывают животные, растения, вещи, люди; 4. В басне есть приём иносказания; 5. В баснях много крылатых выражений).
На стр. 45 даны крылатые выражения. Давайте вспомним, из каких басен эти выражения. Объясните, как вы понимаете смысл.
-Если автор работает с баснями. Как его назвать? (баснописец). - Соберите фамилию, имя и отчество. ЫЛ-КР-ОВ АН-ИВ АН-ВИЧ-ДР-РЕЕ (Крылов Иван Андреевич)
- Ребята, А.С.Пушкин очень любил басни И.А.Крылова и называл его «истинно народным поэтом». - Посмотрите на портрет И.А.Крылова. - Каким он вам представляется по характеру? (добрый, умный и т. д.) - Да, ребята, мы видим открытое лицо, добрые и проницательные глаза мудрого человека. - Хочется ли вам узнать что – то новое о человеке, написавшем эти басни? - Родился И.А.Крылов в Москве 13 февраля 1768 года. Отец его был военным, а мать была неграмотной женщиной. Образованию будущего баснописца уделялось много внимания. Но уже в 10 лет И.А.Крылов остался без отца и пошёл работать. Ещё через 4 года семья Крыловых переезжает в Петербург. Иван Андреевич уже в это время начинает писать стихи, пьесы, но они не имели успеха. Иван Андреевич становится домашним учителем. После Крылов работал в Публичной библиотеке в Петербурге, занимается литературной деятельностью. К нему приходит успех и признание, карьера его развивается успешно, он получает различные награды. Умер И.А.Крылов 21 ноября 1844года, в зените славы, дожив до глубокой старости.
- Какие басни Ивана Андреевича Крылова вы помните с прошлого года? (Лебедь, щука и рак)
Просмотр мультфильма «Лебедь, рак и щука». -Каков смысл басни? -Кого подразумевает автор по образом лебедя? Рака? Щуки?
Баснописец, изображая, например, лису, подразумевает хитрого человека, то есть переносит черты характера человека на животное. Такой приём называют иносказанием. |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться в данном разделе.
Называть басни И.А. Крылова.
Определять тему произведений, цели рассматриваемых на уроке.
Рассказывать об особенностях структуры басни И.А. Крылова.
Предполагать
Рассматривать картину; рассказывать о картине.
Объяснять смысл басни И.А. Крылова
|
П: определяют тему и цели урока
П: понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
П: строят речевое высказывания
Р: Оценивание характера героя, его поступки и их мотивы, сравнение своих ответов с ответами одноклассников
К: высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Решение частных задач на основе анализа текста Словес.: ответы на вопросы
Практический: слушание биографии И.А. Крылова
Практический: слушание и чтение Т
Практический: анализ басни
Словес.:ответы на вопросы
Словес.: высказывания уч-ся. |
- Сегодня мы познакомимся ещё с одной басней И.А.Крылова и научимся находить особенности жанра басни. - А чтобы узнать о ком она, найдите лишнее животное в этой группе и объясните, по какому признаку вы его выделили: Собака, кошка, слон, корова, овца, коза. -Правильно, сегодня мы с вами познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська», а познакомиться с басней Крылова – значит стать умнее, узнать что – то новое, важное о себе и людях. -Почему слова «Слон» и «Моська» написаны с большой буквы? (это герои басни) -А, теперь, чтобы текст басни был нам понятен, определим значение некоторых слов: ОткОле – то же, что откуда ни возьмись. СрамИться – позорить. ДикОвинка – странная, удивительная вещь, явление. Попасть в большие забиЯки – прослыл задирой -Можно ли по названию определить, о чём будет произведение? Какой слон? А Моська? Послушайте и проверьте, правильно ли мы определили содержание басни? Чтение басни «Слон и Моська». - Понравилась ли вам басня? - Что заставило вас улыбнуться? -А сейчас перечитаем басню и постараемся понять её наставление. ( Задание: Перечитайте басню про себя. Выберите : 1в – строчки, описывающие слона; 2в – строчки, описывающие Моську). -Прочитайте слова Моськи. Как они её характеризуют? Слона? -Скажите, пожалуйста, чему же учит басня? -Раскройте смысл иносказания. ( Люди, которые стараются возвыситься за счёт других). -Какие крылатые выражения вы бы выделили? (- « По улицам Слона водили, как видно напоказ» ; - «Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!» ). Выразительное чтение по ролям (автор, Шавка, Моська |
Читать вслух и про себя.
Объяснять используемые в тексте выражения.
Характеризовать героев
Анализировать поступки героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
определять свою позицию по отношению к героям произведения. Делать вывод на основе анализа поступков героев, как нужно поступить в той или иной ситуации.
|
Л: умение слушать
П:слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
П: работать с текстом: выделять в нём тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; |
Рефлексия Словес.: ответы на вопросы, самоанализ
|
Итак, какие слова басни стали крылатыми? ( отколе, срамиться, диковинка, попасть в большие забияки). Какие качества людей они характеризуют: смелость, отвагу, храбрость; задиристость, хвастовство, трусость, подлость, глупость, лень ? -Что понравилось на уроке? -Что понравилось в своей работе на уроке/ в себе? Может кто-то уже наизусть знает басню «Слон и Моська»? Домашнее задание : выучить басню «Слон и Моська». Спасибо за урок. До свидания! |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения
|
П: осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
П: строят рассуждения |
Тема урока: Иван Андреевич Крылов. Басня «Слон и Моська».
Цель урока: познакомить учащихся с новой басней И.А. Крылова «Слон и Моська»; учить находить мораль в произведении; вспомнить басни прочитанные раннее; формировать умение анализировать художественный текст и видеть жанровые особенности басни.
Тип урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Предметные результаты: помочь вспомнить басни, прочитанные ранее; понимать содержание прочитанного, высказывать свое отношение; научатся определять басню, как жанр литературы по характерным признакам;
Личностные результаты: способность к самооценке своей работы; знакомиться с культурно-историческим наследием России, общечеловеческими ценностями; воспринимать басню как особый жанр литературы.
Оборудование: Учебник: Литературное чтение: 3кл.: 2 ч. Н. А.Чуракова , презентация.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.