Конспект логопедического занятия с учащимися 2 класса, имеющими диагноз «ФФНР»
Тема: Гласные звуки и буквы.
Цель: научить детей дифференцировать гласные I и II ряда
Задачи:
- учить детей дифференцировать гласные первого и второго ряда;
- развивать фонематический слух;
- учить соотносить гласные звуки с буквами;
- учить определять на слух и правильно использовать на письме гласные первого и второго ряда на уровне слога, слова, предложения;
- расширять словарный запас;
- развивать внимание, память, мышление.
Оборудование и материалы: картинки с контурным изображением предмета, конверты с различными геометрическими фигурами.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Учащиеся готовятся к уроку.
Логопед задает вопросы: Какое сегодня число? Какой день недели? Какое время года? Какие осенние месяцы вы знаете? Какой месяц будет после ноября? И т.д.
2. Сообщение темы и целей занятия:
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о парных гласных. Для начала назовите все гласные звуки: А, О, У, Э, Ы, И, Е, Ё, Ю, Я. Теперь давайте вспомним, какие из них относятся к гласным I ряда (а, о, у, э, ы)? А какие ко II ряду?
- На этом занятии мы будем учиться различать гласные I и II ряда, чтобы не путать их на письме.
3. Сказка об образовании йотированных гласных: «Давным-давно жили дружно и весело гласные звуки - А, О. У, Э. Был у них друг - согласный Й. Он часто приходил в гости к гласным звукам и слушал, как они пели.
Однажды звук Й тоже захотел спеть вместе с ними. Первая согласилась гласная А. Вот они запели дуэтом «ЙА-ЙА-ЙА!» прислушались звуки и услышали «Я – Я - Я!» (логопед предлагает детям пропеть песенку вместе со звуками, обращает внимание на то, что при произнесении двух звуков получается Я).
Потом звук Й пел вместе с О (ЙО-ЙО-ЙО), вместе с У, с Э. У них получалось:
ЙУ-ЙУ-ЙУ=Ю;
ЙЭ-ЙЭ-ЙЭ=Е;
ЙО-ЙО-ЙО=Ё;
Так получались гласные буквы Я, Ю, Е, Ё!».
При пропевании логопед обращает внимание детей на артикуляцию звуков.
4. «Назови парный звук»:
- Кто ответит мне, какие звуки называют парными и почему?
- Можно ли назвать У и Э парными? Я и О?
- Теперь я буду называть звук, а вы быстро назовите ему пару:
О – Ё, У – Ю, Я – А, Ы – И, Е – Э.
5. Звук – буква:
(На доске написаны гласные буквы)
- Ребята, а вы не забыли, какими буквами звуки обозначаются на письме?
- Давайте-ка проверим. Вы будете выходить по одному к доске, я буду называть гласный звук, а вы указкой показывайте соответствующую ему букву. Всем понятно? Кто первый идет?
- Сейчас давайте наоборот: я показываю букву, а вы называете, какой звук она обозначает.
6. «Пиши наоборот»:
- Мы с вами вспомнили, как пишутся буквы, а теперь открываем тетради, списываем с доски сегодняшнее число и слушаем внимательно задание: я буду называть вам слог, а вы запишите его, меняя гласную на парную ей. Например, я говорю МА, а вы пишете – МЯ. Все поняли? Тогда начинаем:
НА – , ПО – , НУ – , РА – , ДЮ – , ВИ – , ЛЕ – , КУ – , ТЯ – , ГЁ – , ДО -.
7. Узнавание предмета по контурному изображению и деталям рисунка:
- Ребята, посмотрите на картинки и узнайте, что это такое (логопед показывает детям картинки, на которых предметы изображены контурно или разделены на детали).
8. Составление узоров из геометрических фигур:
- У вас на столах конверты, в которых лежат разные геометрические фигурки. Сейчас я загадаю вам загадку, а вы назовите отгадку и покажите, о какой геометрической фигуре я говорила:
1.Узнает очень просто
Меня любой дошкольник:
Три стороны и три угла –
Зовусь я – треугольник!
2.Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его? Квадрат!
3.Я – известный всем овал.
У меня есть верный друг.
Без него я никуда.
А зовут его все – круг!
- Молодцы! Все правильно отгадали. Теперь я вас попрошу составить узор из фигур. Он может быть какой угодно, только чтобы в нем обязательно было 3 квадрата. (Дети составляют узор).
- Все справились? А теперь сделайте так, чтобы в вашем узоре было 2 красных фигуры и 3 зеленых.
- Последний узор сделайте так, как подскажет ваша фантазия.
9. Словарный диктант:
- Снова открываем тетради, пропускаем одну строчку после предыдущего задания и пишем с красной строки слова под диктовку. С какой буквы мы должны начать писать? – С заглавной. – Верно. Итак, слушайте внимательно и будьте осторожны - не путайте парные гласные!
Утюг, Аня, сливы, вилы, поле, маяк, поёт, заяц, липы, руки, салют, космос, полёт, лапы, крыша, поэт, овёс, мухи.
- Теперь возьмите карандаш и подчеркните те слова, в которых есть парные гласные. Сосчитайте, сколько слов вы подчеркнули. У всех 10 слов?
10. Физминутка:
- Встали, вышли из-за парт, поднимая руки, вверх делаем глубокий вдох носом, опуская руки в низ ,выдыхаем, воздух через рот. Руки не напряжены (4-5 раз). Хорошо. А теперь немного потанцуем.
Руку правую в перед,
А потом ее назад,
И опять ее в перед ,
И немного потрясем.
Мы танцуем буги-вуги.
Поворачиваем круги
и в ладоши хлопаем вот так.
(Тоже самое только с левой рукой).
- Вот мы с вами немного отдохнули, а теперь продолжим работу.
11. Работа с паронимами:
- Ребята, я назову слово, вы запишите его, поставьте черточку, измените в слове гласную букву на парную ей и запишите новое слово:
Мал – мял; лук – люк;
Нос – нёс; мыл – мил.
- Сравните пары слов по смыслу. Выберете одно слово, придумайте с ним предложение и запишите. Прочитайте, что у вас получилось.
12. Итог занятия:
- Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили?
- Какие гласные относятся к I ряду, а какие ко II?
- Что вам больше всего понравилось на занятии?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.